Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Коренева М. В., Л. С. Леонтьева, Н. С. Леонтьева

Основные аспекты компетентностного подхода, осуществляемого в рамках преподавания дисциплины «Международный студенческий спорт» в соответствии с требованиями ФГОС ВО

Настоящее исследование раскрывает актуальные вопросы, связанные с содержанием ком-петентностного подхода при реализации курса по выбору блока социокультурных дисциплин «Международный студенческий спорт», разработанного и предложенного для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» вузов физкультурно-спортивного профиля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (в рамках внедрения инновационных образовательных стандартов в Российской Федерации).

В работе проанализированы основные компоненты учебно-методического комплекса дисциплины «Международный студенческий спорт», разработанного в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Положением об организации учебного процесса в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом РГУФКСМиТ по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», с учетом использования инновационных технологий формирования общекультурных компетенций обучающихся и фонда оценочных средств при изучении дисциплины «Международный студенческий спорт».

В статье приводится подробное описание структуры и содержания технологий формирования общекультурных компетенций студентов; представлены разработанные критерии оценивания типовых контрольных заданий, показывающих уровень сформированности компетенции применительно к каждой общекультурной компетенции, по трем основным уровням: знать, уметь, владеть; основные составляющие фонда оценочных средств для формирования общекультурных компетенций студентов в результате изучения дисциплины «Международный студенческий спорт», а также основные критерии оценки сформированно-сти компетенций студентов в результате изучения молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» с использованиданной дисциплины.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; рабочая программа дисциплины; компетентностный подход; общекультурные компетенции; формирование компетенций; фонд оценочных средств.

Современная парадигма образования, формируемая, в том числе, в рамках инновационных стандартов, которые повсеместно реализуются в физкультурно-спортивных учебных заведениях, диктует необходимость значительного пересмотра существующих методов и подходов к образовательному процессу необходимость ориентации на приоритетное значение и конкретизацию знаний, умений и навыков, приобретенных в результате освоения студентами соответствующей образовательной программы.

В условиях реализации инновационных форм и методов образования,с учетом политики Российской Федерации в области образования и воспитания молодежи, возросшей роли исторических наук в системе человеческих ценностей, а также осознания важности передачи знаний, связанных с историей отрасли физической культуры и спорта, система образования и воспитания в данной сфере формируется и развивается, в аспекте рассмотрения вопросов, направленных на изучение и анализ целого ряда вопросов, связанных с различными видами и разновидностями физкультурно-спортивного движения: международное олимпийское и паралимпийское движение, международный юношеский спорт, международнфй студенческий спорт и др.

Совершенствование образовательного процесса с помощью теоретических знаний и их практического применения в рамках преподаваемых дисциплин должно осуществляться в соответствии с существующими условиями и актуальными задачами, которые ставят государство и общество перед учебными заведениями, в том числе в области физической культуры и спорта.

Профессорско-преподавательским составом кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» был разработан целый ряд дисциплин и курсов по выбору, посвященных различным историческим аспектам развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, которые нашли широкое применение в рамках учебного процесса РГУФКСМиТ: «История олимпийского движения», «Олимпийские зимние игры: от Шамони до Сочи», «Юношеское спортивное и олимпийское движение», «Международный студенческий спорт» и многие другие.

Вместе с тем следует отметить, что при разработке и реализации указанных дисциплин и спецкурсов в контексте перехода на инновационные стандарты образования были применены следующие принципы:

  1. Использование компетентного подхода с учетом планирования необходимых результатов обучения, а также конкретизации необходимых знаний, умений и навыков студентов, приобретенных студентами результате освоения дисциплины.
  2. Корректировка учебно-методической работы с акцентом на использование многообразия интерактивных форм обучения, а также их вариативности для формирования активности и творческого потенциала студентов.
  3. Обеспечение возможности выбора способов достижения образовательных целей, выполнения заданий, обеспечение активности обучающихся с помощью расширенных возможностей учебно-методических материалов, расширения и совершенствования информационной базы.

Таким образом, рабочая программа дисциплины «Международный студенческий спорт» была разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Положением об организации учебного процесса в РГУФКСМиТ с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы; ФГОС ВО и учебным планом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью».

В рамках учебно-методического комплекса дисциплины «Международный студенческий спорт» основной образовательной программы бакалавриата была разработана следующая технология формирования общекультурных компетенций (табл. 1).

В таблице 2 представлены основные составляющие фонда оценочных средств для определения уровня сформированности общекультурных компетенций студентов в результате изучения дисциплины «Международный студенческий спорт».

В соответствии с планируемыми результатами изучения дисциплины были разработаны основные критерии оценки типовых контрольных заданий, показывающих уровень сформированности компетенции применительно к каждой общекультурной компетенции по трем основных уровням: знать, уметь, владеть.

В таблице 3 представлены прогнозируемые результаты обучения в виде характеристики уровня освоения общекультурных компетенций у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля на примере дисциплины «Международный студенческий спорт».

В таблице 4 представлены основные критерии оценки сформированности компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» в вузе физкультурно-спортивного профиля в результате изучения дисциплины «Международный студенческий спорт».

Таблица 1

Технология формирования общекультурных компетенций

Страницы из ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.jpg

Таблица 2

Материалы по контрольным заданиям курса

Название оценочного средства

Необходимое наличие материалов по оценочному средству в фонде

Контрольная работа

Темы контрольных работ

Тест

Тест по дисциплине «Международный студенческий спорт»

Опрос

Вопросы для самостоятельной подготовки

Доклад, презентация

Темы докладов, презентаций

Реферат

Темы рефератов

Зачет

Вопросы к зачету

Таблица 3

Критерии оценки типовых контрольных заданий, показывающих уровень сформированности компетенций

ТКЗ по уровням сформированности компетенции

Критерии сформированности уровня компетенции:

знать

уметь

владеть

знать

уметь

владеть

1

2

3

4

5

6

Контрольные работы по дисциплине «Между-народный студенческий спорт» (по тематике контрольных работ)

Тест «Между-народный студенческий спорт»

Опрос на практических занятиях по тематике самостоятельной работы студента (по вопросам, предложенным для самостоятельной подготовки)

Доклад, презентация (по тематике докладов/презентаций)

Дискуссия по предложенной тематике

КР отлично (5 баллов) - выполнено правильно и качественно не менее 85 % заданий;

Хорошо (4 балла) - выполнено правильно не менее 75 % заданий, не содержится грубых ошибок, по ходу решения сделаны аргументи-рованные выводы;

Удовлетво-рительно (3 балла) - выполнено правильно не менее 50 % заданий, не содержится грубых ошибок;

Неудовлет-ворительно (0 баллов) - студент не справился с заданием (выполнено правильно менее 50 % задания варианта), не раскрыто основное содержание вопросов.

Тест: К=А/Р, где K - коэффициент усвоения, A - число правильных ответов, P - общее число вопросов в тесте. 5 = 0,9-1 4 = 0,8-0,89 3 = 0,7-0,79 2 = < 0,7

Критерии оценки:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень понимания изученного материала.

5 баллов: студент подробно излагает изученный материал, демонстрирует понимание предмета, даёт правильное определение понятий; способен обосновать свое мнение, применить знания на практике, привести свои примеры и выводы;

4 балла: студент допускает незначительные ошибки в ответе;

3 балла: студент излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий, не способен аргумен-тированно обосновать свои выводы, излагает материал непоследо-вательно и допускает ошибки;

1 балл: студент демонстрирует незнание существенной части материала, допускает грубые ошибки в формулировке определений, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

10 баллов: полностью раскрыта. выбранная тема. Выдержана структура доклада (введение, основная часть, заключение, выводы). Доклад выполнен с использованием IT-технологий. Работа правильно оформлена, оригинальна.

8 баллов: Достаточно полно раскрыто содержание выбранной темы. Доклад подготовлен с использованием IT-технологий. Выдержана структура доклада.

6 баллов: Раскрыто содержание выбранной темы. Доклад сделан устно, без использования компьютерных технологий. Выдержана структура доклада.

4 балла: Содержание выбранной темы частично раскрыто. Нарушена структура доклада. Доклад сделан устно, без использования компьютерных технологий.

1 балл: Доклад сделан устно, без использования компьютерных технологий или наглядных материалов. Выбранная тема не раскрыта, основная суть не передана.

Опрос на практических занятиях по тематике самостоятельной работы студента (по вопросам, предложенным для самосто-ятельной подготовки)

Самостоятельно подготовленный реферат, (по предложенной тематике, согласно требования)м

Доклад, презентация (по темам докладов/презентаций)

Дискуссия по предложенной тематике

5 баллов: студент подробно излагает изученный материал, демонстрирует понимание предмета, даёт правильное определение понятий; способен обосновать свое мнение, применить знания на практике, привести свои примеры и выводы;

4 балла: студент допускает незначительные ошибки в ответе;

3 балла: студент излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий, не способен аргумен-тированно обосновать свои выводы, излагает материал непоследо-вательно и допускает ошибки;

1 балл: студент демонстрирует незнание существенной части материала, допускает грубые ошибки в формулировке определений, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

10 баллов: Использовано достаточное количество источников. Содержание выбранной темы полностью раскрыто. Выдержана структура реферата (введение, основная часть, заключение, выводы, список литературы). Реферат выполнен по требованиям.

7 баллов: Содержание реферата включает в себя информацию из ограниченного количества источников. Содержание выбранной темы достаточно полно раскрыто. Выдержана структура реферата (введение, основная часть, заключение, выводы, список литературы). Реферат выполнен по требованиям.

4 балла: Содержание реферата ограничено информацией из 2-3 источников. Содержание заданной темы раскрыто не полностью. Нарушена структура реферата.

1 балл: Содержание ограничено информацией только из одного источника. Не раскрыта выбранная тема, суть работы не передана.

10 баллов: Полностью раскрыта фабула выбранной темы. Выдержана структура доклада (введение, основная часть, заключение, выводы). Доклад выполнен с использованием IT-технологий. Работа правильно оформлена, оригинальна.

8 баллов: Достаточно полно раскрыто содержание выбранной темы. Доклад создан с использованием IT-технологий. Выдержана структура доклада.

6 баллов: Раскрыто содержание выбранной темы. Доклад сделан устно, без использования компьютерных технологий. Выдержана структура доклада.

4 балла: Содержание выбранной темы частично раскрыто. Нарушена структура доклада. Доклад сделан устно, без использования компьютерных технологий.

1 балл: Доклад сделан устно, без использования IT технологий или наглядных материалов. Выбранная тема не раскрыта, основная суть не передана.

Таблица 4

Критерии оценки компетенций на зачете

Оценка

Требования к ответу на зачете с точки зрения сформированности компетенций

Отлично

95-100 (A)

Оценка «отлично» ставится, если студент при ответе на все вопросы:

- проявил глубокие, творческие способности в понимании и изложении учебно-программного материала; показывает высокий уровень компетентности;

- усвоил взаимосвязь основных понятий и дисциплин, их значение для приобретаемой профессии; анализирует основные понятия с точки зрения различных авторов, демонстрируя знание учебной, периодической и монографической литературы, законодательства в рамках тематики дисциплины и практики его применения;

- показывает всесторонние и систематические знания теоретического материала; видит междисциплинарные связи;

- профессионально, грамотно, последовательно, хорошим языком четко излагает материал, аргументировано формулирует выводы;

- полно, грамотно и последовательно изложил ответы на все дополнительные вопросы и задания.

Хорошо

85-94 (B) очень хорошо

68-84 (С)

хорошо

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

- показывает достаточный уровень компетентности, знания лекционного материала, учебной и методической литературы, законодательства и практики его применения;

- показывает полное, но недостаточно глубокое знание учебно-программного материала, допустил какие-либо неточности в ответах, свободно оперирует понятиями, методами оценки принятия решений;

- имеет представление о междисциплинарных связях, увязывает знания, полученные при изучении различных дисциплин, умеет анализировать практические ситуации, но допускает некоторые погрешности;

- уверенно и профессионально, грамотным языком, ясно, четко и понятно излагает состояние и суть вопроса; привлекает информативный и иллюстрированный материал, но при ответе допускает некоторые погрешности;

- вопросы, задаваемые экзаменатором, не вызывают существенных затруднений. Допускается 1-2 незначительные ошибки.

Удовлетворительно

61-68 (D)

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

- показывает поверхностные знания учебно-программного материала, при ответе отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами; однако в целом вполне ориентируется в профилирующих для данной специальности дисциплинах;

- владеет практическими навыками, привлекает иллюстративный материал, но чувствует себя неуверенно при анализе междисциплинарных связей;

- на поставленные экзаменатором вопросы отвечает неуверенно, допускает погрешности;

- в ответе допущен ряд логических ошибок, аргументы привлекаются недостаточно веские;

- ответ композиционно не выстроен, демонстрируется средний уровень владения литературным языком при формулировании тезисов и аргументов;

- на поставленные комиссией вопросы затрудняется с ответами, показывает недостаточно глубокие знания.

Допускается не более 3-4 ошибок.

Неудовлетворительно

0-60 (F)

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

- не усвоил значительную часть учебно-программного материала или показывает крайне слабые знания учебного материала, низкий уровень компетентности;

- демонстрирует крайне неуверенное изложение вопроса;

- имеет слабый уровень профессиональных знаний, затрудняется при анализе практических ситуаций; не может привести примеры из реальной практики;

- неуверенно и логически непоследовательно излагает материал; в ответе присутствуют серьезные нарушения: композиционные, речевые и нормативные;

- неправильно отвечает на поставленные экзаменатором вопросы или затрудняется с ответом; отказывается от ответа.

Ставится при наличии свыше пяти ошибок.

Педагогика

Все вышеперечисленные аспекты в комплексе с содержанием образовательных программ способствуют совершенствованию и обеспечению оптимального результата системы обучения, что, в конечном итоге, гарантирует всестороннее развитие будущего поколения специалистов в области физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура» (квалификация (степень) «бакалавр») в Приказе Минобрнауки РФ от 31.05.2011 г. № 1975.
  2. ФГОС ВО 04.03.01 «Физическая культура» Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура (уровень бакалавриат)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33796).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Еремина Е. А. Педагогические преобразования в организации производственной (преддипломной) практики студентов, обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм» в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма / Е. А. Еремина, М. В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - С. 77-83.
  5. Кружков Д. А. Анализ компетенций, развиваемых в процессе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства в вузах Краснодарского края / Д. А. Кружков, Г. Г. Мовсесян, Н. А. Арзамасцева // Материалы конференции ППС КГУФКСТ. - 2014. - № 1. - С. 45-47.
  6. Сергеева В. П. Теоретические основы воспитания: учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / В. П. Сергеева. - М.: Академия, 2010. - 272 с.
  7. Поддубная Т. В. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Т. В. Поддубная, О. В. Агошкова, Ф. Р. Хатит, С. Б. Ожева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2016. - Вып. 1. - С. 76-81.
  8. Тарасенко А. А. Состояние и перспективы профессиональной подготовки персонала для индустрии туризма / А. А. Тарасенко, Е. А. Еремина, О. Н. Костюкова, А. И. Кузьменко // Tourism in Transition Economies: Issues and Challenges for Destination Competitiveness: Conference Proceedings. Caceres, Spain. - 2015. - P.121-125.

KEY ASPECTS OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH IMPLEMENTED IN THE PROGRAM OF ACADEMIC DISCIPLINE ^INTERNATIONAL UNIVERSITY SPORTS» IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE THIRD GENERATION FOR HIGHER EDUCATION

М. Koreneva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Social and Cultural Services and Tourism Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar N. Leontieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, History of Physical Education, Sports and Olympic Education Department, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

L. Leontieva, Postgraduate student, History of Physical Education, Sports and Olympic Education Department, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

The present study reveals the actual questions, related the content of the competency-based approach when implementing the optional course among the block of social and cultural disciplines international university sports», developed and offered for the students, who are studying in the preparation direction 42.03.01 «Advertising and public relations» at the physical education and sports universities in accordance with the Federal state educational standard of higher education (within the framework of the implementation of the innovative educational standards in the Russian Federation).

The main educational complex's components of the discipline «International university sports», developed in accordance with the Federal Law of the Russian Federation from 29.12.2012 number 273-FL «On Education in the Russian Federation»; Regulations on the organization of educational process in the Federal State Budget Institution of Higher Education « Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE)» with the use of credits and the score-rating system; Federal state educational standards of higher education and the curriculum of RSUPEYT in the preparation direction 42.03.01 «Advertising and public relations», taking into account the use of innovative technologies of formation of students' general cultural competences and their assessment methods while studying the course international university sports» have been analyzed.

The paper provides a detailed description of the structure and the content of the formation technologies of students' general cultural competences; developed assessment criteria of standard control tasks, showing the level of competence formation applied to each of general cultural competences on three main levels: to know, to be able to, to master; as well as the main components of assessment methods to form general cultural competences and the main criteria for assessing the competence formation after studying the discipline international university sports» were considered.

Keywords: Federal State Educational Standard of Higher Education; working program of the discipline; competence-based approach; general cultural competences; competence formation; assessment methods.

References:

  1. The Federal State Educational Standard of Higher Education of the Third Generation in the Direction of Preparation 034300.62 "Physical Culture" (qualification (degree) "bachelor") in der. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 5/31/2011 no 1975. (in Russian)
  2. FGOS AT 04.03.01 "Physical culture" the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 8/7/2014 no 935 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 49.03.01 Physical culture (level a bachelor degree)" (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 8/25/2014 no 33796). (in Russian)
  3. The federal law of 29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation". (in Russian)
  4. Eremina E. A. Pedagogical transformations to the organizations of work (predegree) practice of the students studying in the Tourism direction in the Kuban State University of physical culture, sport and tourism. Fizicheskajakul'tura, sportnauka I praktika. [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2016, pp.77-83.
  5. Kruzhkov D. A., Movsesjan G. G., Arzamasceva N. A. The analysis of the competences developed in the course of training for the industry of tourism and hospitality in higher education institutions of Krasnodar Krai. Proceedings of Conference PPS KGUFKST, 2014, no 1, pp. 45-47.
  6. Sergeeva V. P. Teoreticheskie osnovy vospitanija [Theoretical bases of education]. Moscow, Akademija, 2010, 272 p. (in Russian)
  7. Poddubnaja T. V., Agoshkova O. V., Hatit F. R., Ozheva S. B. Indicators and criteria for evaluation of formation of competences at bachelors in the direction of preparation Tourism in a context. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. [Bulletin of the Maykop state technological university], 2016 vol. 1, pp. 76-81.
  8. Tarasenko A. A.,. Eremina E. A, Kostjukova O. N., Kuz'menko A. I. Condition and the prospects of professional training of personnel for the tourism industry. Tourism in Transition Economies: Issues and Challenges for Destination Competitiveness: Conference Proceedings. Caceres, Spain, 2015, pp. 121-125.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle