Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Января 2016

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Багадирова Сусанна Кимовна

Опыт применения психотехник в индивидуальной работе психолога со спортсменами по решению конкретных психологических проблем

Аннотация. В работе представлен опыт применения психотехник в индивидуальной работе психолога со спортсменами-дзюдоистами по решению конкретных психологических проблем. В работе со спортсменами психотехники зачастую используются при обучении психической саморегуляции. Однако применение психотехник таких направлений психотерапии как когнитивно-бихевиоральный подход, NLP, экзистенциальная психотерапия, гештальт-терапия и т.д., крайне редко. Представленный в статье опыт применения психотехник, хоть и не охватывает полный перечень психологических проблем, тем не менее, позволяет проиллюстрировать применение определенных техник по отношению к той или иной проблемной ситуации.

Ключевые слова. Психотехники, психологические проблемы спортсменов, индивидуальная работа психолога.

EXPERIENCE OF PSYCHOTECHNICS IN INDIVIDUAL WORK OF PSYCHOLOGIST WITH THE ATHLETES TO ADDRESS SPECIFIC PSYCHOLOGICAL PROBLEMS

Susanna Kimovna Bagadirova - PhD, Associate Professor
Adygeya State University, Maikop

Annotation. The paper presents the experience of psycho in individual work of psychologist with judo athletes to address the specific psychological problems. In work with athletes psycho-techniques are often used in the training of mental self. However, the use of psycho-therapy such areas as cognitive-behavioral approach, NLP, existential psychotherapy, Gestalt therapy, etc., are extremely rare. Presented in the article experience of psycho, though, and does not include a complete list of psychological problems, however, it allows you to illustrate the application of certain techniques in relation to a particular problem situation.

Keywords. Psycho, psychological problems of athletes, individual work of psychologist.

Введение. Спортивная деятельность один из сложных видов активности человека, в ходе которой возникают и фиксируются различные негативные психические состояния, существенно снижающие результативность спортсмена. Нам представляется, что демонстрация спортсменом в экстремальных условиях соревновательного характера стабильности и психической надежности определяется, в том числе, и разнообразием методов, форм и средств, используемых психологом, в работе со спортсменами.

Работа психолога со спортсменами осуществляется в следующих направлениях: научно-исследовательском, прикладном, практическом. В рамках данной статьи нами рассматривается практический аспект, включающий в себя индивидуальную работу со спортсменами по решению конкретных психологических проблем, в ходе, которой психолог должен использовать не только традиционные методы наблюдения и беседы, но и специальные методы: рациональной и аналитической психотерапии, методы специальных тренировок [1]. Индивидуальная работа психолога способствует развитию способности к самопознанию; улучшению понимания собственной проблемы; снижению уровня эмоционального напряжения; адаптации к ситуации, которую невозможно изменить; развитию умений и навыков саморегуляции; изменение поведения реагирования на поступки других и ситуацию и т.д. Таким образом, спортсмену предоставляется возможность получить новый опыт, и уровень осознания своих проблем, что благоприятно сказывается на его стабильности и психической надежности.

Опыт работы со спортсменами. На наш взгляд, достаточно эффективными формами работы являются психотерапевтические техники. Справедливости ради отметим, что в работе со спортсменами психотехники зачастую используются при обучении психической саморегуляции [5]. Это идеомоторная тренировка, релаксационные, дыхательные, концентрационные психотехники и т.д. Однако применение психологами психотехник таких направлений психотерапии как когнитивно-бихевиоральный подход, NLP (нейролингвистическое программирование), экзистенциальная психотерапия, гештальт-терапия и т.д., крайне редко. В данной статье представлен наш собственный опыт применения психотехник в индивидуальной работе со спортсменами - дзюдоистами по решению конкретных психологических проблем.

На рисунке 1 представлен перечень психологических проблем, с которыми обращаются спортсмены, а также психотерапевтические техники, применение которых направлено на их локализацию или полное устранение. Конечно же, этот перечень проблем не является полным, однако, он поможет нам проиллюстрировать применение определенных техник по отношению к той или иной проблемной ситуации.

26.12.png

 

Рис.1. Психотехники, позволяющие решать психологические проблемы спортсменов

Нам представляется, что наиболее эффективными в индивидуальной работе спортсменами - дзюдоистами оказались техники когнитивно - бихевиорального подхода в психотерапии, методы гештальт – терапии и NLP техники. Как показано на рисунке эти техники позволяют справляться с такими проблемами как: страх выступления на соревновании после травмы и длительного периода восстановления (страх повторной травмы); страх выступления на соревнованиях после череды проигрышей; моделирование своей деятельности (целеполагание) и т.д.

Когнитивно-бихевиоральный подход основывается на ключевых положениях теорий И.П. Павлова, Д. Уотсона, Б. Скиннера, А. Бандуры. Его первостепенные цели выражаются в формировании устойчивых навыков постановки цели деятельности и принятия решений, развитию навыков саморегулирования, снижению уровня страха, тревожности и т.д. Психолог, работающий в рамках когнитивно - бихевиорального подхода не фиксирует свое внимание на прошлых событиях или на тех причинах, которые привели к проблемам, только лишь потому, что, как утверждают основатели этого подхода, невозможно знать истинных причин, приведших к проблеме, да, и не доказано, что знание причин способствует решению проблемы [3].

Основными применяемыми нами техниками в рамках когнитивно – бихевиорального подхода являются: «Проверка вероятности», «Декатастрофикация», «Использование воображения», а также поведенческая техника «Десенсибилизация».

Работа со спортсменом в рамках когнитивно-бихевиорального подхода начинается с подробного анализа поведения, который позволит узнать детальный сценарий возникновения симптома, его генезис. В след за этим со спортсменом анализируются те факторы, которые делают возможным запуск симптома, а также поддерживают его развитие. После этого психолог может в индивидуальной форме осуществлять терапию с применением когнитивных и поведенческих техник. На практике нами используются следующие когнитивные и поведенческие техники.

Когнитивные техники:

«Проверка вероятности». Спортсмен вместе с психологом может оценить вероятность тех или иных последствий события. Как пример, рассмотрим такую мысль: «Я боюсь выступать на соревновании и из-за провала потерять авторитет в команде». Здесь следует работать с двумя частями мысли, задав соответственно два вопроса спортсмену:

  • Какова вероятность, что Вы выступите плохо?
  • А какова вероятность потери авторитета в команде?

Для каждого из двух вероятностных событий оценивается вероятность его реализации. Спортсмену предлагается нарисовать, например, круг, и с каждым новым полезным аргументом оценки заштриховывать часть круга, постепенно этим уменьшается вероятность того, что событие не состоится.

Например, спортсмен называет следующие аргументы:

  1. Я хорошо подготовился (минус 50%).
  2. У меня есть поддержка тренера (минус 10%).
  3. Мы с тренером хорошо разработали цели (план) на эти соревнования (минус 10%).
  4. 4Меня будут поддерживать мои товарищи по команде (минус 10%).
  5. Я посетил психолога и освоил техники регуляции предстартовых состояний (минус 10%).

Изобразив на круге аргументы спортсмена, мы видим, что шанс неудачного выступления не велик 90% против 10%.

«Декатастрофикация». Эта техника используется при высокой тревожности. Психолог предлагает спортсмену ответить по отношению к своей проблеме на вопрос: «А что самое страшное может случиться в этой ситуации?». Необходимо выяснить конечное звено, то, чего на самом деле боится спортсмен в проблемной ситуации. Например, можно озвучить следующие реплики:

  • Что будет, если произойдет само страшное?
  • Как долго при этом Вы будете испытывать негативные ощущения?
  • А что случиться потом? Вы умрете? Мир рухнет? Родители от Вас откажутся? и т.д.

Спортсмен должен понять, что все имеет временные рамки, и его иррациональная мысль «Этот ужас никогда не кончится» исчезнет. Далее следует попросить спортсмена составить конкретный план выхода из этой ситуации. Это позволит приобрести ему утраченное чувство защищенности.

«Использование воображения». Тревожных спортсменов преследуют «навязчивые образы». Следовательно, каждый страх у него связан с конкретной картинкой, которая запускает негативную эмоцию.

Виды техник управления воображением.

Методика повторения: спортсмен многократно прокручивает позитивный фантазийный образ. Этот образ изменяет его эмоцию с негативной на позитивную. Пример успешного применения техники – прокручивание сценария собственного успешного выступления.

Модифицирующее воображение: спортсмен активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному, а далее к позитивному. Эта техника позволяет не выдавить негативный образ, а изменить его постепенно на более благоприятный. Например, при страхе, что может во время соревнования спортсмен не справиться с соперником, он должен дать возможность негативному образу разворачиваться в его сознании, но необходимо изменить конец. Конец ситуации должен быть таким, в котором не случается ничего плохого благодаря успешному стечению обстоятельств или ему самому.

Поведенческие техники.

«Десенсибилизация». Данная техника позволит спортсмену добиться цели постепенно. Спортсмен с помощью этой методики научиться переносить долгое время психологический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени. Например, если спортсмен получил травму, после которой последовал длительный период реабилитации, то зачастую возникает страх выступлений в полную силу, страх получить травму повторно. В этой ситуации следует постепенно вводить спортсмена в учебно-тренировочную и соревновательную деятельность. Для начала ему следует предложить те упражнения, которые для него дискомфортны, но не настолько, чтобы он не перетерпел. Только после того, как мы убедимся, что эти упражнения уже не несут дискомфорт, только тогда мы изменяем нагрузку и упражнения. И так, шаг за шагом, пока не будет достигнута цель. Например, полная реабилитация (в нашем случае - психологическая). Если не соблюдать данный алгоритм, то могут возникнуть рецидивы.

Основоположником гештальт-терапии основанной на идеях гештальтпсихологии, психоанализа, экзистенциальной психологии, телесно-ориентированной терапии, является Ф. Перлз. Сам Ф. Перлз о гештальт-терапии говорил следующее: "…основная суть гештальта заключается в том, что он представляет собой целое – полное, покоящееся в себе целое. Его разрушение приводит к тому, что мы получаем осколки, отдельные части и теряем целое. Гештальт стремится к завершению. Если он не завершен, мы оказываемся в неразрешенной ситуации, которая оказывает на нас давление, желая быть разрешенной. …Нет никакой необходимости копаться в недрах своего бессознательного, нам необходимо научиться видеть очевидное. Психическое расстройство может возникнуть лишь тогда, когда человек не способен видеть очевидное. Поэтому в гештальт-терапии мы стремимся понять измерение под названием «сейчас» и осознавать все то, что происходит с нами в настоящем" [4, с.224].

Одним из основных постулатов этого направления заключается в целостном подходе к человеку, с учетом его телесных, психических, социальных и духовных составляющих. Примечательным является то, что гештальт-терапия не интересуется причинами происходящего, а интересуется тем, что сейчас чувствует клиент и каким образом это можно изменить. В связи с этим специалист должен сфокусировать внимание клиента на осознании процессов, происходящих "здесь-и-сейчас". Это способствует развитию осознанности, а также принятию ответственности человеком за свою жизнь и налаживанию полноценной жизни. Основополагающими принципами гештальт-терапии являются такие принципы как: целостность; принцип возникновения и разрушения гештальт-структур; понятие о незавершенном гештальте; контакт и граница контакта; осознанность; пребывание в "здесь-и-сейчас"; ответственность. С точки зрения гештальт-терапии поведение человека обусловлено возникновением и разрушением гештальт-структур (образов). Поводом для активных действий человека являются возникшие потребности. Например, если спортсмен хочет выиграть чемпионат, то он определенным образом должен выстроить свое поведение, которое будет направлено на достижение желаемого. В момент, когда чемпионат выигран, гештальт может считаться завершенным.

В рамках гештальт – терапии, в работе со спортсменами - дзюдоистами оказались эффективными техники «Завершение гештальтов», «Препятствие».

«Завершение гештальтов». Данная техника позволяет спортсмену моделировать образ будущей деятельности. Поскольку моделируемая деятельность, как цельный образ, а ее структура состоит из гештальтов, то можно использовать следующий способ построения гештальтов. Например, при моделировании деятельности спортсмен может представить ее идеальный образ, и многократно проиграть в воображении пока она не приобретет реалистические черты, а спортсмен не ощутит завершенности действий. Главное, чтобы спортсмен нашел тот способ завершения гештальта, который будет зависеть только от него, то есть будет находиться в зоне его влияния.

Трансовая техника «Препятствие». Иногда спортсмен отчетливо понимает, что он не может преодолеть страх повторной травмы. Появившаяся неуверенность приводит к тому, что в ходе поединка он становиться менее активным, не решается рисковать, проводя атаку и т.д. Данная техника помогает спортсмену настроиться на встречу с препятствиями и находит в себе ресурсы для их преодоления. Спортсмену предлагается в воображении проиграть ситуацию спортивного поединка. В тот момент, когда спортсмен окажется в проблемной для него ситуации, следует посмотреть на себя как бы со стороны, рационально оценить ситуацию и найти способ преодоления этого препятствия. Преодолев это препятствие в своем воображении, спортсмен может обнаружить в себе то, в чем он нуждается в данный момент. Для него это может быть подсказкой в проблемной ситуации. Необходимо запомнить и прочувствовать тот способ преодоления препятствия, который спортсмен нашел для себя. В ходе ближайшего поединка его бессознательное направит его действия в нужном русле. Эту технику следует повторять несколько раз пока спортсмен не почувствует себя уверенно.

Как к направлению в психотерапии к нейролингвистическому программированию (НЛП) весьма не однозначное отношение научного сообщества. В основу НЛП положена техника моделирования и копирования вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью [2]. Тем не менее, техники НЛП получают все больше распространение.

В рамках данного направления психотерапии в работе со спортсменами - дзюдоистами оказались эффективными техники «Якорение» и «Диссоциация».

«Якорение». Эта техника позволяет сформировать у спортсмена «якорь», с помощью которого он может в случает необходимости вызывать у себя нужное состояние или избавляться от не нужного. То есть якорь – это метка в сознании человека, вызывающая у него конкретные состояния. Например, если спортсмен обращается с проблемой, которая выражается в том, что он испытывает страх участия в соревнованиях из-за череды проигрышей. Мы предлагаем ему представить ситуацию проигрыша от начала и до конца достаточно подробно. Когда спортсмен закончил просмотр ситуации, он дает нам сигнал (кивает головой). Затем ставим якорь. К примеру, сильно нажимаем на точку между средним и безымянным пальцем на левой руке спортсмена. Далее мы предлагаем ему представить себе ситуацию, но уже с желаемым для нас исходом, и, точно также ставим якорь, но уже на правой руке спортсмена. Завершающим этапом этого упражнения является возврат к просмотру ситуации проигрыша, но только якорь теперь ставится на двух руках с одинаковой силой.

Если спортсмену подвластна эта техника, то в работе с той же проблемой можно использовать и более сложную технику.

«Диссоциация». Психотравмирующие воспоминания о не приятных для спортсмена событиях, возникают в ассоциативной форме. И, соответственно, он его переживает, как будто это происходит с ним «здесь и сейчас». Однако можно видеть эту же психотравмирующую ситуацию диссоциированно. Техника диссоциации позволяет спортсмену увидеть себя в психотравмирующей ситуации со стороны, примерно как во сне, где мы видим себя как участника событий. Спортсмен должен вообразить, что он находится в большой комнате, где стоит мягкий диван, на котором он может расположиться и телевизор, по которому будут показывать кино. Далее он должен вспомнить психотравмирующую ситуацию и просмотреть ее от начала до конца как фильм. Затем он может посмотреть фильм с разных мест комнаты, в черно-белом варианте, в ускоренной и замедленной версии, в сопровождении веселой музыки. Человек может заменить участвующих персонажей на мультипликационные. Представить, что при просмотре фильма он пьет ароматный кофе. В общем, довести ситуацию в просматриваемом фильме до абсурда, что может вызвать у него смех.

Выполняя данную технику, мы расширяем репертуар возможных состояний и реакций спортсмена на сложные для него стимулы. Теперь при столкновении с аналогичными ситуациями они не будут вызывать у него страх.

Выводы. Представленный в статье опыт применения психотехник в индивидуальной работе психолога со спортсменами по решению конкретных психологических проблем, хоть и не охватывает полный перечень проблем, тем не менее, позволяет нам проиллюстрировать применение определенных техник по отношению к той или иной проблемной ситуации. Обсуждение проблемы применения психотехник в психологическом сопровождении спортивной деятельности, на наш взгляд, будет интересным спортивным специалистам, что позволит расширить спектр методов используемых в работе со спортсменами, а также сформулировать основные принципы применения психотехник в работе со спортсменами.

Литература

  1. Багадирова, С.К. Организация психологического сопровождения деятельности спортсменов / С.К. Багадирова // Достижения вузовской науки: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 6 сентября, 2013 г., г. Новосибирск. – Новосибирск, 2013. – № 5. – С. 74-78.
  2. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога / Г.А. Берулава. – М.: Высш. шк., 2003. – 64 с.
  3. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: хрестоматия / сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2002. – 110 с.
  4. Перлз, Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Ф. Перлз. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2007. – 224 с.
  5. Смоленцева, В.Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учеб.-метод. пособие / В. Н. Смоленцева. – 2-е изд., доп. – Омск: Изд-воСибГУФК, 2012. – 144 с.

References

  1. Bagadirova S.K. The organization of psychological support activity of sportsmen / S.K. Bagadirova // Proceedings of the V International scientific and practical conference "Achievements of university science", September 6, 2013, Novosibirsk. – Novosibirsk, 2013. – № 5. – C. 74-78.
  2. Berulava, G.A. Methodological bases of activity of the practical psychologist / G.A. Berulava. – M.: Higher School, 2003. – 64 p.
  3. Cognitive-behavioral approaches in psychotherapy and counseling: Reader / сomp. T.W. Vlasov. – Vladivostok: GI Moscow State University, 2002. – 110 p.
  4. Perls, F. Gestalt approach.Witness therapy / F. Perls. – M.: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2007. – 224 p.
  5. Smolentseva, W.N. On the psycho-mental state and their regulation in the sport: a teaching aid / W.N. Smolentseva. – Ed th 2nd, ext. – Omsk: SibGUFK, 2012. – 144 р.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle