Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Битюцкая Ольга Владимировна

Педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для эффективного развития юридической грамотности у руководителей Государственного пожарного надзора МЧС России (ГПН МЧС России). К числу основных из них автор относит: разработку технологии управления развитием юридической грамотности; оптимизацию содержания правовой подготовки с усилением практической направленности занятий по вопросам организации проверок на объектах; выработку у руководителей ГПН МЧС России потребности в систематической, целеустремлённой и плановой работе над собой с целью развития правовых навыков в сфере пожарной безопасности; умение рассчитывать риски на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности. Кроме того сюда же автор относит обеспечение структурной упорядоченности содержания правовой подготовки в интересах решения правовых вопросов в сфере пожарной безопасности; личный пример руководителей ГПН МЧС России всех уровней в правовых действиях по противопожарному надзору; разработку правовых норм, устанавливающих правила поведения людей в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность применения выявленных педагогических условий для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России.

Ключевые слова: педагогические условия; правовая подготовка; юридическая грамотность; руководители ГПН МЧС России; пожарная безопасность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p25-29

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY AT HEADS OF THE STATE FIRE SUPERVISION OF EMERCOM OF RUSSIA

Olga Vladimirovna Bityutsky, the competitor, Alekseevsky branch of the Belgorod State University, Alekseyevka

Annotation

In article, results of researches on justification of the pedagogical conditions necessary for effective development of legal literacy at heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia are presented in article. The author carries to number of main of them: development of technology of management by development of legal literacy; optimization of the content of legal preparation with strengthening of a practical orientation of classes in questions of the organization of checks on objects; development at heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia of requirement for systematic, purposeful and planned work on for the purpose of development of legal skills in the sphere of fire safety; ability to count risks on the object of protection put into operation after construction, overhaul or at change of its class of functional fire safety. Besides here the author refers ensuring structural orderliness of the content of legal preparation in interests of the solution of legal questions in the sphere of fire safety; personal example of heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia of all levels in legal actions on fire-prevention supervision; development of the rules of law establishing rules of behavior of people for ensuring fire safety on objects. In the course of pedagogical experiment, high efficiency of application of the revealed pedagogical conditions for effective development of legal literacy in heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia is proved.

Keywords: pedagogical conditions; legal preparation; legal literacy; heads of the State Fire Supervision of Emercom of Russia; fire safety.

Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также его территориальными органами [2-4].

В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти и других организаций осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. На них также возлагается проверка состояния эксплуатируемых объектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению или устранению выявленных нарушений и требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Вышеперечисленная деятельность требует от руководителей ГПН МЧС России хороших юридических знаний [5].

В условиях реформирования правовой системы Российского государства, а также различных структур ГПС МЧС России юридическая грамотность руководителей ГПН МЧС России приобретает особую значимость. Это особенно важно в связи с проведением ежегодной аттестации руководителей ГПН МЧС России разного уровня. Аттестация руководителей ГПН МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора, призвана способствовать совершенствованию, прежде всего, юридической грамотности и правовой деятельности государственного пожарного надзора.

Анализ правовой подготовленности руководителей ГПН МЧС России свидетельствует, что уровень их юридической грамотности не соответствует современным требованиям [1]. Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, в настоящий момент отсутствует научно обоснованные педагогические условия, необходимые для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России. Всё это в значительной степени снижает эффективность их профессиональной деятельности.

С целью определения педагогических условий необходимых для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России был проведён опрос 74 специалистов, работающих в сфере юриспруденции и пожарной безопасности. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России (n=74)

Значимость
(ранговое место)

Педагогические условия

Ранговый показатель,
%

1

Разработка технологии управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России

19,3

2

Оптимизация содержания правовой подготовки с усилением практической направленности занятий по вопросам организации проверок на объектах

17,5

3

Выработка у руководителей ГПН МЧС России потребности в систематической, целеустремлённой и плановой работе над собой с целью развития правовых навыков в сфере пожарной безопасности

16,4

4

Умение рассчитывать риски на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности

14,2

5

Выработка у руководителей ГПН МЧС России настойчивости, в исполнении ранее выданных предписаний об устранении нарушений

10,8

6

Обеспечение структурной упорядоченности содержания правовой подготовки в интересах решения правовых вопросов в сфере пожарной безопасности

8,6

7

Личный пример руководителей ГПН МЧС России всех уровней в правовых действиях по противопожарному надзору

7,5

8

Разработка правовых норм, устанавливающих правила поведения людей в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах

5,7

Результаты проведенного ранжирования свидетельствуют, что на первое ранговое место специалисты поставили разработку технологии управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России ( ранговый показатель 19,3%).

На втором месте находится такое важное педагогическое условие как соответствие содержания изучаемых правовых вопросов особенностям профессиональной деятельности руководителей ГПН МЧС России.

Третье ранговое место специалисты отдали выработке у руководителей ГПН МЧС России потребности в систематической, целеустремлённой и плановой работе над собой с целью развития правовых навыков. Без высокой правовой культуры невозможно качественно решать профессиональные задачи в сфере пожарной безопасности.

В качестве важного педагогического условия необходимого для эффективного развития юридической грамотности специалисты выделили личный пример руководителей ГПН МЧС России всех уровней в правовом поведении и действиях.

С целью проверки эффективности выявленных педагогических условий проводился педагогический эксперимент. В результате проведённого педагогического эксперимента средний балл оценки эффективности профессиональной деятельности у руководителей ГПН МЧС России вырос с 3,73 до 4,27.

Использование разработанной модели управления развитием юридической грамотности руководителей ГПН МЧС России улучшило показатели успешности овладения правовыми навыками и умениями (до начала эксперимента только 14% руководителей имели высокий уровень их развития, в конце эксперимента 37%, а количество лиц с относительно низким правовым потенциалом уменьшилось с 27% до 7%). Применение экспериментальной модели управления правовой подготовкой руководителей ГПН МЧС России позволило улучшить у них умения устанавливать правильные правовые отношения и различные взаимодействия по надзору за объектами в сфере пожарной безопасности. В ходе педагогического эксперимента достоверно улучшились практически все показатели правовой подготовленности руководителей ГПН МЧС России. Наибольший прогресс был отмечен в изучении особенностей организации и проведения проверок объектов в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также в знании требований законодательства Российской Федерации относительно прав и законных интересов органов власти, организаций и граждан.

ВЫВОД. Для эффективного развития юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России необходимо выполнение ряда выявленных педагогических условий. Создание таких условий будет способствовать повышению эффективности правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России в сфере пожарной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брагин, В. В. Технология правовой подготовки руководителей ГПН МЧС России с использованием обучающих игр / В.В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С.23-27.
  2. Болотин, А. Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6(100). - С. 15-21.
  3. Болотин, А. Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
  4. Бурняшев, А.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.
  5. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ/ В. Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9) - С. 224-230.

REFERENCES

  1. Bragin, V.V. (2011), "Technology of legal preparation of heads of GPN of Emercom of Russia with use of training games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 23-27.
  2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
  3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
  4. Burnyashev A.A. (2011), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.
  5. Pashuta, V.L. (2010) "Problemy of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation", Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle