Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука, Детско-юношеский спорт

Применение технических устройств с элементами спорта для развития уровня физической подготовленности и психофизиологических возможностей детей 1-5 лет

Лахно Е.Г., Козина Ж.Л., Москалец Т.В.

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта
Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды
Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация: Обоснована необходимость применения технических устройств для развития уровня физической подготовленности и психофизиологических возможностей детей. Разработаны технические устройства с элементами баскетбола, спортивного туризма и аналогами системы М.Монтессори. В исследовании приняли участие 52 ребенка возрастной группы 1-2 лет, 56 детей 3-4 лет, 56 детей 4-5 лет. Установлено, что применение методик с использованием технических устройств с элементами спорта способствует повышению показателей физической подготовленности и психофизиологических возможностей детей 1-5 лет.

Ключевые слова: технические устройства, дети, баскетбол, туризм, игрушки, тренажер, физическая подготовленность, психофизиологические возможности, интегральное развитие.

Введение.

На современном этапе развития общества все большее значение приобретает интегральное развитие детей, позволяющее быстро осваивать различные виды деятельности, эффективно действовать в различных сферах жизни [4, 10, 13].

По определению ряда авторов [4, 13], интегральное развитие - это тренировочная система всестороннего целостного развития и самораскрытия человека, которая в отличие от обычных спортивных и оздоровительных тренировочных систем - развивает и раскрывает кроме физического тела и здоровья - еще и полностью все неограниченные скрытые потенциальные возможности человеческого существа и предлагает намного более эффективные и мощные методы самосовершенствования.

Именно всеми этими качествами и возможностями и отличаются системы интегрального тренинга от других тренировочных систем, которые ограниченно развивают только какую-то часть всего комплекса структур человеческого существа и игнорируют другую часть, не давая всестороннего целостного воздействия.

Наиболее благоприятные условия для интегрального развития создаются на начальном этапе формирования ребенка, то есть от нуля до 4-5 лет [1-5]. В этот возрастной период физическое, психическое и интеллектуальное развитие тесно взаимосвязаны между собой. На это указывали как классики детской физиологии, в частности И.А. Аршавский [1, 4], так и современные исследователи [6-8].

В настоящее время высокую популярность и эффективность для интегрального развития детей получили методики проведения упражнений под стихи, в частности, упражнения, построенные на принципе целостных природных движений, среди которых методика Козиной Ж.Л. [6-8]. Но, на наш взгляд, для интегрального развития детей 1-5 лет необходимо также применение специальных технических устройств, аналогичных разработкам Ермакова С.С., Носко Н.А., Мартышевского К.К. [11], поскольку в данном возрасте наблюдается интенсивное развитие освоения окружающего мира, стремление взаимодействовать с различными предметами.

Однако технические разработки, которые предлагаются малышам, направлены на развитие физических качеств или интеллектуальных способностей без их интеграции. Кроме того, практически не применяются элементы различных видов спорта при разработке технических устройств для физического и интеллектуального развития детей 1-5 лет.

Работа выполнялась согласно «Сводному плану научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 гг.» Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта по теме 2.1.9 «Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в отдельных группах видов спорта» (№ государственной регистрации 0108U010862) и по теме 2.4.1.4.3 «Психологические, педагогические и медико-биологические средства восстановления работоспособности в спортивных играх» (№ государственной регистрации 0106U011989).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - обосновать эффективность применения технических устройств с элементами спорта для развития уровня физической подготовленности и психофизиологических возможностей детей 1-5 лет.

Методы исследования: психофизиологическое тестирование, включающее определение латентного времени простой реакции на световой и на звуковой раздражители; педагогические тесты: бег 10 м., метание мешочка с песком весом 40 г, прыжок в длину с места, удержание равновесия на одной ноге. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики.

Исследование проводилось на базе детского сада и яслей г. Днепропетровска «Пчелки». В исследовании приняли участие 52 ребенка возрастной группы 1-2 лет (23 ребенка составили контрольную группу и 28 экспериментальную), 56 детей 3-4 лет (28 детей составили контрольную группу и 28 экспериментальную), 56 детей 4-5 лет (28 детей составили контрольную группу и 28 экспериментальную).

Результаты исследования и их обсуждение.

Для решения поставленных задач нами были разработаны и апробированы методики интегрального развития детей 1-5 лет с применением технических приборов с элементами спорта.

Техническое устройство «Умное кольцо» - это установка с баскетбольными кольцами разного диаметра и цвета. Это техническое устройство применяется для освоения малышами точных движений, характерных для баскетбола. Как справедливо указывает Яхонтов Е.Р. [9], элементы баскетбола способствуют развитию, как психофизиологических возможностей, так и интеллекта. В то же время большое количество исследователей по возрастной физиологии, таких, как Касаткин Н.И. [5], Аршавский И.А. [1,4], Волохов А.А. [3], указывают на то, что именно в раннем возрасте (до 3-5 лет) формируются структуры центральной нервной системы, отвечающие за психофизиологические функции, координацию движений, и способность управлять движениями.

Как указывает Яхонтов Е.Р. [11], применение элементов баскетбола в воспитании способствует развитию интеллектуальных качеств, таких, как скорость и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, оперативное мышление, кратковременная память, устойчивость внимания, устойчивость к помехам и др.

Устройство «Умное кольцо» было разработано нами на основе обычной баскетбольной корзины и щита (рис. 1). Основной целью создания было ознакомление, пробуждение интереса и привлечение детей дошкольного возраста к игре в баскетбол и спорту в целом. Кроме этого, точный бросок требует слаженной работы ног, рук и кисти, в частности. Выполнение любых упражнений именно кистью является очень полезным для развития ребенка, т.к., развивая моторику рук, мы одновременно воздействуем на развитие головного мозга [1-5].

Мы предлагаем не просто выполнять броски в корзину с разного расстояния и под разным углом, а бросать мячи разного цвета и размера в соответствии с цветом и размера корзины из заданного исходного положения. Такой подход к выполнению задачи помогает ребенку не только научиться выполнять броски, (что представляется исключительно физическим упражнением), но и запомнить цвета, научиться сопоставлять предметы по нескольким показателям (цвет, размер, исходное положение). Наше изобретение требует от ребенка как физических, так и умственных навыков и усилий, что способствует его гармоничному, интегральному развитию.

«Умное кольцо» представляет собой железную установку, которая крепится к полу, ее высота 150 см. К ней крепятся четыре трубки длиной 75 см (рис. 1). На конце каждой трубки находятся баскетбольные щиты с кольцами.

Щит № 1 - розового цвета, находится вверху. Его размер 65 см в высоту и 65 см в длину. Диаметр кольца 55 см. Корзина находится на высоте 230 см.

Щит № 2 - зеленого цвета, находится слева. Его размер 55 см на 55 см, диаметр кольца - 45 см. Корзина находится на высоте 145 см.

Щит № 3 - сиреневого цвета, находится справа. Его размер 45 см, на 45 см, диаметр кольца - 35 см. Корзина находится на высоте 145 см.

Щит № 4 - красного цвета, находится внизу. Его размер 35 см на 35 см, диаметр кольца 25 см. Корзина находится на высоте 65 см.

В зависимости от возраста и подготовки малыши могут выполнять 3 типа задач:

1. Броски мяча в корзину, который соответствует цвету мяча.

2. Броски в указанную корзину мячом соответствующего размера.

3. Выполняются броски в корзину мячом, который соответствует как цвету, так и размеру кольца. Геометрические фигуры с подставкой «Веселые уголки» основаны на методике М. Монтессори [10]. Главная идея системы М. Монтессори - это идея космического воспитания, то есть упорядочение хаоса окружающего мира в сознании ребенка, всестороннее познание человека, его места в культуре, истории, природе, Вселенной. Мы расширили возможности применения методики М. Монтессори и разработали геометрические фигуры с подставкой, которые развивают не только интеллектуальные способности и «мелкую моторику», но и физические качества и общую координацию движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Техническое устройство для интегрального развития детей 1-5 лет «Веселые уголки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 



Рис. 3. Изменение психофизиологических показателей детей 1-2 лет в результате применения методики интегрального развития (n=23 в контрольной группе, n=28 в експериментальной группе)

«Веселые уголки» - простые объемные геометрические фигуры с разными основаниями с соответствующими подставками (квадрат, треугольник, ромб, трапеция) (рис. 2). Фигуры (куб, треугольная призма, пирамида и др.) сделаны из фанеры и деревянных планок и окрашены в четыре базовых цвета: красный, желтый, синий и зеленый. К каждой фигуре есть подставка, которая соответствует форме, размеру и цвету данной фигуры. Каждая фигура выполнена в двух вариантах, отличающихся между собой по размеру. Высота больших фигур 40-45 см, маленьких - 25-30 см. Вес маленьких фигур составляет 300 - 400 г, больших - 800 - 900 г.

Детям нужно найти соответствующую подставку для каждой фигуры.

«Веселые уголки» помогают детям изучать цвета и геометрические фигуры, учат отличать большое и малое, визуально сопоставлять форму и размер фигур, способствуют развитию логического мышления. Кроме этого, для того, чтобы переставить фигуру, ребенок должен ее поднять, и эта нагрузка напрямую влияет на физическое развитие.

Мягкие игрушки с веревками «Парочка». Игра рассчитана на детей младшей, средней и старшей возрастной группы (третий, четвертый и пятый годы жизни). Игра основана на обучении вязанию туристских узлов. Умение вязать узлы являются неотъемлемой частью развития ребенка, так как не только предоставляет возможность приобрести важные навыки самостоятельного одевания, но и развивает координационные способности движений пальцев («мелкую моторику»), интеллект, точность движений, опрятность.

Игра «Парочка» - это 10 мягких игрушек, которые нужно разобрать по парам согласно тематике (ягоды, овощи, фрукты, день, ночь). К каждой игрушке прикреплена одна веревка длиной 50 см. Одна игрушка из пары имеет серую веревку, вторая - белую. Ребенку нужно правильно подобрать пары и связать их туристским узлом по заданию [12].

Влияние применения технических устройств на уровень технической подготовленности и психофизиологическое развитие детей 1-5 лет. Применение методик интегрального развития детей от 1 до 5 лет с использованием технических устройств способствовало повышению показателей физической подготовленности и психофизиологических возможностей. В возрастной группе 1-2 года наиболее существенные изменения произошли в показателях времени простой реакции на свет и на звук (в экспериментальной группе наблюдалось достоверное уменьшение латентного времени реакции на свет от 1463,65 мс до 1354,34 мс, р<0,01, в контрольной группе данные изменения не достоверны) (рис. 3).

Время пробегания отрезка 10 м достоверно улучшилось как в контрольной, так и в экспериментальной группах, однако в экспериментальной группе изменение данного показателя более выражено (рис. 4).

Наибольшие изменения в результате применения разработанной методики произошли в возрастной группе 3-4 года. Так, выявлено достоверное улучшение показателей простой реакции на световой и на звуковой раздражители (время реакции на свет уменьшилось вот 907,00 мс до 735,79 мс, р<0,001, время реакции на звук - от 838,11 мс до 611,18 мс, р<0,001).

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 


Рис. 4. Изменение скорости пробегания отрезка 10 м у детей 1-2 лет в результате применения методики интегрального развития (n=23 в контрольной группе, n=28 в экспериментальной группе)

Достоверно улучшились показатели метания мешочка с песком правой рукой (от 2,56 м до 2,90 м, р <0,05), скорости пробегания 10 м (от 3,53 с до 3,06 с, р <0,001), прыжка в длину с места (от 64,14 см до 73,54 см, р <0,01). В контрольной группе данные изменения не достоверны.

Аналогичные изменения наблюдались в возрастной группе 4-5 лет. Время реакции на свет уменьшилось от 692,04 мс до 565,37 мс (р <0,05).

Показатели дальности метания мешочка с песком правой рукой повысились от 3,42 м до 3,77 м, р<0,05), время пробегания 10 м уменьшилось от 3,01 с до 2,75 с, р <0,001), прыжок в длину с места улучшился от 72,54 см до 97,44 см, (р<0,001), время выполнения теста на равновесие повысилось от 16,79 с до 20,77 с (р <0,05). В контрольной группе данные изменения менее выражены и не достоверны.

Выводы.

1. Разработаны и апробированы методики интегрального развития детей 1-5 лет с применением технических приборов с элементами спорта. Техническое устройство «Умное кольцо» - установка с баскетбольными кольцами разного диаметра и цвета, применение которой помогает ребенку не только научиться выполнять броски, но и запомнить цвета, научиться сопоставлять предметы по нескольким показателям. «Веселые уголки» - простые объемные геометрические фигуры с разными основаниями с соответствующими подставками (квадрат, треугольник, ромб, трапеция). Детям нужно найти соответствующую подставку для каждой фигуры. Игра «Парочка» - 10 мягких игрушек, которые нужно разобрать по парам согласно тематике (ягоды, овощи, фрукты, день, ночь). К каждой игрушке прикреплена одна веревка длиной 50 см. Ребенку нужно правильно подобрать пары и связать их туристским узлом по заданию.

2. Применение методик интегрального развития детей от 1 до 5 лет с использованием технических устройств способствовало повышению показателей физической подготовленности и психофизиологических возможностей. В обследованных возрастных группах в результате применения методики интегрального развития выявлены достоверные изменения показателей скорости простой реакции на световой и звуковой раздражитель, времени пробегания отрезка 10 м, дальности метания мешочка с песком, прыжка в длину с места, длительности выполнения теста на равновесие.

В перспективе дальнейших исследований предполагается изучение факторной структуры подготовленности детей 1-5 лет.

Литература:

1. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии / И.А, Аршавский. - М., 1967. - 246с.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. -М., ФиС, 1991. -276с.

3. Волохов А. А. Очерки по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе / А.А. Волохов. - Л., 1968. - 178с.

4. Интервью с профессором И.А.Аршавским: Режим доступа: http://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/nikitin/53647/intervju-s-professorom-i-arshavskim.html

5. Касаткин Н. И. Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека / Н. И. Касаткин. - М., 1948. - 264 с.

6. Козина Ж. Л. Маленькие волшебники. Издание третье, дополненное / Ж.Л. Козина, В.Ю. Козин. - Харьков, 2009. - 80с. - ил. Приложение: видеофильм „ Маленькие волшебники".

7. Козина Ж.Л. Рождение ребенка / Ж.Л. Козина, В.Ю. Козин. -Харьков, 1998. - 72 с.

8. Козина Ж.Л. Чудо природы. Динамическая гимнастика и плавание для самых маленьких / Ж.Л. Козина, В.Ю. Козин. - Харьков, 2009. - 32с. - ил. Приложение: видеофильм „Чудо природы".

9. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е.Р.Яхонтова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 175 с.

10. Montessori, Maria; Oswald, Paul; Schulz-Benesch; Gunter. «Kos-mische Erziehung» Freiburg: Herder; 7. Aufl., 2004. - 120 p.

11. Ермаков С.С. Тренажеры в волейболе: Учеб. пособие / С.С. Ермаков, К.К. Мартышевский, Н.А. Носко/ Черниг. гос. пед. ун-т им. Т.Г.Шевченко, Харьк. худ.-пром. ин-т. — К.: ИСМО, 1999. — 160 с.

12. http://www.tropa.dp.ua/extreme/equipment/uzel.html

13. http://www.eninfo.narod.ru/05_sistem_1.html

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle