Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности
Ключевые слова: формирование здорового стиля жизни, оптимизация двигательной деятельности, спорт и оздоровительные технологии.
Состояние здоровья населения России требует не только анализа имеющихся теоретических положений и практического опыта в вопросах формирования личности, но и разработки теории вопроса формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) как первостепенной задачи сегодняшнего дня [1, 3]. Обучение сохранению здоровья в процессе социализации личности в качестве основной задачи предполагает формирование целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и отношений личности к цели обучения, приобретению культуры поведения относительно своего здоровья, в том числе культуры ЗОЖ. Овладевая научно-практическими знаниями в единстве предметной и операциональной сторон, студенты усваивают определенный подход к процессу и результату деятельности в сфере физической культуры [2, 4, 6].
Основной целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности [10- 13].
Эмпирическое изучение мотивов студентов в отношении физкуль-турно-спортивной деятельности выявило их незначительное количество и слабую связь с учебно-профессиональными мотивами. Для того чтобы физическая культура стала полноценным фактором становления специалиста, она должна быть личностно значимой для студента [9].
Рост результатов контрольных нормативов не является необходимым и достаточным условием принятия на личностном уровне ценностей физической культуры и спорта (ФКиС), а также не вызывает возрастания желания заниматься физкультурой и положительного отношения к ней [5, 7].
Необходимо, чтобы студент:
а) понимал роль физической культуры в своей жизни;
б) положительно относился к физической культуре;
в) включился в занятия физической культурой, определив для себя приемлемую форму и условия занятий;
г) имел личностно значимые мотивы занятий, сформированные на базе интереса к ФКиС, основанного на его собственных потребностях.
Содержание внеучебной деятельности студентов должно обеспечивать им широкий и свободный выбор ее форм и видов, проявление в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации. Профессиональная направленность содержания учебно-воспитательного процесса является системообразующей основой учебных и внеучебных занятий и требует раскрытия тесной связи физической культуры, физ-культурно-спортивной деятельности с профессиональной ориентацией личности, понимания межциклового и междисциплинарного взаимодействия в обеспечении интегративной профессиональной готовности специалиста [8].
Именно такой подход к построению учебного процесса служит первым этапом построения модели спортивно-массовой работы, на котором и осуществляется формирование у студентов мотивации (см. рисунок).
На втором этапе студентам предоставляется возможность для реализации сформированной мотивации в массовых физкультурных мероприятиях различного уровня с учетом подготовленности и предпочтений (КСС, массовые мероприятия, клубы).
Схема организационной модели массовой физкультурно-спортивной деятельности студентов роприятиях различного уровня с учетом подготовленности и предпочтений (КСС, массовые мероприятия, клубы).
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление ее здоровья, совершенствование ее физической и спортивной подготовленности. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводят спортивные клубы вузов на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации.
Результаты внедрения данной модели позволили повысить объем двигательной активности с 4 ч в неделю, предусмотренных учебным расписанием, до 6-8 ч, рекомендуемых для обеспечения оптимального образа жизни.
Если до внедрения данной модели на 4-м курсе продолжали занятия физической культурой 42% студентов, а к 5-му курсу эта цифра уменьшилась до 27%, то в результате использования в процессе физического воспитания технологий избранных видов спорта эти показатели существенно выросли: свыше 56% студентов продолжали занятия физической культурой на 4-м курсе, а к 5-му курсу этот показатель оставался стабильным.
Среди студентов, занимавшихся на различных специализациях и вовлеченных в спортивно-массовую работу, наблюдалось существенное увеличение доли лиц, регулярно занимавшихся ФКиС в дни каникул (см. таблицу).
Эффективность разработанных и внедренных в учебный процесс физкультурно-оздоровительных технологий подтверждается количественными и качественными оценками результатов эксперимента. Однако мы считаем, что процесс формирования физической культуры! студентов был бы незаконченным, если бы нам не удалось реализовать деятельностный подход к освоению ее ценностей и не произошло бы реального включения занимающихся в процесс физкультурного самообразования и самосовершенствования.
Литература
- Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева // Теория и практика физ. культуры. -1995. - № 4. - С. 2-8.
- Васильев А.А. Социально-педагогические аспекты повышения физкультурно-спортивной активности студентов во внеучебное время (на примере вузов г Москвы): автореф. дис...канд. пед. наук. /А.А.Васильев. - М., 1982. - 26 с.
- Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 27-32.
- Виленский М.Я. С^дент как субъект физической культуры / М.Я. -Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10 - С. 2-5
- Григорьев В.И. Физкультурно-педагогическая технология управления физическим воспитанием с^дентов вузов /В.И. Григорьев // Материалы докл. 4-й Межвуз. науч.-практ. конф. «Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в вузах спортивного профиля». - Чайковский, 1998. - С. 24-26.
- Иванов Г.Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры / ГД. Иванов //Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 7. - С. 18-19.
- Игнатьев А.С.Теоретико-методологические аспекты физической культуры! студентов /А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко. - Воронеж, 1999. - 168 с
- Койносов П.Г. Формирование у студентов потребностей в физическом совершенствовании /П.Г Койносов //Вузовская физическая культура и студенческий спорт: Состояние и перспективы совершенствования/ Материалы региональной науч.-практ конф. - Тюмень, 2000. - С. 8-10.
- Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 6. - С. 21-24.
- Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 3. - С. 19-21.
- Лубышева Л.И. Соврем енный ценностный потенциал физической культуры! и спорта и п^и его освоения обществом и личностью / Л.И. Лу-бышева // Теория и практика физ. культуры!. - 1997. - № 6. - С. 10-15
- Шилько В.ГФизкультурно-спортивные и оздоровительные технологии формирования физической культуры! студентов: дис. ...докт пед наук / В.Г. Шилько. - Томск, 2003.
- Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личнос-тно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. - Томск: ТГУ, 2003. - 194 с.
Количество студентов, занимающихся физической культурой и спортом в дни каникул, %
Периодичность занятий физической культурой и спортом |
Гоуппы |
|
основная |
подготовительная |
|
Регулярные |
12/34 22/31 |
9/6 20/12 |
Эпизодические |
34/20 32/17 |
24/20 20/20 |
Не проводились |
54/46 46/52 |
67/74 60/68 |
Примечание. В числителе количество мужчин 1-3-го курсов, в знаменателе - количество женщин 1 -3-го курсов