Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: В. Б. Парамзин, В. З. Яцык, И. И. Горбиков, C. В. Разновская

Подбор вращательных акробатических упражнений для развития и оценки динамического и статического равновесия у студентов летных специальностей

В физическом воспитании кроме усвоения специальных теоретических знаний и методических умений важнейшей задачей является развитие общих физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), на базе которых в дальнейшем формируются специальные и прикладные качества и навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализируя упражнения, применяемые для оценки ловкости, мы пришли к выводу, что в основном все упражнения связаны с субъективной оценкой, достаточно сложны для выполнения и требуют специальной подготовки.

Еще одна проблемная ситуация возникает из-за отсутствия упражнений для определения уровня развития ловкости как комплекса качеств, функциональных систем и способностей - гибкости, координации, равновесия (чувства баланса), выносливости к вращениям и переворотам для уменьшения времени поиска стабильной позы, развитие которых, по нашему мнению, должно входить в учебный процесс по физическому воспитанию.

Акробатические упражнения наиболее перспективны для оценки ловкости как способности выполнять точные, соразмерные и целесообразные движения в сложных ситуациях, умения согласовывать движения различными частями тела, плавно выполнять движения, напрягая и расслабляя в необходимый момент определенные группы мышц. Дополнительно включаются гибкость, вестибулярная устойчивость, быстрота поиска стабильной позы после вращений и переворотов.

На спортивно-оздоровительном, начальном и тренировочном этапах при организации и проведении учебно-тренировочного процесса для развития ловкости как комплексного качества целесообразно применять различные гимнастические и акробатические упражнения. Однако в литературе встречается весьма незначительное число упражнений, специально направленных на комплексное развитие и поддержание на необходимом уровне данного физического качества.

В статье приводятся данные предварительного и первого этапов научно-исследовательской работы, направленной на разработку балльной системы оценки и условий выполнения вращательных акробатических упражнений для проверки и оценки ловкости как комплекса качеств при оптимальном функционировании различных систем организма, физических качеств и способностей человека.

Ключевые слова: акробатические вращательные упражнения, комплексное качество; ловкость; гибкость; координационные способности; физическое воспитание; функциональные системы.

Введение. В единой системе принципов, отражающих закономерности физического воспитания, на втором месте располагается принцип связи физического воспитания с практикой жизни, в котором заложена основная социальная закономерность физического воспитания, его главная служебная функция - готовить людей к деятельности, к жизни. Подготовленный к жизни человек должен иметь высокий уровень развития двигательных качеств и владеть большим запасом двигательных умений и навыков, так как на их базе далее будут формироваться специальные качества и прикладные навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому до настоящего времени в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта двигательные способности являются одной из наиболее значимых проблем и предметом непрекращающихся дискуссий [7, с. 7].

Проведенный анализ литературы позволяет утверждать, что эффективность различных видов деятельности обусловливается не только уровнем общей физической подготовленности, но и умением реализовывать имеющиеся двигательные возможности в нужное время, а чаще - в ситуациях недостатка времени [1, с.24]. Одним из двигательных качеств, необходимых для осуществления такой деятельности, является ловкость, имеющая обширные многообразные связи с другими физическими качествами, близко связанная с двигательными навыками, что и придает ей наиболее комплексный характер.

Ловкость рассматривается как сложный психофизиологический комплекс, который включает способность выполнять наиболее точные, соразмерные и целесообразные движения в сложных ситуациях, умение согласовывать движения различными частями тела, плавно выполнять движения, напрягая и расслабляя в необходимый момент определенные группы мышц [7, с. 8].

Многозначность такого определения потребовала включения в теорию и практику термина "координационные способности". Ловкость при этом рассматривается как интегральное проявление координационных способностей.

Включение термина "координационные способности" обусловило необходимость поиска дифференцированных подходов к их развитию и оценке, так как в многочисленных исследованиях была выявлена достаточная специфичность проявлений различных видов координационных способностей человека в физическом воспитании, спорте, быту, трудовой и военной деятельности [7, с. 8]. Исходя из вышеизложенного, в широком смысле под координационными способностями следует понимать такие возможности человека, которые определяют его готовность к рациональному управлению двигательными действиями и регулируют их выполнение.

Различают общие и специальные координационные способности. Общие координационные способности -это вероятные и осуществленные возможности человека, которые определяют его готовность к рациональному управлению разнообразными по происхождению и значению двигательными действиями. Специальные координационные способности - возможности человека, определяющие его готовность к рациональному управлению родственными по генезису и значению двигательными действиями.

В соответствии со специфичностью видов профессионально-бытовой и спортивной деятельности человека [7, с.11], требующей такого же проявления и координационных способностей, выделяют главные, или «фундаментальные», координационные способности. К их числу относят способности к кинестетическому дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции и ритму. Значимость и универсальность указанных координационных способностей определяется их представленностью в быту, в многообразных видах трудовой, оборонной и спортивной деятельности. Поэтому в процессе физического воспитания первоочередное внимание должно уделяться целенаправленному развитию и совершенствованию именно этих способностей.

При этом способность сохранять равновесие (устойчивость позы) в тех или иных положениях тела, а также по ходу выполнения движений имеет определяющее значение, так как выполнение даже сравнительно несложных движений предполагает наличие соответствующего уровня развития органов равновесия.

Основной путь совершенствования координационных способностей - выполнение последовательно усложняющихся заданий (упражнений).

Одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки являются акробатические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на занимающихся.

В процессе занятий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие [3, с. 328].

Многократные активные вращения и перевороты, используемые в тренировочном процессе, в большей мере способствуют уменьшению времени поиска стабильной позы и повышению вестибулярной устойчивости, чем пассивные вращения на тренажерах [2, с. 23].

Большое разнообразие акробатических упражнений и их высокая эмоциональность, минимальная потребность в специальном оборудовании для их проведения позволяют применять их в занятиях с обучающимися различного возраста и уровня подготовленности. Это предоставляет педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на организм обучаемых [2, с. 22].

Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятностной среде, предвидение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами. В процессе тренировки для развития ловкости требуется варьирование различных условий выполнения одного и того же двигательного действия, использование дополнительной срочной информации о результате движений, формирование навыка быстрого принятия решения в условиях дефицита времени [2, с. 18].

Важным методом совершенствования ловкости является воспитание у занимающихся умений рационально расслаблять мышцы. Это связано с необходимостью устранять излишнюю напряженность при выполнении упражнений, которая может возникать даже в действиях, хорошо изученных занимающимися. В таком плане И.В. Ловицкая, В.Л. Марищук и В.Б. Парамзин [5, с.170] применяли упражнения, в которых чередуются произвольное напряжение и расслабление мышц, что позволяет улучшить способность к наиболее полному их расслаблению. Кроме этого, в работе В.Б. Парамзина [4, с. 20] отмечалось, что овладение в относительно короткие сроки приемами мышечной релаксации, саморегуляции дыхания, самомассажа, самоконтроля за напряжением и расслаблением мышц предопределяет способность управления своим эмоциональным состоянием, преодоления мышечной напряженности (в частности способности к расслаблению мышц). Применение данных упражнений открывает возможности регулирования объема и интенсивности физической тренировки, что повышает эффективность корригирующей тренировки с использованием упражнений на совершенствование быстроты, внимания, вестибулярной устойчивости, ловкости и координации.

Для оценки уровня развития ловкости как комплексного качества возникла необходимость подбора адекватных акробатических упражнений с объективной оценкой для применения их в системе проверки.

Цель работы заключалась в обосновании подбора различных вращательных акробатических упражнений и возможности их использования в оценке уровня развития ловкости как комплексного качества, включающего в себя: координацию, статическое и динамическое равновесие (чувство баланса), выносливость к вращениям и переворотам для уменьшения времени поиска стабильной позы, вестибулярную устойчивость.

Основными задачами являлись:

  • обоснование методики подбора вращательных акробатических упражнений;
  • разработка требований к оценке выполнения подобранных акробатических упражнений;
  • определение оптимальной продолжительности выполнения упражнения для освоения техники.

Методы исследования. Было предложено использовать выполнение кувырков вперед и назад и переворотов в сторону левым и правым боком. Каждое упражнение выполнялось без остановки, например: один кувырок вперед и сразу назад (1+1) и далее, один переворот в левую сторону и сразу в правую (1+1) и далее.

Обоснование возможности использования подобранных различных по количеству кувырков и переворотов, определения характера их влияния на физические качества и функциональные системы базировалось на следующих положениях:

  • принципах постепенности и доступности в учебно-тренировочном процессе;
  • схожести двигательных действий с основным упражнением на стационарном гимнастическом колесе;
  • изменении интенсивности физической нагрузки при выполнении упражнения с разным количеством повторений;
  • изменении реакции вестибулярного анализатора на нагрузку [3, с. 330].

В методику определения содержания акробатических упражнений вошли тестовые упражнения:

  • для определения количества повторений кувырков и переворотов в упражнении (1 + 1; 3+3; 5+5; 10+10) использовались модифицированные тесты по реакции порога чувствительности и реакции вестибулярного анализатора (тест Яроцкого, пальцево-носовая проба, вращательная проба Барани - вместо вращения на кресле выполнялись кувырки и перевороты);
  • для определения интенсивности нагрузки до и после выполнения упражнений (1+1; 3+3; 5+5; 10+10) проводилось исследование ЧСС.

После выполнения каждого упражнения для определения динамического равновесия проводилась ходьба по прямой линии (норма - 5 метров), а для определения статического равновесия - удержание равновесия в положении стоя (норма - 15 секунд). В исследовании приняли участие 18 студентов летных специальностей.

Результаты исследования. Исследование реакции организма испытуемых на выполнение кувырков и переворотов показало следующее (таблица).

Выполнение первого теста (кувырки 1+1) повлекло за собой увеличение ЧСС на 10,2 удара в минуту. Все 18 испытуемых успешно преодолели 5-метровый отрезок и удержали равновесие.

При выполнении второго упражнения (кувырки 3+3) частота сердечных сокращений увеличилась на 13,3 удара в минуту. Пятиметровую прямую смогли пройти только 83,3 % испытуемых и столько же выполнили условия по удержанию равновесия.

После выполнения третьего тестового упражнения (5+5) прирост частоты сердечных сокращений составил 31,1 удара в минуту. При этом только 44,4 % обследуемых смогли частично выполнить требования к статическому и динамическому равновесию.

Выполнение четвертого упражнения (кувырки 10+10) способствовало приросту частоты сердечных сокращений на 40 ударов в минуту. Только 2 человека (11,1 %) смогли пройти по прямой до 1 метра, а 33,3 % выполнили упражнение по удержанию равновесия.

Таблица

Динамика показателей функционального состояния после выполнения кувырков и переворотов в сторону на предварительном этапе исследования (М±гп)

Упражнения

Частота сердечных сокращений

Ходьба по прямой линии

Удержание равновесия

до выполнени упражнения (М+m)

после выполнения упражнения (М+m)

прирост показателя ЧСС

длина отрезка

кол-во вып-ших упр-ние

%

секунды

выпол-нили упр.

%

кувырки

1+1

75,2+1,11

85,4+1,56

10,2

≥5м

18

100

15

18

100

3+3

76,0+1,75

89,3+2,16

13,3

≥5м

15

83,3

15

15

83,3

5+5

86,9+2,03

118,0+1,33

31,1

≤3м

8

44,4

15

8

44,4

10+10

83,6+2,14

123,6+2,24

40,0

≤1м

2

11,1

15

6

33,3

перево-роты

1+1

74,0+0,93

85,5+1,11

11,5

≥5м

18

100

15

18

100

3+3

76,1+2,12

90,2+2,08

14,1

≤4м

14

78,0

15

12

66,7

5+5

76,2+2,35

121,0+3,06

44,8

≤3м

6

33,3

15

5

27,8

10+10

78,8+2,44

130,0+3,23

51,2

≤1м

2

11,1

15

0

0

Полученные данные позволяют высказать предположение о том, что в тренировочном процессе кувырки 1+1 и 3+3 целесообразно использовать для овладения техникой данного упражнения. Выполнение кувырков 5+5 и 10+10 вызывает значительные сдвиги в функциональных системах организма и оказывает существенное влияние на состояние динамического и статического равновесия. Использование этих упражнений в тренировочном процессе как автономно, так и в комплексе с другими упражнениями, позволит, по нашему мнению, оказать положительное воздействие на координацию, статическое и динамическое равновесие (чувство баланса), выносливость к вращениям и переворотам для уменьшения времени поиска стабильной позы и вестибулярную устойчивость студентов.

Анализ результатов выполнения переворотов показал следующее. Выполнение первого упражнения (1+1) способствовало увеличению частоты сердечных сокращений на 11,5 удара в минуту. При этом все испытуемые успешно прошли по прямой пятиметровый отрезок и смогли в течение 15 секунд удерживать равновесие.

После второго упражнения (3+3) увеличение ЧСС составило 14,1 удара в минуту, а удержать равновесие в течение 15 секунд смогли только 66,7 % и 78 % обследуемых прошли по прямой линии до четырех метров.

Выполнение следующего тестового упражнения (перевороты 5+5) повлекло за собой возрастание частоты сердечных сокращений уже на 44,8 удара в минуту. После этого только шесть человек (33,3 %) смогли пройти по прямой линии расстояние до 3 метров, а равновесие в течение 15 секунд удержали только 5 курсантов (27,8 %).

Десятикратные перевороты способствовали увеличению частоты сердечных сокращений на 51,2 удара в минуту, а удержать равновесие в течение 15 секунд не смог ни один из участников эксперимента. Ходьба по прямой линии вызвала затруднение у основной массы (до 90 %) участников.

Таким образом, упражнения «переворот в сторону» оказывают более существенное воздействие на изучаемые стороны функционального состояния организма занимающихся, чем выполнение кувырков. Технически выполнение переворотов труднее, но требования к оборудованию мест для их выполнения значительно ниже, чем для выполнения кувырков. Это позволяет использовать эти упражнения при проведении учебных занятий как в зале, так и на стадионе.

В целом анализ результатов предварительного исследования показал, что предложенные вращательные акробатические упражнения (кувырки и перевороты) 1+1 и 3+3 не имеют значительной нагрузочной стоимости и, следовательно, не обеспечивают необходимого развивающего эффекта. Поэтому они могут быть рекомендованы к использованию как подготовительные упражнения для совершенствования техники выполнения. Разрабатывать условия и требования следует к выполнению основных упражнений 5+5 и 10+10 (кувырки и перевороты), в том числе и временных рамок по их выполнению.

Полученные данные также свидетельствуют о том, что предложенные упражнения выполняются с низкой интенсивностью нагрузки - частота сердечных сокращений до 130 ударов в минуту. Тем не менее, прослеживается достаточно высокая динамика частоты сердечных сокращений. Это позволяет считать целесообразным систематическое включение данных упражнений в тренировку выносливости к вращениям и переворотам, быстроты выполнения двигательных действий, ловкости и координации движений. Их применение даст возможность без значительных затрат времени на занятии адаптировать сердечно-сосудистую систему к нагрузкам, а тренировка вестибулярного аппарата уменьшит время поиска стабильной позы.

В зависимости от условий проведения учебных занятий предложенные упражнения могут применяться по следующей методике: выполняться фронтально или потоком, в подготовительной и заключительной частях занятия, с применением повторного или интервального методов. Количество повторений зависит от условий проведения, подготовленности группы, этапа подготовки. При наличии условий и в зависимости от этапа подготовки количество кувырков и переворотов в одном упражнении может быть уменьшено или увеличено, и кроме основных методов (интервальный и повторный), можно применить переменный. При выборе дозировки и методов проведения упражнений следует помнить, что значительные нагрузки могут существенно нарушить координационные связи в основных двигательных навыках [6, с. 7].

Включение на первых занятиях подготовительных упражнений (1+1 и 3+3) показало, что техника кувырков осваивается в течение одного занятия. Для формирования устойчивого навыка в выполнении кувырков 5+5 и 10+10 нужно 2-3 занятия и до 20 мин выполнения подготовительных упражнений и упражнений в целом. Для овладения техникой переворотов необходимо до 5-7 занятий с теми же требованиями [2, с. 38]. Основными требованиями к выполнению предложенных упражнений являются: слитность, безостановочность и технически правильное выполнение упражнений. Только после уверенного выполнения упражнений с учетом этих требований можно переходить к выполнению на время.

Заключение. Результаты предварительного этапа исследований подтвердили возможность применения разработанных акробатических упражнений для оценки статического и динамического равновесия у курсантов летных специальностей. Динамика показателей функционального состояния: частоты сердечных сокращений, ходьбы по прямой линии и удержание равновесия на месте после выполнения упражнений, позволили конкретизировать содержание и условия выполнения предложенных упражнений.

Эффективность применения по предложенной методике в процессе физической подготовки студентов летных специальностей кувырков и переворотов в различных сочетаниях в качестве подготовительных, подводящих и развивающих упражнений, а также для оценки статического и динамического равновесия и определения времени поиска стабильной позы, будет оценена, а результаты опубликованы после экспериментальной проверки.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Климов Ю.М. Построение годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации / Ю.М. Климов, В.З. Яцык, Ю.М. Портнов, Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 9. - С. 24-28.
  2. НИР «Разработка балльной системы оценки и условий выполнения акробатических упражнений (кувырки вперед и назад, переворот в левую и правую сторону) для развития устойчивости к укачиванию у курсантов». Шифр «Переворот - 2015». № 31410. Краснодарское ВВАУЛ; Руководитель В.Б. Парамзин. - № 31410; Инв. № - 057754. - Краснодар, 2016. - 65 с.
  3. Парамзин В.Б. Использование акробатических упражнений в процессе формирования специальных качеств и возможность их оценки / В.Б. Парамзин, Е.И. Ничаева // Инновационные технологии в образовательном процессе: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции КВВАУЛ, Краснодар, 2015. - С. 327-331.
  4. Парамзин В.Б. Содержание физической подготовки летного состава в условиях профилакториев и специальных центров ВВС / Парамзин В.Б.: автореф. дис. ... канд. пед. наук, - Л., 1994. - С. 24.
  5. Разновская С.В. Применение специальных упражнений для профилактики заболеваний и повышения уровня нервно-психической и эмоциональной устойчивости студентов / С.В. Разновская, В.Б. Парамзин // Материалы конференций ИФКСиТ ПетрГУ. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. - С. 169-172.
  6. Яцык В. З. Динамика функционального состояния начинающих лыжников-гонщиков в условиях краткосрочных сборов в среднегорье / В.З. Яцык, И. И. Горбиков, О. С. Васильченко, В. Б. Парамзин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 2. - С. 7-12.
  7. Яцык В.З. Технология профессионального отбора будущих специалистов по направлению «Физическая культура» / В.З. Яцык // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 6-12.

SELECTION OF ROTATIONAL ACROBATIC EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF DYNAMIC AND STATIC BALANCE OF FLIGHT SPECIALTIES STUDENTS

V. Paramzin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

V. Yatsyk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Theories and Techniques of Winter Sports, Cycling and Sports Tourism Department,

I. Gorbikov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

S. Raznovskaya, Candidate of Biological Sciences, Lecturer of the Life Safety and Health-Saving Technologies Department at the Institute of Physical Education, Sports and Tourism, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk.

One of the most important tasks in physical education besides mastering of special theoretical knowledge and methodological skills is the development of general physical qualities (strength, speed, tolerance, dexterity) which help to form further special and applied qualities and skills necessary for the professional work.

Analyzing the exercises used to assess dexterity, we came to the conclusion that generally all exercises are connected with subjective evaluation, difficult enough for execution and require special preparation.

Another problematic situation arises from the lack of exercises for the assessment of the dexterity development level as a quality, functional system and ability complex -flexibility, coordination, balance, tolerance for rotations to reduce the time to find a stable posture, which development, in our opinion, must be included in the training process of physical education.

Acrobatic exercises are the most appropriate for dexterity assessment as an ability to perform precise, proportionate and rational movements in difficult situations, to coordinate movements by different parts of the body, to execute movements smoothly, straining and relaxing certain muscle groups at the right time. Flexibility, vestibular resistance, the speed of finding a stable posture after rotations are used additionally.

At the health-improving, initial and training stage during the organization and running of the training process for dexterity development as a complex quality it is advisable to apply various gymnastic and acrobatic exercises. However, in the literature it is possible to find a very small number of exercises, specifically aimed at an integrated development and maintenance of this physical quality at the required level.

The article presents the data of the preliminary and the first stages of the research work, focused on the development of a points-based assessment system and conditions for the execution of rotational acrobatic exercises for dexterity testing and evaluation as a quality complex within optimal functioning of various body systems, physical qualities and human abilities.

Keywords: rotational acrobatic exercises, complex quality, dexterity, flexibility, coordination abilities, physical education, functional systems.

References:

  1. Klimov Ju.M., Jacyk V.Z., Portnov Ju.M., Shustin B.N. Creation of a year cycle of training of handballers of high qualification. Teorija I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1989, no 9, pp. 24-28.
  2. Paramzin V.B. Development of ball system of assessment and conditions of performance of acrobatic exercises (somersaults forward and back, a revolution to the left and right side) for development of resistance to a motion sickness in cadets Perevorot [Revolution]. Krasnodar, 2015, no 31410, 2016, 65 p. (in Russian)
  3. Paramzin V.B. Use of acrobatic exercises in the course of formation of special qualities and a possibility of their assessment Innovative technologies in educational process Materials the XVII KVVAUL All-Russian Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2015, pp. 327-331.
  4. Paramzin V.B. Content of physical training of aircrew in the conditions of dispensaries and the special centers Air Force. Extended abstract of candidate's thesis. L, 1994, pp. 24.
  5. Raznovskaja S.V., Paramzin V.B. Use of special exercises for prophylaxis of diseases and rising of level of psychological and emotional fastness of students Proceedings of Conferences. Petrozavodsk, PetrGU, 2016, pp. 169172.
  6. Jacyk V. Z., Gorbikov I. I., Vasil'chenko O. S., Paramzin V. B. Dynamics of a functional condition of the beginning skiers-racers in the conditions of short-term collecting in middle mountains. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2016, no 2, pp. 7-12. (in Russian)
  7. Jacyk V.Z. Technology of professional selection of future specialists in the direction "Physical culture. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2007, no 12, pp. 6-12. (in Russian).

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle