Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Баринов С.

Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманистической культуры личности

Аннотация

В статье дается характеристика спортивно-гуманистической культуры личности, целей и задач ее воспитания у детей и молодежи в современных условиях, а также олимпийского образования как важного элемента этой педагогической деятельности.

Ключевые слова: спортивно-гуманистическая культура личности, воспитание спортивно-гуманистической культуры личности, олимпийское образование.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все более широко признается положение о том, что важной задачей спортивной работы с детьми и молодежью является формирование у них спортивной культуры личности [1,2,5,9,10,11,13,14,15].

Вместе с тем, как показано в ряде работ [10,13,14], индивид может рассматривать в качестве ценностей различные аспекты спортивной деятельности, и потому возможны несколько разновидностей спортивной культуры личности: спортивно-прагматическая, антигуманная и спортивно-гуманистическая (последняя может выступать как олимпийская и как спартианская культура).

На первом плане в работе с детьми молодежью должна находиться именно спортивно-гуманистическая культура личности. Основу этой формы спортивной культуры личности составляет позитивное ценностное отношение индивида к спорту, к различным его компонентам (спортивной тренировке, спортивным соревнованиям и др.), видам, разновидностям, их аспектам, функциям и т. д. с позиций гуманизма, с точки зрения его идеалов и ценностей - целостного развития личности и гуманных отношений к другим людям, нациям, культурам, верованиям.

Большое значение в комплексе форм и методов воспитания спортивно-гуманистической культуры личности имеет олимпийское образование.

ВОСПИТАНИЕ СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Воспитание спортивно-гуманистической культуры личности предполагает создание условий, которые содействуют формированию ее позитивного отношения к спорту на основе идеалов и ценностей гуманизма, включение в деятельность по усвоению, сохранению, реализации и развитию связанных со спортом гуманистических ценностей.

Достижение этой педагогической цели включает в себя решение комплекса взаимосвязанных (но относительно самостоятельных) задач, каждая из которых ориентирована на воспитание того или иного элемента спортивно-гуманистической культуры личности. Имеются в виду: предпосылочный (исходный) блок знаний, умений, навыков этой культуры; ее оценочные компоненты (рационально-логическая, эмоционально-чувственная, мотивационная и деятельностная оценки); рефлексивно-аналитический и результирующий блоки. На первом плане при этом находятся такие ценности, связанные со спортом, как здоровье и здоровый образ жизни, высоконравственное поведение в спортивном соперничестве, красота и другие эстетические ценности, человеческое общение, гуманное отношение людей друг к другу и к природе и т.п.

В системе понятий, используемых в данной работе для обозначения элемента спортивного воспитания личности, целью которого является воспитание у нее спортивно-гуманистической культуры, будет использоваться термин «спортивно-гуманистическое воспитание». Заметим, что В.И. Столяров, который первый ввел этот термин, применял его в более широком значении - для обозначения педагогической деятельности, целью которой является не только воспитание у детей и молодежи гуманистического отношения к спорту, т.е. спортивно-гуманистической культуры, но также использование спорта как средства общего гуманистического воспитания личности [7,15].

В структуре спортивно-гуманистического воспитания личности следует различать три взаимосвязанных, но вместе с тем относительно самостоятельных, компонента:

- компонент, ориентированный на формирование знаний, характеризующих спортивно-гуманистическую культуру студента (ее информационного блока);

- компонент, ориентированный на формирование мотивов, интересов, ориен-таций, установок и т. п., характеризующих спортивно-гуманистическую культуру студента (ее мотивационного блока);

- компонент, ориентированный на формирование характеризующих спортивно-гуманистическую культуру студента умений, навыков, способностей, проявляемых в реальном поведении, образе (стиле) жизни в соответствии с идеалами и ценностями гуманизма (операционального и поведенческого блоков этой культуры).

Спортивно-гуманистическое воспитание играет особенно важную роль в структуре воспитания спортивной культуры личности. Оно содействует формированию и совершенствованию у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к этим идеалам и ценностям, стремления их реализовать, таких умений и навыков, которые действительно позволяют это сделать, а в итоге - таких качеств личности и образа (стиля) жизни, правил поведения, социальных ролей, норм и образцов взаимоотношений с другими людьми, которые адекватны идеалам и ценностям гуманизма. Эта педагогическая деятельность воспитывает позитивное отношение ко всему в спорте, что содействует реализации этих идеалов и ценностей, и негативное отношение ко всем антигуманным явлениям в спорте, антигуманным формам и средствам его использования.

Формирование гуманистического отношения личности к спорту - важный элемент ее общегуманистического воспитания. Основные положения такого подхода к воспитанию сформулированы и обоснованы в рамках того направления в теории личности, которое обозначают термином «гуманистическая психология» (его называют также психологией «третьей силы» или «развития потенциала человека») [17, гл. 10]. А. Маслоу и другие представители этого направления разработали концепцию целостного развития личности, модель здорового, полноценного, самоактуализирующегося человека, которая определяет гуманистическое понимание цели воспитания, а также задает тот идеал, образец, на который должен ориентироваться не только педагог в своей воспитательной деятельности, но и воспитуемый в процессе самовоспитания, саморазвития, самоутверждения.

Существенные коррективы в понимание гуманистических задач воспитания вносит концепция культуры мира. Она диктует необходимость воспитания человека, «способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли» [4, С. 211].

Важные качества человека-гуманиста нашей эпохи, которые должны формироваться в процессе воспитания, определены в ряде международных документов ЮНЕСКО и Европейского Совета. В них отмечается, что современный человек - это гибкая в своем развитии личность, способная самостоятельно рефлексировать новые социально-экономические запросы и управлять с их учетом своим собственным развитием; это человек думающий, человек делающий, человек адаптирующийся. Это также широко образованный и всесторонне информированный человек, но его образованность основывается не на простом накоплении знаний, а на умении добывать и перерабатывать новую информацию в соответствии с осознаваемыми потребностями; это человек с развитым самостоятельным и творческим мышлением.

Среди различных задач гуманистического воспитания подрастающего поколения особенно большое значение имеет формирование в молодежной среде таких идеалов, культурных образцов, эталонов, которые мотивируют на достижения, успех в жизни, в профессиональной карьере, но не любыми средствами, а на основе нравственного, культурного, научного, интеллектуального и физического совершенствования. Существенный вклад в решение этих задач гуманистического воспитания молодежи призвано внести спортивно-гуманистическое воспитание. В Декларации «Молодые люди и спорт» принятой на 8-й Конференции министров спорта европейских стран, подчеркивается, что занятия спортом должны рассматриваться с позиций гуманизма и терпимости. В соответствии с этим специалисты, организующие эти занятия, должны направлять свои усилия на: развитие у молодежи психических и физических качеств; обучение этическим ценностям, справедливости и дисциплинированности; воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе и к группам меньшинства; обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; воспитание способности самоконтроля и развитие положительных качеств личности; пропаганду здорового образа жизни [3, С. 19].

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Воспитание спортивно-гуманистической культуры личности может базироваться на использовании теории и практики олимпизма, его идеалов и ценностей, олимпийских соревнований, ритуалов, обычаев и традиций, фактов и документов, произведений искусства, относящихся к истории олимпийского движения и к современному олимпизму, а также предполагать активное вовлечение воспитуемых в олимпийское движение и использование для их воспитания других участников этого движения -олимпийцев. Для обозначения таким образом организованной педагогической деятельности обычно используют термин «олимпийское образование» или «олимпийское воспитание». Иногда применяют другие термины, например, «воспитание в духе олимпизма», «воспитание в духе олимпийских идеалов и ценностей», «воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание внутри олимпийского движения» и др.

О необходимости развертывания и активизации этой педагогической деятельности говорится во многих международных официальных документах последних лет. В Олимпийской хартии - главном официальном документе современного олимпийского движения - специально подчеркивается, что МОК и НОКи должны всемерно содействовать олимпийскому образованию молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах.

Главная цель олимпийского образования индивида состоит в его приобщении к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма. Достижение этой цели предусматривает решение целого комплекса взаимосвязанных задач:

1) формирование знаний об этих идеалах и ценностях, а, значит, и о гуманизме в целом, а также об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах и т.д.

2) формирование интересов, потребностей, установок, ценностных ориентаций и т. п., соответствующих идеалам и ценностям олимпизма: «олимпийской» ориентации на спорт; интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению; желания участвовать в олимпийских состязаниях и всегда демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами "честной игры"); стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию и т.д.;

3) формирование соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций (например, чувства социальной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта олимпийских идеалов и ценностей);

4) формирование такого поведения в спорте, таких качеств и способностей (умений и навыков), которые обеспечивают реализацию олимпийских идеалов и ценностей (конкретно речь идет о том, чтобы сформировать: высоконравственное поведение в спорте, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным; эстетическую способность действовать в ходе занятий спортом „по законам красоты" и отображать спорт средствами искусства; умения и навыки правильного общения с тренерами, судьями и спортсменами, а также бережного отношения к природе в ходе занятий спортом; умения и навыки разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма и т. п.).

Главную цель олимпийского образования личности - приобщение к идеалам и ценностям олимпизма можно выразить другими словами: формирование и повышение уровня ее олимпийской культуры [5,8]. Эта культура охватывает широкий комплекс связанных с идеалами и ценностями олимпизма «знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной социальной группы и даже общества в целом)» [8, С. 105].

При организации олимпийского образования важно избежать тех ошибок, которые, как отмечает В. И. Столяров [12], часто допускаются в практике этой педагогической деятельности.

К числу таких ошибок относится очень широкое понимание олимпийского образования. Часто к нему относят практически любые формы педагогической деятельности в области физической культуры и спорта: деятельность, направленную просто на сохранение и укрепление здоровья человека, формирование физических качеств и физической культуры; обучение каким-то спортивным умениям, например, разработку и реализацию программы по обучению технике спортивных способов плавания и т. д. При таком понимании олимпийское образование как особая педагогическая деятельность, имеющая целью приобщение личности к идеалам и ценностям олимпизма, приобретает расплывчатые формы, утрачивает специфику, отождествляется с другими видами педагогической деятельности в сфере ФКС: физическим воспитанием, спортивной тренировкой, воспитанием в спорте и посредством спорта и т. д. [12].

Другая ошибка состоит в очень узком понимании педагогической деятельности, связанной с приобщением личности к идеалам и ценностям олимпизма: цели и задачи этой деятельности сводят к формированию лишь знаний об олимпийском движении и олимпизме. Нередко основанием для этого является сам термин - «олимпийское образование», который чаще всего предпочитают использовать для обозначения этой деятельности (ведь образование нередко связывают именно с процессом формирования знаний). Мы согласны с мнением В.И. Столярова о том, что в рамках олимпийского образования «наиболее важное значение имеет не формирование и повышение уровня олимпийских знаний (хотя эта задача, безусловно, важна) и даже не декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям» [8, С. 100]. Не случайно в Олимпийской хартии в качестве важной задачи олимпизма, соединяющего «спорт с культурой и образованием» указывается задача создания «образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам».

Проведенный нами опрос студентов МГИМО (У) МИД РФ, а также данные других опросов свидетельствуют о том, что большинство детей и молодежи позитивно относятся к олимпийскому движению, имеют достаточно хорошее представление о фактах истории Олимпийских игр, но вместе с тем имеют весьма поверхностное, а нередко искаженное представление о целях, задачах, социокультурных функциях современного олимпийского движения (особенно в рамках концепции основателя этого движения - Пьера де Кубертена). Поэтому при организации олимпийского образования особенно важно избежать той ошибки, когда основные усилия направляют на формирование лишь знаний о фактах, характеризующих историю и современное состояние олимпийского движения. Как справедливо отмечает В.И. Столяров, «хотя эти знания важны, но все-таки более значимыми являются знания о том, каковы цели и задачи олимпийского движения, идеалы и ценности олимпизма, основные положения олимпийской концепции Кубертена, их роль, значение и пути реализации в современных условиях, как сохранить гуманистическую ценность современного олимпийского движения и устранить связанные с ним негативные явления и т.д.» [12, С. 143]. Высокая значимость этих знаний определяется тем, что от них зависит не только правильное понимание индивидом всего, что связано с олимпийским движением, в том числе идеалов и ценностей олимпизма, но и практическая ориентация на них.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Олимпийское образование, безусловно, играет важную роль в воспитании спортивно-гуманистической культуры личности и ее олимпийской разновидности. Оно содействует повышению внимания детей и молодежи к гуманистическому идеалу целостной, гармонично развитой личности, к олимпийским принципам Фэйр Плэй, другим идеалам и ценностям олимпизма, а также пониманию сущности и значения этих идеалов и ценностей в современном спорте и в мире в целом.

Вместе с тем, как отмечает В.И. Столяров [12], в реальной практике олимпийского воспитания наблюдается чрезмерное увлечение просветительским подходом. Нередко возлагаются неоправданные надежды на то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время «олимпийских уроков», «уроков олимпийских знаний», «олимпийских часов», с помощью одних лишь лозунгов и призывов, удастся решить проблему приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма. При этом упускается из виду, что «нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению» [16, С. 50]. Ведь ценностные ориентации и тем более реальное поведение человека зависят не только от знаний, но и от многих других факторов и в первую очередь от эффективности стимулирования этих ориентаций и поведения. Поэтому для достижения указанной цели олимпийского воспитания необходимо создать реальные стимулы, побуждающие детей и молодых людей не только признавать принципы «честной игры», гармоничное развитие личности и другие идеалы олимпизма, но действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь.

Однако не только система принятых в современном обществе норм поведения, ценностей, но и сам способ организации игрового соперничества в спортивных, в том числе олимпийских, соревнованиях (их программа, система определения и поощрения победителей и т.д.) развивают у спортсменов и тренеров желание любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов) добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, получить связанные с победой материальные блага и т.д. Это создает существенные трудности для практического решения задач воспитания спортивно-гуманистической культуры личности [1,8,14].

С учетом этих трудностей приобщения детей и молодежи к идеалам олимпизма в нашей стране разработана спартианская программа олимпийского образования. Она ставит своей задачей не только повысить уровень олимпийской образованности детей и молодежи, но создать реальные стимулы, побуждающие их в своем поведении ориентироваться на идеалы и ценности олимпизма. Для достижения этой цели наряду с указанными выше формами и методами информационной деятельности (беседы на олимпийские темы и т.п.) предусматривается использование комплекса новых форм и методов - проведение Спартианских игр, организацию работы Спартианского клуба и др. [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Баринов, С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности : монография / С.Ю. Баринов. - М. : Анкип, 2009. - 210 с.

2. Баринов, С.Ю. Диагностика спортивной культуры личности : монография / С.Ю. Баринов. - М. : Анкип, 2010. - 119 с.

3. Европейский Манифест «Молодые люди и спорт» // Спорт для всех. - 1996. № 1-1. - С. 18-19.

4. Краевский, В. В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. - 2001. - № 4. - С. 209-216.

5. Лубышева, Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества // Международный форум «Молодежь-Наука-Олимпизм» под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки 14-18 июля 1998 г., Москва : материалы. - М. : Сов. спорт, 1998. - С. 144-146.

6. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М. : АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 161 с.

7. Столяров, В.И. Спортивно-гуманистическое воспитание как фактор всестороннего и гармоничного развития личности // Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона : тез. докладов XVI межзон. симпозиума. - Горький, 1988. - С. 197-199.

8. Столяров, В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 6. - М. : Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. - С. 71-233.

9. Столяров, В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3. - Москва, Сургут, 2000. - С. 21-79.

10. Столяров, В.И. Спортивная культура как элемент культуры // Современность как предмет исследования социальных наук : материалы Всерос. науч. конф. -М., 2002. - С. 28-33.

11. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта : учебник / В.И. Столяров. - М. : Физическая культура, 2004. - 400 с.

12. Столяров, В. Концепция олимпийского образования (многолетний опыт разработки и внедрения в практику) / Владислав Столяров // Наука в олимпийском спорте : междунар. науч.-теорет. журн. - 2007. - № 2. - С. 30-35.

13. Столяров, В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 6. - С. 17-21.

14. Столяров, В. И. Теоретические основы спортивной культуры студентов : монография / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - М. : Спартианский Гуманистический Центр ГЦОЛИФК, 2009. - 216 с.

15. Столяров, В.И. Гуманистический подход к спортивному воспитанию и спортивной культуре : общая концепция и ее применение к дошкольникам / В.И. Стляров, О. В. Козырева // Гуманистика соревнования. Вып. 2. - М. : Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 2002. - С. 3-226.

16. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт Практической Психологии , 1996. - 512с.

17. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2001. - 608 с.

Контактная информация: vniifk@yandex.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle