Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Плавание

Рубрики: Другое

Особенности обучения плаванию детей с нарушением слуха на начальном этапе подготовки (на отделении адаптивной физической культуры). Проблемы организации и проведения занятий.

В настоящее время в России большое внимание  уделяется развитию спорта для людей с ограниченными возможностями и физическими недостатками. Открываются школы, отделения, клубы по адаптивной физической культуре (АФК), проводятся спортивно-массовые мероприятия по разным видам спорта с участием людей, относящихся к указанной категории.
Поскольку во многих регионах это движение стало развиваться только недавно и находится на стадии становления, то ощущается  отсутствие необходимого опыта работы с таким контингентом занимающихся и, как следствие, возникают проблемы по организации и проведению занятий, выбору рациональных средств и методик подготовки.
При начальном обучении плаванию детей с нарушением слуха на отделении АФК комплексной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №1 (КСДЮСШОР№1) мы столкнулись с определенными трудностями по организации занятий: выбор места проведения занятий, количество занимающихся в группе, продолжительность занятий, выбор средств, дозировка упражнений, медицинский контроль, коммуникативная проблема и др.
В то же время, плавание является одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития у слабослышащих детей, обучение которому способствует улучшению качества здоровья, коррекции психического развития, совершенствованию личностных качеств ребенка и освоению одного из основных жизненно важных навыков – передвижению в воде. Занятия в бассейне упорядочивают поведенческие реакции, вырабатывают самодисциплину, собранность, воспитывают трудолюбие, формируют навыки коллективного взаимодействия. Выполнение движений в воде способствует коррекции деятельности вестибулярного аппарата, улучшению деятельности вегетативной нервной системы, стимулирует развитие дыхательных мышц и мышц пояса верхних конечностей.
Эффективность обучения плаванию зависит, прежде всего, от знаний общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением слуха, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе.  Поэтому нами изначально были изучены нарушения в развитии глухих и слабослышащих детей.
Все разнообразие нарушений в развитии такой категории детей не является следствием только ограниченного доступа звуковых раздражителей. Здесь как прямое следствие вытекают лишь нарушения в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой коммуникативной функции приводит к уменьшению получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Трофимова Г.В., 1972; Носкова Л. П.,1991).
У данного контингента детей помимо потери слуха наблюдается и нарушение деятельности вестибулярного аппарата, функция которого важна для правильной координации движений, необходимого распределения мышечного тонуса, сохранения равновесия и соответствующей ориентации в пространстве. Такие нарушения, видимо, затрудняют освоение техники плавания. Хотя дети с патологией слуха в состоянии освоить элементы техники плавания кролем на груди, в то же время освоение способа «кроль на спине» вызывает у них затруднение.
При обучении навыкам плавания детей с нарушением слуха решаются те же общие задачи, что и у слышащих детей. Но есть также группа специальных задач, которая включает:
- оздоровительные, требующие большего внимания, чем у слышащих, в связи с ослабленностью организма;
- коррекционные: развитие дыхательных мышц и мышц плечевого пояса, совершенствование функций  вестибулярного аппарата: точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве;
 - совершенствование психических функций ребенка: создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, страха.
Средства обучения плаванию реализовываются в следующей последовательности: упражнения на освоение двигательных действий в воде и скольжение, на дыхание, овладение основами техники плавания, развитие физических качеств.
При обучении детей с патологией слуха происходит специфическое использование методов и методических приемов:
- практические: применение широкого круга подводящих упражнений, выполнение упражнение с направляющей помощью, использование дополнительных ориентиров.
-наглядные: показ упражнений преподавателем.
-вербальные и невербальные: сопроводительные пояснения, жесты, краткие инструкции и указания, положительные оценочные суждения, коррекция ошибок, дактильная речь, проговаривание заданий детьми.
К занятиям по плаванию допускались только те дети, которые имеют заключение врача ОВФД с рекомендациями. Прежде чем приступать к занятиям в воде со слабослышащими школьниками мы  проводили занятия в зале, так как нарушение слуха  и связанного с ним внимания создает организационные сложности на занятиях в бассейне. Во время этого этапа необходимо установить контакт с детьми, узнать индивидуальные психические и физические особенности занимающихся. Кроме того введение этого этапа необходимо для подготовки опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы, а также для создания мотивационной установки, формирования навыков работы в группе, повышения внимания и дисциплинированности. В зале проводились занятия по общей физической подготовке, также использовались средства (упражнения) по развитию и коррекции координационных способностей, функций равновесия и вестибулярной функции.
Следующим нашим шагом в подготовке юных пловцов с нарушением слуха было проведение занятий в малом бассейне. Большим преимуществом проведения занятий в таком бассейне является то, что отсутствие глубины не вызывает чувство страха. Также это дает возможность на начальном  этапе выполнить большое количество подготовительных, подводящих упражнений для освоения с водой. Упражнения в малом бассейне выполнялись в следующей последовательности: упражнения с неподвижной опорой (у стенки), упражнения с подвижной опорой (доска, мяч), упражнения без опоры.
Среди упражнений использовались: выдохи в воду, задержка дыхания, лежание на воде в различных положениях, скольжения, скольжения с работой рук и ног. Большое значение на этом этапе уделяется играм, которые способствуют преодолению чувства страха и неуверенности.
При переходе в глубокий бассейн с «лягушатника», школьники уже имеют навыки выполнения многих двигательные действий в воде. Основной нашей задачей на этом этапе было перенос навыков, которые дети приобрели в малом бассейне на «большую» воду. Поэтому несколько первых занятий в глубоком бассейне были посвящены повторению изученного материала. В дальнейшем использовались упражнения по овладению техники плавания спортивных способов плавания - кролем на груди и на спине.
При работе со слабослышащими детьми мы используем опыт коллег, которые выделяют множество особенностей обучения начальному плаванию данных занимающихся, учет которых можно отразить в следующих рекомендациях.
-  На подготовительном этапе – обучение упражнениям для освоения в воде по возможности необходимо проводить в неглубоком  бассейне или на мелкой части, чтобы не вызвало чувство страха у слабослышащего ребенка.
- Для освоения с водой применяются игры и эстафеты, прыжки в воду в вариативных условиях.
- Для регулирования уровня эмоционального фона занятий, психологического состояния  и поведения детей применяются упражнения игровой направленности
- При объяснении предлагаемого материала его доступность должна обеспечиваться многообразием применяемых наглядных пособий, дактильной речи, выразительной артикуляции.
- Показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выполнением.
- Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении.
- Для психологической поддержки и мотивации занимающихся при обучении двигательным действиям в воде необходимо использовать индивидуальный подход с положительной оценкой (поощерением).
- На первых занятиях в воде со слабослышащими школьниками лучше не включать упражнения с погружениями, ныряниями, так как это создает дискомфорт для зрительной, дыхательной системы, вызывает дополнительное давление на барабанные перепонки и дезориентирует в воде.
- На начальных занятиях необходимо уделять внимание обучению выдоху в воду, для развития дыхательных мышц.
Особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. Условные сигналы и дактильная речь способствует оперативной взаимосвязи с группой. Когда дети находятся в воде, тренер отдает только лаконичные команды. Объяснения, обсуждение и замечания проводятся на суше.
 
 
Савкин Дмитрий Федорович – ст. тренер преподаватель отделения АФК ГОУ ДОД  КСДЮСШОР№1

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle