Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Жуков Юрий Юрьевич

Познавательная активность как фактор успеваемости студентов вузов физической культуры

Аннотация

В статье отображена актуальность, программа и результаты исследования взаимосвязей познавательной учебной активности и учебной успеваемости студентов вузов физической культуры. Здесь не только отражены такие взаимосвязи, но и определены факторы успешного обучения как в плане общего влияния познавательной активности, так и отдельных ее компонентов. К числу наиболее выраженных факторов относятся: высокая организация процесса учебы, проявление волевых усилий при выполнении учебных заданий и интерес к учебе. К числу наиболее зависимых от познавательной активности являются показатели успеваемости: по педагогической практике, по теории физической культуры, и по психологии физической культуры и спорта.

Ключевые слова: познавательная активность, волевые усилия, самостоятельность, организованность, надситуативная активность, интерес к учебе, интегрирование материала, комфортность учебной деятельности, учебная успеваемость, учебные дисциплины, коэффициенты корреляции и регрессии.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p44-50

COGNITIVE ACTIVITY AS FACTOR OF PROGRESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article reflects the urgency, program and results of the examination of the interrelations between the cognitive training activity and training progress of the students of Institute of Higher Education of physical culture. Such interrelations have not only been reflected here, but the factors of successful instruction both in the plan of the general influence of cognitive activity and its separate components have also been defined. The number of the most explicit factors includes: the high organization of the process of studies, the manifestation of volitional efforts at fulfillment of training targets and interest in the studies. The indices of progress are carried to the number of the most dependent on the cognitive activity: by the pedagogical practice, according to the theory of physical culture, and by the psychology of the physical culture and sport.

Keywords: informative activity, strong-willed efforts, independence, organization, over situation-al activity, interest to study, material integration, comfort of educational activity, educational progress, subject matters, correlation and regression coefficients.

ВВЕДЕНИЕ

На первый взгляд, кажется, что заявленное название статьи не несет актуальности. Кажется, что познавательная активность не может не оказывать влияния на учебную успеваемость студентов.

Однако, как можно предположить это не всегда так.

Обращение к специальной педагогической литературе показало, что большинство авторов, мнение о значении познавательной активности в успешности учебной деятельности сформировали как априорное. Экспериментальных исследований на этот счет не проводилось. Однако если бы и было проведено такое исследование, то актуальность заявленной темы сохранилась бы. Какие можно привести аргументы? Их три.

  1. Исследований учебно-профессиональной ценности познавательной активности у студентов-спортсменов не проводилось, даже теоретических. А это важно, поскольку специфика их учебной деятельности ярко выражена [1]. Если это так, то она проявляется во всех ее характеристиках.
  2. Если познавательная активность является фактором учебной успеваемости студентов, то важно найти ответы на вопросы: об иерархии компонентов познавательной активности по критерию их учебной ценности; а так же о том, какие из показателей учебной успеваемости наиболее чувствительны к воздействию факторов учебной познавательной активности.
  3. При наличии достоверных взаимосвязей между показателями познавательной активности и учебной успеваемости студентов, появится еще один вопрос - о характере зависимости этих двух явлений друг на друга (важно будет определить - что на что влияет).

Проблема соотношения познавательной активности студентов и их учебной успеваемости решается посредством выявления характера корреляционных взаимосвязей между ними. Однако для выявления характера зависимости, то есть, определения факторов влияния становится необходимым проведение регрессионного анализа.

Если учебной познавательная активность, окажется фактором учебной успеваемости студентов-спортсменов, то этот факт придаст особое значение нахождению педагогических средств формирования и/или развития этой активности, что, вероятнее всего, скажется на эффективности профессиональной подготовки специалистов.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотезы исследования: предполагалось, что все компоненты учебной познавательной активности достоверно связаны с учебной успеваемостью студентов по всем изучаемым предметам; а также, что показатели познавательной активности являются факторами их успешной учебы.

Цель исследования. Выявить характер влияния компонентов учебной познавательной активности на успешность обучения в физкультурных вузах.

Задачи исследования: определить взаимосвязи компонентов познавательной активности с показателями учебной успеваемости; статистически адекватно эти связи трактовать.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения познавательной активности использовалась специально разработанная методика исследования ее компонентов у студентов вузов физической культуры [2]. Данная методика создана на основе признаков, разработанных Л.В. Суховой [6]. С помощью этой методики определялись: общее значение учебной познавательной активности и ее компоненты - волевые усилия, интерес к учебе, самостоятельность в решении учебных задач, эффективность процесса их решения, интеграция учебного материала в жизненный опыт, надситуативная активность (по числу выполненных необязательных заданий), удовлетворенность учебой.

Для определения учебной успеваемости использовалась анкета закрытого типа. Определялась успеваемость по оценкам, идущим в диплом (за исключением двоек, которые вписывались по результату первой попытки сдачи экзамена) по следующим учебным дисциплинам: специализация (теория и методика избранного вида спорта), теория физической культуры (Теория ФК), психология физической культуры и спорта (психология ФКС), педагогика и оценки за педагогическую практику.

Значения показателей, как учебной познавательной активности, так и учебной успеваемости переводились в стандартные баллы (в стэны) с десятичной разрядностью.

В начале математической обработки данных определялась нормальность распределения всех показателей по программе SPSS. Оказалось, что все они подчиняются закону нормального распределения.

Использовались следующие математические критерии: среднее арифметическое (М); стандартное отклонение (σ), коэффициент вариации (v), коэффициент ранговой корреляции (r), коэффициент регрессии (R).

Выборка испытуемых сформирована в соответствии с классификацией видов спорта Л. К. Серовой [5], из числа студентов, занимающихся контактными, художественными и рекордными видами спорта, в количестве 96 человек. Выборка испытуемых репрезентативна по возрасту и полу. Репрезентативность выборки соблюдалась в отношении всех студентов-очников вуза.

Исследование проводилось на базе НГУ им. П. Ф. Лесгафта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Особенности учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры, а также их успеваемость были выявлены ранее [3] и [4] (соответственно). Компоненты учебной познавательной активности у студентов-спортсменов относительно низки, за исключением волевых усилий и устойчивости внимания, проявляемых на занятиях. Особенно низки показатели активности при домашней подготовке к занятиям. Оказалось, что часть студентов учатся «по интересу», а другая часть «по необходимости» [3].

Было выявлено, что успеваемость по различным дисциплинам различна: наивысшая - по специализации и самая низкая - по теории ФК, при низких коэффициентах вариативности. Показатели учебной успеваемости по специализации, теории ФК и психологии ФКС взаимосвязаны между собой [4].

Таблица 1 показывает особенности взаимосвязей между компонентами учебной познавательной активности и показателями учебной успеваемости по отдельным дисциплинам. Если не считать взаимосвязи обобщенных показателей учебной познавательной активности и учебной успеваемости (при р≤0,05), то число статистически достоверных коэффициентов корреляции равно 15-ти. Это составляет 43%. Как и следовало ожидать взаимосвязей много. При р≤0,01 получено 12 коэффициентов (34%). При достаточной достоверности для такого рода показателей, каждый третий коэффициент корреляции статистически значим. При р≤0,001 получено 7 коэффициентов (20%). Здесь каждый пятый коэффициент корреляции статистически значим.

Таблица 1

Достоверные взаимосвязи познавательной активности и учебной успеваемости студентов вузов физической культуры (n=96; при r=0,21 р≤0,05; при r=0,27 р≤0,01; при r=0,39 р≤0,001)

Учебная познавательная активность

Учебная успеваемость

1

2345

6

Волевые усилия

0,53 0,27 0,34

0,27

Интерес к учебе

0,35

0,50

0,22

Самостоятельность в учебе

0,24

Организация процесса учебы

0,440,22 0,39

0,37

Интегрирование учебного материала

0,29

Надситуативная активность

0,40

0,25 0,35

Комфортность учебной деятельности

0,42

0,58

Познавательная активность в целом

0,23

0,30 0,28 0,22 0,32

0,33

Обозначения: 1 - Специализация. 2 - Теория ФК. 3 - Психология ФКС. 4 - Педагогика. 5 - Педагогическая практика. 6 - Успеваемость в целом. Связи с 99-процентной достоверностью выделены жирным шрифтом.

В целом можно сказать, что ожидаемая тесная взаимосвязь учебной познавательной активности и учебной успеваемости эмпирически подтвердилась. Об этом говорит и коэффициент корреляции между обобщенными показателями изучаемых явлений (r=0,33), достигающий 99-процентной достоверности. Кроме того об этом говорят и коэффициенты корреляции между частными показателями учебной успеваемости и обобщенным показателем учебной познавательной активности. Они все взаимосвязаны с ним.

Из числа факторов познавательной активности, оказывающих влияние на учебную успеваемость можно выделить три наиболее значимых фактора:

  • организация процесса учебы (при р≤0,01);
  • волевые усилия (при р≤0,01);
  • интерес к учебе (при р≤0,05).

Наиболее зависимыми от учебной познавательной активности являются показатели успеваемости по следующим дисциплинам (все при р<0,01): по педагогической практике, по теории ФК, и по психология ФКС.

Если игнорировать взаимосвязи при уровне значимости более 0,001, то полученная их плеяда распадется на две (см. рис.).

рис.png

Рис. Взаимосвязи познавательной активности и учебной успеваемости студентов вузов физической культуры (n=96; при р<0,001).

Примечание: показатели учебной успеваемости по отдельным дисциплинам обведены рамками с двойной линией.

При столь высоком уровне достоверности (99,9 %) выявлено две плеяды показателей. Плеяду А можно назвать «волевая учеба», а плеяду Б - «учеба по интересу». Выявленные ранее два комплекса компонентов познавательной активности [3], проявились и здесь.

Учебная успеваемость по теории ФК находится во взаимосвязи с проявлениями волевых усилий (поиск вариантов выполнения заданий, подготовка к занятиям, устойчивость внимания) и с организованностью, проявляемой в учебной деятельности (частое посещение занятий, заблаговременность подготовки к занятиям и зачетам). При этом важно заметить, что речь идет не об организации процесса учебы по теории ФК, а об организации всей учебы, об организованности как черты личности. Успешность прохождения педагогической практики взаимосвязана с организацией процесса учебы и опосредовано - с волевыми усилиями, проявляемыми в процессе учебы.

Рассмотрим плеяду Б - «учебы по интересу». Учебная успеваемость по специализации взаимосвязана с надситуативной активностью, предполагающей обращения за помощью к преподавателю и к студентам и нововведения в учебной работе, а также комфортностью учебной деятельности - удовольствие от познания, уверенность, работоспособность.

Учебная успеваемость психологии ФКС взаимосвязана с двумя компонентами познавательной активности: с комфортностью учебной деятельности; и с интересом к учебе (выполнение необязательных заданий, изучение дополнительной литературы, посещения добровольных занятий).

Есть основания предположить, что обнаруженные здесь достоверные взаимосвязи трактуются определенно: компоненты познавательной активности являются факторами, а показатели учебной успеваемости - переменными. Однако всякое предположение нуждается в проверке. Проверка проводилась с помощью регрессионного анализа по формуле: Rx/y=r*σxy. (Ряд показателей познавательной активности обозначим х, а учебной успеваемости - у). Рассмотрим коэффициенты регрессии в той последовательности, которая использовалась при анализе корреляции, отраженной на рисунке.

Учебная успеваемость по специализации находится в зависимости от надситуативной активности (Rx/y=0,60; Ry/x=0,27), а также от оценки комфортности учебной деятельности (Rx/y=0,55; Ry/x=0,32).

Учебная успеваемость по теории ФК обусловлена волевыми усилиями, которые проявляют студенты (Rx/y=0,89; Ry/x=0,31) и от организованности учебной деятельности (Rx/y=0,58; Ryx =0,33).

Учебная успеваемость психологии ФКС обусловлена оценкой комфортности учебной деятельности (Rx/y=0,70; Ry/x=0,48) и интересом к учебной деятельности (Rx/y =0,66; а RyXx =0,38).

Успешность же прохождения педагогической практики находится в зависимости от организации процесса учебы (Rx/y =0,52; а Ry/x =0,29).

Так интерпретируются результаты, исходя из очевидных расхождений коэффициентов регрессии в парах. Действительно, значения коэффициентов отражающих влияние учебной познавательной активности на учебную успеваемость в среднем в 1,91 раза превышают коэффициенты, отражающие обратное влияние. Однако требуется формальная процедура определения характера влияния (что, на что влияет при значимом коэффициенте корреляции) - нахождение достоверности различий коэффициентов регрессии. Использовалась формула: Использовалась формула.png. Были получены следующие результаты (таблица 2). Таблица 2 показывает, что во всех семи случаях связи компонентов познавательной активности с показателями учебной успеваемости первые влияют на вторые. Наиболее сильное влияние оказывают: проявление волевых усилий в учебе, а также организации учебы на успешность овладения теорией ФК; надситуативная активность студентов, характеризующаяся обращениями за помощью к преподавателю (преподаватели часто являются и их тренерами) и к студентам, наличием нововведений в учебе влияет на успеваемость по спортивной специализации.

Таблица 2

Характер влияния познавательной активности на учебную успеваемость студентов вузов физической культуры (n=96; при t=1,96 р≤0,05; при t=2,33 р≤0,02; при t=2,58 р≤0,01; при t=3,29 р≤0,001)

Учебная познавательная активность

Учебная успеваемость

123

4

Волевые усилия

3,27

Интерес к учебе

1,78

Организация процесса учебы

2,03

1,66

Надситуативная активность

2,08

Комфортность учебы

1,59 1,48

Пояснение: статистически значимые значения t выделены жирным шрифтом. Обозначения: 1 - Специализация. 2 - Теория ФК. 3 - Психология ФКС. 4 - Педагогическая практика.

Получены важные для практической деятельности сведения. Появляется ответ на вопрос: что нужно изменять в плане повышения познавательной активности для повышения успеваемости.

ВЫВОДЫ

  1. Получено много взаимосвязей между компонентами познавательной активности и показателями учебной успеваемости (статистически значим каждый пятый коэффициент корреляции). Обобщенные показатели этих двух явлений также взаимосвязаны.
  2. К числу наиболее значимых компонентов познавательной активности для успеваемости в целом, являющихся ее факторами относятся: организация процесса учебы; волевые усилия; и интерес к учебе. К числу наиболее зависимыми от познавательной активности являются показатели успеваемости: по педагогической практике, по теории ФК, и по психология ФКС.
  3. Выявлено две плеяды показателей: «волевая учеба» (волевые усилия, организованность, а также успеваемость по теории ФК и педагогической практике) и «учеба по интересу» (надситуативная активность, комфортность учебы, а также успеваемость по специализации и по психологии ФКС).
  4. В исследовании доказано, что именно компоненты познавательной активности являются факторами учебной успеваемости, а не наоборот. Наиболее сильное влияние оказывают: проявление волевых усилий в учебе и ее организация учебы на успешность овладения теорией ФК, а надситуативная активность студентов, на успеваемость по спортивной специализации.

Полученные данные частично подтвердили первую часть высказанной выше гипотезы и полностью подтвердили вторую ее часть.

Полученные здесь результаты являются частью основания для разработки средств формирования и развития учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жуков, Ю.Ю. Типизация студентов вузов физической культуры по параметрам их познавательной активности / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 50-55.
  2. Жуков, Ю.Ю. Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 51-58.
  3. Жуков, Ю. Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.
  4. Жуков, Ю.Ю. Профессиональное самоопределение и успеваемость студентов вузов физической культуры / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 62-67.
  5. Серова, Л.К. Психологическая классификация видов спорта / Л.К. Серова // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции (Санкт-Петербург, 29 ноября 2005 г.). - СПб. : [б. и.], 2005. - С. 42-43.
  6. Сухова, Л.В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения) : дис. ... канд. пед. наук / Сухова Л.В. - Тольятти, 2000. - 184 с.

REFERENCES

  1. Zhukov, Yu.Yu. (2012), "Typification of students of higher education institutions of physical culture on parameters of their informative activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 50-55.
  2. Zhukov, Yu.Yu. (2013), "Methodology of research of cognitive activity signs among the students of the higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 51-58.
  3. Zhukov, Yu.Yu. (2013), "Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.
  4. Zhukov, Yu.Yu. (2013), "Professional self-determination and progress of the students of the physical culture higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 62-67.
  5. Serova, L.K. (2005), "Psychological classification of sports", Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005), pp. 42.
  6. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution), dissertation, Tolyatti, Russian Federation.

Контактная информация: zhukleena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle