Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Курдюков Б.Ф., Бойкова М. Б., Т.В. Стоякина

Педагогическая проблема развития координационных способностей в дошкольном возрасте

В статье представлены сведения, полученные в процессе поиска ответов на вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием системы физического воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются тенденции преобразования данной системы в условиях меняющихся взглядов, ценностей и возникших новых возможностей. Показано, что тема по-прежнему остается актуальной, особенно в отношении развития двигательных навыков в дошкольном возрасте.

Определенный интерес представляют данные, отражающие реальное положение дел в отношении развития физических качеств и их проявления в повседневной жизни дошкольников, подтвержденные результатами собственных наблюдений. Значимыми также являются результаты анализа связи между уровнем развития физических качеств и развитием координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Представлено обоснование роли координационных способностей в общей структуре системы физического воспитания в дошкольном возрасте. Раскрыта суть понятия «координационные способности» на уровне теоретического и практического восприятия. Отмечено незаслуженно низкое внимание, которое уделяется развитию данной способности на занятиях физической культурой в детских дошкольных организациях. Указано на необходимость научного подхода к изучению вопроса координационных способностей на этапе их начального формирования.

На основании полученных данных и сделанных логических умозаключений, авторы определяют основные направления дальнейших исследований, связанных с решением важной и актуальной проблемы - развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста в современных условиях. Статья представляет определенный интерес как для ученых, так и специалистов дошкольного образования, а также студентов, обучающихся по образовательным программам данного профиля.

Объективность и достоверность представленных сведений подтверждают научность и новизну данных, полученных в ходе проведенных исследований.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое воспитание дошкольников, развитие физических качеств, координационные способности.

Актуальность. Координационные способности играют огромную роль в нашей жизни. Они позволяют рационально использовать физические качества, что в свою очередь способствует оптимизации выполнения двигательных действий.

В настоящее время вопросы развития координационных способностей стали весьма актуальны в теории и методике физического воспитания. Это связано с тем, что в современных условиях значительно увеличился объем двигательной деятельности, который требует проявления таких личностных качеств, как находчивость, быстрота реакции, способность к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений. Подобное относится к современному спорту, где значение координационных способностей для занятий многими его видами неоспоримо. Именно они являются критерием и гарантом достижения высокого спортивного мастерства. В связи с этим поиск новых современных возможностей, с помощью которых можно лучше, быстрее и точнее управлять своими движениями, можно признать целесообразным. В современных условиях неудержимого увеличения предоставляемых услуг использование современных средств в процессе развития координационных способностей у детей дошкольного возраста является обусловленным требованием времени, а следовательно, и актуальной проблемой [3, 8].

Целью исследования являлось определение особенностей проявления координационных способностей в дошкольном возрасте.

Методы исследований. Для получения необходимой информации были использованы общеизвестные, опробованные методы исследований: анализ научно-методической литературы, работа с документацией, педагогическое наблюдение, опрос, мониторинг, статистические методы обработки данных.

Теоретический анализ состояния вопроса. Понятие «координационные способности» на уровне теоретического представления и практического восприятия не имеет однозначных определений. В литературе понятие «координационные способности» появилось не так давно. Этот термин стал использоваться в научно-методической литературе начиная с 70-х годов ХХ столетия. Долгое время для обозначения координационных способностей использовался термин «ловкость». На самом деле координационные способности как понятие гораздо шире и определяется как проявление целого ряда специализированных способностей. В их число входят чувства времени, темпа, усилий, положений тела и его отдельных частей в пространстве. Координационные способности - сложный и многосторонний процесс, который включает в себя разные качества и способности, в том числе равновесие, ловкость и другие [1, 2, 7]. Традиционно в качестве средств развития координационных способностей используются разнообразные двигательные действия (физические упражнения), которые должны отвечать ряду требований: упражнения должны способствовать преодолению координационных трудностей; быть достаточно сложными двигательными действиями; новыми и необычными; могут быть привычными, но при этом движения, либо условия их выполнения должны быть новыми, неизвестными.

По утверждению специалистов [3, 8], существует связь между уровнем развития физических качеств и развитием координационных способностей. Доказано, что высокий уровень развития координационных способностей - это основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. При этом высокий уровень развития физических способностей - это важный компонент состояния здоровья, который отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в жизни. Чем они лучше развиты, тем выше работоспособность человека [5, 7, 9].

Результаты исследований. Как известно, ребенок не рождается с готовым набором движений, а осваивает и развивает их в процессе общения, воспитания, обучения. Это способствует его всестороннему развитию. Каждый возрастной период имеет определенную специфику. Так, умение сохранять равновесие тела, в разных условиях и положениях, формируется с первых дней жизни ребенка. Известно также, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Чтобы научиться уверенно двигаться, прежде необходимо научиться сохранять устойчивую позу, применяя балансирующие движения, то есть проявлять координационные способности. В последующие годы потребность в развитых координационных способностях только нарастает.

Упражнения в равновесии очень важны для дошкольного возрастного периода. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного аппарата, зрительного и двигательного анализаторов. Также они способствуют развитию внимания, формированию умения коррекции движений, воспитанию смелости, самостоятельности и др. Грядкина Т.С. убеждена, что одна из причин потери равновесия кроется в высоком расположении у дошкольников центра тяжести. В связи с этим необходимо подбирать упражнения, формирующие у ребенка умения и навыки сохранения устойчивого положения [4].

Анализ литературы показал, что координационные способности чрезвычайно важны в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. По мнению Демидовой Е.В., Холодова Ж.К., Глазыриной Л.Д., Вавиловой Е.Н. и др., развитие координационных способностей зависит от многих факторов, среди которых важное место занимают возрастной и психолого-физиологический аспект, а также степень двигательной активности в целом. Это позволяет сделать вывод, что координационные способности на каждом возрастном этапе зависят от их развития на предыдущем этапе. В возрасте от 0 до 3 лет у ребенка закладываются основные движения. Далее, в возрасте от 3 до 6 лет, происходит активный рост ребенка. Увеличивается двигательная активность в целом. Ребенок овладевает более сложными движениями. У него начинает появляться интерес к некоторым двигательным действиям и особенно к игровой деятельности. Кроме этого, период дошкольного детства является сенситивным для развития многих физических качеств, среди которых координационные способности занимают ведущее место. Являясь важными предпосылками для успешного освоения физических упражнений, они увеличивают плотность и вариативность процессов управления своими движениями, а также способствуют расширению двигательного опыта. Однако практика показывает, что вопрос развития координационных способностей является проблемным.

В ходе педагогических наблюдений за детьми дошкольного возраста было установлено, что у 80,0% из них (младшая группа) часто происходят падения. Их движения нескоординированы. Недостаточно сформированы навыки передвижения в пространстве. Так, они часто спотыкаются и сталкиваются во время ходьбы и бега.

В средней группе наблюдаются позитивные незначительные изменения. В частности, установлено, что у 70,0% детей выявлены те же недостатки: падения, столкновения, ушибы. Возникают трудности в освоении новых движений, требующих внимания, ловкости, скоординированности.

Старший и подготовительный возраст отличаются большим развитием координационных способностей, что вполне естественно и логично. В старшей группе около 50% детей подвержены травмам, связанным с нарушением координации. В целом движения детей 5 лет более дифференцированные, четкие, многокомпонентные. Наблюдается некая скоординированность движений рук и ног.

В подготовительной группе только у 30% детей выявлены недостаточно развитые координационные способности. Количество падений во время подвижных игр, нескоординированность движений во время дежурства (сервировка столов и т.д.) постепенно снижаются. Дети 6-7 лет уже способны выполнять сложные движения, связанные с перемещением в пространстве. Они быстрее осваивают ранее неизвестные, новые упражнения. Подобные сведения были получены и от родителей, которые отмечают, что у детей недостаточно развито равновесие, нескоординированы движения, часто возникают падения и т.д.

Зачастую, мы не обращаем внимание на то, сколько раз ребенок упал, споткнулся, что-то разлил или разбил. Специально организованные наблюдения показывают, что в реальной жизни это происходит довольно часто. Однако внимания к развитию координационных способностей у дошкольников, к сожалению, уделяется неоправданно мало.

Анализ литературных источников также показал, что проблема координационных способностей у детей дошкольного возраста изучена недостаточно полно. Многие авторы [4, 6, 7, 10] считают, что главной задачей физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, а также достижение оптимального уровня здоровья. При этом необходимо понимать, что ее решение невозможно без поиска новых эффективных форм и средств физкультурно-оздоровительной работы.

В научной литературе используется понятие «биологической достаточности движений». По сути, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно, в зависимости от возраста эта норма меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для собственного нормального развития.

Волошина Л.Н. [2] и Кравчук А. [5] указывают на то, что, начиная с дошкольного возраста, возможно добиться осознанного отношения детей к своим действиям, достижению их точности и управляемости. При этом из всех физических качеств авторы особо выделяют ловкость, гибкость и координационные способности. По их мнению, в большей степени они могут быть развиты именно в этот период детства.

Таким образом, в настоящее время возникло явное противоречие между необходимостью развития координационных способностей и отведенной им роли в системе физического развития ребенка. Это подтверждают многие специалисты (Лях В.И., Рунова М.А., Иванов С.С. и др.), которые уверены в важности решения данного вопроса именно в дошкольном возрасте.

Заключение. Основываясь на вышесказанном, с целью получения более объективных данных относительно рассматриваемого вопроса в условиях сегодняшнего дня, были проведены научно-экспериментальные исследования. Их основной задачей являлось изучение организационных форм и средств, используемых для формирования координационных способностей в условиях дошкольных образовательных учреждений.

В процессе исследований были рассмотрены и проанализированы основная образовательная программа дошкольного образования и рабочие программы по физическому воспитанию дошкольников. В результате было установлено:

1. В рабочих программах по физическому воспитанию дошкольников целенаправленное формирование координационных способностей отсутствует. В то же время воспитание направлено на развитие физических качеств: быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости. Основным средством их воспитания являются физические упражнения, выполнение которых, с одной стороны, требует наличия координационных способностей у ребенка, с другой - они сами способствуют их формированию. В связи с этим процесс формирования координационных способностей в системе физического воспитания дошкольников, несомненно, присутствует. Но, в соответствии с данными педагогических наблюдений, следует признать, что эффективность этого процесса невелика.

2. Согласно основной образовательной программе целью воспитания дошкольников является «...обеспечение максимально благоприятных условий для развития творческой, активной, сознательной личности к самопознанию и самореализации в динамично меняющейся социокультурной среде». В связи с этим программа включает в себя ряд направлений, из числа которых особо выделяются: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие. Их практическая реализация осуществляется через содержание соответствующих мероприятий. Рассматривая участие дошкольников в последних, было установлено, что их деятельность и отдельные действия, так же как и физические упражнения, требуют проявления координационных способностей (лепка, рисование, самообслуживание, дежурство, уборка и т.п.).

Таким образом, содержание образовательно-воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, а также режимные условия опосредовано способствуют формированию координационных способностей у детей дошкольного возраста.

3. В качестве средств, традиционно используемых для формирования координационных способностей, в дошкольном возрасте используются в основном физические упражнения на ловкость. Кроме этого, широко используются различного рода действия и выполнение заданий, связанных с повседневным участием в учебных и неучебных мероприятиях, проводимых в соответствии с рабочими планами дошкольного учреждения.

Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях сложилась образовательно-воспитательная среда, способствующая формированию координационных способностей у детей дошкольного возраста. При этом эффективность этого процесса невысока. Учитывая сформировавшееся новое представление о значимости координационных способностей в физическом воспитании дошкольников, сложившаяся ситуация уже не может удовлетворять запросы на качество их развития. Следовательно, в сложившихся условиях совершенно очевидна необходимость научного поиска современных, более эффективных способов развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями к развитию физических качеств и появившимися новыми возможностями решения вышеобозначенной проблемы, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
  2. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: Аркти, 2007. - 107 с.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 1999. - 144 с.
  4. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах / Н.Ч. Железняк. - М.: Скрипторий 2003, 2009. - 120 с.
  5. Кравчук А. Теория комплексного физического воспитания / А. Кравчук // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 18-28.
  6. Никифоров В.А. О роли физической культуры в системе современного образования / В.А. Никифоров // Инструктор по физкультуре. - 2016. - №8. - С. 85-88.
  7. Овчинников Ю. Биомеханика движений / Ю. Овчинников // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 49-52.
  8. Программа физического развития детей дошкольного возраста «Вечное движение» / под ред. Е.В. Демидовой. - Краснодар: Экоинвест, 2016. - 268 с.
  9. Рунова М.А. Движение день за днем / М.А. Рунова. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 96 с.
  10. Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. - М.: Просвещение, 2015. - 79 с.

PEDAGOGICAL PROBLEM OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL AGE

B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Management in Sports and Education Department,

M. Boikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Management in Sports and

Education Department,

T. Stoyakina, Graduate student,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

The article presents information obtained in the process of finding answers to questions related to the further improvement of the system of physical education for children of preschool age. The tendencies of the transformation of this system in the context of changing attitudes, values and emerging opportunities are considered. It is shown that the topic is still relevant, especially in relation to the development of motor skills at preschool age.

The data reflecting the real state of cases regarding the development of physical qualities and their manifestation in daily life of preschoolers, confirmed by the results of their own observations, are of particular interest. And also the results of the analysis of the relationship between the level of development of physical qualities and the development of coordination abilities of children at preschool age are significant.

The justification of the role of coordination abilities in the general structure of the physical education system at preschool age is convincingly presented. The essence of the concept of «coordination abilities» at the level of theoretical and practical perception is revealed. Undeservedly low attention which is paid to the development of this ability in physical education classes at children's preschool organizations is noticed. The need for a scientific approach to the study of coordination abilities at the stage of their initial formation is indicated.

Based on the data obtained and the logical conclusions made, the authors determine the main directions of further research related to the solution of an important and topical problem - the development of coordination abilities of preschool children in modern conditions. The article bears a certain interest, both for scientists and specialists of pre-school education, as well as students enrolled in educational programs of this profile.

The objectivity and reliability of the information provided confirm the scientific nature and novelty of the data obtained in the course of the research.

Keywords: children of preschool age, physical education of preschool children, development of physical qualities, coordination abilities.

References:

  1. Vavilova E.N. Uchite begat', prygat', tazat', metat' [Learn to run, jump, climb, throw]. Moscow: Education, 2002, 144 p.
  2. Voloshina L.N. Vospitanie dvigatel'noj kut'tury doshkol'nikov [Raising the motor culture of preschoolers]. Moscow: Arkti, 2007, 107 p.
  3. Glazyrina L.D. Fizicheskayakut'turadoshkot'nikam [Physical education for preschool children]. Moscow: Vlados, 1999, 144 p.
  4. Zheleznyak N.Ch. Zanyatiya na trenazherah [Training on simulators]. Moscow: Scriptoria 2003, 2009, 120 p.
  5. Kravchuk A. Theory of complex physical education. Doshkot'noe vospitanie [Preschool Education], 2013, no. 12, pp. 18-28. (in Russian).
  6. Nikiforov V.A. On the role of physical culture in the system of modern education. Instruktor po fizkut'ture [Instructor in Physical Education], 2016, no. 8, pp. 85-88. (in Russian).
  7. Ovchinnikov Yu. Biomechanics of movements. Doshkot'noe vospitanie [Preschool Education], 2014, no. 4, pp. 49-52. (in Russian).
  8. Programma fizicheskogo razvitiya detej doshkot'nogo vozrasta «Vechnoe dvizhenie» / pod red. E.V. Demidovoj. [The program of physical development of children of preschool age "Eternal Movement"]. Krasnodar: Ecoinvest, 2016, 268 p.
  9. Runova M.A. Dvizhenie den'za dnem [Movement day after day]. Moscow: Link-Press, 2014, 96 p.
  10. Shishkina V.A., Mashchenko M.V. Kakaya fizkut'tura nuzhna doshkot'niku [What physical education is necessary for a preschool child]. Moscow: Education, 2015, 79 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle