Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

23 Июня 2017 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Лифанов Александр Дмитриевич, В.А. Антонов, Н.Н. Мамяшева, А.Ф. Халилова, Е.М. Софронова

Практика применения электронных образовательных ресурсов в процессе физического воспитания студентов в вузе

Аннотация

В статье приводятся данные исследования практического применения электронных образовательных ресурсов в процессе физического воспитания студенток. В качестве виртуальной образовательной среды нами выбрана среда дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). В исследовании приняли участие 50 студенток дистанционной формы обучения различных специальностей и направлений подготовки в возрасте 17-20 лет. Для диагностики мотивации студенток к физкультурно-оздоровительной деятельности мы использовали опросник А.А. Касаткина; удовлетворенность студенток процессом физического воспитания исследовалась нами на основе анализа данных, полученных с помощью методики Л.В. Лихачева. На основании полученных результатов делается вывод о том, что ведущим мотивом учебной деятельности является мотив избегания. Анализируя данные, полученные по методике Л.В. Лихачева, мы приходим к выводу, что в целом удовлетворенность студентов в экспериментальной группе заметно выше в сравнении с контрольной группой. В экспериментальной группе значительно выше динамика показателей по всем шкалам удовлетворенности. Однако результаты по шкалам удовлетворенности содержанием занятий, удовлетворенности отношениями с преподавателем отличаются незначительно. Высказывается предположение, что это связано с тем, что учебный процесс студентов с использованием среды Moodle опосредованно затрагивает такие факторы, как содержание занятий и взаимоотношение с преподавателем.

Ключевые слова: студенты, электронные образовательные ресурсы, виртуальная образовательная среда, физическая культура.

Abstract

The article presents the results of the research in the practical application of electronic educational resources among the students in the course of physical training. We have chosen Moodle as a virtual learning environment. The study involved 50 female students of Kazan national research technological university at the age of 17-20 years. For diagnostics of motivation of students to physical activity we used a questionnaire, which consists 80 questions related to the student's attitude to physical activity; for analysis of satisfaction from the process of physical training we were studied using the method of L.V. Lihachev. On the basis of obtained results it is concluded that students' leading educational motives in a higher educational institution is avoidance motive. The analysis of students' satisfaction conducted by the method of L.V. Likhachev, we conclude that overall student satisfaction in the experimental group is significantly higher in comparison with the students of control group. Differences in the dynamics of indicators for all scales of satisfaction were significantly higher in the experimental group. However, their satisfaction with training, students' satisfaction with their teachers did not differ significantly. It is tentatively suggested that this is due to the fact that Moodle using in educational process are factors indirectly affects such factors as academic content and the teacher's relationship with the students.

Keywords: students, electronic educational resources, virtual educational environment, physical culture.

Введение

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий в течение последних десятилетий привело к тому, что они стали повсеместно использоваться во многих сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования. На современном этапе развития общества, стремительное обновление знаний приводит к тому, что будущим специалистам необходимо уметь осуществлять самостоятельный поиск информации и в дальнейшем использовать ее в социальной и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, у студентов необходимо формировать самообразовательные компетенции, которые предоставят возможность непрерывного самообучения с использованием электронных образовательных ресурсов [1]. С внедрением электронных средств обучения связывают понятие «дистанционное обучение», которое не является альтернативой традиционным формам обучения, а дополняет их.

Развитие дистанционной формы обучения в мировой образовательной практике обусловлено доступностью обучения, независимо от ограничений в состоянии здоровья [2]. Это в свою очередь является частью государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг., направленной на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации [3]. Внедрение средств электронного обучения и совершенствование методов организации процесса физического воспитания студентов является перспективным направлением, поскольку предоставляет возможность не останавливать данный процесс по завершении обучения в вузе, а продолжать его в течение всей жизни.

Повышение требований к качеству физкультурного образования обусловливает необходимость технологического обеспечения целостности процесса физического воспитания. Использование электронных средств обучения в процессе физического воспитания студентов является одним из наиболее эффективных способов индивидуализации данного процесса. Однако отсутствие научно-методического обоснования дистанционного сопровождения занятий физической культурой, фонда оценочных средств, практических рекомендаций препятствует самостоятельному выбору студентами содержания образования и реализации индивидуальной образовательной траектории, увеличению доли самостоятельной работы студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Целью настоящей работы являлось выявление особенностей влияния дидактических средств обучения на эффективность процесса физического воспитания в виртуальной образовательной среде Moodle.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ) с 2015 по 2016 г. В исследовании приняли участие 50 студенток дистанционной формы обучения различных специальностей и направлений подготовки в возрасте 17-20 лет. Занятия со студентками экспериментальной группы (ЭГ) проводились в дистанционном формате с 6-12 сентября 2015 г. по 12-18 июня 2016 г. с использованием среды Moodle. Студентки контрольной группы (КГ) занимались по утвержденной на кафедре физического воспитания и спорта КНИТУ учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы для вузов по дисциплине «Физическая культура» (2000).

При выборе методов обучения мы исходили из таксономии (варианта классификации) педагогических целей (по Б. Блуму): знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [4].

Для диагностики мотивации студенток к физкультурно-оздоровительной деятельности мы использовали опросник А.А. Касаткина [5], Н.Ц. Бадмаевой [6]. Удовлетворенность студенток процессом физического воспитания исследовалась нами на основе анализа данных, полученных с помощью методики Л.В. Лихачева [7].

Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ "Statistica 7.0". Для сравнения результатов использовался t-критерий Стьюдента, различия считались значимыми при P < 0,05.

Результаты и их обсуждение

В структуре содержания дистанционного курса «Физическая культура» в виртуальной образовательной среде Moodle нами предусмотрено несколько отдельных модулей. Количество модулей в семестре определяется в соответствии с графиком учебного процесса и составленной на его основе рабочей программы по дисциплине. Содержание дистанционного курса «Физическая культура» нами разделено на несколько модулей [8]:

Модуль 1. Физическая культура как компонент общей и профессиональной культуры (2 часа).

Модуль 2. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов (8 часов).

Модуль 3. Активный экотуризм и его роль в сохранении и укреплении здоровья (в проектировании содержания данного модуля приняли участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки 43.03.01 - «Сервис») (6 часов).

Модуль 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность и ее формы (2 часа).

Модуль 5. Физическая культура как учебная дисциплина и межпредметные связи с другими дисциплинами (2 часа).

Модуль 6. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной деятельности (2 часа).

Модуль 7. Агитационно-пропагандистская деятельность в области оздоровительной физической культуры (совместно со студентами, обучающимися по направлению подготовки 54.03.01 - «Дизайн» (профиль - «Графический дизайн») (2 часа).

Модуль 8. Сценарии и режиссура спортивно-массовых мероприятий (2 часа).

Модуль 9. Средства мобильного обучения на занятиях физической культурой и в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями (4 часа).

Модуль 10. Сохранение и укрепление профессионального здоровья (2 часа).

Модуль 11. Основы семейного физического воспитания (2 часа).

Модуль 12. Психолого-педагогические основы сетевого взаимодействия в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности (4 часа).

Электронные образовательные ресурсы находились в свободном доступе, в учебном процессе в дополнение к среде Moodle использовались следующие технические средства обучения:

  • системы интерактивного контроля уровня сформированности соответствующих компетенций (SMS-тестирование, анкеты с использованием онлайн-сервисов);
  • мобильные приложения;
  • электронные учебно-методические пособия (ЭУМП);
  • образовательные сайты и порталы, посвященные вопросам здорового образа жизни;
  • средства коммуникации (блоги, форумы, чаты, вебинары, общение в социальных сетях «Вконтакте», «Фейсбук», SMS);
  • электронные образовательные ресурсы;
  • обучающие средства в аудио- и видеоформате;
  • виртуальные тренировки (в онлайн-режиме);
  • образовательные ресурсы электронных библиотек (например, ресурс www.elibrary.ru).

Данные компоненты дистанционного курса «Физическая культура» в среде Moodle не только предоставляют возможность организации самостоятельной работы студентов, но и самостоятельно контролировать уровень усвоения учебного материала после прохождения каждого модуля. Суммарный рейтинг на зачете выставлялся по результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестаций. Студентам заранее были известны критерии выставления оценок по каждому наименованию работ: оставление комментариев на форумах, пройденных контрольных тестов, степень активности на виртуальных лекциях и вебинарах [9, 10, 11].

А.Н. Туренков и Л.Н. Скотникова [4] связывают отношение студентов к занятиям физической культурой в вузе с оценкой мотивов физического воспитания. По завершении формирующего этапа педагогического эксперимента было проведено тестирование студентов с целью выявления мотивов учебной деятельности в процессе обучения в виртуальной образовательной среде Moodle (табл. 1).

Результаты исследования показывают, что ведущим мотивом учебной деятельности является мотив избегания (3,10 и 3,13 балла соответственно); на втором месте коммуникативные мотивы (2,94 и 3,04 балла); на третьем - мотив престижа (2,42 и 2,68 балла); четвертое место занимает мотив творческой самореализации (2,26 и 2,25 балла); на 5 месте - учебно-познавательный мотив (2,04 и 2,06 баллов); на шестом - группа социальных (1,83 и 1,82 балла) и профессиональных (1,59 и 1,74 балла) мотивов.

Таблица 1

Динамика учебной мотивации студенток вузов на занятиях физической культурой

№ п/п

Мотив учебной деятельности

Экспериментальная группа (n = 26)

Контрольная группа (n = 24)

В начале

В конце

В начале

В конце

X

r

X

r

X

r

X

r

1.

Коммуникативные

2,94

2

6,57

1

3,04

2

5,34

1

2.

Избегания

3,10

1

3,47

2,3

3,13

1

3,96

2

3.

Престижа

2,42

3

3,46

2,3

2,68

3

3,42

3

4.

Профессиональные

1,59

7

1,78

7

1,74

7

1,89

5

5.

Творческой самореализации

2,26

4

2,73

4

2,25

4

2,48

4

6.

Учебно-познавательные

2,04

5

2,54

5

2,06

5

1,87

6

7.

Социальные

1,83

6

1,96

6

1,82

6

1,60

7

Обозначения: X - сырые баллы (стены); r - ранг.

Данные оценки степени удовлетворенности студентов процессом физического воспитания с использованием методики Л.В. Лихачева [7] представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования удовлетворенности процессом физического воспитания (баллы)

Вид удовлетворенности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

В начале эксперимента

В конце эксперимента

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Условиями занятий

2,83±0,87

3,14±0,93

2,87±0,63

2,76±0,95

Содержанием занятий

2,52±0,93

2,74±0,94

3,02±0,66

2,79±0,91

Результатом занятий

2,16±0,45

2,54±0,32

2,63±1,44

1,82±0,37

Взаимоотношениями с товарищами

2,21±0,91

2,41±0,98

2,11±0,66

2,26±0,92

Взаимоотношениями с преподавателем

2,29±0,65

2,78±0,61

2,75±0,42

2,80±0,62

Примечание: жирным шрифтом выделена достоверность различий в оценке удовлетворенности в начале и в конце эксперимента, P < 0,05 по t-критерию Стьюдента.

Анализируя полученные данные, мы приходим к выводу, что в целом удовлетворенность студентов в экспериментальной группе заметно выше в сравнении с контрольной группой. В экспериментальной группе значительно выше динамика показателей по всем шкалам удовлетворенности. Однако результаты по шкалам удовлетворенности содержанием занятий, удовлетворенности отношениями с преподавателем отличаются незначительно. Мы предполагаем, что это связано с тем, что учебный процесс студентов с использованием среды Moodle опосредованно затрагивает такие факторы, как содержание занятий и взаимоотношения с преподавателем [9–12].

Литература

  1. Кузьмичева, Д.Г. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов вузов с использованием электронных образовательных ресурсов / Д.Г. Кузьмичева, В.Д. Кузьмичев, И.Ю. Латыпов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. -Т. 17. - № 12. - С. 317-318.
  2. Фазлеева, Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е.В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 87-88.
  3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2016 № 42477) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189921/ (дата обращения: 20.08.16).
  4. Туренков, А.Н., Скотникова, Л.Н. К вопросу о повышении уровня мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Туренков, Л.Н. Скотникова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 317-318.
  5. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. -№ 6. - С. 10-13.
  6. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Улан-Удэ: Изд-во Вост.-Сиб. гос. технол. ун-та, 2004. - 280 с.
  7. Лихачев, Л.В. Удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом как фактор повышения эффективности учебно-педагогического процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 14 с.
  8. Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2005. - 24 с.
  9. Беспалько, В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
  10. Тиунова, О.В. Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии / О.В. Тиунова, А.Е. Злобин // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 3. - С. 16-20.
  11. Наговицын, Р.С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 11-14.
  12. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного никла: учеб. пособие / Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. - 33 с.

References

  1. Kuz'micheva, D.G., Kuz'michev, V.D., Latypov, l.Yu. Formation of health and fitness competence of the students of higher education institutions // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2014. - No. 12. -Pp. 317-318.
  2. Fazleeva, E.V. Basic tendencies in dynamics of parameters of health and physical preparedness of TSHPU students for the last five years // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2009. - No. 4. - Pp. 87-88.
  3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 01.12.2015 g. No. 1297 "Ob utverzhdenii gosudarstve-noy programmi Rossiyskoy Federacii 'Dostupnaya sreda' na 2011-2020 godi» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.06.2016 No. 42477) [Elektronniy resurs] [Resolution of the Government of the Russian Federation of 01.12.2015 No. 1297 "On approval of the State programms in Russian Federation 'Dostupnaja sreda'" (2011-2020 years) (Registered in Ministry of justice of Russia 09.06.2016 No. 42477)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170164 (Accessed: 20.08.2016).
  4. Turenkov, A.N., Skotnikova, L.N. To the question about increase of the motivation students of higher educational institutions for physical culture and sports // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - No. 3. - Pp. 90-94.
  5. Kasatkin, A.A. Motives of Health-Improving Activity of Female Students within University Education // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2012. - No. 6. - Pp. 10-13.
  6. Badmaeva, N.C. Influence of motivational factors for the development of mental abilities. Ulan-Ude: Vostochno-Sibirskiy gosudarstvenniy universitet, 2004. - 280 p.
  7. Lihachev, L.V. Satisfaction by physical culture lessons and sports as factor of the educational and pedagogical process efficiency increase: Ph. D. (Pedagogics) Thesis. - M., 1982. - 14 p.
  8. Kuznetsov, V.A. Theoretical training at students of pedagogical high school in general physical culture and sport education system: Ph. D. (Pedagogics) Thesis. – Nizhniy Novgorod, 2005. - 24 p.
  9. Bespal'ko, V.P. Theory textbook: didactic aspect. - М.: Pedagogika, 1988. - 160 p.
  10. Tiunova, O.V., Zlobin, A.E. Marketing of technologies of mobile communication with reference to problems of sports psychology // Vestnik sportivnoy nauki. - 2008. - No. 3. - Pp. 16-20.
  11. Nagovitsyn, R.S. Conceptual Framework of Formation of Personal Physical Culture of Student Based on Mobile Learning. // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2014. - No. 10. - Pp. 11-14.
  12. Usova, A.V. Pupils' General Studing-and-Cognitive Skills Formation in the Course of Natural Cycle Subjects. -Chelyabinsk: Chelyabinskiy gosudarstvenniy pedagogicheskiy universitet, 1997. - 33 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle