Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

09 Февраля 2010 Журнал "SportWeek"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Профессиональный спорт, Персоны

Пришёл. Увидел. Наследил?

Пришёл. Увидел. Наследил?

Пришёл. Увидел. Наследил?

На минувшей неделе на автодроме в испанской Валенсии произошло в некотором роде историческое событие. На тестах за руль призового болида команды Renault, выступающей в чемпионате мира по автогонкам в классе «формула-1», сел российский пилот Виталий Петров по прозвищу выборгская ракета. Нет никаких сомнений в том, что он, как и его напарник по команде поляк Роберт Кубица, поведет желто-черную машину Renault на первом этапе чемпионата-2010 в Бахрейне, который стартует на днях.

Итак, историческое событие состоялось. Россиянин впервые за 60 лет существования «Формулы-1» оказался в «королевских гонках». И не просто так оказался. Стабильными и уверенными выступлениями в сериях GP2 и Formula Renault он это право заслужил. Но… Во всякой бочке меда присутствует ложка дегтя. Так и в истории с Выборгской Ракетой – не успели просохнуть чернила на контракте Петрова, как его менеджер Оксана Косаченко во всеуслышание заявила: дела идут совсем не блестяще, ибо российский бизнес к ее подопечному не проявляет никакого интереса. Пять команд боролись за то, чтобы Петров выступал за них (на Шумахера такого спроса не было!), финны даже предложили Виталию выступать под их флагом, но безрезультатно (интересно, сделали бы они так, если бы он был родом не из Выборга?). И чтобы переход Петрова в Renault все-таки состоялся, его отец взял кредит под залог имущества в банке «Санкт-Петербург».

Некоторые СМИ озвучили сумму годового контракта Петрова – 15 млн евро. Сумма, на мой взгляд, несколько завышенная для новичка. На нее, например, может целый год существовать (пусть и скромно) футбольный клуб российской премьер-лиги, скажем, «Томь» или «Амкар». Для сравнения напомню, что в 2008 году, когда двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо уходил из «Макларена» в «Рено», сумма его спонсорского контракта с фирмой Mutua Madrilena составляла $12 млн. Ничего удивительного в равнодушии российского бизнеса к прорыву Выборгской Ракеты нет.

Давайте вспомним совсем недавнюю историю. Попытки россиян занять хоть какое-то место в «королевских гонках» кого-то потешали, кого-то раздражали, но результата не приносили. В 2002 году болиды записного аутсайдера – команды Minardi – украсил логотип «Газпрома», а в списках тестпилотов появилась фамилия россиянина Сергея Злобина. Как заявил тогда член правления «Газпрома» Александр Красненков, «цель нашего сотрудничества с Minardi – упрочение имиджа концерна в элите мирового бизнеса». Правда, ни на тестах, ни в самих гонках Злобин не проехал ни одного километра, а в мае 2003 года состоялся «развод» – логотип «Газпрома» исчез с болидов «Минарди». Сумма в $20 млн спонсорских вложений для этой итальянской «конюшни» так и осталась недостижимой мечтой. Через некоторое время Джанкарло Минарди, видимо, устав от перманентных неудач, продал свое детище.

Чуть позже попытку занять место под cолнцем предпринял крупнейший сотовый оператор России – МТС. Став одним из спонсоров команды Sauber, эта компания получила взамен только визит пилотов команды в Москву. Для сравнения: другой крупный европейский сотовый оператор – испанская Telefonica сумела за счет целенаправленной политики продвинуть «своих» пилотов Марка Жене и Фернандо Алонсо в элиту «Формулы-1». Испания, никогда до этого не блиставшая в кольцевых автогонках, получила в результате в лице Алонсо двукратного чемпиона мира и одного из сильнейших пилотов современности.

Была еще неуклюжая попытка получить в Москву один из этапов Гран-при. Сначала речь шла о местности с труднопроизносимым для европейца названием Молжаниново, куда даже приезжал знаменитый конструктор автодромов Герман Тилке. Затем речь пошла о Нагатинской пойме. В российскую столицу в 2002 году нагрянул не кто иной, как главный промоутер «Формулы» британский миллиардер Берни Экклстоун. Но, как уверяют разные источники, стороны не договорились из-за суммы вступительных взносов. Сейчас на карте «Формулы-1», где еще десяток лет назад доминировали страны Западной Европы и Северной Америки, есть и Малайзия, и Китай, и Бахрейн с Турцией, но нет России. Все это вместе взятое не может не влиять на крупные российские компании, пожелай те вложиться в гонки.

Есть и еще один аспект, влияющий на российское присутствие в «Формуле-1». Очень похоже на то, что пресловутое частно-государственное партнерство в спорте подошло достаточно близко к важной черте. Говорить об исчерпании ресурса, наверное, рано, но все же... Семеро с ложкой – все-таки многовато для одного с сошкой. И у бизнеса может тривиально не хватить денег на всех, тем более что «Формула-1» – очень капиталоемкий вид спорта. Сбербанк, «Газпром», «Мегафон», другие компании давно тянут тяжкий воз. Они не ропщут – все же профессиональный спорт открывает огромные возможности для рекламы и пиара. Но риск перегрузки способен перевесить все плюсы.

В 47 г. до н.э. великий полководец Юлий Цезарь разгромил в битве при Зеле войска понтийского деспота Фарнака. Разгромил легко, можно сказать, играючи. И составил знаменитое донесение в Рим: «Пришел, увидел, победил». В спортивном менеджменте с недавних пор утвердилась несколько измененная версия этой фразы – пришел, увидел, наследил. Так говорят о тех, кто приходит в профессиональный спорт с большими, но непроработанными планами, с чрезмерными амбициями. Приходит, как правило, ненадолго. Не хотелось бы, чтобы так через какое-то время отозвались о первом русском пилоте и его менеджерах в «Формуле-1».

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle