Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Легкая атлетика, Другие виды бега

Рубрики: Спортивная наука

Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Якимов
Московская государственная академия физической культуры


Ключевые слова:
бегуны-универсалы, методика тренировки, механизмы энергообеспечения в беге, интегральные тренировки.


Объектом настоящего исследования является процесс подготовки бегунов высокого класса на средние и длинные дистанции.

Предмет исследования - совершенствование методики тренировки в беге на средние и длинные дистанции.

Постановка проблемы. Сегодня перед тренерами и спортивными учеными стоит проблема, которая сводится к вопросу о том, как повысить эффективность технологии тренировки отечественных бегунов на средние и длинные дистанции.

Пути решения проблемы. Решение поставленного вопроса связано с отказом от традиционной технологии тренировки, которая все еще используется отечественными тренерами, и переходом на новую технологию построения тренировочного процесса бегунов на средние и длинные дистанции. Остановимся на этом подробнее.

В последние годы в беге на выносливость, как и в плавании, появилась большая группа спортсменов-универсалов (Д. Муркрофт, С. Мейри, М. Киптануи, К. Сках, А. Барриос, А. Салазар, Д. Ондиеки, X. Гебресилассие и др.), которые стали показывать результаты высочайшего международного класса в широком диапазоне соревновательных дистанций, чего нельзя сказать о выдающихся бегунах 60-70-х гг. В качестве подтверждения данного факта приведем несколько примеров.

Знаменитый средневик 60-х гг. П. Снелл, как известно, имел следующие результаты: 800 м - 1.44,3 (мировой рекорд - МР); 1500 м - 3.36,4; 1 миля - 3.54,1 (МР). А выдающийся бегун на средние дистанции нашего времени Н. Морсели имеет такие результаты: 800 м - 1.44,98; 1500 м - 3.27,37 (МР); 1 миля - 3.44,39 (МР); 2000 м -4.47,88 (МР); 3000 м - 7.25,11 (МР); 5000 м -13.03,85.

Другой пример. Результаты знаменитого стайера 70-х гг. Л. Вирена: 1500 м - 3.42,0; 3000 м - 7.43,2; 2 мили - 8.14,0 (МР); 5000 м -13.64,4 (МР); 10 000 м - 27.38,4 (МР). Выдающийся стайер 80-х гг. С. Аоута добился таких результатов: 800 м - 1.43,86; 1500 м - 3.29,45 (МР); 1 миля - 3.46,72; 2000 м - 4.50,81 (МР); 3000 м - 7.32,23; 5000 м - 12.58,39 (МР); 10 000 м - 27.26,11.

Кстати говоря, у нас в стране за последние годы не было подготовлено ни одного бегуна-универсала, как в среднем, так и в стайерском беге, который смог бы показать результаты высокого международного класса в широком диапазоне соревновательных дистанций. Однако автор далек от утверждения, что бегуны-специалисты" полностью себя исчерпали в показе выдающихся результатов. Но надо отметить, что сегодня тон задают "универсалы", и с этим фактом нельзя не считаться.

Закономерен вопрос: с чем это связано? На наш взгляд, в основном с изменениями, которые произошли за эти годы в методике тренировки, и в первую очередь с одновременным использованием аэробных и анаэробных режимов работы бегунами в отдельном тренировочном занятии, а также в тренировочном дне (при двухразовых тренировках), когда одна тренировка носит преимущественно аэробный характер, а другая - анаэробный. С этой целью рассмотрим механизм энергообеспечения в беге на выносливость. Как известно, в беге функционируют три механизма энергообеспечения (табл. 1).

Таблица 1. Механизмы энергообеспечения

Механизм энергообеспечения Источник АТФ Характер ресинтеза АТФ Дистанция и скорость
Кроатинфосфатный Запасы АТФ и КрФ в мышце Анаэробный 50-60 м - скорость максимальная
Гликолитический Расщепление глюкозы и гликогена (сопровождается накоплением молочной кислоты и образованием кислородного долга) Анаэробный 200, 300, 400, 600, 800 - скорость максимальная
Аэробный Окисление глюкозы (накопление молочной кислоты и образование кислородного долга отсутствуют) Аэробный 1500, 3000, 5000, 10 000 и более -скорость умеренная


Представление о примерном соотношении аэробных и анаэробных поставщиков энергии в беге на различные дистанции можно получить из таблицы 2 [I].

В соревнованиях продолжительностью до 2 мин (бег на дистанции примерно до 800 м) работа спортсмена носит преимущественно анаэробный характер. По мере увеличения длины дистанции аэробный характер мышечной деятельности становится все более очевидным.

Хотя между бегом и плаванием имеются существенные различия, "развитие методов тренировки в беге и в плавании происходит параллельно, что является результатом их сходства и дает возможность применять многие общие принципы тренировки в обоих видах спорта", - утверждает известный тренер по плаванию Д. Каунсилмен [2].

Как известно, изменения, наступающие в организме спортсмена при тренировке, направленной на развитие выносливости, носят совершенно иной характер, чем изменения, возникающие под воздействием тренировки, совершенствующей скоростные качества.

Таблица 2. Соотношение анаэробных и аэробных поставщиков энергии в беге на различные дистанции, % (по В.Е. Борилкевичу, 1982)

Дистанции, м 100 200 400 800 1500 3000 5000 10000
Анаэробная часть 95 92 90 75 50 25 20 15
Аэробная часть 5 8 10 25 50 75 80 85


Во время тренировки в воде на скорость, считает Д. Каунсилмен, "спортсмен нагружает мышцы интенсивной силовой работой, до некоторой степени сходной с деятельностью человека, тренирующегося в поднятии тяжестей". Это положение было экспериментально проверено Д. Каунсилменом летом 1974 г., когда он готовил к летнему чемпионату США группу пловцов-спринтеров. В программе их подготовки были использованы дистанционный, интервальный и повторный методы тренировки, но совершенно отсутствовала спринтерская тренировка (плавание в полную силу на 25 и 50 м). Спринтерское плавание было заменено изокинетическими силовыми упражнениями, выполняемыми с высокой скоростью или почти с максимальной величиной отягощения. Пройдя такую подготовку, спортсмены успешно выступили на летнем чемпионате страны, заняв на дистанции 100 м вольным стилем 1, 2 и 7-е места и показав свои лучшие результаты - соответственно 51,1; 51,7 и 52,6.

Приведя данный пример, Д. Каунсилмен не склонен утверждать, что это единственно правильная методика подготовки спринтеров. Но она была проверена на практике и может быть хорошо обоснована результатами фундаментальных научных исследований, излагаемых ниже.

Группа специалистов под руководством доктора К. Гордона провела лабораторые исследования по экспериментальной тренировке животных с применением дозированных нагрузок различной направленности. Было установлено, что структурные и функциональные элементы мышцы могут быть увеличены избирательно в зависимости от направленности упражнений на развитие выносливости или силы. Как известно, ферменты, составляющие часть белков саркоплазмы мышечного волокна и активно участвующие в выделении энергии для мышечного сокращения, обуславливают уровень выносливости мышц. Вместе с тем актомиозин, который является основой сократительных белков мышечных нитей, определяет силу мышц.

Рабочая гипотеза исследователей предполагала, что в процессе экспериментальной тренировки животных продолжительные "забеги" и "заплывы" должны повысить содержание белков саркоплазмы, в то время как сильные упражнения с отягощениями - увеличить количество сократительного белка мышц. Эксперимент длился несколько недель и был построен следующим образом. Среди животных (использовались крысы), запрограммированных на развитие выносливости, одна группа выполняла беговую нагрузку, преодолевая ежедневно на тредбане до 5 миль; другая выполняла нагрузку в виде 30-минутного непрерывного плавания. Животные, запрограммированные на развитие силы, должны были ежедневно 50 раз взбираться по шесту высотой 40 см, поднимая отягощения весом 100 г. По окончании экспериментальной тренировки были исследованы четырехглавая и икроножная мышцы животных. Было выявлено, что в мышцах "бегунов" и "пловцов" содержание белка саркоплазмы увеличилось, а количество сократительного белка уменьшилось. В группе животных, тренировавшихся с отягощения-ми, отмечалась обратная картина. Закономерен вопрос: как трактовать результаты рассмотренных выше исследований применительно к тренировке бегунов на выносливость?

Если тренироваться только на выносливость (метод непрерывного длительного бега и интервальный бег), уровень мышечной выносливости повысится, а сила мышц, вероятно, понизится (на это указывает уменьшение содержания сократительного белка актомиозина в мышечной ткани экспериментальных животных, выполнявших работу на выносливость). Такие изменения в организме отрицательно скажутся на скорости спортсмена во время участия в соревнованиях на средние дистанции (800 м). Вместе с тем одна только спринтерская тренировка или тренировка с отягощениями будет совершенствовать силу мышц и скоростные качества, но отрицательно скажется на развитии выносливости бегуна, его аэробных возможностях (на это указывает уменьшение содержания богатых энергией ферментов саркоплазмы мышечных волокон). Все это говорит о том, что, если бегун рассчитывает на высокие результаты на дистанциях 10 000, 5000, 3000, 1500 м (а иногда и на 800 м), он должен в отдельной тренировке или в тренировочном дне (при двухразовых тренировках в день) сочетать несколько различных методов тренировки. Иными словами, именно по этой причине бегунам на средние и длинные дистанции надо тренировать многие функции организма, аэробные и анаэробные одновременно.

Нельзя не отметить, что тренеры по плаванию уже с конца 60-х гг. в отдельном тренировочном занятии сочетают несколько методов тренировки, т.е. в подготовке пловцов одновременно сочетают тренировочные нагрузки как аэробного, так и анаэробного характера. В качестве подтверждения данного факта приведу образец типичного отдельного тренировочного занятия пловца, который рекомендует использовать Д. Каунсилмен в середине полугодичного цикла [3].

Как видно из табл. 3, в одном тренировочном занятии пловец совершенствует как аэробный, так и анаэробный механизм энергообеспечения. Д. Каунсилмен считает: чтобы пловцы успешно выступали на всех соревновательных дистанциях, им необходимы и скорость, и сила, и выносливость. Иначе говоря, им приходится совершенствовать все три механизма энергообеспечения, правда, до определенного уровня, так как организм не в состоянии максимально адаптироваться и к аэробному, и к анаэробному режимам работы одновременно. Следовательно, пловец и тренер сами должны определить, совершенствованию каких сторон функциональных возможностей организма спортсмена следует уделить основное внимание. Аналогичная картина наблюдается и у бегунов на выносливость.

Табл. 2 поможет бегунам и тренерам найти соотношение необходимых аэробных и анаэробных тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии, а также в недельном, месячном и годовом циклах в зависимости от длины соревновательной дистанции.

Нельзя не отметить, что зарубежные тренеры по бегу на выносливость уже с начала 80-х гг. стали развивать скорость, выносливость и силу у своих воспитанников одновременно в отдельном тренировочном занятии, т.е. сочетать в нем аэробные и анаэробные режимы беговых нагрузок. В подтверждение данного факта приведем высказывание, сделанное в начале 80-х гг. известным английским тренером Д. Андерсоном (среди его учеников - чемпионы Европы в беге на 400 м Д. Дженкис и мировой рекордсмен на 5000 м Д. Муркрофт): "Я верю, что скорость, силу и выносливость можно развивать одновременно, и этим моя программа отличается от той, которую применяют многие тренеры. Не думаю, что тренировку нужно разбивать на фазы для отдельного совершенствования каждого из этих качеств" [4]. Другими словами, Д. Андерсон одновременно сочетает аэробные и анаэробные режимы беговых нагрузок в отдельном занятии и тренировочном дне (при двухразовых тренировках), когда одна из них носит в основном аэробный характер, а другая анаэробный. Кстати говоря, еще в 1979 г. автором была опубликована статья [5] (в соавторстве), в которой проанализировано развитие методики тренировки в беге и в плавании и показано, что специалисты по плаванию добились роста спортивных результатов в те годы не посредством увеличения объема тренировочных нагрузок, к чему призывали отечественные спортивные ученые и тренеры, отвечающие за развитие бега на выносливость в стране, а путем сочетания четырех и более методов тренировки, т.е. они развивали силу, скорость и выносливость одновременно. Мы также особо подчеркнули, что такой подход к тренировке позволяет готовить пловцов-универсалов, которые показывают результаты высочайшего мирового класса в широком диапазоне соревновательных дистанций.

Однако специалисты и тренеры, отвечающие в стране за развитие бега на выносливость, продолжают придерживаться устаревшей технологии тренировки: рекомендуют в отдельном тренировочном занятии в основном развивать или поддерживать только аэробные или только анаэробные функции бегуна. В подтверждение приведем тренировочные микроциклы (в соревновательном периоде), которые рекомендует известный специалист в беге на выносливость Ф.П. Суслов [6].

Примерный интенсивный микроцикл для бегунов на средние дистанции

Понедельник. Разминка: бег 3-5 км. Общераз-вивающие упражнения. Ускорение 5-6х100 м. Интервальный бег на отрезках 400-600 м 85-90% от максимума. (В интервальном беге в одном занятии могут применяться отрезки одинаковой и различной длины, например: 10х400 м; 2х600 м; 4х400 м; 5х200 м и т.д.) Объем 1,5-4 км, интервал отдыха 3-5 мин. Заключительный бег 2 км.
Вторник. Кросс равномерный в лесу около часа (мужчины - 14-16 км, женщины - 12-13 км). (Аэробный режим.) Общеразвивающие упражнения.
Среда. Разминка. Ускорение 5-6х100 м. Интервальный бег на отрезках 200-300 м со скоростью 85% от максимума, объем 1,5-3,5 км, интервал отдыха 1,5-3 мин. Возможно разделение тренировки на серии с отдыхом между ними по 5-6 мин. Медленный бег 2 км.
Четверг, Отдых или восстановительный кросс 10-12 км. Общеразвивающие упражнения.
Пятница. Разминка. Ускорение 5-6х100 м. Контрольный бег со скоростью 95-100% от максимума (или повторный бег на длинных отрезках 800-1600 м). Объем бега 2-4 км. Скорость 85-90% от максимума, интервал отдыха 5-6 мин. Заключительный бег 2 км.
Суббота. То же, что и во вторник, но с большим объемом бега.
Воскресенье. Отдых.

Примерный интенсивный микроцикл для бегунов на длинные дистанции

Понедельник. Разминка: ускорение 3х150 м. Переменный бег на отрезках 200-600 м. Объем 5-8 км. Скорость 81-85% от максимума, интервал отдыха 1-3 мин. Заключительный бег 2-3 км.
Вторник. Длительный кросс 16-18 км - 1 ч (аэробный режим). Общеразвивающие упражнения.
Среда. Темповый кросс 10-12 км со скоростью 3 мин 10 с - 3 мин 15 с на 1 км. Общеразвивающие упражнения.
Четверг. Равномерный кросс 13-15 км (аэробный режим). Общеразвивающие упражнения.
Пятница. Разминка: ускорение 5х100 м. Повторный бег на длинных отрезках 1-2 км. Объем бега 5-8 км. Скорость 85-90% от максимума. В конце занятия 1-2 коротких отрезка в полную силу (для тренировки способности финишировать). Заключительный бег 2-3 км.
Суббота. Длительный кросс до 18-22 км (аэробный режим). Общеразвивающие упражнения.
Воскресенье. Отдых.

Таблица 3. Комбинированная программа тренировочного занятия в середине полугодичного цикла подготовки пловца

Тренировочные упражнения Метод тренировки Частота пульса, уд/мин Развиваемые качества (условно в %)
выносливость скорость
1. 800 ярдов - разминка Дистанционный 120 95 5
2. 8х200 ярдов, паузы отдыха по 20 с, затем 8х200 ярдов, паузы отдыха по 10 с, далее 4х200 ярдов, паузы отдыха по 5 с Интервальный 140-180 80 20
3. 500 ярдов с помощью движений ногами, паузы отдыха по 15 с Дистанционный 140 90 10
4. 5х100 ярдов с помощью движений ногами, паузы отдыха по 15 с Интервальный 135-175 80 20
5. 500 ярдов с помощью движений руками Дистанционный 140 90 10
6. 10х15 ярдов с помощью движений руками, паузы отдыха по 10 с Интервальный (используется гипоксическое
дыхание)
135-175 80 20
7. 5х150 ярдов, паузы отдыха по 3 мин Повторный 95-180 50 50
8. 8х25 ярдов спринт Спринтерский 85-160 10 90


Примечание. Основная направленность тренировочного занятия - развитие выносливости, однако по сравнению с занятием в начале полугодичного цикла подготовки в данной программе тренировки заметно возрастает удельный вес в упражнениях на повышение скорости плавания. Общий объем плавания - 7500 ярдов. В занятиях использовано четыре метода тренировки.

В одном тренировочном занятии автор рекомендует использовать в основном один метод тренировки: или только аэробные режимы беговых нагрузок или только анаэробные. А как известно, именно адаптация организма, проявляющаяся в его ответной реакции на неоднократно применяемый раздражитель, играет ведущую роль в развитии двигательных качеств. Приспособившись к определенному раздражителю, к определенной мышечной работе, организм бегуна отвечает в дальнейшем на данный раздражитель строго определенной реакцией, т.е. дальнейшего развития необходимого двигательного качества не происходит. Иными словами, чем однообразнее тренировочная беговая нагрузка, чем она монотоннее, чем чаще применяется, тем быстрее организм привыкает к ней и тем меньше эффект в развитии функциональных систем спортсмена. Все это говорит о том, что с точки зрения современных научных знаний схема построения отдельного тренировочного занятия в приведенных микроциклах нерациональна.

В развитие темы скажем, что, когда спортсмены применяют в отдельном тренировочном занятии одновременно беговые нагрузки, направленные на совершенствование или поддержание аэробного и анаэробного энергообеспечения, такое занятие представляет собой не что иное, как многонаправленную (интегральную) тренировку. Ее суть заключается в том, что она может в одном случае иметь аэробную направленность, а в другом анаэробную. В основном это зависит от того, какие компоненты тренировочной нагрузки преобладают в данной тренировке - аэробные или анаэробные. Вот, например, как может выглядеть интегральная тренировка аэробного характера квалифицированного бегуна-стайера. Разминка 3-5 км. ОРУ - 15 мин. Ускорение 5х100 м. Беговая работа: 1. 5х200 м через 200 м трусцой (по 32 с), последний отрезок максимально на результат. Отдых 6-8 мин. 2. 10 000 м - 34 мин 30 с. 3. 5х200 м через 200 м трусцой (по 32 с). 4. Легкий бег 2-3 км.

А вот пример интегральной тренировки анаэробного характера квалифицированного бегуна-стайера. Разминка 3-5 км. ОРУ - 15 мин. Ускорение 5х100 м. Беговая работа: 1. 5х200 м через 200 м трусцой (по 32 с), последний раз максимально на результат. Отдых 6-8 мин. 2. 10 000 м - 34 мин 30 с. 3. 600 м максимально на результат. 4. Легкий бег 2-3 км.

Таким образом, можно сказать, что отдельные интегральные тренировки состоят из аэробных и анаэробных беговых нагрузок, но точная граница между тем, какую направленность (аэробную или анаэробную) имеет данное занятие, в основном зависит от интерпретации тренера. Следует отметить, что интегральные тренировки способствуют увеличению доли специфической нагрузки у бегунов на выносливость в недельном и месячном циклах. Кроме того, постоянно используя интегральные тренировки в недельном цикле, бегуны могут поддерживать спортивную форму как зимой, так и летом, т.е. круглогодично, чего требует сегодня спортивный календарь.

Как показывает практический опыт, применять интегральные тренировки в недельном цикле следует от 2 до 4 и более раз. Они только тогда окажут наибольший тренировочный эффект, когда будут строиться по определенным правилам. Например, нельзя после разминки ставить первым отрезок 400 или 600 м с заданием пробежать его максимально на результат. Это приведет к тому, что у бегунов образуется очень большой кислородный долг, а ведь им еще предстоит выполнять другую нагрузку, что может привести к сильному перенапряжению. Более правильным будет, если тренер в данном случае предложит спортсменам пробежать эти отрезки в самом конце интегральной тренировки, т.е в последнем варианте они получат гораздо больше времени на восстановление после анаэробной работы по сравнению с первым.

Литература

1. Борилкевич В.Б. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. - Л.: изд-во ЛГУ, 1982, с. 10.
2. Каунсилмен Д. Наука о плавании. - М.: ФиС, 1972.
3. Каунсилмен Д. Спортивное плавание. - М.: ФиС, 1982, с. 12.
4. "Легкая атлетика", 1983, № 2, с. 8.
5. "Легкая атлетика", 1979, № 3, с. 22-25.
6. Суслов Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции. Книга тренера по легкой атлетике. Изд. 2-е (Под ред. Л.С. Хоменкова.) - М.: ФиС, 1982, с. 190-191.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle