Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Плавание, Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Радовицкая Елена Валентиновна

Повышение аэробных возможностей студентов, занимающихся на отделении плавания

Аннотация

В статье представлены результаты исследований положительного влияния беговых аэробных нагрузок, которые используются перед началом занятий в бассейне при обучении плаванию на общую выносливость, физическое развитие и состояние здоровья студентов вузов

Ключевые слова: беговые упражнения, обучение плаванию, общая выносливость, физическое развитие, состояние здоровья.

Результаты исследований физической подготовленности студентов в последние годы констатируют отрицательную динамику функционального состояния кардио-респираторной системы и, как следствие, снижением общей выносливости [4], что является тревожным сигналом. При умеренной физической нагрузке состояние студентов даже основных групп сопровождается одышкой, снижением умственной работоспособности, болями в области спины (вследствие функциональной недостаточности «мышечно-связочного корсета»), нарушением сна, повышенной нервно - эмоциональной возбудимостью [3]. Наши исследования показали, что эффективной профилактикой подобного течения событий является комплексная оздоровительная тренировка аэробной направленности. Она приводит к оптимизации функциональных возможностей и психического состояния организма студентов, повышает уровень их физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. В настоящее время доказано, что оздоровительный эффект в большей мере имеют упражнения, сопровождающиеся достаточно большим расходом энергии и задающие длительные равномерные нагрузки на системы дыхания и кровообращения, требующие повышенного потребления кислорода, то есть циклические упражнения, имеющие аэробную направленность. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и использование на занятиях физического воспитания оздоровительных программ, повышающих функциональные возможности организма студентов, основу которых должны составлять упражнения аэробной направленности.

Вместе с тем, анализ учебных программ, используемых в процессе занятий плаванием в вузах, показал, что до 60% учебного времени используется для обучения студентов техники различными способами плавания [1]. Уровень подготовленности студентов не позволяет использовать в процессе занятий дистанционное плавание, что при всей очевидности положительного влияния плавания на развитие аэробных возможностей, приводит к обратному эффекту. Наши исследования результатов сдачи студентами контрольных нормативов в беге на 2000 м. и 3000 м. девушки и юноши соответственно, подтвердили эти предположения. Так после одного семестра занятий в отделении плавания студенты в среднем достоверно ухудшили результаты в этом нормативе на 8 секунд.

Для устранения этих противоречий была разработана в экспериментально апробирована методика повышения аэробных возможностей студентов отделения плавания с использованием беговых упражнений во время занятий в зале «сухого плавания».

Перед занятиями в бассейне, которые проходили два раза в неделю, студенты экспериментальной группы (ЭГ- 22 человека) начинали занятия в зале с пробежки, в аэробном режиме умеренной мощности постепенно увеличивая продолжительность бега с 10 до 20 минут. Студенты контрольной группы (КГ-23 человека) проводили разминку в зале по традиционной программе.

В экспериментальной и контрольной группах отделения плавания по показателям физического развития произошли следующие изменения (табл.1)

Весовой показатель у юношей всех групп снизился. Наибольшее снижение произошло в экспериментальной группе - 1,8 кг, в контрольной группе снижение веса составило 0,58 кг.

Показатель ЖЕЛ возрос у студентов в обеих группах, но статистически значимые различия на уровне значимости р<0,05 выявлены только в экспериментальной группе. В экспериментальной группе ЖЕЛ выросла на 490 мл (9,9%), в контрольной группе - на 205 мл (4,4%).

По показателю окружности грудной клетки произошли следующие изменения: прирост в экспериментальной группе составил 1,2 см, в контрольной - 1,05 см. Достоверные сдвиги в обеих группах произошли по показателю экскурсии грудной клетки. Этот показатель возрос в экспериментальной группе на 1,45 см, в контрольной группе на 1,59 см.

Таблица 1

Показатели физического развития студентов отделения плавания в период проведения исследований

Исследуемые показатели (X ±m)

Группы испытуемых

р 0,05

ЭГ (22)

КГ (23)

Рост (см)

 

178,85±4,42

177,85±3,44

>

Вес (кг)

Начало

71,95±4,73

72,55±4,81

>

Окон.

70,15±4,30

71,97±4,20

>

р 0,05

>

>

 

ЖЕЛ (см3)

Начало

4920±640,78

4675±713,35

>

Окон.

5410±619,60

4880±620,16

>

р 0,05

<

>

 

Объем грудной клетки (см)

Начало

90,40±8,52

88,90±8,92

>

Окон.

91,60±7,61

89,95±8,13

>

р 0,05

>

>

 

Экскурсия грудной клетки (см)

Начало

9,10±2,14

9,11±2,13

>

Окон.

10,55±1,53

10,70±1,52

>

р 0,05

<

<

 

Динамометрия правой кисти (кг)

Начало

44,95±3,83

43,10±3,77

>

Окон.

45,55±3,53

44,30±3,13

>

р 0,05

>

>

 

Динамометрия левой кисти (кг)

Начало

42,70±4,09

42,25±2,64

>

Окон.

43,40±3,51

43,30±2,37

>

р 0,05

>

>

 

Процентное содержание жира в организме (%)

Начало

18,62±4,31

17,99±4,41

>

Окон.

16,81±2,78

16,48±2,97

>

р 0,05

<

<

 

 

В экспериментальной группе сила правой кисти увеличилась на 0, 6 кг, левой кисти- на 0,7 кг, в контрольной группе - на 1,2 кг и 1,1 кг соответственно по правой и левой руке.

Достоверные изменения произошли в показателе процентное содержание жира в организме в экспериментальной группе и контрольной группе. В экспериментальной группе этот показатель снизился на 10,8%, в контрольной - на 9,2%.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что применяемая нами методика имеет влияние на ЖЕЛ. Наибольший прирост по показателям и в процентном соотношении - в экспериментальных группах. Исследуемый показатель ЖЕЛ характеризует функциональное состояние дыхательной системы. Наиболее эффективным средством, способствующим расширению функции локальных возможностей дыхательной системы, являются упражнения циклического характера, связанные с проявлением выносливости, каким и является бег в среднем диапазоне мощности [2]. Что и доказывают приведённые выше результаты исследования. Бег, как мощное естественное упражнение дыхательной гимнастики, увеличивает глубину дыхания, ритмичность, снижает его частоту и повышает показатель ЖЕЛ.

Результаты плавательной подготовленности у студентов, принимавших участие в исследованиях, также имели различия. Тем не менее достоверных сдвигов на уровне значимости р<0,05 по таким показателям как 50м вольный стиль и 50 м брасс у юношей и экспериментальной и контрольной групп отделения плавания не наблюдалось, хотя время проплывания этих дистанций улучшилось в обеих группах. В экспериментальной группе время проплывания 50м вольным стилем снизилось на 2,72 секунды (4,8%), время проплывания 50 м брассом - на 2,64 секунды (4,0%), в контрольной группе снижение составило 2,75 секунды (5,2%) и 3,27 секунды (4,8%) соответственно по этим дистанциям. Статистически значимые отличия показателя дистанционного плавания 20 минут имеются только в экспериментальной группе. Дистанция, проплываемая за 20 минут в экспериментальной группе увеличилась на 75 метров (10,8%), в контрольной группе это увеличение составило 50 метров. По всей вероятности такие различия в динамике последнего исследуемого показателя обусловлены применением в экспериментальной группе большого объёма нагрузок по развитию общей выносливости.

Таким образом, результаты исследований подтвердили целесообразность использования аэробных беговых нагрузок в процессе занятий по обучению плаванием перед занятиями в бассейне во время разминки в «зале сухого плавая»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кононов, С.В. Развитие специальных физических качеств в процессе обучения прикладному плаванию студентов железнодорожных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кононов С.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - 21 с.

2. Костюченко, В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный : учеб. пособие / В.Ф. Костюченко ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1994. - 124 с.

3. Радовицкая, Е.В. Здоровье студентов и пути его укрепления / Е.В. Радовиц-кая, В. Ф. Костюченко // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : материалы научно-методической конференции (СПб., 16-17 июня 2010 г.) / под ред. И.В. Евграфова, С.В. Кононова, В.А. Милодана. - СПб. : Изд-во ПГУПС, 2010. - С. 8081.

4. Романченко, С. А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой : автореф. дис. . канд. пед. наук / Романченко С.А. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. - 20 с.

Контактная информация: aerolenka@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle