Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

21 Февраля 2017 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Футбол

Рубрики: Спортивная наука, Детско-юношеский спорт

Автор: Диденко А. А., Сопов В. Ф.

Применение спортивного арт-тренинга в детско-юношеском футболе

Аннотация

Основная цель исследования - сравнить эффективность применения методики «Спортивный арт-тренинг» (САрТ) у футболистов 15-16 и 11-12 лет. Методика исследования включала в себя: психодиагностические методы (тест стрессоустойчивости Ю. Щербатых); индикатор копинг-стратегий Д. Амирхана (от англ. to cope with - справляться с чем-либо, совладать); шкала школьной тревожности Филипса; тест 16PF Кеттела; шкала мотивационного состояния В. Сопова. Методика «Спортивный арт-тренинг» включала следующие методы арт-терапии - коллаж, изотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, работа с пластическим материалом, сценическая пластика. Сравнительный анализ особенностей копинг-стратегий до применения САрТ показал, что в группе футболистов - младших подростков каждая стратегия совладания имеет более выраженный характер. У футболистов - младших подростков наблюдаются более высокие показатели по фактору «сообразительность», чем в группе старших футболистов. Применение методов арт-терапии было более эффективным в коррекции стратегий копинг-поведения «разрешение проблемы» и «избегание», а также таких свойств личности как эмоциональная уравновешенность, агрессивность, чувствительность независимо от возраста спортсменов. Методы арт-терапии в большей степени оказали влияние на свойства личности социально-психологической обусловленности и эмоционально-волевой сферы.

Ключевые слова: арт-терапия, футбол, детско-юношеский спорт, стресс, негативные состояния, копинг-поведение, свойства личности, сравнение, социально-психологическая обусловленность.

Abstract

Aim of this work is demonstration of the recourses, elaborated by authors of this methodic of sport art-training in applying in the training process of young football players of different age with the aim of correction of strategy of the coping-conduct. The main aim of this investigation is comparison use of the techniques "Sport art-training" of the players 15-16 and 11-12 years old. The technique of investigation included: Psycho-diagnostic methods (test of stress resistance; indicator of the coping-strategy; the scale of the school anxiety by Philips; test 16PF; the scale of the motivationally condition). Technique "Sport art-training" included methods of art-therapy (collage, art-therapy, fairy tale-therapy, biblio-therapy, work with plastic materials, scene plastic arts). Comparative analysis of the particular qualities of the coping-strategy before application the sport art-training showed that the group of the youngest players every strategy of the co-ownership have more expressed character. The youngest players show more high index by a factor "Quickness" then in the group the more older football players. The application of the methods of art-therapy was more effective in the correction of the strategy of the coping-conduct "Solution of the problem" and "Avoiding" and also so quality of individual like "Emotional mental ballast", "Aggression", "Sensitivity" independently of the age of sportsmen. Methods of the art-therapy to a greater extent showed effect on the quality of the individual psycho-social conditionality, emotional and volitional sphere.

Keywords: art-therapy, football, childish and youth sport, stress, negative conditions, coping-conduct, virtue of the person, compare, social and psychological conditionality.

Введение

Умение справиться с волнением и психоэмоциональным напряжением актуально в современном спорте в связи с ускорением темпа современной жизни, с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально-ролевых предписаний.

Следовательно, формирование умений использовать определенные средства для преодоления эмоционального напряжения будет способствовать повышению результативности в спорте.

Эффективность различных психологических техник зависит от многих факторов. Это может быть связано с индивидуальным набором свойств личности спортсменов, особенностями игрового интеллекта [5], их возрастом, профессионализмом психолога-психотерапевта, особенностями сопротивления воздействию консультанта и т.д. В спортивной практике известны многие случаи, когда один и тот же метод психокоррекции способствовал достижению высоких результатов у одного спортсмена и в то же время вызывал негативизм и сопротивление у другого.

Арт-терапия один из самых мягких и в то же время глубоких методов профилактики и коррекции негативных психоэмоциональных состояний для снятия стрессов, хронической усталости. Благодаря методам арт-терапии спортсмен сможет апеллировать к внутренним самоисцеляющим ресурсам, тесно связанным с его творческими возможностями. Поможет лучше приспособиться к жизни, быть более успешным. Более эффективно применять в реальной спортивной деятельности стратегии копинг-поведения (совладания со стрессом). В то же время естественно предположить, что эффективность применения методов арт-терапии (что уже само по себе является мало исследованным и не структурированным) будет существенно различаться у спортсменов разных возрастных групп.

Таким образом, становится актуальным исследование влияния арт-терапевтических технологий на группы спортсменов разного возраста. На основании изложенного выше был проведен сравнительный анализ влияния методов арт-терапии на особенности свойств личности и выраженность стратегий копинг-поведения у футболистов разного возраста.

Целью исследования являлось сравнение эффективности применения разработанной нами методики «Спортивного арт-тренинга» (САрТ) у футболистов 15-16 и 11-12 лет.

Задачи исследования

1) Сравнить уровни выраженности стратегий ко-пинг-поведения и свойств личности футболистов 15-16 и 11-12 лет.

2) Исследовать динамику изменения стратегий копинг-поведения и свойств личности под влиянием методики САрТ в каждой возрастной группе футболистов.

3) сравнить эффективность влияние методики САрТ у футболистов 15-16 и 11-12 лет.

Методы и организация исследования

В исследовании принимали участие футболисты -старшие подростки (ФСП) в возрасте 15-16 лет и футболисты - младшие подростки (ФМП) 11-12 лет. Все они являются учениками ДЮСШ «Вымпел» г. Королева Московской области. В исследовании приняли участие 90 спортсменов.

Для решения поставленных задач, применялись следующие методы исследования:

  • психодиагностические методы: тест на стрессоустойчивость Ю.В. Щербатых [4]; индикатор копинг-стратегий Д. Амирхана [1];
  • методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
  • методики многофакторного исследования личности Кеттелла - 16PF и CPQ;
  • шкала мотивационного состояния В.Ф. Сопова (ШМС) [3];
  • методика САрТ, включала в себя следующие методы арт-терапии - коллаж, изотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, работа с глиной и пластическим материалом, музыкотерапия, работа с телом и сценическая пластика.

Для проведения эксперимента были выделены группы спортсменов.

Экспериментальная группа № 1 (ЭФ1) и контрольная группа № 1 (КФ1) состояли из футболистов - старших подростков в возрасте 15-16 лет.

Экспериментальная группа № 2 (ЭФ2) и контрольная группа № 2 (КФ2) состояли из футболистов - младших подростков в возрасте 11-12 лет.

В экспериментальных группах проводились психологические тренинги по разработанной программе формирования стратегий копинг-поведения методами арт-терапии (САрТ). В контрольных группах тренировки проводились в обычном режиме без психологического воздействия.

Результаты исследования и обсуждение

В группе футболистов - старших подростков (ФСП) исследовался непосредственно фактор стрессоустойчивости. В группе футболистов - младших подростков (ФМП) в силу возрастных ограничений изучали стрессоустойчивость через факторы тревожности.

Первичная психодиагностика уровней стрессоустойчивости группы ФСП позволила сделать вывод о том, что устойчивы к стрессам 20% спортсменов, обладают нормальным уровнем стрессоустойчивости 55% испытуемых. Повышенная чувствительность к стрессу выявлена у 25% футболистов.

В группе ФМП общегрупповые факторы тревожности находятся в норме, кроме фактора «страх ситуации проверки знаний». Иными словами футболисты – младшие подростки в начале исследования проявляли негативные эмоции и чувства, а именно тревожились, беспокоились в ситуациях, когда им было необходимо продемонстрировать свои знания, умения и навыки, особенно на публике.

Анализ доминирующих стратегий коппинг-поведения футболистов групп ФСП и ФМП в стрессовой ситуации до проведения формирующего эксперимента показал следующее: в группе ФСП у 55% футболистов выявлена стратегия «разрешение проблемы». Стратегии «поиск социальной поддержки» (20%) и стратегия «избегание» (25%) выражены менее.

Исследование стратегий совладания со стрессом у футболистов группы ФМП показало, что, несмотря на свой юный возраст, такие спортсмены чаще стараются всё сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему (66%). Иными словами демонстрируют стратегию «разрешение проблемы».

Ярко выраженным отличием у разновозрастных футболистов явились результаты по шкале «избегание». Как было указано ранее, у футболистов группы ФСП данную стратегию применяют четверть испытуемых. А в группе футболистов ФМП - лишь 8% респондентов. Сравнительный анализ копинг-стратегий указал на то, что в группе футболистов - младших подростков -каждая стратегия совладания имеет более выраженный характер.

Изучение особенностей личности футболистов группы ФСП показало, что свойства профиля личности до применения спортивного арт-тренинга находятся на среднем уровне.

У футболистов группы ФСП до применения методов арт-терапии наблюдаются более высокие показатели по фактору «сообразительность», чем в группе футболистов ФМП.

Исследование свойств личности у футболистов разного возраста показало, что на достоверном уровне футболисты группы ФМП более общительные, естественные, непринужденные в общении, склонные к эмпатии. Они устойчивы в интересах, работоспособные, спокойные, жизнерадостные, могут быть эмоциональными лидерами в группе, смелые, предприимчивые. Футболисты группы ФМП - ответственные, совестливые, настойчивы в достижении цели.

В свою очередь футболисты - старшие подростки -более скрытные и обособленные, переменчивые в настроениях, осторожные. Они склонны к непостоянству, социальной пассивности, низкой дисциплинированности.

Значительные различия были обнаружены при исследовании мотивации разновозрастных футболистов. А именно, футболисты группы ФМП имеют максимальные значения по шкале «мотивация», в отличие от футболистов группы ФСП.

Значительная часть футболистов группы ФСП (45%) постоянно конфликтует с тренером и товарищами по команде, они сомневаются в правильности методики тренировки, не верят в успешный исход соревнований. В основном это малоквалифицированные спортсмены.

В свою очередь большинство футболистов группы ФСП отличаются положительным эмоциональным состоянием во время тренировочного процесса, высокой целеустремленностью, активностью, заинтересованностью методикой тренировки (55%).

Участие футболистов группы ЭФ1 в спортивном арт-тренинге способствовало изменению таких свойств личности как стрессоустойчивость, мотивация, эмоциональная уравновешенность, ответственность, агрессивность, чувствительность, хитрость, беспокойство, а также изменению стратегий «разрешение проблемы» и «избегание».

Участие спортсменов группы ЭФ2 в САрТ способствовало изменению таких свойств личности, как: стрессоустойчивость к неблагопрятному психическому фону, не позволяющему развивать свои потребности в достижении успеха; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; проблемы и страхи в отношении с тренером; сообразительность; эмоциональная уравновешенность; лидерство; беспечность; ответственность; агрессивность; чувствительность; волевой самоконтроль, а также изменений стратегий «разрешение проблемы» и «избегание».

Участие спортсменов групп ЭФ1 и ЭФ2 в программе формирования стратегий копинг-поведения методами арт-терапии показало их эффективность. В обеих группах методы арт-терапии оказались эффективными при коррекции стратегий копинг-поведения «разрешение проблемы» и «избегание».

Независимо от возраста арт-терапия способствует изменению таких свойств личности, как эмоциональная уравновешенность, агрессивность, чувствительность. В виду юного возраста спортсменов группы ЭФ2 изменения коснулись таких свойств личности, как открытость, сообразительность, лидерство, беспечность.

В группе ЭФ1, куда входили старшие футболисты, изменился показатель фактора «ответственность».

Выводы

  1. Сравнительный анализ особенностей копинг-стратегий до применения САрТ показал, что в группе футболистов - младших подростков каждая стратегия совладания имеет более выраженный характер. Профиль личности футболистов - старших подростков до применения методов арт-терапии не имеет высоких и низких значений исследуемых факторов, то есть все показатели находятся на среднем уровне. У футболистов - младших подростков наблюдаются более высокие показатели по фактору «сообразительность», чем в группе старших футболистов.
  2. Методы арт-терапии эффективны в коррекции стратегий копинг-поведения «разрешение проблемы» и «избегание», а также свойств личности - эмоциональная уравновешенность, агрессивность, чувствительность независимо от возраста спортсменов.
  3. Методы арт-терапии в большей степени оказали влияние на свойства личности социально-психологической обусловленности и эмоционально-волевой сферы.
  4. Информация о возможностях методов арт-терапии в учебно-воспитательной деятельности тренеров детско-юношеского спорта должна быть представлена в психолого-педагогическом образовании в сфере физической культуры.

Литература

  1. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
  2. Практическая психология. Методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. - 672 с.
  3. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. - М.: Академический проспект, 2005. - 128 с.
  4. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
  5. Бланк, Ден. IQ в футболе. Как играют умные футболисты. Москва: Издательство «Э», 2016. - 176 с.

References

  1. Il'yin, E.P. Psychology of individual differences. - SPb.: Peter, 2004. - 701 p.
  2. Practical Psychology. Procedures and tests / ed. D.Y Raigorodskiy. - Samara: Bahrah M, 2004. - 672 p.
  3. Sopov, V.F. Mental state in a tense professional activity. - M.: Academic Prospect, 2005. - 128 p.
  4. Scherbatyh, Yu.V. Psychology of stress and methods of correction. - SPb.: Peter, 2006. - 256 p.
  5. Blank, Den. IQ in football. How to play smart football. Moscow: "E" Publishing House, 2016. - 176 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle