Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Котляров Иван Дмитриевич

Проблемы квалификации научных руководителей

Аннотация

В статье сформулированы требования к квалификации научных руководителей соискателей ученой степени кандидата наук. Показано, что в сфере подготовки кандидатов экономических наук эти требования не выполняются. Намечены пути устранения этих недостатков.

Ключевые слова: научное руководство, диссертант.

ВВЕДЕНИЕ

Организация эффективного взаимодействия научного руководителя (НР) и диссертанта является одной из важных предпосылок успешной подготовки научных кадров высшей квалификации. К сожалению, этой проблеме до настоящего времени уделялось слишком мало внимания [1-11].

В данной работе сделана попытка сформулировать требования, которым должен удовлетворять эффективный научный руководитель с учетом специфики экономических наук.

ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

По мнению автора, научный руководитель должен выполнять следующие основные функции:

- собственно научное руководство - выбор темы, помощь в подборе литературы, содействие в выборе темы и материалов для сдачи экзаменов кандидатского минимума по истории и философии науки и иностранному языку, обеспечение требуемого научного уровня диссертации, наличия в ней актуальности и научной новизны, обеспечение соответствия диссертации паспорту специальности. Назовем эту функцию «функцией учителя»;

- организационное руководство - контроль соблюдения графика выполнения индивидуального плана, обеспечение бюрократических формальностей (публикация требуемого числа статей и т. д.), помощь в подборе диссертационного совета («функция инструктора»);

- привитие аспиранту знания научной этики (отказ от плагиата и самоплагиата, направление статей только в один журнал одновременно, умение корректно определять степень участия каждого исследователя в работе, выполненной совместно, понимание того, что основной мотивацией к занятиям научной деятельностью должно быть не карьерные, финансовые или конъюнктурные соображения, а стремление к приращению знаний о природе, обществе и человеке). Реализацию этой задачи можно назвать «функцией наставника».

Исходя из перечисленных выше основных функций научного руководителя (детальное их описание невозможно в рамках журнальной статьи), можно сформулировать следующие требования к его квалификации:

1. Знание текущего состояния научных исследований в своей предметной области. Необходимо для правильного выбора темы диссертационной работы и для подбора текстов для сдачи экзамена кандидатского минимума по иностранному языку;

2. Знание истории развития научных представлений в своей отрасли и ее межпредметных связей с другими областями знания. Это также необходимо для выбора перспективных тем диссертационного исследования (в том числе и на стыке наук), и для выбора направления подготовки реферата по истории и философии науки;

3. Наличие собственных научных результатов в той отрасли, по которой он осуществляет научное руководство. Свидетельством таких результатов служат публикации (часть из которых обязательно должна быть без соавторов) в ведущих российских и зарубежных журналах. Без выполнения этого условия НР не сможет эффективно осуществлять руководство научной деятельностью диссертанта и выполнить предварительную экспертизу полученных им результатов;

4. Владение иностранными языками (без которого невозможно ни самостоятельное ознакомление с зарубежной научной литературой, ни публикация своих работ в ведущих мировых журналах);

5. Навыки организационной работы (умение формировать график работы диссертанта и следить за его выполнением);

6. Наличие связей с диссертационными советами по профилю специальности;

7. Хорошая научная репутация (в частности, отсутствие плагиата в его научных и учебных публикациях, отсутствие среди диссертаций, защищенных под его руководством или по которым он выступал в качестве оппонента, работ, отклоненных ВАК).

Из вышеизложенного вытекает естественный вывод о том, что назначение научных руководителей должно осуществляться исходя из критерия соответствия перечисленным выше требованиям. В настоящее время этот принцип не выполняется - в качестве НР выступают, как правило, доктора наук или кандидаты наук, имеющие звание профессора. В исключительных случаях НР может быть назначен кандидат наук, имеющий звание доцента. Хотя формально требование о наличии у НР публикаций присутствует в положениях о научном руководителе, на практике оно обходится благодаря чрезмерно лояльному подходу к тому, что считать научной публикацией (таковой часто признаются, например, статьи в платных сборниках заочных конференций, комплектуемых без рецензирования). Таким образом, при назначении научного руководителя собственно научные и этические факторы не учитываются. Организационные факторы во внимание принимаются косвенно - предполагается, что обладатель ученой степени доктора наук и звания профессора обладает, как умением организовать деятельность своих диссертантов, так и наличием связей с диссертационного совета.

Экономические науки характеризуются в системе российского высшего образования определенной спецификой:

1. ППС, имеющие на сегодняшний день степени доктора наук, в ряде случаев получали их во времена СССР, когда подход к анализу экономических реалий был кардинально иным (как и сами реалии). В силу этого эффективное руководство диссертантами в наши дни им по объективным причинам обеспечить достаточно сложно;

2. Создание большого количества экономических кафедр и факультетов в российских вузах привело к тому, что в условиях нехватки профессиональных экономистов их зачастую комплектовали случайными людьми. Как правило, речь шла о представителях технических наук, которые, прекрасно владея математическим аппаратом, но, не зная экономики, в ходе руководства диссертантами, в конечном счете, выпускали кандидатов наук (при попустительстве ученых советов), диссертации которых содержали оторванные от жизни математические модели с выхолощенным экономическим содержанием;

3. Для представителей старшего поколения ППС характерно незнание иностранных языков, что ведет к полному отсутствию знакомства с зарубежной экономической литературой и к отрыву тематики диссертационных работ, как от требований практики, так и от современного научного мейнстрима;

4. Как уже говорилось выше, данная категория НР не ведет самостоятельной полноценной научной работы. В лучшем случае эти специалисты ограничиваются периодической публикацией статей в не рецензируемых платных журналах или платных сборниках заочных конференций, а в худшем - присваивают себе результаты научной работы своих диссертантов (о чем уже говорилось выше). Это ведет к тому, что содержание защищаемых под их руководством работ имеет формальный характер.

Перечисленные проблемы ставят под угрозу процесс производства экономических кадров высшей квалификации в нашей стране. По этой причине, по нашему мнению, при назначении научного руководителя следует исходить из качества его научной деятельности (публикации в ведущих российских и мировых журналах) и его репутации (профессора, уличенные в плагиате или в выпуске на защиту работ, впоследствии не прошедших экспертизу в ВАК, должны быть лишены права руководить диссертантами), а не из его административных достижений. Возможно, было бы целесообразно провести аттестацию научных руководителей на предмет соответствия перечисленным выше критериям.

ВЫВОДЫ

В настоящее время системе научного руководства диссертантами присущ ряд недостатков, обусловленных как общими кризисными явлениями, характерным для системы вузовского образования в целом, так и тем фактом, что обеспечение качества работы научных руководителей находится на периферии внимания руководителей вузов и ВАК. Предлагаемые в данной статье рекомендации, по мнению автора, могут способствовать устранению этих недостатков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедный, Б. Наукометрические оценки продуктивности научной работы аспирантов / Б. Бедный, А. Миронос, Т. Серова // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 20-36.

2. Волков, Ю. Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление / Ю.Г. Волков. - М. : Гардарики, 2005. - 185 с.

3. Жмурова, Т. Диссертация. Как написать и защитить диссертацию / Т. Жмурова, Л. Зайцева. - М. : МГЮА, ЭЛИТ, 2007. - 248 с.

4. Князькин, И. В. Новая эрратология, или Как получить ученую степень / И. В. Князькин, А.Т. Марьянович. - СПб. : Деан, 2005. - 352 с.

5. Корняков, М. В. Как написать кандидатскую диссертацию, или «Курс молодого бойца» : пособие / М.В. Корняков, Д.Е. Махно. - Иркутск : Изд-во Иркутского гос. техн. ун-та, 2007. - 86 с.

6. Кузин, Ф. А. Диссертация. Методика написания. Порядок защиты / Ф.А. Кузин. - М. : Ось-89, 208. - 448 с.

7. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя / А.М. Новиков. - М. : Издательство «Эгвес», 2003. - 104 с.

8. Радаев, В. В. Как организовать и представить исследовательский проект (75 простых правил) / В .В. Радаев. - М. : Изд-во ГУ-ВШЭ : ИНФРА-М, 2001. - 202 с.

9. Райзберг, Б. А. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей / Б.А. Райзберг. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

10. Резник, С. Д. Как защитить свою диссертацию / С.Д. Резник. - М. : Инфра-М, 2009. - 352 с.

Контактная информация: lrpg@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle