Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Сентября 2010 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Детско-юношеский спорт

Автор: Грецов А.Г.

Оценка эффективности применения системы профилактики наркозависимости подростков и молодежи

Ключевые слова: наркозависимость, профилактика, оценка эффективности, подростки и молодежь, социализация.

Аннотация. Статья посвящена обсуждению критериев эффективности деятельности, направленной на профилактику наркозависимости подростков и молодежи. Производится оценка результатов применения авторской профилактической системы, основанной на психолого-педагогическом сопровождении процесса социализации, с применением средств физической культуры и спорта.

Контакт: agretsov@mail.ru

Evaluating the effectiveness of a system to prevent substance abuse of adolescents and young

Gretsov A. G., PhD, Assistant Professor
Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Keywords: addiction, prevention, evaluation, adolescents and youth socialization.

Abstract. The article is dedicated to the discussion of activity effectiveness criteria in order to prevent drugs addiction of teenagers and the youth. Results evaluation of exclusive preventive system usage based on pedagogical and psychological following up care of socialization process using means of physical activity and sports.

Актуальность психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику наркозависимости у подростков и молодежи, сомнений не вызывает. Наркотизация молодого поколения превратилась в серьезнейшую социальную проблему для современной России, которую невозможно решить медицинским путем, т.к. эффективность лечения при сформировавшейся зависимости от наркотиков крайне низка. Решение проблемы лежит не столько в области лечения и реабилитации наркоманов, сколько в сфере повышения эффективности профилактики и ее максимально широкого внедрения.

Чтобы обоснованно рекомендовать какие-либо профилактические разработки к использованию, необходимо аргументированно показать их эффективность и четко выявить, в чем, собственно, состоят результаты от их применения. Однако такая оценка представляет собой очень сложную задачу. На практике, в большинстве публикуемых разработок предлагается лишь определенная последовательность лекций, дискуссий, тренинговых упражнений и т.п., а вопрос об оценке результатов такой деятельности даже не ставится или, в лучшем случае, сводится к применению одной-двух простейших анкет, объективность которых вызывает сомнения.

Сложность оценки эффективности профилактической работы связана с несколькими причинами: 1 - множественность и разнородность факторов, предопределяющих риск зависимого поведения; 2 - длительность и разноплановость самой профилактической работы; 3 - возможность проявления эффектов через продолжительное время после окончания работы. Такой очевидный критерий, как количество подростков, приобщившихся к употреблению психоактивных веществ в экспериментальной и контрольной группах, на практике применять затруднительно, как по отмеченным выше причинам, так и в силу сложности получения достоверной статистики о распространенности такого поведения. Поэтому для оценки эффективности профилактической работы приходится опираться, главным образом, на косвенные показатели.

Разработанная нами система профилактики наркозависимости подростков и молодежи опирается на психолого-педагогическое сопровождение процесса их социализации с использованием средств физической культуры и спорта. Она включает серию тематических тренингов, сценарии бесед, информационно-методические материалы для подростков, педагогов и тренеров, родителей. (Подробнее об этой системе см. статьи в АФК №№ 1(29), 2007, 1(33), 2008). На стадии перехода к широкому внедрению этой системы закономерно встал вопрос о выработке объективных критериев эффективности ее применения и экспериментальному отслеживанию полученных с ее помощью результатов. Это осуществлялось в серии локальных экспериментов в ряде школ Санкт-Петербурга (общий объем выборки около 600 человек), а также в рамках эксперимента по внедрению разработок в ДЮСШ в масштабе региона (250 специалистов прошли курсы повышение квалификации и получили комплекты разработок; около 175 из них впоследствии воспользовались материалами в собственной профессиональной деятельности).

Мы оцениваем эффективность применения разработанной системы профилактики, опираясь на следующие группы критериев:

1. Изменение у занимающихся подростков психологических качеств, коррелирующих с риском формирования наркозависимости. Для оценки эффективности работы применялся блок психодиагностических методик, с помощью которого исследовался ряд психологических характеристик учеников 8-х 9-х классов до и после цикла профилактических занятий (начало/конец учебного года). В частности, отмечены положительные изменения по следующим характеристикам: возрастание интернальности (внутреннего локуса контроля), повышение гибкости использования стратегий поведения в конфликтах и защитных механизмов личности, возрастание самооценки коммуникативных и организаторских склонностей, повышение уровня уверенности в себе, рост самооценки независимости.

2. Изменение у занимающихся личного отношения к проблеме наркотиков и к здоровому образу жизни. Так, число подростков, высказывающих резко критическое отношение к наркотикам и категорически отрицающих возможность их немедицинского применения, возросло с 43% до 67%. Кроме того, снизилась субъективная оценка распространенности наркотиков в подростково-молодежной среде, даваемая самими подростками. В отношении к здоровью произошло смещение от его рассмотрения как средства достижения других жизненных целей к признанию его самостоятельной ценности.

3. Субъективные суждения подростков о том, к каким результатам привело их участие в проводимых занятиях профилактической направленности и ознакомление с информационно-методическими материалами. По результатам опросов, более 90% участников оценивают работу как полезную для себя. Наиболее значимые из отмеченных ими эффектов - развитие навыков уверенного поведения, сплочение коллективов, обучение способам преодоления конфликтов и нейтрализации агрессии. Среди факторов, обеспечивающих привлекательность занятий, чаще всего упоминается преобладание игровой формы их проведения, наличие конкурсов и соревнований, возможность для открытого общения и участия в дискуссиях.

4. Результаты наблюдений педагогов и тренеров, работающих в группах, где проводились профилактические занятия, а также самоотчеты специалистов, применивших наши разработки в собственной профессиональной деятельности. 77% специалистов, применявших разработки на практике, оценили их эффективность как высокую или выше средней. Среди конкретных эффектов, отмеченных ими, чаще всего фиксируется улучшение взаимоотношений в группах, где проводились занятия, повышение стрессоустойчивости подростков и более адекватные реакции на сложные жизненные ситуации с их стороны, увеличение числа критических высказываний об употреблении ПАВ, улучшение взаимоотношений занимающихся с взрослыми, снижение зависимости подростков от группы.

В целом, эффекты от применения профилактической системы в большей степени касаются не узко рассматриваемой проблемы наркотиков, а тех актуальных для подросткового и молодежного возраста проблем социализации, что могут побудить к употреблению психоактивных веществ. Это в полной мере соответствует положенной в основу профилактической системы идее о том, что для снижения риска приобщения к наркотикам следует не информировать о вреде и опасности их употребления, а обучать решать те проблемы и удовлетворять те потребности, что, не находя конструктивного разрешения, могут побудить к применению этих веществ.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle