Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

27 Января 2017 Журнал "Наука в олимпийском спорте"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Ермолова Валентина, Яков Щербашин

Олимпийское образование в системе формирования гуманистических ценностей школьников

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу потенциала олимпийского образования в системе формирования гуманистических ценностей у подрастающего поколения. Рассмотрено олимпийское образование как инновационная педагогическая технология, предусматривающая комплексное воздействие на формирование личности как в духовном, так и физическом плане. Данная технология соответствует национальной стратегии развития образования в Украине, способствует совершенствованию системы воспитания детей и молодежи на основе общечеловеческих ценностей, содействует физическому и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения, формированию социально зрелой личности, подготовке молодежи к осознанному выбору сферы жизнедеятельности.

Ключевые слова: олимпийское образование, гуманистические ценности, школьники.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the potential of Olympic education in the system of the development of humanistic values in the rising generation. Olympic education is examined as an innovative pedagogical technology, which involves a multifaceted impact on both spiritual and physical development of personality. This technology conforms to the national strategy for the development of education in Ukraine, contributes to improving education of children and youth on the basis of universal human values, promotes physical, spiritual and moral development of the rising generation, formation of socially mature personality, and preparation of young people for conscious choice of future profession.

Keywords: Olympic education, humanist values, school students.

Постановка проблемы. На этапе коренных преобразований в Украине, коснувшихся социально-экономической, политической, культурной, образовательной и других сфер общественной жизни, возникает необходимость не только гуманизации отношений в современном обществе, но и решения проблемы морально-духовного становления подрастающего поколения. В системе образования особое внимание уделено поиску и разработке новых эффективных воспитательных и образовательных технологий, обеспечивающих формирование и развитие у подрастающего поколения прежде всего духовных качеств, имеющих решающее значение в развитии личности [40].

Проблема формирования гуманистических ценностей личности тревожила лучшие умы всех цивилизаций. Она находит свое отображение в трудах античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля), мыслителей эпохи Возрождения (М. Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле и др.), в конце XIX -начале XX в. была предметом исследования видных философов (Н. Бердяева, С. Булгакова и др.).

Большое внимание в своих работах этой проблеме уделили представители украинской науки И. Бех [5, 6], В. Литвин с соавт. [20], И. Зязюн [17] и др.

Ряд отечественных и зарубежных специалистов [37, 39, 42, 43 и др.] в своих работах констатируют результаты положительного влияния гуманистических идеалов и ценностей олимпизма на различные аспекты воспитания и образования личности в процессе олимпийского образования. Исследователями установлено, что олимпийское образование является эффективным средством спортивно-гуманистического воспитания [37, 44]; всестороннего гуманитарного образования, социализации и самореализации личности [16, 18]; взаимопонимания между народами [14]; формирования общественного мнения [1]; гуманизации спорта [35]; формирования потребности здорового образа жизни у подрастающего поколения [39]; гуманизации образовательного процесса [13, 31]; гармонизации и сохранения олимпийского движения [9, 44]; подготовки кадров по физической культуре и спорту [10, 15], а, следовательно, предусматривает комплексное воспитательно-образовательное воздействие на подрастающее поколение.

Цель исследования - определить роль олимпийского образования в формировании гуманистических ценностей у детей школьного возраста на основе анализа данных научно-методической литературы.

Методы исследований: анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. Образование по-прежнему остается тем социальным институтом, где еще возможно воспитывать новые поколения граждан, способных усвоить демократические ценности, понять необходимость законопослушного поведения, готовых к проявлению гражданской активности в решении социально значимых проблем [7].

Несмотря на то что в последнее время во всем мире разрабатываются и внедряются программы по олимпийскому образованию, исследуются различные аспекты его влияния на формирование подрастающего поколения, остается не изученной надлежащим образом роль олимпийского образования в формировании гуманистических ценностей у подрастающего поколения.

В центре внимания современного теоретического и практического человекознания оказываются проблемы самоопределения и творческой самореализации личности в процессе жизнедеятельности. Развитие и углубление процессов демократизации и гуманизации в жизни общества органически связаны с признанием в качестве высшей ценности человеческого в человеке, его индивидуальности и духовных сил [8, 21].

Реформирование системы образования, направленной на вхождение в европейское образовательное пространство, связано с поиском моделей образования, позволяющих формировать духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, где ключевой ценностью выступает личность ребенка, поскольку развитие именно ее потенций и возможностей, а также процесс творческой самоактуализации являются абсолютной целью общественного развития. Более того, это положение имеет нормативный характер, поскольку требование направленности образования на всеобщее развитие человека содержится во Всеобщей декларации прав человека. Так, в статье 26 п. 2 указано, что образование должно быть направлено на гармоническое развитие личности и усиление уважения к правам человека и основным свободам; образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами [47]. Это требование обусловливает приоритетность гуманитарных ценностей системы образования и является главным направлением его реформирования.

Главная закономерность гуманистического воспитательного процесса - ориентация на развитие личности. При этом чем больше будет гармонии в социуме, тем более свободно и творчески личность будет проявлять себя в реализации культурно-гуманистической функции.

Примерами гуманистического воспитания служат авторские системы Р. Штайнера (1861-1925) в Германии, М. Монтессори (1870-1952) в Италии и Нидерландах, С. Френе (1896-1966) во Франции. Центральное место в этих системах принадлежит развитию личности, формированию необходимой системы ценностей [38].

В Украине идеал гуманистического воспитания блестяще был реализован в 1950-1960-х годах выдающимся педагогом В. А. Сухомлинским в Павлышской «Школе радости».

В 1980-е годы гуманно-личностный подход в воспитании разработал и внедрил в «Школе жизни» грузинский психолог и педагог Ш. А. Амонашвили.

Талантливый украинский педагог А. А. Захаренко в период 1966-2001 гг. в Сахновском общеобразовательном учреждении Корсунь-Шевченковского района Черкасской области создал уникальную систему учебно-воспитательной работы, обеспечивающую формирование высоконравственной толерантной личности, готовой к творческой деятельности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне развитой личности, идущий из глубины веков. Цель воспитания реализуется решением системы воспитательных задач, направленных на [32]:

  • умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни; умение применять усвоенные знания в деятельности;
  • патриотическое воспитание - планомерная воспитательная деятельность, направленная на формирование любви к родине, ее истории и традициям, своему народу;
  • правовое воспитание - система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры;
  • нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества;
  • художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве;
  • физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств;
  • трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов;
  • экологическое воспитание - целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей, накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы.

Современная гуманистическая парадигма образования и воспитания свидетельствует о необходимости развития в равной степени умственных, физических, трудовых, эстетических и духовно-нравственных начал личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности [32].

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение [30].

Гуманистические ценности проявляются в реализации сущностных сил человека, нравственном совершенствовании, личностном развитии, которые можно рассматривать через призму таких аспектов, как:

  • аксиологический - обращение личности к высшим духовным ценностям (Добро, Свобода, Долг, Честь, Совесть, Достоинство, Счастье, Любовь), которые соотносятся с представлением о гуманистическом идеале, предполагающем видение себя лучшим;
  • гносеологический - привлечение личности к процессу познания гуманистических ценностей, поликультурных принципов общежития, сотрудничества, лояльности и терпимости к другим - приобретение этических правил в сфере общения и поведения в повседневной жизни;
  • когнитивный - познание личностью гуманистических ценностей посредством знакомства с национальной и общечеловеческой культурами, видения себя как субъекта деятельности и отношений;
  • субъектно-личностный - выявление сущности гуманистического мировоззрения, осознание своей причастности к миру во всех его проявлениях, становление личности как субъекта социальных отношений.

Понятие «ценности» имеет глубокие философские корни. Исследованием их природы, места в реальном мире, отражения в структуре личности занимается наука аксиология. На формирование ценностей оказывали влияние философские взгляды, которые доминировали в различные исторические периоды.

Античная философия [2, 28] положила начало гуманистическим ценностям, существующим как идеал, который распространялся лишь на представителей господствующего класса.

Проблема ценностных ориентаций личности встречается в трудах античных философов Сократа, Платона, Аристотеля. В Древней Греции были разработаны представления о триаде ценностей, составляющих основание культуры и духовности: добро, истина, красота. Древнегреческая философия возводила в наивысшую ценность достижения личности человека, гармоническое сочетание у него физических, моральных и интеллектуальных качеств, постоянное стремление к соперничеству, желание быть лучше. Древнегреческие философы понимали, что физическое совершенство, сила и здоровье только в единстве с духовными и моральными качествами и воспитанием с помощью упражнений и соревнований способно создать совершенную личность [25].

В Средние века ценности приобретают духовный характер. И только в эпоху Возрождения гуманистический идеал выступает как творческая, умиротворенная, активная личность.

В эпоху Возрождения сформировалось понятие о гармоничной раскрепощенной творческой личности как высшем начале бытия. Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения - Ф. Петрарка (1304-1374), Д. Боккаччо (1313-1375), М. Фичино (1422-1495) и другие - утверждали такие гуманистические ценности, как добродетель, доблесть, достоинство, гражданственность, благородство, бессмертие души, единообразие человеческой природы и потенциальное равенство всех людей, оправдание человеческой природы против догмата первородного греха, гуманистический эпикуреизм. Лучшие умы эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла, В. Фельтре, Ф. Рабле и др.) определяли человека как главную ценность на земле, разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремились увидеть в человеке все то лучшее, что в нем было. Постепенно стали формироваться основы физической культуры [11, 24, 25].

В жизненном проявлении этих ценностей гуманисты видели путь нравственного совершенствования человека. Многие идеи гуманизма эпохи Ренессанса - равенство, свобода личности, справедливость - сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

В конце XIX - начале XX в. проблема ценностей была предметом исследования видных русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова. Они считали, что общечеловеческими ценностями являются патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, духовность [12].

Процесс глобализации современного общества накладывает свой отпечаток на формирование ценностей, и в этот период происходит интенсивный обмен материальными и духовными ценностями.

Система ценностей определяется преобладающими в данном этносе этническими, идеологическими, религиозными приоритетами и предпочтениям; она передается из поколения в поколение с помощью семейного воспитания и школьного образования, литературы и искусства, средств массовой информации. Система ценностей определяет отношение людей в семье, быту, на производстве, в социально-политической сфере деятельности, в области научно-технического творчества, а также взаимодействие между этносами, нациями, государствами, цивилизациями [41].

Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности -желаемой нормой общественных отношений. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству, любви к людям, уважению человеческого достоинства, заботе о благе людей [33].

Система гуманистических ценностей -важнейший компонент культуры и культурной жизни. Она возвышает человека, приобщает его к миру духовности.

Сущность категории «гуманистические ценности» заключается в интеграции позитивных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы, которые несут программу творческого развития личности и формируются в результате возвышения потребностей, программируют, определяют смысловые основания жизнедеятельности человека. Структура гуманистических ценностей представляет собой совокупность содержательных компонентов, которые являются позитивными ценностями по отношению к себе, при межличностном взаимодействии и по отношению к предметному миру.

Гуманистические ценности имеют большое значение не только для индивидуума, но и для жизни всего человечества. Они играют первостепенную роль философско-мировоззренческой ориентации личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; в развитии физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также осознании ответственности за жизнетворчество; в приобщении личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработке своего отношения к ним; в раскрытии общечеловеческих норм гуманистической морали, их диапазона и конкретного содержания (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.); в культивировании интеллигентности как значимого личностного параметра; развитии интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии; в возрождении традиций национальной ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей; в воспитании уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремлении к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества; развитии представлений о здоровом образе жизни, формировании понятий о жизненных планах и пролонгированных устремлениях к реализации личностных и социальных перспектив.

Ценностный подход и формирование мировоззрения на основе общечеловеческих ценностей ученые - И. Д. Бех, Т. В. Бутковская, Т. И. Левченко, О. В. Сухомлинская - рассматривают как одну из основных проблем образования на современном этапе [36]. И. Д. Бех считает, что ценности можно охарактеризовать как «индикаторы развитой личности, с помощью которых она познается» [6]. Идея ценностного подхода в научной литературе ассоциируется с гуманистической парадигмой образования, которая предусматривает обращение к общечеловеческим моральным ценностям и их воплощение в следующих поколениях. Гуманистическим, по И. Д. Беху, можно считать образование, которое ориентируется на духовность, самоценность, суверенитет каждой личности и которое ведет к моральному самосовершенствованию [6].

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность) [27].

Нравственная культура - синтезирующая характеристика духовных качеств человека. Она охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности, определяет существование и функционирование человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей.

Улучшение духовного и нравственного потенциала подрастающего поколения возможно только через пробуждение его интереса к истории, к нравственным ценностям национальной и мировой культуры. Ценности являются неотъемлемым компонентом любого общества [34].

Ценности - это не только предметы, их свойства и явления, которые служат утилитарным целям, но также идеи и побуждения, которые выступают в качестве цели, стратегии развития личности, т. е. представляют собой явления духовного, абстрактного порядка, позволяющие корректировать поведение личности, служить ее самораскрытию, актуализации заданных и приобретаемых способностей и качеств. Подобное понимание ценностей ставит субъекта в ситуацию постоянного выбора, соотнесения себя и личностных приоритетов с миром должного.

Ценность человека, духовный мир личности определяются степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его культуре, истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом.

Анализируя более чем 120-летнюю историю современного олимпийского движения, нетрудно убедиться в том, что идеалы, лежавшие в основе Олимпийских игр Древней Греции, вечны и притягательны для человечества. Борьба за эти идеалы не только позволила возродить Олимпийские игры в современных условиях и на международной основе, но и сделала олимпийский спорт универсальным явлением, примером эффективного сотрудничества стран во имя гармонического развития человека, укрепления мира и дружеских отношений, взаимопонимания между государствами и народами [25].

Х1Х в. подарил миру возрожденные Олимпийские игры и мировое олимпийское движение, основанные на идеях и ценностях олимпизма, сформулированных Пьером де Кубертеном.

Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении ко всеобщим основным этическим принципам [45].

Цель олимпизма - становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства [45].

Олимпийский спорт - одно из ярких явлений в истории человечества. Олимпийские игры зародились в 776 г. до н.э. в Древней Греции и на протяжении следующих 1000 лет не только регулярно проводились, но и были важной частью жизни эллинской цивилизации. Современные Олимпийские игры возродились в абсолютно новых исторических условиях. Тем не менее в их основе лежат идеалы Олимпийских игр Древней Греции, которые обусловили эту возможность и сделали олимпийский спорт популярным явлением, феноменом общественной жизни всей мировой общественности [25].

Идеи олимпизма объединяют концепции спорта и воспитания. Их универсальность, которая базируется на приоритете общечеловеческих ценностей, стала доступной широким слоям населения земного шара, так как отвечала характеру их духовных потребностей. Олимпийское движение является конкретной формой реализации идей олимпизма, объединяя в единое целое философию, спорт и искусство [19, 25].

Будучи не только основателем современного олимпизма, барон Пьер де Кубертен многие годы представлял как раз тот тип педагога, которому было присуще задумываться о сочетании нравственного и физического развития молодежи, о роли спорта в воспитании людей, открытых к международному общению. Он писал, что интеллект, развиваясь, должен находить опору в физическом теле. К тому же спорт помогает развивать такие качества, как инициатива, твердость духа, решительность. Все эти качества необходимо культивировать у ребенка с самого нежного возраста и роль спорта здесь трудно переоценить [19, 25].

Ряд специалистов [9, 10, 29, 42] отмечают, что одной из важных задач современного олимпийского движения является приобщение подрастающего поколения к гуманистическим идеалам, духовно-нравственным и культурным ценностям.

Изменения в сфере образования и воспитания, направленные на их гуманизацию, требуют нестандартных подходов и методов, отдающих предпочтение общечеловеческим моральным и духовным ценностям. Одним из путей реализации такого подхода к образованию и воспитанию детей и учащейся молодежи является олимпийское образование [29].

Поскольку олимпийское движение ориентировано прежде всего на решение гуманистических задач, то и олимпийское образование и воспитание имеют гуманистическую направленность, являются разновидностью гуманистического образования. Основная цель олимпийского образования и воспитания - приобщение детей и молодежи к гуманистическим идеям олимпизма, повышение мотивации подрастающего поколения к занятиям спортом и физической культурой и т.д. [3, 4, 22].

Необходимость распространения моральных, культурных и образовательных ценностей олимпизма участниками олимпийского движения отмечена и в рекомендациях олимпийских конгрессов, проходивших в Варне (1973), Баден-Бадене (1981) и Париже (1994). Для реализации программы распространения идей олимпизма на национальном уровне в 1994 г. при поддержке президента МОК был создан Руководящий комитет проекта всемирной компании «Национальные олимпийские комитеты в действии: распространение олимпийских идеалов через систему образования». Согласно Олимпийской хартии, одной из основных задач национальных олимпийских комитетов является пропаганда фундаментальных принципов олимпизма на национальном уровне в рамках спортивной деятельности, распространение олимпизма в учебных программах физического воспитания и спорта в школах и университетских учреждениях. Они следят за созданием учреждений, основной деятельностью которых будит развитие этого направления [30].

Распространение образования, основанного на олимпийских ценностях, как в предыдущие годы, так и на современном этапе, является одним из приоритетных направлений деятельности МОК [49]. Президент МОК Томас Бах отмечает, что спорт положительно влияет не только на здравоохранение и образование, но и на установление мира. «Олимпийские ценности и олимпийские принципы объединяют людей и способствуют их примирению, потому что спорт не имеет барьеров. Мы хотим, чтобы эти ценности служили мировому сообществу» [47].

Олимпийское образование, органично вписываясь в процесс усилий современного общества на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически и нравственно, приобретает значение, выходящее за рамки одного лишь олимпийского движения. Социально-педагогическая деятельность призвана формировать и совершенствовать у молодежи определенную, связанную со спортом гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей и т.д. При достаточно продолжительном и эффективном воздействии олимпийского образования данная система может занять столь прочное место в общей системе личностных качеств человека, что может превратиться в философию жизни, которая ориентирует его во всех делах и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми независимо от их расы, национальности, идейно-политических взглядов и т.д., на приоритет свободы и достоинства человеческой личности, на кооперацию, сотрудничество и другие духовно-нравственные ценности. Олимпизм способен в определенной мере заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике [30].

Именно в Греции зародилась и формула «калокагатии» (от греч. «kalos» - прекрасный и «agathos» - добрый), которая положила начало разработке в педагогике идеи о гармоничном развитии личности.

В работах древнегреческих ученых Демокрита (460-370 гг. до н.э.), Сократа (469399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) впервые были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

В основу древнегреческой системы образования и воспитания был положен синтез умственного и физического совершенствования. Образование включало три одинаково важных части - интеллектуальную, музыкальную и физическую. В результате образования и воспитания молодые люди должны были обрести равновесие тела и духа, достичь идеала - единства красоты и добра. Древнегреческое образование и воспитание явилось выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному, всестороннему раскрытию способностей человека [25].

Реализация идеи гармонически развитой личности прослеживалась во всех сферах жизнедеятельности греков и, конечно же, нашла свое отражение во всегреческих праздниках, получивших название Олимпийские игры, которые воедино соединили спорт, искусство, культуру и религию (в 444 г. до н. э в программу Игр был включен конкурс искусств). Определяющие принципы, философия, ритуалы античного олимпизма оказались наполненными таким гуманистическим содержанием, такой высокой нравственностью и интеллектуальным потенциалом, что превратились не только в одну из сфер античной цивилизации, но и стали общечеловеческой ценностью, способной играть созидающую роль в процессе как воспитания подрастающего поколения, так и развития мировой культуры [25].

В Древней Греции были разработаны представления о триаде ценностей, составляющих основание культуры и духовности: добро, истина, красота. Древнегреческая философия возводила в наивысшую ценность достижения личности человека, гармоническое сочетание у него физических, моральных и интеллектуальных качеств, постоянное стремление к соперничеству, желание быть лучше. Древнегреческие философы понимали, что физическое совершенство, сила и здоровье только в единстве с духовными и моральными качествами и воспитанием с помощью упражнений и соревнований способно создать совершенную личность [25].

Используя исторический опыт античности по формированию совершенной личности, современный олимпизм в своей концепции представляет три основные идеи - политическую, гуманистическую и философско-педагогическую, которые несут в себе гуманистическое начало.

Политическая идея олимпизма заключается в общности и примирении всех народов мира, в поддержке международного антивоенного движения [26].

Гуманистическая идея олимпизма состоит в утверждении равенства людей, в стремлении через спортивное движение внушить человечеству необходимость преодоления сословных, национальных, расовых, имущественных противоречий [26].

Философско-педагогическая идея олимпизма заключается в том, чтобы, опираясь на преимущества спортивно-игрового метода воспитания, обеспечить свободное и всестороннее умственное, нравственное и физическое развитие личности, связать занятия спортом с деятельностью в других сферах общественной жизни. В основе этой идеи лежит стремление человека к личному совершенству, к максимально доступному развитию своих способностей, к рекордным достижениям [26].

Проблема формирования гуманистических ценностей приобретает особую актуальность в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, в негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности [27].

Одним из путей реализации гуманистического образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания - вот те человеческие ценности, которые заложены в основу олимпизма. Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях.

Седьмой президент МОК Х. А. Самаранч заявлял в одном из своих выступлений: «Я могу смело утверждать, что олимпийское движение сегодня больше, чем когда бы то ни было, опирается на идеалы Кубертена. Эти идеалы братства, дружбы, взаимопонимания и гармоничного развития личности способствуют созданию лучшего и более спокойного мира. Никто не может утверждать, что они устарели или что нет смысла их сохранять» [46].

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии, философии олимпизма, на основе которых формируются гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи от поколения к поколению по каналам культурной преемственности этих накопленных и развиваемых человеческих ценностей [22].

Возникает вопрос: «Почему же ценности, являющиеся фундаментом олимпизма, востребованы уже более 120 лет?» На наш взгляд, это происходит от того, что они признаны и приняты людьми стран всего мира независимо от их общественно-политического устройства, а также потому, что не утрачивают своего значения для формирования гуманистических ценностей молодежи мира на протяжении более века, подтверждая тем самым свой универсализм.

Универсализм олимпизма базируется на гуманистических ценностях мира, взаимопонимания в духе дружбы, равенства и честной игры, справедливости, уважения к человеческому достоинству и основным этическим нормам, а также на стремлении сбалансированности качеств тела, воли и разума, соединения спорта с культурой и образованием, ведения образа жизни, основанного на радостях, достигнутых собственными усилиями.

Лучшие идеалы и ценности этого наследия, используемые в процессе олимпийского образования, могут служить эффективным средством формирования личности в современном мире.

Юношеский возраст - именно то время, когда возрастает интерес к игре, физической культуре и спорту, в занятиях которыми проявляются морально-этические и нравственные качества личности. Игра и спорт - это области человеческой деятельности, в основе которых лежит нравственное поведение. Нравственность и связанный с ней определенный «дух», образ мыслей и чувств, пользующийся всеобщим уважением, присущи спорту не как некий внешний атрибут, а как элементарные и необходимые предпосылки [23].

В пункте 3 статьи 3 Европейского манифеста «Молодежь и спорт» задекларировано, что занятия спортом должны быть нацелены на развитие психических, физических и социальных качеств; обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности; воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства; обучение терпимости и ответственности, как предпосылки жизни в демократическом обществе; воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности.

В процессе занятий необходимо помочь подростку понять, что он - часть общества, что он, получая радость от приложенных собственных усилий для достижения своей цели и благодаря ведению здорового образа жизни может содействовать созданию миролюбивого общества, главной ценностью которого является человек. Подросток должен понять, что он растет личностью, которая должна сделать свой позитивный вклад в жизнь своей семьи, ученического, а затем и трудового коллектива, страны, общества, мира в целом, а именно, приобрести позитивные личностные качества и жизненные навыки.

По определению Всемирной организации здравоохранения, - «Жизненные навыки - это способность человека к адаптации, позитивному поведению, преодолению трудностей ежедневной жизни».

Иначе говоря, это ряд социально-психологических компетентностей, помогающих человеку вести здоровый и продуктивный образ жизни: адекватно воспринимать себя и окружающих, устанавливать позитивные межличностные отношения, критически и творчески мыслить, принимать правильные решения.

Социально-психологические компетентности можно разделить на интеллектуальные (самооценка, осознание жизненных ценностей, критическое и творческое мышление, умение анализировать проблемы и принимать адекватные решения); эмоционально-волевые (самоконтроль, мотивация успеха, воспитание воли); социальные (достойное поведение, толерантное общение, умение устанавливать и сохранять дружеские отношения, сопереживание и умение прийти на помощь, противодействие любым проявлениям дискриминации, умение работать в коллективе).

Приобрести и применять эти важные навыки на спортивных аренах и в жизни возможно лишь при условии, если человек в своих действиях руководствуется гуманистическими ценностями и обладает запасом духовно-нравственных и морально-этических качеств.

Таким образом, олимпийское образование, основанное на гуманистических идеалах, дает в руки педагогов эффективные средства воздействия на социально-психологические качества подростков, нравственные и ценностные ориентации, установки, мотивы не только спортивной деятельности, но и формирования личностей, обладающих высокой культурой, образованностью, развитым интеллектом, готовых творчески действовать в социуме.

Выводы. Проведенный анализ литературных источников свидетельствует о том, что духовно-нравственные ценности изменялись под влиянием разных исторических периодов, но всегда носили гуманистический характер. Олимпийское образование, являясь эффективным средством гуманизации системы образования и воспитания подрастающего поколения, направлено на формирование у детей и молодежи гуманистически ориентированных личностных качеств и содействует решению проблем, связанных с духовно-нравственным состоянием подрастающего поколения. Олимпийское образование, основываясь на олимпизме, обладает той интегрирующей силой, которая позволяет существенно обогатить процессы образования, физического воспитания и спортивной подготовки.

Перспективы дальнейших исследований в этой сфере связаны с разработкой практических рекомендаций, касающихся олимпийского образования, с учетом формирования гуманистических ценностей у детей школьного возраста.

Литература

  1. Антипова М. В. Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М. В. Антипова. – СПб., 1998. – 214 с.
  2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль, 1975. – Т. 1. – 550 с.
  3. Баринов С. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманисти­ческой культуры личности / С. Баринов // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – Вып. 8 (66). – 2010. – С. 7 – 13.
  4. Баринова И. В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.03 / И. В. Баринова. – М., 1994. – 26 с.
  5. Бех І. Д. Особистісно зорієнтоване виховання / І. Д. Бех. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.
  6. Бех І. Д. Цінності як ядро особистості / І. Д. Бех // Цінності освіти і виховання: наук.- метод. зб. / за заг. ред. О. В. Сухомлинської. – К., 1997. – С. 8 –11.
  7. Бибикова Н. Г. Экологическое образование обучающихся как средство формирования гражданственности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Н. Г. Бибикова. – Ставрополь, 2005. – 215 с.
  8. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах вос­питания / Е. В. Бондаревская, С. В Кульневич. – Ростов н/Д. – 1999. – 558 с.
  9. Бубка С. Н. Олимпийский спорт в обществе: история развития и современное состояние / С. Н. Бубка. – К.: Олимп. лит., 2012. – 260 с.
  10. Булатова М. Олімпійській академії України – 25 років: сторінки історії та сьогодення / М. Булатова, В. Єрмолова // Наука в олимп. спорте. – 2016. – № 3. – С. 14–40.
  11. Булатова М. М. Ренессанс, Просвещение, неоклассицизм и возрождение наследия древнегреческой цивилизации / М. М. Булатова // Наука в олимп. спорте. – 2014. – № 1. – С. 4–11.
  12. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) / С. Н. Булгаков. – М.: Вехи, 1991. – С. 31–72.
  13. Высоцки Ц. Ценности олимпизма как фактор гуманизации образования в вузе физ­культурного профиля: автореф. дис. на автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Ц. Высоцки. – Минск, 2006. – 20 с.
  14. Георгиадис К. Теоретические основы олимпийского образования / К. Георгиадис // Наука в олимп. спорте. – 2007. – № 2. – С. 3–16.
  15. Дивинская Е. В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культу­ры и спорта на основе личностно ориентированного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Дивинская. – Волгоград, 2003. – 181 с.
  16. Єрмолова В. М. Теоретико-методичні засади інтеграції олімпійської освіти в навчаль­но-виховний процес школярів: дис. ... канд. наук з фіз. виховання і спорту: 24.00.01/ В. М. Єрмолова // НУФВСУ. – К., 2010. – 250c.
  17. Зязюн І. А. Педагогіка добра: ідеали і реалії: наук.-метод. посіб. / І. А. Зязюн. – К.: МАУП, 2000. – 312 с.
  18. Коршунов В. Л. Гармоничное воспитание школьников в системе олимпийского обра­зования (на материале Спартианских игр региональной направленности): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Л. Коршунов. – Комсомольск-на-Амуре, 2004 – 197 с.
  19. Кубертен П. Олимпийские мемуары / Пьер де Кубертен. – К.: Олимп. лит., 1997. – 179 с.
  20. Литвин В. Науково-освітній потенціал нації: погляд у XXI століття / В. Литвин, В. Андру­щенко, А. Гуржій та ін. – К.: Навч. кн., 2004. – Кн. 1: Пріоритет інтелекту. – 2004. – 638 с.
  21. Лосев А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1988. – 366 с.
  22. Лубышева Л. Интеграция спортивного и олимпийского воспитания в образовательном пространстве школы / Л. Лубышева // Наука в олимп. спорте. – 2007. – № 2. – С. 36–40.
  23. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс / Э. Майнберг; под ред. М. Я. Виленского, О. С. Метлушко. – М.: Аспект Преесс, 1995. – 318 с.
  24. Мор Т. Утопия / Т. Мор. – М.: Просвещение, 1978. – 260 с.
  25. Олимпийский спорт: учебник: в 2 т. / В. Н. Платонов, М. М. Булатова, С. Н. Бубка [и др.]; ред. В. Н. Платонов. – К: Олимп. лит., 2009. – Т. 1. – 736 с. : ил.
  26. Олимпийский спорт: в 2 т. / В. Н. Платонов, М. М. Булатова, С. Н. Бубка [и др.]; под общ. ред. В. Н. Платонова. – К.: Олимп. лит., 2009. – Т. 2. – 696 с. : ил.
  27. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нрав­ственного воспитания подростков: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Петракова. – М., 1999. – 440 c.
  28. Платон. Сочинения: в 4 т. / Платон; под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса]. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та «Изд-во Олега Абышко», 2007. – Т. 3, Ч. 1. – 752 с.
  29. Поликарпова Г. М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогиче­ского исследования: дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Г. М. Поликарпо­ва. – Великий Новгород, 2003. – 414 с.
  30. Родиченко В. С. Олимпийское образование и современные тенденции развития в об­ласти политики и идеологии / В. С. Родиченко, В. И. Столяров // Спорт, духовные цен­ности, культура. – М., 1997. – Вып. 6. – С. 26–32.
  31. Сергеев В. Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образова­ния: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Н. Сергеев,. – М., 2000. – 200 с.
  32. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сла­стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.
  33. Сманцер А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе : учеб. пособие / А. П. Сманцер. – Минск: БГУ, 2010. – 335 с.
  34. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М.: Полит. лит., 1992. – 542 с.
  35. Столяров В. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография / В. Столяров, С. Фирсин, С. Баринов. – Саратов: ООО Изд. центр «Наука», 2012. – 268 с.
  36. Сухомлинська О. В. Цінності у вихованні дітей та молоді: стан розроблення проблеми / О. В. Сухомлинська // Педагогіка і психологія. – № 1. – 1997. – С. 105–111.
  37. Томенко О. А. Теоретико-методологічні основи неспеціальної фізкультурної освіти учнівської молоді : дис. ... д-ра наук з фіз. виховання і спорту : 24.00.02 / О. А. Томен­ко. – К., 2012. – 440 с.
  38. Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа как социокультурный феномен XX века: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Цырлина. – М., 1999. – 365 с.
  39. Чернецкий Ю. М. Концептуальные основы олимпийского образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук : спец. 13.00.04 / Ю. М. Чернецкий. – Челябинск, 2001. – 80 с.
  40. Шиян Б. Гуманізація процесу фізичного виховання школярів / Б. Шиян, С. Гуменюк // Фіз. виховання в шк. – 2009. – № 3. – С. 40–46.
  41. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец. – М., 2003. – С. 330–331.
  42. Müller N. Olympic education / N. Müller // Olympic studies reader. Beijing Sports University Press. – 2009. – Р. 345–362. – [Electronic resource]. Access mode: http://www. sportsinbrazil. com.br/livros/olympic_studies_reader.pdf
  43. Naul R. Olympic Education / R. Naul. – Oxford: Meyer & Meyer (UK) Ltd, 2008. – 194 p.
  44. Zukowska Z. Edukacja olimpijska mlodziezy: Tradycje – Terazniejszosc – Perspektywy / Z. Zukowska // Fair Flay Sport Edukacja/Redakcja і opracowanie Zofia Zukowska. – Warszawa, 1996. – Р. 33–40.
  45. Olympic Charter / International Olympic Committee. – Lausanne, Switzerland: DidWeDo S.а.r.l., August, 2016. – 109 р.
  46. Samaranch J. A. I'm fundamentally an optimict / J. A. Samaranch // Olympic Review. – 1989. – № 262. – P. 376–379.
  47. Бах Т. Олимпийское движение и олимпийские ценности. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.gov.ua/ru/news/olimpijskij-ruh-i-olimpijski-cinnosti-mayut-osoblive-znachen-35163
  48. Всеобщая декларация прав человека. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_015.
  49. Olympic agenda 2020. – [Electronic resource]. – Access mode: https://www.olympic.org/ documents/ olympic-agenda-2020.

References

  1. Antipova MV. Olympic education as a factor determining public opinion [dissertation]. St. Pe­tersburg; 1998. 214 p.
  2. Aristotle. Works: in 4 vols. Moscow: Mysl; 1975. Vol.1; 550 p.
  3. Barinov S. Olympic education in the process of development of sports and humanistic culture of personality. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010;8(66):7–13.
  4. Barinova IV. The State and the ways of improvement of Olympic teaching and education of students [аutoreferat of dissertation]. Moscow; 1994. 26 p.
  5. Bekh ID. Personality-centred education. Кyiv: IZMN; 1998. 204 p.
  6. Bekh ID, Sukhomlinskaia OV, editor. Values of teaching and education: scient.-method. collect. Kyiv; 1997. Values as the core of personality; p. 8-11.
  7. Bibikova NG. Ecological education of students as a means of development of citizenship [dissertation]. Stavropol; 2005. 215 p.
  8. Bondarevskaya EV, Kulnevich SV. Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education. Rostov-on-Don;1999. 558 p.
  9. Bubka SN. Olympic sport in society: history of development and current state. Кiev: Olympic literature; 2012. 260 p.
  10. Bulatova M, Yermolova V. Olympic academy of Ukraine 25th anniversary: pages of history and modern time. Science in Olympic Sport. 2016;3:14-40.
  11. Bulatova MM. Renaissance, Enlightenment, neoclassicism and revival of the heritage of an­cient Greek civilization. Science in Olympic Sport. 2014;1:4–11.
  12. Bulgakov CN. Heroism and asceticism (Reflections on the religious nature of the Russian intelligentsia). Мoscow: Vekhi; 1991. p. 31-72.
  13. Vysotski Ts. The values of Olympism as a factor of humanization of education in universities that specializes in physical education [аutoreferat of dissertation]. Minsk; 2006. 20 p.
  14. Georgiadis K. Theoretical fundamentals of Olympic education. Science in Olympic Sport. 2007;2:3–16.
  15. Divinskaia EV. Olympic education of future specialists in physical education and sports on the basis of personality-centered approach [dissertation]. Volgograd; 2003. 181 p.
  16. Yermolova VM. Theoretical and methodological fundamentals of integration of Olympic education into the teaching and educational process of school students [dissertation]. Kyiv: NUPESU; 2010. 250 p.
  17. Ziazun IA. Pedagogics of good: ideals and realms: scient. and method. guide. Kyiv: MAUP; 2000. 312 p.
  18. Korshunov VI. Harmonious education of school students within the system of Olympic educa­tion (based on Spartan games with consideration of local specifics) [dissertation]. Komso­molsk-on-Amur; 2004. 197 p.
  19. Coubertin P. Olympic memoirs. K.: Olympic literature; 1997. 179 p.
  20. Litvin V, Andrushchenko V, Gurzhii A, et al. Scientific and educational potential of nation: prospection into XXI century. Kyiv: Navchalna Knyha; 2004. Vol. 1, Priority of intelligence; 638 p.
  21. Losev AF. Endeavour of spirit. Moscow: Politizdat; 1988. 366 p.
  22. Lubysheva L. Integration of sports and Olympic education into school educational system. Science in Olympic Sport. 2007;2:36–40.
  23. Mainberg E, Vilenskii MYa, Metlushko OS, editors. The main issues of sports pedagogy: an introductory course. Мoscow: Aspect Press; 1995. 318 p.
  24. Mor T. Utopia. Moscow: Prosveschenie; 1978. 260 p.
  25. Platonov VN, editor. Olympic sport. Textbook. in 2 vols. Кyiv: Olympic literature; 2009. Vol. 1; 736 p.
  26. Platonov VN, editor. Olympic sport. Textbook. in 2 vols. Кyiv: Olympic literature; 2009. Vol. 2; 696 p.
  27. Petrakova TI. Humanistic values of education in the process of spiritual and moral education of adolescents [dissertation]. Moscow; 1999. 440 p.
  28. Losev AF, Asmus BF, editors. Plato. Works. in 4 vols. St. Petersburg: Publ. House of St. Peters­burg University «Izd-vo Olega Abyshko»; 2007. Vol.3, Pt. 1; 752 p.
  29. Polikarpova GM. Olympic teaching and education as a subject of pedagogical study [disserta­tion]. Veliky Novgorod; 2003. 414 p.
  30. Rodichenko VS, Stoliarov VI. Olympic education and modern trends in development of policy and ideology. Sport, spiritual values, culture. Мoscow. 1997;6:26-32.
  31. Sergeev VN. Humanistic orientation of the implementation of Olympic education [disserta­tion]. Moscow; 2000. 200 p.
  32. Slastenin VA, Isaev IF, Shiyanov EN. Pedagogy: Study guide for students of higher pedagogical educational institutions. Мoscow: Publishing Center «Academia»; 2002. 576 p.
  33. Smantser AP. Humanization of teaching process in modern secondary school: study guide. Minsk: BSU; 2010. 335 p.
  34. Sorokin P. Human, civilization, society. Moscow: Polit. lit.; 1992. 542 p.
  35. Stoliarov V, Firsin S, Barinov S. The content and structure of physical and sport education of children and youth (theoretical analysis). Saratov: OOO Publ. House «Nauka»; 2012. 268 p.
  36. Suhomlinska OV. Values in education of children and youth: state of issue development. Peda­gogika i psykhologia. 1997;1:105–111.
  37. Tomenko OA. Theoretical and methodological bases of non-special physical education of stu­dent youth [dissertation]. Kyiv; 2012. 440 p.
  38. Tsyrlina TV. Humanistic author school as a sociocultural phenomenon of the 20th century [dissertation]. Moscow; 1999. 365 p.
  39. Chernetskiy YuM. Conceptual bases of Olympic education [аutoreferat of dissertation]. Chelyabinsk; 2001. 80 p.
  40. Shyian B, Gumeniuk S. Humanization of the process of physical education of students. Fiz. vykhovannia v shkoli. 2009;3:40-46.
  41. Yakovets YuV. Globalization and interaction of civilizations. Moscow; 2003. p. 330–331.
  42. Müller N. Olympic education. Olympic studies reader [Internet]. Beijing Sports University Press. 2009. p.345–362. Available from: http://www.sportsinbrazil.com.br/livros/olympic_ studies_reader.pdf
  43. Naul R. Olympic Education. Oxford: Meyer & Meyer (UK) Ltd; 2008. 194 p.
  44. Zukowska Z. Edukacja olimpijska mlodziezy: Tradycje – Terazniejszosc – Perspektywy. Fair Flay Sport Edukacja. Warszawa; 1996. p. 33 – 40.
  45. Olympic Charter. International Olympic Committee. Lausanne, Switzerland: DidWeDo S.а.r.l.; August 2016. 109 р.
  46. Samaranch JA. I'm fundamentally an optimict. Olympic Review. 1989;262:376 –379.
  47. Bakh T. Olympic movement and Olympic values [Internet]. Available from: http://www. president.gov.ua/ru/news/olimpijskij-ruh-i-olimpijski-cinnosti-mayut-osoblive-znachen- 35163
  48. The Universal Declaration of Human Rights [Internet]. Available from: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/995_015.
  49. Olympic agenda 2020 [Internet]. Available from: https://www.olympic.org/documents/ olympic-agenda-2020.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle