Ключевые слова: шахматы, адаптивный спорт, интегральная спортивная подготовка, массовый спорт, спорт высших достижений
Аннотация. Проведен ретроспективный анализ и аргументированно обоснована классификация основных направлений шахматного спортивного движения лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Выявлена динамика числа участников и развития инфраструктуры и кадрового корпуса в спорте глухих, слепых, лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата. Установлено отсутствие во Всероссийском реестре видов спорта инвалидов спортивной дисциплины «Шахматы» спорта лиц с нарушениями интеллектуального развития.
The main directions of the chess sport movement of the people with disabilities in health
Mikhaylova I. V., PhD., Assistant Professor at the Department of theory and technique of physical culture and sports, International Woman Grandmaster. Russian State Social University, Moscow
Keywords: chess, adaptive sports, integral sport training, mass sports; sports of the higher achievements
Abstract. A retrospective analysis was carried out and the classification of the main directions of the chess sport movement of persons with disabilities in health was substantiated reasonably. The dynamics of the number of participants and the development of the infrastructure and personnel corps in the sports of the deaf, blind persons and the persons with lesions of the musculoskeletal system has been revealed. The lack of the sport discipline ««Chess» of the sports people with intellectual disabilities has been established in the All-Russian Register of Sports of the disabled people.
Введение
При сравнении социального, экономического и эмоционального благополучия жителей различных стран
и регионов Организация Объединенных наций (188 стран-участников) приоритетной методикой измерения качества жизни мирового сообщества в последние десятилетия является использование Индекса человеческого развития (ИЧР). Данная дефиниция учитывает три основных группы интегральных показателей, базирующихся на многих картелирующихся индикаторах каждого кластера, а именно: оценки ожидаемой продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и величины материального дохода населения в отдельном регионе. Россия, являющаяся в последние десятилетия страной с развивающейся экономикой, занимает 49-е место. По данным 2017 г., предоставленным Министерством статистики, инвалидами являются 12 млн. 259 тыс. человек, относительный показатель инвалидизации составляет 8,3 % от всего населения страны [10]. Численность детей-инвалидов превышает 636 тыс. человек, при этом увеличение этого показателя за 2009-2017 гг. составляет около 20 % и восходящий тренд устойчив. Анализ качественной и количественной динамики ИЧР с 1990 года по настоящее время в России выявил тот факт, что полученный дисбаланс во многом обусловлен высокими относительными и абсолютными показателями инвалидизации населения, а также отсутствием реального равенства лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ОСЗ) в области получения образования. Одним из эффективных путей повышения жизнеспособности лиц с ОСЗ, эффективной самореализации их в качестве социально-значимых членов общества может являться интеграция научного знания и практических достижений смежных областей адаптивной физической культуры и видов адаптивного спорта, позволяющая гармонизировать физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, эстетические, этические стороны и свойства индивида. При определении средств развития и способов совершенствования лиц с ОСЗ, ученые Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта использовали исторически сложившиеся подходы, рассматривая в качестве основных физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы [3, С. 16]. Однако по данным годовой статистической отчетности «3-АФК» Министерства спорта по состоянию на 2017 г., лишь 12,1 % лиц с отклонениями в состоянии здоровья были включены в систему адаптивной физической культуры и спорта [14]. Необходимо принять во внимание, что целевой показатель развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года определяет долю лиц с ОСЗ физкультурно-спортивном движении до 20 % [17].
Методика
Целостное осмысление динамики занимающихся, материально-технической базы, подготовки кадрового состава в области адаптивной физической культуры и спорта, приводит к необходимости эффективной реализации социально-педагогической ресурсности «умственных» (по определению Международного Олимпийского комитета) видов спорта, использующих преимущественно умственные навыки, действия и абстрактно-логические упражнения для актуализации интеллекта, и не требующих значительной физической активности индивида. В Российской Федерации таким видом спорта являются, несомненно, шахматы. Благодаря системной поддержке В. В. Путина, сформулировавшего суть этого общественного и социального явления следующим образом: «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед, а, главное, - воспитывать характер», шахматы становятся не только приоритетным видом адаптивного спорта, но и востребованной инновационной моделью системы инклюзивной спортивной подготовки [8, С. 8]. Ученые Российского государственного социального университета (РГСУ) определили сущность шахматного спорта «как соревновательную деятельность, направленную на создание шахматных партий, в которой посредством отбора выявляются максимальные показатели интеллектуальных возможностей индивидов» [8, С. 11]. Было установлено, что основными средствами и способами шахматной спортивной подготовки являются умственные, абстрактно-логические действия и упражнения. Эту позицию косвенно поддержали Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов, заметив, что шахматы не связаны с использованием физических упражнений, как основного средства тренировки [18, C. 314]. Не можем полностью разделить эту точку зрения, так как в спортивной шахматной тренировке в полной мере используется доступная по форме нозологии физическая подготовка, осуществляемая двигательными действиями и упражнениями, что позволяет целостно оптимизировать психофизическое состояние лиц с ОСЗ. Выявленная особенность шахмат не противоречит ни в коей мере созданному методологическому знанию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. В теории и практике физической культуры и спорта ранее были такие прецеденты. Обратимся к историческому опыту использования теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, интегральные понятия которой синтезировались в принципиально новую концепцию обучения двигательным действиям [3, C. 164].
Не вызывает сомнения тот факт, что шахматный спорт, являясь крупным компонентом физической культуры, тем не менее выходит за ее рамки, являясь самостоятельным социальным явлением. «Умственный» инвариант (умственные действия и упражнения шахматного спорта) постулирует историческую преемственность компонентов, видов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, дополняя фундамент научного поля.
Цель исследования - анализ эволюции, выделение и классификация основных направлений шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ, выявление динамики численности участников, развития инфраструктуры, аргументированная оценка перспектив развития.
Объект исследования - основные направления шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ, а именно массовый спорт и спорт высших достижений.
Предмет исследования - особенности развития и интеграции массового спорта и спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва и кадрового обеспечения шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ.
Экспериментальная часть
Для достижения поставленной цели были проанализированы нормативно-правовые документы социально-экономического развития стран мирового сообщества [11]; программно-нормативные акты и Федеральные законы Министерства спорта, а именно: Концепция Федеральных целевых программ развития образования и развития физической культуры и спорта в РФ на 20162020 гг., Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг.. Дополнительно был проведен контент-анализ исследований по повышению уровня жизни населения, развитию качества человеческого потенциала, выполненных экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР). Были обобщены программные документы шахматного массового спорта и спорта высших достижений [12], архивные материалы и научные работы по проблематике адаптивной физической культуры и спорта [5, 6, 16, 18]. Подчеркнем, что основными целевыми показателями и индикаторами эффективности развития шахматного спорта являются уровень международных достижений, включая завоевание мирового первенства в личном и командном зачете; масштаб развития спортивного резерва и массового спорта; рост численности спортсменов и штатных тренеров-преподавателей. Был систематизирован собственный преподавательский и тренерский опыт на базе Дома шахмат РГСУ, на интернет-порталах «Шахматная Планета» и «Международный шахматный клуб», территориальных центров социального обслуживания населения г. Москвы (в форме кружковой работы) [7, 8, 15]. Стало очевидным, что необходимо формирование доступной среды для осуществления качественной спортивной подготовки лиц с ОСЗ, организация федеральных и региональных центров подготовки, положительная динамика спортивно-массовых соревнований в регионах.
Обратимся к детализации основных направлений шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ в Российской Федерации. Основными направлениями в развитии шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ являются массовый спорт и спорт высших достижений (СВД). Эволюция признания видов спорта лиц с ОСЗ была подробно рассмотрена в трудах С. П. Евсеева [3], А. Г. Абаляна, Д. Г. Степыко, Ю. Е. Асташенко. Исследователями было отмечено, что официально признанным в Российской Федерации считается вид спорта, включенный во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) [1].
Результаты и их обсуждение
В 1993 году шахматный спорт был включен в перечень видов спорта для введения в государственные программы физического воспитания населения, двумя годами позже шахматы были утверждены как вид спорта среди лиц с нарушениями зрения и слуха, в 1997 году - среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) [14]. В действующем реестре шахматы, с учетом форм нозологии, представлены в спорте глухих, спорте слепых, спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (таб. 1).
Таблица 1
Перечень признанных видов спорта дисциплины «Шахматы»
Критерии
Спорт глухих
Спорт слепых
Спорт лиц с ПОДА
Спорт ЛИН
Номер кода вида в ВРВС
1140007417Я
1150007417Я
1160007417Я
ЕВСК
Три спортивных звания и семь разрядов
ФССП
Статус вида спорта
Не сурдлимпийский
Не паралимпийский
Отметим деструктивные факторы развития шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ:
В ВРВС в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) шахматы как спортивная дисциплина не включены;
Федеральные стандарты спортивной подготовки (ФССП) по всем формам нозологии не разработаны даже в проекте;
Признанные в ВРВС виды спорта не имеют сублимпийского/паралимпийского статуса.
Таблица 2
Динамика целевых показателей в шахматном спорте высших достижений лиц с ОСЗ
Год
Число отделений
Тренеры (чел.)
Дети до 18 лет (чел.)
Разрядники (чел.)
МС, ММ, МГ (чел.)
2012
109
79
3920
487
15
2013
247
71
4244
588
17
2014
407
65
3789
536
18
2015
269
61
5137
645
14
2016
456
57
5192
708
23
2017
215
48
4815
641
14
В таблице 2 представлено развитие кадрового обеспечения, подготовки спортивного резерва. Отметим положительный тренд в динамике численности спортивного резерва по возрастному критерию и уровню развития мастерства. В отличие от других видов спорта лиц с ОСЗ [3, С. 366], российская квалификационная «лестница» - Единая Всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) - насчитывает не девять, а десять ступенек. В спорте высших спортивных достижений иерархия званий «мастер спорта России» (МС) и «мастер спорта России международного класс» (ММ) дополнена званием «Гроссмейстер России» (МГ). На рисунке 1 отчетливо виден устойчивый отрицательный тренд динамики количества штатных тренеров-преподавателей, осуществляющих шахматную спортивную подготовку лиц с ОСЗ. Это, несомненно, обусловлено «рваной» динамикой численности шахматных отделений, осуществляющих спортивную подготовку лиц с ОСЗ. Содержательный анализ данных таблицы 2 позволяет аргументированно выделить две основные тенденции в шахматном спортивном движении лиц с нарушениями зрения, слуха и интеллектуальной недостаточностью.
Рис. 1. Динамика количества отделений спортивной подготовки и штатных тренеров (2012-2017 гг.).
Это рост численности занимающихся в массовом спорте и «плато» числа шахматистов в спорте высших достижений.
В 2016-2017 гг. исследователями РГСУ была осуществлена спортивная подготовка пользователей социальных услуг ГБУ Психоневрологического интерната №22. Дважды были проведены Московские лично-командные турниры с участием ПНИ №2, №3, №4, №11, №12, №16, №18, №22. Однако в таблице 3 статистические данные по спорту ЛИН в указанном интервале времени отсутствуют [8, C. 100].
Динамика численности шахматистов, занимающихся в спорте слепых, спорте глухих имеет восходящий тренд, и представлена в качестве примера на рисунке 2. Подчеркнем, что при спортивной подготовке в спорте глухих, используя инфокоммуникационные технологии, можно развить билингвизм (двуязычие как синтез словесного и жестового языка). Данная технология, к сожалению, не нашла широкого применения в России.
В последние годы наметился отрицательный тренд в динамике развития спорта лиц с ПОДА, представленной на рисунке 3.
Рис. 2. Динамика занимающихся в спорте слепых (2012-2017 гг.).
Рис. 3. Динамика занимающихся в спорте лиц с ПОДА (2012-2017 гг.).
Таблица 3
Динамика спортивного шахматного движения (2012-2017 гг.)
Год
Общая сумма (чел.)
Спорт ЛИН,чел.
Спорт слепых,чел.
Спорт глухих,чел.
Спорт лиц с ПОДА,чел.
Массовый спорт
СВД
Массовый спорт
СВД
Массовый спорт
СВД
Массовый спорт
СВД
2012
12718
429
18
1918
256
1808
573
2735
374
2013
14161
747
41
2091
356
1725
494
3148
365
2014
13708
941
60
1922
366
1669
409
3402
540
2015
11330
1195
59
2542
348
2168
449
3991
578
2016
13951
3344
488
3586
642
5319
572
2017
13436
3760
405
3687
642
4552
390
Обратимся к динамике развития шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ за рубежом.
Интересным является тот факт, что зарождение мирового развития шахмат как адаптивного вида спорта было связано с образованием в 1896 г. шахматных кружков лиц с нарушениями зрения именно в России [8, C. 68]. В послевоенные годы были созданы «Международная ассоциация незрячих шахматистов» (IBCA, 1948 г.), «Международный шахматный комитет глухих» (ICCD,1949), значительно позже появилась «Международная ассоциация шахматистов с поражением опорно-двигательного аппарата» (IPCA, 1992 г.). Эти организации являются аффилированными членами
Международной шахматной федерации (ФИДЕ) [19].
Отметим, что основной формой развития шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ за рубежом является школьно-студенческий и оздоровительно-рекреативный спорт [8, С. 57]. Спорт высших достижений не поддерживается государственными программами финансирования, и выступления спортсменов из стран с «высоким» или «сверхвысоким» ИЧР на чемпионатах мира, Европы, Олимпиад по шахматам оплачиваются самостоятельно. Исключение составляет государственная политика финансирования в постсоветском пространстве - Казахстане, Армении, Республике Беларусь, Молдове, при этом социально-экономическое положение и государственная поддержка шахмат носит амбивалентный характер [4].
Спортивная «лестница» ФИДЕ имеет рейтинговую систему в массовом спорте и насчитывает 6 ступенек, учитывающих отдельный зачет нормативных требований среди мужчин и женщин - национальный мастер (NM), кандидат в мастера ФИДЕ (CM), мастер ФИДЕ (FM), международный мастер ФИДЕ (MM), международный гроссмейстер ФИДЕ (GM).
Выделим тенденции дифференциации и интеграции [3, C. 480] в мировом массовом шахматном движении.
Тенденциями интеграции являются проведение в 2013 г. первого официального чемпионата мира среди лиц с инвалидностью в общем зачете, независимо от нозологических форм, в Дрездене, а также выступление на Всемирных шахматных Олимпиадах (среди здоровых шахматистов!) международных команд, сформированных из спортсменов по различным формам нозологии.
Тенденцией дифференциации является то, что шахматная деятельность аффилированных членов ФИДЕ, представляющих интересы лиц с ОСЗ, зачастую носит обособленный характер. Деструкцией является также отсутствие в структуре ФИДЕ «Международной ассоциации лиц с нарушениями интеллектуального развития».
Выводы
Участие в шахматном спортивном движении может являться для лиц с некоторыми формами нозологии единственным путем достижения не столько физического, сколько полного душевного и социального благополучия [13].
Шахматное спортивное движение лиц с отклонениями в состоянии здоровья, используя синергию и эмерджентность физических и умственных упражнений, обладает не только специфическими, но и социально-общественными функциями:
личностно-направленного воспитания, практико-ориентированного обучения и развития, преимущественно в контексте формирования спортивного резерва в школьно-студенческом спорте;
оздоровительно-рекреативной, заключающейся в увеличения когнитивных запасов мозга посредством развития логического мышления, оперативной и долговременной памяти, а также объема и устойчивости внимания;
социальной реабилитации, интеграции и социализации личности, развития общих и специальных компетенций (лингвистических и инфо-коммуникативных);
образования глобальных межкультурных коммуникаций;
развития человеческого потенциала и повышения уровня жизни.
Практическая значимость эволюции мирового шахматного спортивного движения лиц с ОСЗ, тесно связанного с политикой и экономикой, состоит в том, что шахматы как вид адаптивного спорта переместились с периферии адаптивного спорта в его центр. Высокие спортивные результаты, новации в системе спортивной подготовки лиц с ОСЗ, формирующаяся философия самосовершенствования личности в рамках спортивной деятельности будут способствовать принятию вызовов современности, в том числе:
преодолению технологического отставания в странах и регионах, имеющих «не высокий» или «средний» Индекс человеческого развития;
решению крупной народнохозяйственной задачи – посильного вклада в развитие человеческого капитала путем эффективной реализации системной социально-педагогической ресурсности шахматного спорта, развивающей человеческий потенциал и способствующей повышению уровня жизни;
реформированию государственного управления, модернизации и большей технологичности образования в сфере адаптивной физической культуры и спорта.
Литература
Абалян А. Г. Ретроспективный анализ становления спорта лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации / А. Г. Абалян // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 1 (41). - С. 5-8.
Адаптивная физическая культура и спорт [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/paralympic (Дата обращения: 15.04.2018).
Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / C. П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.: ил.
Единая спортивная классификация Республики Беларусь 2013-2016 гг. / И. И. Сержанин. - Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2013. - 336 с.
Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская, А. А. Передельский, И. В. Манжелей, С. Н. Литвиненко, Е. А. Черепов, Н. В. Пешкова, М. А. Родионова, А. Г. Поливаев, А. Н. Кондратьев, М. В. Базилевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017 - 200 с.
Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев, Олимпийская литература, 1999. - 317 c.
Махов А. С. Программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС» и результаты ее реализации / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 8. - С. 103-106.
Михайлова И. В. Основы адаптивного шахматного спорта: учебно-методическое пособие / И. В. Михайлова. - М.: Столица, 2016. - 116с.
Паршикова Н. В. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего / Н. В. Паршикова, С. И. Изаак, В. Н. Малиц // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 12. - С. 3-5.
Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий [Офиц. сайт]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (Дата обращения: 06.04.2018).
Сафиулин Э. М. Влияние игры в шахматы на функциональное состояние инвалидов / Э. М. Сафиулин, А. И. Алифиров // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 52.
Степанова О. Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О. Н. Степанова, А. С. Махов, Е. Н. Латушкина, Ю. С. Бернина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 66-68.
Столяров, В. И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: Учебник / В. И. Столяров, А. А. Передельский. - М.: Советский спорт, 2015. - 461 с.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (Дата обращения: 21.04.2018).
Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с. 19. FIDE Directory [Электронный ресурс] // FIDE - World Chess Federation [Офиц. сайт]. Режим доступа: https://ratings.fide.com/fide_directory.phtml/ (Дата обращения: 16.04.2018).