Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Сентября 2010 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика, Спорт глухих

Рубрики: Другое

Автор: Воробьев В. Ф., Митрофанова А. А.

Практика индивидуального подхода к детям с патологией слуха при обучении ациклическим движениям

Ключевые слова: младшие школьники с патологией слуха, психодинамические свойства, ациклические движения, индивидуальный подход.

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации индивидуального подхода при обучении движениям. При осуществлении «спирального» алгоритма целесообразно учитывать особенности детей с крайними проявлениями психодинамических свойств.

Контакт: vovofo@mail.ru

The practice of individual approach to children with hearing disorders during training acyclic movements

V. F. Vorobjov, PhD., Assistant Professor Cherepovets State University
A. A. Mitrofanova, the teacher of physical training Special (correctional) boarding school I kind of, Cherepovets

Keywords: younger students with hearing disorders, psychodynamic properties, acyclic movements, individual approach.

Abstract. The paper addresses the problem of realization of individual approach in teaching the movements. In the implementation of ««helical» algorithm useful to take into account the characteristics of children with extreme psychodynamic properties.

Введение
По мнению В. Зайцевой и В. Сонькина задача индивидуализации обучения и физического совершенствования обретает конкретный путь решения: необходимо возможно более точно идентифицировать типологическую принадлежность человека и все дальнейшие воздействия проводить с учетом его конституционально-типологических возможностей [4, с. 304]. В целом ряде исследований (В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин, С. П. Левушкин, С. И. Изаак и др.) доказано преимущество типоспецифического метода, который основан на том, что каждому ребенку предлагается та физическая нагрузка, которая наиболее соответствует его врожденным задаткам. Известно, что конституция манифестируется в телосложении. Поэтому не удивительно, что в качестве группирующих признаков часто используются соматические показатели. В то же время, еще начиная с классических работ И. П. Павлова, в отечественной науке большое внимание уделялось особенностям высшей нервной деятельности. Влияние свойств нервной системы ребенка на его работоспособность прослежена в работах Н. И. Красногорского, А. Г. Иванова-Смоленского, М. М. Кольцовой, М. В. Антроповой, М. М. Безруких, Э. А. Голубевой, Н. Н. Подъяковой и др. В то же время В. Д. Небылицыным были установлены межанализаторные различия в степени силы нервной системы. В дальнейшем в качестве руководящей идеи был принят приоритет проблемы свойств над проблемой «типов». В рамках этой концепции были изучены разнообразные психодинамические свойства [8].

Использование безаппаратных методик для оценки психодинамических особенностей не потеряло своей актуальности и в настоящее время [5, 7]. Реализация типоспецифического подхода осложнятся тем, что многие дети могут быть оценены как средние, им не присущи в ярко выраженной степени признаки, которые используются в качестве группирующих. Т. е., они не могут быть с достаточной определенностью отнесены ни к одной из типологических групп. В практике использования различных типологических схем дети с крайними значениями показателя по одной шкале получают средние баллы при оценке их характеристик с использованием других шкал. Представляется важным попытаться реализовать индивидуальный подход с опорой на ведущие психодинамические свойства, а не стимулировать отстающие качества. Целью экспериментального исследования была проверка результативности использования индивидуального подхода при освоении ациклических движений младшими школьниками с патологией слуха на основе учета индивидуальной выраженности различных психодинамических свойств.

Методы и организация исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида г. Череповца. В нем приняли участие школьники подготовительного и первого классов в количестве 10 человек (табл. 1). Младшие школьники с патологией слуха выполняли теппинг-тест в модификации С. П. Евсеева, результаты теста и разделение на типические группы по показателям поведения и деятельности проводилось по В. А. Родионову [7, с. 139-140]. Уровень двигательной подготовленности оценивался по следующим критериям:

5 баллов - точно соблюдены все требования, предъявляемые к технике выполнения упражнения, оно выполнено слитно, уверенно, свободно;

4 балла - упражнение выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, слитно, свободно, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок;

3 балла - упражнение выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками;

2 балла - при выполнении упражнения допущена грубая ошибка или число других ошибок больше трех.

1 балл - упражнение выполнено с грубыми нарушениями, искажающими его структуру.

Расчет меры центральной тенденции, критерий Вилкоксона и рангового коэффициента корреляции Спирмена проводился с помощью пакета Statistica 6.0.

Экспериментальная часть

Основным условием эффективного физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья является учет основного и сопутствующих заболеваний детей. Младшие школьники не могут выполнить ациклические движения в соответствие с имеющими требованиями, если у них не будет достигнут определенный уровень физической подготовленности. Поэтому при проведении уроков с учащимся данных групп индивидуальный подход осуществлялся с учетом их состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

При проведении констатирующего эксперимента установлено, что дети с нарушениями слуха младшего школьного возраста имели близкий к среднему уровень овладения техникой ациклических движений. Только у двух учащихся наблюдался низкий уровень овладения техникой ациклических движений по всем трём показателям. Результаты типологической группировки по силе нервной системы и психодинамическим свойствам приведены в табл. 1.
Таблица 1. Индивидуальные значения психодинамических показателей детей с патологией слуха

Имя Тип нервной
системы
Психодинамические свойства Теппинг
Активный Замкнутый Взрывной Зависимый левой правой
Саша сильный 76 17 49 37 17,8 21,3
Алёна сильный 30 60 29 62 18,3 17,6
Даша сильный 59 36 46 49 15,4 19,1
Егор средне-сильныи 58 47 50 47 19,3 19,3
Данил средне-сильныи 51 40 47 49 17,5 21,4
Среднее арифметическое 54,8 40 44,2 48,8 17,6 19,7
Лёша слабый 48 45 44 45 17,9 21,1
Женя слабый 39 63 39 62 13,9 15,5
Тоня слабый 65 28 51 45 15 21,6
Артём слабый 51 47 45 49 18,4 19,6
Жора слабый 40 63 38 64 18,3 20,3
Среднее арифметическое 48,6 49,2 43,4 53 16,7 19,6

По результатам статистической обработки данных достоверная взаимосвязь выявлена только между теппингом правой рукой и психодинамическим свойством «замкнутый» (rS =-0,66, р = 0,041). Поэтому в большей мере мы опирались на проявление силы нервной системы, обращая внимание и на другие психодинамические показатели.

На основе программных требований были разработаны конспекты занятий и проведено 15 уроков по освоению техникой данных ациклических движений. Из них на освоение прыжков 4 урока, метания малого мяча на дальность 6 и обучение броску набивного мяча 5 уроков. Необходимо отметить и то, что эти двигательные действия закреплялись и на других уроках с помощью включения их элементов в подвижные игры.

С учетом силы нервной системы мы разделили всех испытуемых на 3 группы. Для детей этих групп были созданы соответствующие условия и подобраны педагогические приемы, обеспечивающие более успешное освоение ациклических движений.

Поскольку испытуемые первой группы имеют максимальный уровень работоспособности и удерживают его примерно одинаково в течение всего времени работы, то они всегда последними выполняли изучаемые движения. Увеличение объема материала у данных учащихся проводили по частям. На первых порах ученику предлагали небольшой объем работы. После того как намеченная часть выполняется, в зависимости от отношения ребенка к предлагаемым ациклическим движениям ему либо предлагали следующую часть, либо ограничивали сделанным. Применялось разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому. Учащимся, отнесённых к этой группе, предлагали несколько вариантов выполнения одного ациклического движения. Например: метание малого меча из различных исходных положений. Учащиеся, отнесённые к первой группе, помогали при выполнении изучаемых ациклических движений более слабым ученикам. Также нами учитывалось то, что дети этой группы при опросе о выполненном задании больше предпочитают устную форму изложения, чем дактильную.

К испытуемым второй группы были отнесены дети со слабым типом НС. Наибольшую работоспособность они показывают в начале урока, поэтому всегда первыми начинали выполнять разучиваемые двигательные действия. Им всегда предоставлялось достаточное время на обдумывание и подготовку к упражнению, а после выполнения упражнения давалось время для проверки и исправления ошибок. Повторное выполнение только что усвоенного движения не требовалось, его выполнение дети могли отложить на следующий урок. Внимание детей этой групп в большей мере обращали на технику выполнения упражнений. Путем поощрений формировали уверенность в своих силах при выполнении нового движения. В минимальной степени отвлекали их от работы, создавали им спокойную обстановку, а также учитывали тот факт, что учащиеся, отнесённые к этой группе, предпочитают дактельную речь устной при ответе на вопросы и старались это исправить.

К третьей группе были отнесены испытуемые со среднесильным типом НС. Их работоспособность выше в середине урока, поэтому все изучаемые упражнения они выполняли после детей 1 группы. От них не требовалось немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно. Учитывалось и то, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, и от них не требовалось быстрого исправления ошибок при выполнении движений, так как им необходимо время на обдумывание и осознания допущенной ошибки. При обучении избегали ситуаций, когда ребенку нужно быстро выполнить действие по заданию, предоставляли время на обдумывание и подготовку. В момент выполнения заданий детей не отвлекали, а старались обеспечить максимальную концентрацию внимания.

Реализацию дифференцированного подход мы рассматриваем как этап индивидуализации обучения. Поэтому при проведении групповой работы также учитывалось своеобразие каждого ребенка.

Саша по типологическим характеристикам активный и взрывной мальчик (см. табл. 1), причем эти признаки связаны с сопутствующим отклонением - гиперактивностью. Поэтому мы ему предлагали выполнять больше упражнений, чтобы он мог реализовать потребность в движении и выразить свои эмоции. У мальчика диагностирована астма, поэтому ему нельзя выполнять упражнения вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжением мышц брюшного пресса. Эти упражнения были заменены дыхательными упражнениями, при которых происходила тренировка полного дыхания и особенно удлинённого выдоха.

У Алёны и Даши, девочек с сильным типом НС, выявлено сопутствующее заболевание - задержка психического развития. Для них характерна слабость волевых усилий, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Кроме того, по результатам обследования выявлены различия. Даша в большей мере активная и взрывная. Она легко и часто немотивированно переходит от смеху к плачу и наоборот. Алена - замкнутая и зависимая. Для неё характерны несамостоятельность и внушаемость, состояние беспокойства, тревожность, Поэтому при обучении этих девочек ациклическим движениям мы внимательно следили за изменениями в их настроении, чтобы подстраиваться под них. Также было увеличено количество повторов при обучении двигательным действиям для лучшего закрепления двигательного действия.

Егор А. имеет среднюю и выше среднего выраженность типологических признаков. Поэтому при обучении ациклическим движениям мы, в первую очередь, учитывали сопутствующие заболевания - внутричерепная гипертензия и нарушение остроты зрения. Были исключены все прыжки с разбега, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове. Эти упражнения были заменены упражнениями на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие.

У Даниила выявлено сопутствующее заболевание снижение остроты зрения на фоне острого астигматизма, выраженность типологических признаков средняя. Реализация индивидуального подхода была сходна с Егором А.

Перейдем к описанию работы с детьми со слабым типом НС. Типологическая особенность Леши - низкий уровень зависимости. У мальчика проявляется вялость, снижена психомоторная активность, нарушение внимания и ухудшение памяти. Поэтому мы старались привлекать его внимание и увеличивать количество повторений при обучении того или иного двигательного действия.

У Жени выявлен низкий уровень активности. Он отнесен к типологическим группам замкнутый и зависимый, сопутствующее заболевание астеновегетативный синдром, функционально-систематические шумы указывают на низкие функциональные возможности. Ему нельзя предлагать упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса, с резким ускорением темпа движения. Поэтому при работе с ним мы старались в большей мере использовать общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лёжа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе. Освоение ациклических движений проводили в более медленном темпе.

Исходя из типологических особенностей, Тоня активная и взрывная девочка, но при её обучении необходимо учитывать сопутствующее заболевание - пиелонефрит в стадии ремиссии и нарушения осанки. Поэтому недопустимы упражнения с высокой частотой движений, высокой интенсивности нагрузки и скоростно-силовой направленности. Следует избегать переохлаждения тела. Поэтому особое внимание, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений уделялось укреплению мышц передней стенки живота и укреплению мышечного корсета спины. Освоение ациклических движений так же проводили в более медленном темпе.

При работе с Артёмом (сопутствующее заболевание - вертебрально-базилярная недостаточность) мы учитывали, что у мальчиков могут возникать головокружения, проявляющиеся в виде ощущения вращения или прямолинейного движения окружающих предметов или собственного тела. При обучении ациклическим движениям были исключены все резкие движения (повороты, наклоны).

Егор Д. замкнутый и зависимый мальчик. Из-за наличия гипертензионного синдрома ограничения в выполнении упражнений сходны с Артёмом. Было увеличено количество повторов при обучении двигательным действиям для их лучшего закрепления.

Результаты и обсуждение

По окончанию формирующего эксперимента проведено повторное обследование (табл. 2). Двое учащихся показали высокий результат по всем трём показателям, трое учащихся показали высокий результат в двух показателях. Оценка достоверности различий проведена с помощью критерия Вилкоксона, установлена достоверность различий в тестах прыжок в длину с места (z=2,67, р = 0,008), метание малого мяча на дальность (z=2,67, рэмп= 0,008), бросок набивного мяча (z=2,80, рэмп= 0,005).

Табл. 2. Результаты выполнения контрольных упражнений детьми с нарушениями слуха в апреле 2010 г.

Испытуемые Тесты
прыжок в длину с места метание малого мяча на дальность бросок набивного мяча
срез срез срез
1 2 1 2 1 2
Саша 4 5 3 5 4 5
Алёна 2 2 2 2 2 3
Даша 3 4 3 5 3 5
Егор А. 3 5 3 5 3 4
Данил 3 5 3 5 3 5
Лёша 2 4 2 4 3 4
Женя 2 3 2 3 2 3
Тоня 4 5 3 5 3 5
Артём 3 5 3 5 3 4
Егор Д. 3 4 2 4 3 4
медиана 3 4,5 3 5 3 4

Только одна медлительная и замкнутая девочка с задержкой психического развития не улучшила свои результаты. Скорее всего, это можно объяснить тем, что девочка до поступления в специальную школу нигде не обучалась (не владела дактилем).

Обсуждение результатов.

Попробуем выстроить цепочку от общих методологических подходов к технологиям [3, с. 10]. Отсутствие желаемого результата в случае Алёны может быть связано и с тем, что для типологической группировки в случае этой девочки наряду с психодинамическими свойствами, необходимо дополнительно учитывать и другие показатели, например, психологические признаки. Оказалось, что «дополнительность» является междисциплинарным понятием. Как известно, идея дополнительности была впервые сформулирована Н. Бором в процессе решения задач квантовой механики, а еще в 1929 г. он пробует использовать идею дополнительности в психологии. В дальнейшем в работах К. Вайцзеккера, Л. де Бройля, И. С. Алексеева и др. было показано, что квалификация этой идеи именно как методологического принципа оправдана и распространена повсеместно. Отсюда, для нас важно, что использование различные типологических схем может иметь равнозначное значение и их использование определяется целью практической работы. В частности, ранее мы предлагали выявлять детей крайних подгрупп [1, 2]. Эти дети часто попадают в группу риска и в большей мере нуждаются в педагогической поддержке. Поэтому можно, в частности, предложить с помощью различных типологических схем выделять детей крайних групп и затем проводить индивидуальную работу, учитывая в первую очередь особенности этих детей. Практика совместного использования различных группирующих признаков и будет реализацией принципа дополнительности. Причем практику индивидуального подхода следует рассматривать как процесс, на каждом этапе формулируя новые специфические задачи.

Заключение

По результатам проведенного исследования считаем возможным предложить «спиральный» алгоритм реализации индивидуального подхода при обучении движениям:

  1. Оценка состояния здоровья с учетом всей имеющейся информации.
  2. Подбор доступных упражнений с учетом состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
  3. Использование различных типологических критериев в качестве группирующих признаков для разбиения изучаемой совокупности на типологические группы.
  4. Анализ информации на основе принципа дополнительности с учетом индивидуальных особенностей детей с крайней выраженностью признака (минимальные и максимальные значения).
  5. Проектирование и реализация этапов обучения движениям на основе типоспецифического подхода.
  6. Оценка результатов за определенный срок практической работы и проектирование нового этапа индивидуальной работы.

Литература

  1. Воробьев В. Ф. К вопросу об организации физического воспитания детей 3 -7 лет с отклонениями в состоянии здоровья на основе учёта темповых особенностей // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2004. № 1-2. С. 6 - 7.
  2. Воробьев В. Ф. Учет конституциональных особенностей при проектировании двигательного режима детей с отклонениями в состоянии здоровья // Материалы III межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогии и специальной психологии»/Отв. ред. О. А. Денисова. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ 2006. С. 67 - 72.
  3. Грибова О. Е. Приём научного моделирования как средство изучения речевых нарушений //Дефектология. 2001. № 1. С. 3 - 10.
  4. Зайцева В. В. Компьютерные технологии в физическом воспитании / В. В. Зайцева, Д. Сонькин // Физиология развития ребенка теоретические и практические аспекты. - Образование от А до Я, 2000. - 296 - 312.
  5. Криволапчук И. А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями. Автореф. дис.... докт. биол. н.: 03.00.13 - М., 2008. - 48 с.
  6. Негашева М. А. Психомоторные особенности и пальцевые дерматоглифы как частные аспекты конституции/ М. А. Негашева, А. А. Дубинина //Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 127 - 136.
  7. Родионов В. А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания. Дис.... докт. пед. н.: 13. 00. 04. - М., 2003. -249 с.
  8. Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. - Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1977. - 392 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle