Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Болотин Александр Эдуардович, Бакаев Владислав Владимирович

Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Владислав Владимирович Бакаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов. Разработанная педагогическая техно­логия управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента.

В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характери­зующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоро­вительных мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности разрабо­танной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.

Ключевые слова: педагогическая технология управления; студенты; здоровый образ жиз­ни; спорт; средства физической культуры.


PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF THE HEALTHY WAY OF LIFE OF STUDENTS

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladislav Vladimirovich Bakayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Polytechnical University

Annotation

The results of researches of authors on justification of the pedagogical technology of the student's healthy lifestyle management have been presented in article. The developed pedagogical technology of student's healthy lifestyle management underwent the testing for efficiency during the experiment.

During the pedagogical experiment the indicators characterizing the level of development of the skills of control over own state of health, carrying out independent training with the health-improving ori­entation, and also planning of the health-improving actions have been authentically improved. All previ­ously mentioned testifies to high efficiency of the developed pedagogical technology of management of the healthy lifestyle of students.

Keywords: pedagogical technology of management, students, healthy lifestyle, sports, means of physical culture.

В настоящее время здоровый образ жизни студентов вузов определяет их профес­сиональное долголетие, а также высокий уровень их здоровья в целом. Высокий уровень здоровья студентов вузов характеризуется низкой заболеваемостью, а также хорошим состоянием функциональных систем организма. Уровень здоровья студентов вузов зави­сит от их взаимодействия с окружающей средой, а также от их поведения в социуме и обществе. В последние годы забота о состоянии здоровья студентов приобрела особое значение. Это связано с политикой государства, в которой центральное место в укрепле­нии здоровья нации отводится студенческой молодежи. При этом ведущая роль отводит­ся физическим упражнениям, с помощью которых можно положительно воздействовать на организм студентов.

Современные условия учебной деятельности в вузах предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья студентов. Студенты, вступая в самостоятельную жизнь, испытывают большие учебные и психологические нагрузки. Все это негативно сказывается на их физическом и функциональном состоянии организма.

В связи с этим, перед специалистами по физической культуре и спорту возникла необходимость эффективного управления здоровым образом жизни студентов. В совре­менных условиях назрела необходимость создания действенной системы управления здоровым образом жизни студентов с целью укрепления их физического и психического состояния. Известно, что укреплению здоровья студентов способствует организации фи­зической культуры с формированием у них навыков здорового образа жизни. Особое значение приобретают мероприятия, направленные на обеспечение здорового образа жизни и оптимального физического состояния студентов. Управление здоровым образом жизни студентов предполагает также мероприятия по увеличению двигательной актив­ности студентов для поддержания их функциональных систем в оптимальном состоянии.

Опираясь на вышеперечисленные подходы, нами была разработана педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов, которая представлена на рисунке 1.

Данная технология включает три этапа, раскрывающие цель и задачи обучения студентов, а также средства и методические приемы по формированию у них здорового образа жизни.

На первом этапе студентам ставилась цель приобретения знаний и расширения кругозора о здоровом образе жизни. При этом решались задачи повышения уровня зна­ний:

  • по определению объема, структуры, содержания самостоятельной физической тренировки;
  • по контролю над собственным физическим состоянием;
  • по определению оптимальной нагрузки.

На втором этапе студентам ставилась цель формирования навыков здорового обра­за жизни в процессе учебы. При этом решались задачи совершенствование навыков:

  • выбора оптимальных средств тренировки, необходимых для реализации здо­рового жизни;
  • обеспечения пропорционального развития отдельных мышечных групп и функциональных систем;
  • координации самостоятельных действий и поведения в социуме.

2015-09-16 14-26-53 Скриншот экрана.png

Рис. 1. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов

На третьем этапе проводились коррекционные мероприятия по управлению здоро­вым образом жизни студентов. При этом решались задачи совершенствования навыков студентов:

  • принятия комплекса долгосрочных решений по здоровому образу жизни;
  • оценки ситуации;
  • определения направлений спортивной и физкультурной деятельности, исходя из потенциальных возможностей организма.

Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента. Результаты педаго­гического эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты педагогического эксперимента (n=28)

Основные разделы программы

Результаты успешности обучения (в баллах) (х+m)

р

до эксперимента

после эксперимента

Уровень развития навыков здорового образа жизни у студентов

2,31+0,14

4,18+0,19

<0,05

Уровень развития навыков планирования оздо­ровительных мероприятий

3,02+0,17

4,57+0,18

<0,05

Уровень развития навыков проведения самосто­ятельной тренировки с оздоровительной направ­ленностью

2,81+0,21

4,29+0,23

<0,05

Уровень развития навыков контроля над соб­ственным состоянием здоровья

2,83+0,11

4,58+0,14

<0,05

Экспертная оценка

3,22+0,21

4,67+0,27

<0,05

В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, ха­рактеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоро­вья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий.

ВЫВОД. Таким образом, проведенные исследования показали высокую эффек­тивность разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жиз­ни студентов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
  2. Болотин, А. Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
  3. Болотин, А. Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
  4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А. Э. Болотин, А. В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
  5. Болотин, А. Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.
  6. Калакуцкий, Р.Н. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / Р.Н. Калакуцкий // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 71-74.

REFERENCES

  1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
  2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of ex­perts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
  3. Bolotin, A.E. and Layshev R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
  4. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical con­cept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
  5. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2013), "Indicators of readiness of students to zdo-rovesberegayushchemu to behaviour", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 36-39.
  6. Kalakutsky, R. N. (2011), "Pedagogical technology of formation of skills of health saving be­havior at students of higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 71-74.

Контактная информация: Bakaev@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle