Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Физическая культура, Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Чернышенко Юрий Константинович

Новый подход к нормированию процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ

Аннотация

В работе представлен новый подход к нормированию физических нагрузок детей младшего школьного возраста, основанный на данных многолетних исследований половозрастных особенностей динамики параметров изменения значений интегральных показателей физической подготовленности младших школьников.

Ключевые слова: учащиеся младших классов общеобразовательных школ, нормирование физических нагрузок, физические качества, физическая подготовка, темпы прироста параметров физической подготовленности.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о применении в практике физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ двух основных подходов к планированию учебных нагрузок по физической подготовке. Первый подход основывается на приоритетном развитии физических качеств отстающих по абсолютным параметрам от нормативных показателей (Ю.Ф. Курамшин, 2004). Второй подход основан на поддержании в отдельные возрастные периоды естественного онтогенетического развития определенного физического качества и планировании на этой основе объемов физических нагрузок (А.И. Толкачев, 2007).

В ходе лонгитудинальных исследований динамики показателей физической подготовленности одних и тех же младших школьников обоего пола с учетом их биологического возраста выявлены половозрастные особенности развития основных физических качеств, положенные в основу разработки новой методики нормирования процесса физической подготовки учащихся 7-10 лет.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базах МОУ «Гимназии № 18» и МОУ «Прогимназии № 63» г. Краснодара. В нем приняло участие 326 детей 7-10 лет (166 мальчиков и 160 девочек) и 24 учителя физической культуры.

Определение физической подготовленности, осуществлялось, по общепринятым методикам (В.А. Баландин, 2001; В.К. Бальсевич, 2000; Т.А. Банникова, 2006). При этом определялись: уровень развития скоростно-силовой подготовленности, силы, выносливости, гибкости и координации. В работе использовались интегральные показатели развития физических качеств, рассчитанные как сумма баллов, набранная учащимися в контрольных упражнениях, характеризующих определенное физическое качество по разработанным пропорциональным шкалам (Т. М. Михайлина, 2003). При этом учитывался биологический возраст младших школьников (Л.М. Белозерова, 2002). Темпы прироста (Тпр.) интегральных показателей физических качеств определялись по модифицированной формуле S. Brody (П.З. Сирис, 1973).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В преддверии разработки методики нормирования объемов физической подготовки младших школьников в соответствии с установленными половозрастными особенностями развития их физического потенциала было проведено анкетирование 24 учителей физической культуры г. Краснодара. Целью анкетирования являлось выявление особенностей распределения нагрузки по разным видам физической подготовки учащихся в условиях реализации традиционных программ и технологий физического воспитания школьников 7-10 лет. Установлено, что 50% учителей не смогли ответить на вопрос анкеты: «Какой объем нагрузки (в процентах) Вы отводите на учебных занятиях для развития физических качеств?». Остальные учителя в своих ответах обозначили примерные объемы нагрузок. Изучение результатов анкетирования позволило установить следующие научные факты:

1. В ходе планирования учебно-воспитательной процесса учителями физической культуры не учитываются известные онтогенетические закономерности развития детей младшего школьного возраста.

2. Годовые планы-графики распределения программного материала как основной документ, регламентирующий организацию и содержание процесса физической подготовки, разрабатываются, как правило, на основе сложившейся многолетней традиции расчета объемов нагрузок, обусловленного сезонной периодизацией учебного года.

3. По мере взросления детей объемы физической нагрузки для развития гибкости и координационных возможностей учащихся снижаются, а для формирования силы и выносливости - увеличиваются.

Новая методика расчета учебных нагрузок физической подготовки младших школьников базируется на выборе в качестве основных критериев показателей Тпр. интегральных показателей уровня развития физических качеств и t-критерия Стьюден-та, отражающего достоверность изменения их абсолютных значений в годичном цикле, что обусловлено следующими соображениями:

- показатель Тпр. по своей сути является основным критерием сенситивности определенного возрастного периода;

- t-критерий Стьюдента характеризует изменения среднегрупповых значений изучаемых интегральных показателей в годичном цикле с учетом ошибки средней арифметической величины.

В процессе расчета примерных объемов учебной нагрузки, дифференцированной по физическим качествам с учетом половозрастных особенностей их эволюции в младшем школьном возрасте, были учтены установленные научные данные о низком уровне развития и возрастном регрессе физического качества гибкость, как в группах девочек, так и мальчиков (Ю.К. Чернышенко, 1998; Е.В. Демидова, 2004).

В связи с вышеизложенным в документы планирования были включены увеличивающиеся по мере взросления младших школьников объемы физических нагрузок для развития этого физического качества.

В таблице 1 в качестве примера представлены данные расчета объемов физических нагрузок на основе разработанной методики нормирования для учащихся первых классов.

С целью нивелирования отрицательных значений показателей гибкости при определении объемов физических нагрузок вводилась коррекция абсолютных показателей темпов прироста физических качеств на величину двух показателей темпов прироста гибкости, что составило скорректированные абсолютные показатели темпов прироста. Относительные показатели скорректированных темпов прироста в таблице определяют величину объемов нагрузок для развития отдельных физических качеств.

Таблица 1

Расчет объемов нагрузок физической подготовленности детей 7 лет

№ 

Интегральные показатели (балл)

Абсолютные показатели
Тпр., %

t-критерий Стьюдента

Скорректированные абсолютные показатели
Тпр. %

Относительные показатели
Тпр., %

Мальчики

1

Скоростно-силовая подготовленность

49,1

12,44

57,5

19,8

2

Сила

25,7

7,93

34,1

11,7

3

Выносливость

100,0

50,30

108,4

37,2

4

Гибкость

-4,2

2,83

4,2

1,4

5

Координация

78,5

37,50

86,9

29,9

Девочки

1

Скоростно-силовая подготовленность

66,7

16,93

70,7

18,4

2

Сила

94,1

28,57

98,1

25,5

3

Выносливость

132,5

74,65

136,5

35,5

4

Гибкость

-2,0

0,77

2,0

0,5

5

Координация

73,7

40,10

77,7

20,1

На рисунке 1 в качестве примера представлены рассчитанные на основе экспериментальной методики примерные объемы учебной нагрузки для мальчиков 7-10 лет.

Рис. 1. Примерные объемы нагрузок физической подготовленности для мальчиков 710 лет

Определение объемов нагрузок физической подготовки позволило перейти к процедуре их поурочного распределения на основе следующего предлагаемого алгоритма:

1. Расчет общего бюджета учебного времени, предназначенного для реализации программных задач исходя из 66 уроков физической культуры в 1-х классах и 68 уроков - во 2-4-х классах. При этом из длительности урока в 40 минут учитывались 35 минут, так как 5 минут были зарезервированы для организационных мероприятий в его начале и конце. Для определения общего бюджета времени количество уроков умножалось на 35 минут и полученное значение принималось за 100%.

2. В соответствии с процентным соотношением физических нагрузок для формирования определенных качеств дифференцировано по годам обучения рассчитывалось общее время, затрачиваемое на развитие скоростно-силовой подготовленности, силы, выносливости, гибкости и координации.

3. Учебное время, планируемое для развития каждого физического качества, распределялось в соответствии с количеством уроков и выявленными с учетом биологического возраста учащихся сенситивными периодами.

В ходе формирующих педагогических экспериментов установлена эффективность предложенной методики нормирования процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ, что подтверждается существенным преимуществом детей из экспериментальным групп, как мальчиков, так и девочек над своими сверстниками из контрольных групп по абсолютным значениям интегральных показателей развития основных физических качеств и их темпам прироста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процессов физического воспитания в начальной школе : автореф. дис... д-ра. пед. наук : 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 48 с.

2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-36, 39-40.

3. Банникова, Т.А. Результаты мониторинга физического состояния учащихся города Краснодара в 2005-2006 учебном году / Т.А. Банникова, Ю.К. Чернышенко. -Краснодар : Кубанская гос. акад. физ. культуры, 2006. - 213 с.

4. Белозерова, Л.М. Методология изучения возрастных изменений / Л.М. Бело-зерова // Клиническая геронтология. - 2002. - Т. 8. - № 12. - С. 3-7.

5. Михайлина, Т. М. Основы спортивной метрологии : учеб. пособие / Т. М. Михайлина, В.В. Лысенко ; Кубанская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б.и.], 2003. - 155 с.

6. Сирис, П.З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П.З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 19-22.

7. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие / под ред. Ю.Ф. Ку-рамшина. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с. : ил.

8. Толкачев, А.И. Воспитание физических качеств у юношей гимназии в блоч-но-модульном варианте планирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Толкачев А.И. - Уллан-Удэ, 2007. - 23 с.

Контактная информация: chernyshenko@kgafk.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle