Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Детско-юношеский спорт

Автор: Дарданова Н. А.

Оценка уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов к обучению в школе

Аннотация

В статье рассматриваются уровень физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов и их возможности в выполнении стандартных возрастных требований по физической культуре.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическая подготовленность, соматические характеристики, подготовка к обучению в школе.

Успешное обучение в школе зависит не только от высокого уровня умственной работоспособности, но и в значительной степени связано с соматическим и физическим развитием ребенка [5, 6, 8, 9].

В программах по физическому воспитанию дошкольников недостаточно разработаны критерии оценки двигательной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Сниженная двигательная активность ухудшает состояние здоровья ребенка и препятствует его нормальному биологическому развитию [3, 7].

Одной из задач нашего исследования явилось выявление динамики показателей физической подготовленности детей 6-8 лет разных соматических типов и вариантов биологического развития к обучению в общеобразовательной школе.

С целью решения данной задачи были проведены развернутые соматометриче-ские и тестометрические исследования детей 6-8 лет [1]. Обследования проводились в ДОУ «Радуга» г. Смоленска с использованием метода продольных наблюдений в течение двух лет. В соматометрических исследованиях принимали участие 82 ребенка в возрасте 6-7 лет, которые далее были разделены на контрольную (n=39) и экспериментальную (n=43) группы. Использовалась метрическая соматодиагностика и компьютерная обработка цифрового материала по программе «Прогноз-93» [2]. Рассматривался габаритный уровень варьирования по линии нано-мегало распределения детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам обобщенного исследования (n=82) выявлено, что изменения длины тела детей с 5 до 8 лет у девочек составляют 11,4 см, у мальчиков 12,4 см, или 7 и 7,2% от среднестатистических характеристик длины тела в 18-19-лет, соответственно. Разделение обследованных дошкольников по соматическим типам выявило нормальное распределение по длине тела и левостороннее смещение по массе тела: нано-сомных детей не обнаружено, микросомных - 4-6%, мезосомных - 76%, с тяготением к макросомии - 20%; по массе тела - микросомных 10,0% , макросомных - 8% (рис.1).

Сравнение длины тела у лиц разных соматических типов выявило, что наибольший вес имеют дети варианта развития «А» (ускоренное). По данным наблюдениям оценить вариант биологического развития (ВР) в возрастной период детей от 5 до 8 лет наиболее целесообразно по интенсивности роста длины тела. Длина тела широко варьирует - дети ВР развития «А» составляют 52,6%, ВР «С» (растянутое) - 2,7%, ВР «В» (банальное) 44,7% выборки.

                                                                           1               2                                                2              1

1 - длина тела

2 - масса тела

Рис. 1. Распределение обследованных детей 6-7 лет по соматическим типам (%)

Установлено, что существуют внутригрупповые различия по вариантам биологического развития в группах детей разделенных по габаритному уровню варьирования. Каждая из них является самостоятельной генетически обособленной частной конституциональной группой. В период от 5 до 7 лет кривая прироста абсолютной массы тела имеет восходящий характер, но напрямую не связана с интенсивностью прироста длины тела, даже несколько опережает ее. Согласно полученным результатам исследования, вначале увеличивается масса тела ребенка, а затем его длина.

Результаты контрольно-педагогических испытаний детей 6-7 лет имеют достоверные различия (P<0,05) в показателях бега на 30 метров между МеС и МаС типами, в челночном беге - между всеми соматическими типами и вариантами развития А и С. В прыжке в длину достоверные различия выявлены между всеми вариантами развития, но нет различий между показателями детей МеС и МаС типов. В результатах подъема туловища из положения лежа имеются различия между детьми всех соматических типов и вариантов развития А и В. В подтягивании на низкой перекладине не выявлены различия между показателями детей разных соматических типов. Результаты нашего исследования согласуются с данными О.Ю. Жаровой [4] и подтверждают положение о том, что нельзя использовать обобщенную оценку тестовых упражнений для лиц различных соматических типов.

Ориентируясь на полученные результаты соматотипирования, оценку варианта развития, индивидуальные морфологические особенности и двигательные способности детей, на последнем году посещения детского сада с ними проводились дополнительные игровые занятия с целью совершенствования двигательной подготовки дошкольников. Установлено, что дети с равной физической подготовленностью, при акценте в обучении на правильное выполнение базовых и тестовых движений, быстрее адаптируются к школьной программе по физическому воспитанию. Дети экспериментальной группы во всех контрольных тестах показали лучшие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня физической подготовленности детей 6-8 лет различных соматических типов за период эксперимента

 

Этапы эксперимента

Бег 30 м, с

Челночный бег 3x10 м, с

Прыжок в длину с места, см

Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз

Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз

Экспериментальная группа (n=43)

МиС

До

7,41±0,4

10,3±0,17

104,8±9,8

10,3±0,9

4,3±0,5

После

6,7±0,3*

9,7±0,2*

114,1±9,1

15,1±1,1*

7,7±1,8*

МеС

До

7,28±0,34

10,8±0,34

116,2±8,6

7,5±1,5

5,4±1,3

После

6,6±0,3*

10,3±0,4*

125,7±8,8*

12,2±1,7*

9,3±1,4*

МаС

До

7,73±0,35

11±0,35

119,7±8,9

6,6±1,3

7,3±1,9

После

7,1±0,2*

10,6±0,3*

128,7±8,2*

10,0±0,9*

10,6±2,0*

Контрольная группа (n=39)

МиС

До

7,58±0,5

10,2±0,17

98,7±7,5

10,3±1,0

6,6±1,63

После

7,1±0,5

9,9±0,3

109,3±8,2*

12,0±0,9*

8,5±1,6

МеС

До

7,36±0,4

10,9±0,35

112,1±7,9

8,1±1,52

6,1±1,9

После

7,0±0,4*

10,5±0,3*

120,3±7,7*

10,5±1,3*

8,8±1,8*

МаС

До

7,7±0,6

11,4±0,14

114,5±11,7

6,5±1,4

5,6±2,5

После

7,5±0,4

11,1±0,2*

121,4±12,1

8,3±1,2*

7,7±2,4

 

*- различия достоверны до и после эксперимента (Р<0,05)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований установлено, что в дошкольном возрасте четко проявляется индивидуальность генетической программы развития организма, которую следует учитывать при оценке физической подготовленности детей. В 6-7 лет происходит активный прирост длиннотных размеров и снижение тестовых показателей, что связано с перестройкой управления телом с новыми соматическими характеристиками.

Индивидуальные соматические особенности роста детей должны учитываться при разработке современных программ подготовки детей к школе. В дошкольном периоде рекомендуем проводить занятия с использованием изохронного и изосомного построения групп при занятиях физическими упражнениями. Следует отметить, что при подготовке ребенка к школе главным является не их результат в тестовых упражнениях, а правильное выполнение базовых движений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дорохов, Р.Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональные характеристики): учебное пособие / Р.Н.Дорохов, В.Г. Петрухин. - Смоленск : [б.и.], 1994. - 80 с.
  2. Дорохов, Н.Р. Реализация компьютерного подхода при развитии силы у подростков 14-18 лет / Н.Р. Дорохов, В.А. Левченков // Актуальные вопросы современной биологии и медицины. - Смоленск, 1996. - С. 45-46.
  3. Ермоленко, Е.К. Оценка основных физических качеств детей дошкольного возраста / Е.К. Ермоленко. - Ростов-на-Дону : Фрегат, 2006. - 260 с.
  4. Жарова, О.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьников различных соматических типов : автореф. дис... канд. пед. наук / Жарова О.Ю. - Смоленск, 1999. - 21 с.
  5. Садчикова, Л.И. Являются ли малые размеры тела основой для ограничения физических нагрузок? /Л.И. Садчикова // Морфобиомеханические и соматодиагностические особенности адаптивной физической культуры. - Смоленск, 2002. - С. 32-35.
  6. Szepelawy M. Tendencje przemian koordynacyjnego i zwinnosciowego aspektu sprawnosci motorycznej populacji szkolnej / М. Szepelawy, R. Tanaruch // Zeszyty Nau-kowe Politechniki Opolskiej; seria Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia. - 2001. - Zeszyt 3. - S. 161-168.
  7. Nawarecki, D. Znaczenie aktywnosci fizycznej dla utrzymania dobrego stanu zdrowia w opinii rodzicow // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, Sectio D Medicina. - Lublin, 2004. - Vol. LIX, Suppl. XIV, N 4. - S. 187-192.
  8. Ksztaltowanie siwydolnosci fizycznej u osob o zwi?kszonej aktywnosci ruchowej / Wojciechowska - Maszkowska B., Tataruch R., Rektor Z. \ Annales Universitatis Mariae Curie - Sklodowska, Sectio D Medicina. - Lublin, 2004. - Vol. LIX, Supll. XIV, N 6. - S. 405-408.
  9. Zmiany wieku mistrzostwa sportowego najlepszych miotaczek swiata w latach 1928-2003 / Wojnar J., Iskra J., Tanaruch R. // Proces doskonalenia treningu i walki spor-towej. Т.1 / red. Kuder A., Perkowski K., Sledziewski D. ; Akademia Wychowania Fizycznego w Warszawie. - Warszawa, 2004. - S. 90-92.

Контактная информация: nat-dardanova@yandex.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle