Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Плавание

Рубрики: Образование, Спортивная наука

«Плавучесть» ученика при выполнении упражнений «поплавок»

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
 
Аннотация
 
Представлены результаты исследования условий формирования «плавучести» ученика с ограниченными физическими / интеллектуальными возможностями при выполнении упражнений «поплавок» в процессе педагогической гидрореабилитации.
 
Ключевые слова: система «тренер - вода - ученик», принцип «плавучести», упражнение «поплавок».
 
ВВЕДЕНИЕ
 
В паралимпийском плавании и педагогической гидрореабилитации формируется новая парадигма, отражающая происходящие изменения в научных исследованиях и практической деятельности в адаптивной физической культуре [1,3,4]. Эти новации связанны, прежде всего, с новыми эмпирическими данными и дидактическими принципами, вскрытыми в результате разработки резонансного метода тренировки пловцов [4], а также изучения условий формирования гидродинамической капсулы пловца [3] повышающих эффективность теоретической и специальной подготовки пловца.
 
Понятие «гидродинамическая капсула» вскрывает принципиально новое видение перемещения паралимпийского пловца в условиях плавательного бассейна, в том числе, при организации педагогической гидрореабилитации лиц с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Основанное на фактическом материале знание раскрывает остающееся до сих пор без внимания, а потому недостаточно изученное [2], свойство пловца формировать при погружении в воду «капсулу» и перемещаться вместе с ней в толще стен неподвижной окружающей воды бассейна.
 
Приведенные выше результаты исследований, создают фактические предпосылки для необходимого переосмысливания гидродинамических основ, методик обучения и совершенствования плавания человека, с целью совершенствования технологий гидрореабилитации и разработки дидактических принципов педагогической гидрореабилитации.
 
В настоящей работе, представлены материалы теоретического осмысления и экспериментального изучения педагогической системы «тренер - вода - ученик», при совместном погружении ученика и тренера в воду. Раскрывается свойство этой системы обеспечивать «плавучесть» ученика при выполнении упражнения вида «поплавок», а также выводятся дидактические принципы формирования и самоуправления.
 
Задача исследования: на основе результатов изучения основных свойств системы «тренер - вода - ученик», вывести принципы (правила, требования) использования этих свойств в педагогическом процессе.
 
МЕТОДИКА
 
Анализ результатов надводной и подводной видеосъемки. Обобщение авторской научной и педагогической деятельности (п>1500 детей, возраст 1-3 года). Методика апробации педагогической модели: «цель - явление - свойство - закономерность - принцип - реализация».
 
Принятые в статье условия ограничений не рассматривают: влияние на ребенка возмущенного тренером потока воды; магнитогидродинамические явления.
 
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
 
  1. В многолетних педагогических экспериментах в области гидрореабилитации детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями разработана и апробирована технология выполнения упражнения вида «поплавок», с использованием педагогической модели: «цель - явление - свойство - закономерность -принцип - реализация».
  2. Цель - педагогическая гидрореабилитация ребенка с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями.
  3. Явление - конечный результат, ребенок самостоятельно лежит вблизи поверхности воды в положении на груди, окружённый гидродинамической капсулой. Лицо опущено под воду, руки и ноги в свободной позиции. При этом тело ребенка, как свидетельствует авторский опыт работы, вместе с гидродинамической капсулой совершают периодически установившиеся колебания в толще воды вблизи поверхности или под поверхностью, как в поперечных, так и в продольных направлениях вниз и вверх. В пространстве окружающей ученика воды направление колебания тела и гидродинамической капсулы непостоянны по месту и времени, периодически изменяются от одноименного до противоположного.
  4. Свойство системы «тренер - вода - ученик» - обеспечивать «плавучесть» ученика в воде, причины вызывающие колебания тела. Ограничения физических / интеллектуальных возможностей ученика проявляется в: особой опасности развития критической ситуации - ранний выдох и выполнение вдоха под водой; естественных колебаниях, вызванных гидродинамикой нарушенного пространства воды; временном усилении пареза; неуправляемой двигательной активности тела; асимметрии поражений конечности; ослабленном физическом развитии; неумении задержать дыхание на вдохе, некомфортной для ребенка температуре воды.
  5. Закономерности и проблемы выполнения упражнения ребенком: закономерности взаимоотношений человека и водной среды; степень уверенности тренера в готовности ребенка выполнить упражнение; страх погружения лица в воду, утрата опоры/поддержки (гидроневесомость); задержка дыхания на вдохе.
  6. Дидактические принципы формирования и самоуправления выявленными свойствами и явлениями.
 
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ПЛАВУЧЕСТИ» УЧЕНИКА
 
Технологии деятельности тренера при совместном с ребенком погружении в воду, исходная позиция: стойка на дне бассейна, ребенок удерживается на руках лицом к тренеру, глубина погружения - по грудь тренера и ребенка.
 
  • Серии основных упражнений: погружение ребенка по шею, погружение ребенка по подбородок, погружение ребенка до линии носа, погружение ребенка по нижнюю линию глаз, погружение ребенка до линии бровей, погружение ребенка - макушка головы над водой, погружение ребенка с головой под воду.
  • Требования тренеру: упражнения выполнять под команду «на старт - выдержать паузу - марш», с целью формирования рефлекса задержки дыхания на вдохе; контролировать умение/не умение ребенка закрыть рот перед погружением; контролировать по появлению пузырьков под водой отсутствие (положительный факт) выдоха в воду; в случае выдоха под водой немедленно поднять ребенка над водой, придать его телу вертикальное положение и при необходимости успокоить; всегда улыбаться и говорить ребенку слова поощрения.
  • Серии основных упражнений, ребенок удерживается на руках сбоку от тренера: плавное погружение ребенка с головой под воду; погружение ребенка с головой под воду, с касанием-удержанием пальцами тела ребенка; погружение ребенка с головой под воду, с отпусканием тела ребенка, с выполнением страховки кистью сбоку от тела на расстоянии длины дистальной фаланги пальцев; погружение ребенка с головой под воду, с отпусканием тела ребенка, при необходимости исключать касанием рук сильные колебания тела ребенка.
  • Требования тренеру: в случае выдоха под водой немедленно поднять ребенка над водой, придать его телу вертикальное положение и при необходимости успокоить; всегда улыбаться и говорить ребенку слова поощрения.
 
7. Реализация. В процессе многолетней педагогической гидрореабилитации выявлены особенности проявления основных свойств системы «тренер - вода - ученик» обеспечивать «плавучесть» ученика в воде, обусловленные характером и степенью отклонений в состоянии здоровья детей с ограниченными возможностями, таких как, поражений опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта.
 
Требования тренеру: знать особенности проявления отклонений у детей в условиях организации занятий «на суше» и «на воде», соответственно корректировать свою педагогическую деятельность. Для получения необходимых знаний следует использовать учебно-методическую литературу в области адаптивной физической культуры, педагогической гидрореабилитации, медицины, лечебной физической культуры, отражающих характер заболеваний и поражений. Уметь предупреждать и преодолевать развитие критических ситуаций в процессе педагогической гидрореабилитации.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В процессе совершенствования технологий гидрореабилитации, в частности ребенка с ограниченными физическими/интеллектуальными возможностями, обозначена новая проблема «поведение системы «тренер - вода - ученик»». Получены новые знания, относящиеся к разрешению проблемы: на примере выполнения упражнения «плавучесть», - явление колебания тела ребенка, вместе с гидродинамической капсулой в толще воды; свойство - системы обеспечивать «плавучесть» ученика; выявлены причины, вызывающие колебания тела; разработаны и апробированы дидактические принципы формирования и самоуправления выявленными свойствами и явлениями в процессе гидрореабилитации ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Евсеев, С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебное пособие / С.П. Евсеев, О.Э. Аксенова. - М. : Советский спорт, 2004. - 296 с. : ил.
  2. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) : дис. ... д-ра пед. наук / Мосунов Д.Ф. -СПб., 1992. - 306 с.
  3. Мосунова, М.Д. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца / М.Д. Мосунова, Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 57-61.
  4. Резонансный метод повышения активности высококвалифицированных пловцов / И.Л. Тверяков, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, М.Д. Мосунова, Н.Б. Котелев-ская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 64 - 68.
Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle