Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Грузин Владимир Валерьевич

Организационно-педагогические условия формирования вуза здорового образа жизни

Аннотация

В статье представлен анализ развития спортивной инфраструктуры вуза. Спортивная инфраструктура вуза - это интегративное внутреннее устройство вуза, которое включает следующие направления развития: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, инновации в спортивной науке и образовании, спортивная работа, физкультурно-оздоровительная работа; финансирование, обеспечивающее высокий уровень готовности студентов к развитию физической культуры.

Ключевые слова: вуз здорового образа жизни, спортивная инфраструктура, смотр-конкурс.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи, высокого уровня гражданственности и патриотизма. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью решать эти проблемы.

Однако проведенные социологические исследования по вопросам участия молодежи в спортивных мероприятиях показали, что только 9,8 % студентов задействованы в соревнованиях [Л.Б.Андрющенко, 2008]. В связи с этим возникли противоречия между социальным заказом общества на формирование готовности у студентов активно заниматься физической культурой и недостаточно развитой спортивной инфраструктуры вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Условия, которые обеспечивают эффективность и качество учебной, научно-исследовательской, спортивной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе является опережающее развитие спортивной инфраструктуры. Под спортивной инфраструктурой вуза мы понимаем интегративное внутреннее устройство вуза, которое включает следующие направления развития: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, инновации в спортивной науке и образовании, спортивная работа, физкультурно-оздоровительная работа; финансирование, обеспечивающее высокий уровень готовности студентов к развитию физической культуры.

Нами разработана методика оценки качества развития спортивной инфраструктуры, которая были апробированы 2006-2008гг. на аграрных вузах России. В эксперименте участвовало 58 вузов. Нами была выбрана соревновательная организационная форма сбора материалов - Всероссийский смотр-конкурс по развитию физической культуры в вузе.

Анализ материалов, представленных на Всероссийский смотр-конкурс за 20062008гг. показал, что финансирование культурно-спортивной составляющей воспитательной работы в вузе с каждым годом увеличивается. Так, в 2006 году в среднем на одного студента было израсходовано 662 рубля, 2007 году - 820 рублей, 2008 году -1100 рублей. Дифференцированный анализ финансирования показал, что непосредственные затраты на проведение соревнований, поощрение студентов, оздоровление студентов-спортсменов, проведение учебно-тренировочных сборов, питание в период соревнований составляют около 25%. Остальные средства направлены на развитие материально-технической спортивной базы.

Показатель «обеспеченность» крытых и открытых спортивных площадей составляет в среднем 2,87 м2 на одного студента. В большинстве сельскохозяйственных вузов имеющиеся спортивные сооружения морально устарели и не соответствуют современным требованиям не только для проведения соревнований, но и учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Модернизация - это создание новой системы развития студенческого спорта, которая основана на целостном методологическом подходе, от постановки цели до конечного результата. В основе любой системы лежит социальный заказ общества, в нашем случае, - подготовка высококвалифицированных спортсменов аграрных вузов, которые бы вошли в составы национальных сборных команд России. Модернизация предусматривает: создание правовых, организационных и управленческих условий для функционирования системы; созидательное развитие содержания формирования спортивной культуры студентов.

В результате анализа материалов мы получили следующие данные о развитии студенческого спорта. В наших вузах осуществляют подготовку сборных команд по видам спорта 18 заслуженных тренеров России и 310 - заслуженных мастера спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта России. В отрасли работают 134 судьи по спорту Международной, Республиканской и Всесоюзной категории, которые обслуживают более 3000 спортивных соревнований различного уровня в год. Одним из важных результатов работы по развитию студенческого спорта, безусловно, является участие вузов в соревнованиях. На спортивных базах вузов были проведены более двух тысяч соревнований по различным видам спорта (рис 1).

Рис 1 Динамика прироста количества соревнований, проведенных на базах сельскохозяйственных вузов

Однако снижение количества проведения соревнований международного, всероссийского и регионального уровней связано с несоответствием спортивной базы вузов регламентам проведения соревнований по видам спорта. Студенты приняли участие в более чем в трех тысячах соревнований различного уровня, где повысили свою спортивную квалификацию 292 человека. Из них, присвоены спортивные звания: МСМК - 6 , МС России - 49, кандидатов в мастера спорта - 237. Эти факты свидетельствует о том, что наблюдается положительная тенденция развития студенческого спорта, одного из престижных его направлений - студенческого спорта высших достижений. Таким образом, в поле деятельности студенческого спорта высших достижений входит выступление сборных команд вузов на Олимпийских играх, чемпионатах Мира, Европы, России и других соревнований, которые вошли в календарь всероссийских и международных соревнований и подготовки к ним Росспорттуризма.

Другим важным направлением развития студенческого спорта является массовый спорт. Это направление связано с выступлениями сборных команд вузов на региональных, областных, городских соревнованиях. Таким образом, в настоящее время в системе аграрных вузов четко обозначились направления развития студенческого спорта: студенческий спорт высших достижений; массовый студенческий спорт. Однако хотелось бы отметить, что в среднем в наших вузах только 6,8 % студентов занимаются спортом. Это достаточно низкий показатель и свидетельствует о том, что необходимо проводить модернизацию системы проведения студенческих соревнований и подготовки к ним.

Одним из разделов работы кафедры физической культуры является организация физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеучебное время. Более 10 вузов проводят около 100 спортивных соревнований в год, организуют учебно-тренировочные занятия по 25 и более видам спорта и оздоровительным системам. Это обеспечивает охват студентов, занимающихся спортом более 45,0%.

Условиями, которые обеспечивают модернизацию системы формирования спортивной культуры студентов, внедрение инноваций является профессиональный рост кадрового потенциала кафедр физической культуры. В настоящее время в вузах работают 19 докторов наук, 99 - имеют ученую степень кандидата наук, ученое звание профессор присвоено 24 преподавателям, 98 - ученое звание доцента, на должности профессора работают - 12 человек, доцента -- 155 человек.

Наблюдаются качественные изменения научного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры вузов (рис.2). В 2008 году показатель «остепененность» профессорско-преподавательского состава кафедр физической культуры повысился, преимущественно за счет защиты докторских диссертаций - 2, кандидатских - 5 человек, совместителей - докторов наук -10 человек. Присвоено ученое звание доцента 12-ти преподавателям.

Рис.2 Динамика развития кадрового потенциала кафедр физической культуры

Несмотря на положительную динамику показателя «остепененности» профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры, в среднем по вузу он составляет лишь 28,1%, что является существенным фактором, сдерживающим инновационные процессы в обучении. В этом направлении ректоры вузов, проректоры по научной работе, заведующие кафедрами физической культуры должны усилить работу.

На базах аграрных вузах проводится планомерная, с каждым годом набирающая обороты, организационно-методическая работа. В 2007 году было проведено более 100 научно-практических конференций различного уровня. Вся проделанная работа значительно повлияла как на количественные, так и на качественные характеристики выхода научных и учебно-методических изданий. Было издано 19 монографий, 74 статьи опубликованы в реферированных журналах , 39 - в материалах научных конференций международного уровня , 381 - в сборниках научных трудов регионального и муниципального уровня (рис.3).

Рис.3 Динамика прироста научных изданий

Таким образом, проанализировав динамику развития спортивной инфраструктуры вуза за последние четыре года можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Приоритетными направлениями развития студенческого спорта высших достижений является участие сборных команд вузов в регулярных чемпионатах России среди высших учебных заведений по олимпийским видам спорта, которые включены в план проведения международных и всероссийских мероприятий и подготовки к ним Росспорттуризма.

2. Для интенсивного развития массового студенческого спорта сборным командам вузов целесообразно подключаться к участию в соревнованиях, проводимых ДСО «Урожай», федерациями и студенческими ассоциациями, по национальным видам спорта и видам спорта, которые не вошли программу Олимпийских игр.

3. Для опережающего развития аграрного студенческого спортивного движения, разработки стратегии и тактики проведения спортивных мероприятий Минсель-хоза России целесообразно провести в 2009 году мониторинг запросов и потребностей студентов в сфере физической культуры в вузах.

4. Отмечая позитивную тенденцию по разработке и внедрению инноваций в учебный процесс по физической культуре, неразработанным направлением является соревновательная деятельность студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья.

Контактная информация: andryushenko-lil@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle