Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

18 Мая 2017 Газета "Чита Спортивная № 9(421)"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спорт в регионах, Персоны, Детско-юношеский спорт

Автор: Анна Васеева

Надежда Буйневич: «Бесплатный детский спорт необходим стране»

С самыми маленькими спортсменами

С самыми маленькими спортсменами

«Тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, будет ценить свою Родину любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер», - писал в 1889 году в своем докладе «Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания» основатель дзюдо Дзигиро Кано.

До - есть путь, дзю - мягкий, гибкий податливый, уступчивый. История этого удивительного вида спорта, обладающего значительной философской составляющей, насчитывает более 125 лет.

НАША СПРАВКА

Надежда Анатольевна БУЙНЕВИЧ

Мастер спорта России по дзюдо. Воспитанница Ольги Владимировны Бакурской. Работает в КДЮСШ с 1996 года. Победитель регионального этапа проекта Всероссийской партии «Единая Россия» в номинации «Лучший молодой детский тренер» (2007).

За большой вклад в развитие и пропаганду физической культуры и спорта, за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в развитие и пропаганду дзюдо в Забайкальском крае награждена Благодарственным письмом Губернатора Забайкальского края, почетными грамотами Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края, комитета по физической культуре и спорту администрации городского округа «Город Чита».

Подготовила мастера спорта Юлию Золотареву, восемь кандидатов в мастера спорта. Среди них Ольга Тютина, Ульяна Эпова, Евгений Смирнов, Владимир Муравицкий, перворазрядники Иван Стрельцов и Олег Мирошкин.

Принимала активное участие в организации и проведении II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного детства: изменяющееся воспитание в изменяющемся мире».

Ольга Владимировна БАКУРСКАЯ

Заслуженный тренер Российской федерации. Заслуженный профессиональный работник физической культуры и спорта Читинской области (2007). Кандидат в мастера спорта. В ОСДЮСШОР трудится с 1994 года. Тренером начала работать с 1988 года.

Воспитала четырех мастеров спорта, 26 кандидатов в мастера, 38 перворазрядников.

За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и большой личный вклад в развитие спорта в Забайкалье награждена почётными грамотами министра спорта Российской федерации (2011), главы Администрации Читинской области, мэра г. Читы.

Свой путь в тренерской деятельности моя собеседница начала двадцать лет назад. Тогда молодой специалист Надежда Буйневич, мастер спорта по самбо и кандидат в мастера спорта по дзюдо, пришла работать в отделение дзюдо Краевой детско-юношеской спортивной школы (ныне - Забайкальский краевой центр физической культуры и спорта).

Сегодня мы говорим с ней о работе отделения дзюдо ЗКЦФКиС и о насущных проблемах забайкальского спорта. А еще мы говорим с ней о борьбе. О борьбе не на татами, которую мы, зрители, с удовольствием лицезреем, а о той, что остается за пределами спортивных залов и судейских протоколов. Борьбе за возможности каждого ребенка проявлять свои способности, борьбе за воспитание молодого поколения и борьбе за развитие спорта в провинции.

А еще мы напоминаем вам наставления Дзигиро Кано, применимые не только на тренировках, но и в повседневной жизни.

1. УМЕЙ СООТНОСИТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРОТИВНИКА.*

- В 1994 году вы стали бронзовым призером чемпионата мира по борьбе самбо и получили звание мастера спорта. В вашей школе тогда параллельно развивались оба направления?

- Да. Раньше самбо и дзюдо были схожи по технике. Уже позже ввели разграничения. Дзюдо меня, кстати, привлекало больше, чем самбо. В последние же годы в дзюдо постоянно меняют правила, отменяют определенные технические приемы, броски, оценки. Положение в нем нестабильно, и тренеры из года в год вынуждены подстраиваться под эти изменения.

Сейчас во многих городах страны активно работает проект «Самбо в школу», ориентированный на приобщение школьников к изучению основ борьбы самбо. Это очень интересно мне как тренеру. Если читинские школы начнут работу с этим проектом, то и я с большим удовольствием подключусь. Самое важное в этом проекте то, что занятия, проводимые в его рамках, являются бесплатными для детей. Под него выделяются ковры и форма, обеспечивается зарплата тренеров.

Я всей душой ратую за бесплатный детский спорт, и на то есть причина: я сама воспитывалась в малообеспеченной многодетной семье, и именно спорт поставил меня на ноги и сделал меня той, кем я сейчас являюсь. Я очень благодарна спорту и тому факту, что он для нас в те годы был бесплатным. Мы ездили на соревнования и сборы, имели возможность развиваться и побеждать. Я не помню, чтобы моя мама оплачивала спортивный летний лагерь, в который я могла уезжать на все три сезона.

Поэтому я поддерживаю форму бесплатного обучения. Однако, беря во внимание все обстоятельства, которые создаются в современной России, глупо рассчитывать на то, что мы можем как-то к этому вернуться. Маленькая зарплата тренеров и педагогов, недостаток финансирования в образовательных учреждениях, и в итоге мы полностью зависим от родителей и их кошелька. Теперь шансы на развитие и достижения в спорте имеют, по большему счету, лишь те, чьи родители способны оплачивать все выезды и сборы.

Благодаря таким проектам, как «Самбо в школу», у нас появится возможность собрать в школьных спортивных залах как можно больше «дворовых» детей. Такие ребята намного шустрее, активнее, «злее». Они воспитаны улицей. Когда ко мне приходят заниматься такие дети, я всегда даю им шанс попробовать себя. Они сразу говорят, что не могут платить, но я не хочу им отказывать. Потому что помню себя в их годы.

- Насколько я знаю, ваш спортивный путь с самого начала связан именно с этой школой?

- Да, с первого класса я занималась здесь баскетболом. А в 1993 году Ольга Владимировна организовала кружок по дзюдо, и туда я тоже записалась. (У истоков создания отделения борьбы дзюдо в ЗКЦФКиС стояли Ольга Владимировна Бакурская и Татьяна Георгиевна Гурулева, проводившие с ребятами занятия в подвальных помещениях Соснового Бора и Центрального района. В те же годы в секции по борьбе дзюдо большую популярность получило направление самбо - авт.). Я была очень активным ребенком и не любила находиться дома. Поэтому в детстве с удовольствием занималась всем, чем только могла! Но в определенном возрасте спортивные нагрузки стали тяжелее, и пришлось делать выбор в пользу чего-то одного. Играть в баскетбол я очень любила. Но, так как я воспитывалась в семье с четырьмя братьями и потому обладала очень боевым характером, выбор все же пал на единоборства.

В 15 лет я получила звание кандидата в мастера спорта по дзюдо, а в 19 - мастера спорта по самбо. В 1996 году я начала тренировать детей.

2. ЗАВЛАДЕВАЙ ИНИЦИАТИВОЙ

- Как и где всё начиналось?

- Здесь, на КСК, я набирала первые группы детей - и их было море! Только по сорок девчонок было в одной группе. В этом наборе были такие воспитанницы, как Юлия Золотарева (мастер спорта России по самбо, член сборной команды России по самбо, бронзовый призер чемпионата России по самбо в 2014 году - авт.) и Ульяна Эпова. Вообще, когда я только начинала тренировать, я собиралась целенаправленно развивать именно женское дзюдо. Но и мальчишек было много, и с ними, конечно, я тоже работала. Позже я стала понимать, что тренировать мальчиков мне нравится больше. Сейчас девочек в моих группах - единицы. Не женское это дело, говорю.

- Почему?

- Вот не знаю (смеется). Какие-то материнские инстинкты срабатывают, что ли. Жалко их становится, думаешь - тяжело им!

- Девочкам сложнее достигать высоких результатов в этом виде спорта?

- На сегодняшний день женское дзюдо очень сильно развито. Я бы сказала, что уровень у мужского и женского дзюдо сейчас одинаковый.

Выйти в мастера, безусловно, не так уж и просто.

- Какие результаты сейчас демонстрируют ваши юноши?

- В этом году мы часто выезжали на соревнования - в Иркутск, Новосибирск, Красноярский край. Лидеры показывают себя уже сейчас. Так, Илья Амельянчик стал призером на всех выездных соревнованиях. В возрастной группе 2004-2006 г. р. у нас три чемпиона края: Денис Домышев, Данила Колчин и Даниил Кириллов. Это - костяк, с которым в следующем году мы будем пробиваться на зону Сибири и Дальнего Востока. Не знаю, сможем ли мы вывести ребят на сборы, если возникнут финансовые проблемы, то придется «колдовать» с ребятами на месте, а это всегда очень сильно сказывается на результатах. В следующем году выездов будет не меньше.

- Вы говорили о том, что сейчас выезды на соревнования и на сборы оплачивают исключительно родители. Вы часто сталкиваетесь с тем, что из-за финансовых проблем подающий надежды юный спортсмен может оказаться «невыездным»?

- Наш Данила Колчин - мальчик из многодетной семьи, помимо него в семье еще пять детей. В этом году он стал чемпионом Забайкальского края, а выехать в Новосибирск на соревнования он уже не смог. Финансово не потянули.

- Кто, на ваш взгляд, должен решать такие проблемы?

- Я думаю, что такие вопросы должны решаться на уровне министерств. Родители могут оплатить выезды в небольшие города, но те же длительные тренировочные сборы с полной оплатой проживания и питания - это для многих уже непосильная ноша.

Несмотря на все проблемы, рост популяризации нашего спорта не снижается. Теперь уже мои воспитанники открывают свои частные спортивные клубы. Мне очень радостно, что ученики, вырастая, начинают преподавательскую деятельность, как в Чите, так и в других городах. Они продолжают наше дело. Это и есть движение вперед.

- Будущее за частными клубами?

- Не думаю. В таком случае мы не можем просмотреть всех детей, правда? Всё-таки задача спорта состоит не только в том, чтобы показывать высокие результаты. Мы должны думать об общем физическом развитии и оздоровлении населения. Мы должны отвлекать молодежь от того, что предлагает им улица. Вместо того чтобы позволить детям скитаться по дворам или сидеть сутками у компьютера, мы должны предлагать им альтернативу - занятия в спортивных залах. Так было всегда.

У большинства жителей КСК нет возможности отправлять детей в частные клубы. Поэтому бесплатное образование обязательно должно быть. Нельзя так относиться к детям. И я постоянно сталкиваюсь с этим: до определенного момента дети растут, показывают результаты, а как только начинаются выезды на соревнования - путь закрыт. Развитие прекращается. И помощи ждать неоткуда.

- С какого возраста дети занимаются единоборствами в вашем отделении?

- С 8-9 лет. Однако надо сказать, что методика преподавания постоянно расширяется и на сегодняшний день японцы предлагают программу дзюдо для детей с четырех лет. Появляются разработки занятий с детьми в детских садах. Такие занятия через игровую деятельность подготавливают детей к взрослому спорту.

Мне это очень интересно. В данный момент я готовлю методическое пособие по игровой деятельности в единоборствах, разрабатываю игровые занятия для дошкольников.

- Вы работаете и с младшими группами?

- Да. Это уже новое поколение: дети моих детей! Каким будет результат таких занятий, какие плоды это принесет для нашего спорта - время покажет.

В любом случае, физическая нагрузка под руководством профессионалов очень важна. Проблема дошкольного и школьного образования - это нехватка учителей физической культуры. В детских садах у воспитателей очень большая нагрузка. Они ведут физкультуру и рисование, они же танцуют и поют с детьми. Между тем, физическая культура в дошкольном возрасте играет значительную роль. Это и работа над осанкой, и оздоровление организма, и - если речь идет о большом спорте - выбор направления, в котором тому или иному ребенку лучше двигаться.

Малыши получают огромное удовольствие от занятий единоборствами. А как им интересна терминология на японском языке! Все термины они запоминают на лету, постоянно требуют что-то новое. Например, мы выучили с ними счет до десяти на японском, они тут же: а дальше, Надежда Анатольевна?.. Учим дальше!

Также мне очень нравится, что современные родители очень заинтересованы в физическом развитии своих дошколят. Мне то и дело поступают звонки с вопросами вроде: «В какой спорт отдать ребенка в четыре года?», «А чем малышу заняться в два?». Молодые родители осознают значимость детского спорта, и это прекрасно! Поэтому мы должны им предоставлять возможность развивать своих детей. Нужно внедрять педагогов в детские сады, чтобы с детьми там работали профессионалы. И, безусловно, нужно поднимать им заработную плату, чтобы они были заинтересованы в труде.

Я воспитала нескольких педагогов, но в образование идут единицы. Один из моих учеников пошел работать в госучреждение, проработал месяц и пришел ко мне с вопросом: «Надежда Анатольевна, а как на такую зарплату жить?»... Ушел работать в частный спортивный клуб. Счастье, что он вообще остался в образовании, иначе бы мы потеряли очень хорошего преподавателя. Ведь насколько сложно сейчас привлечь к работе педагога-мужчину! Мужчина - это глава семьи, главный добытчик, и неудивительно, что, немного поработав тренером, он уходит в частные школы, где ему будут платить лучше. Кого здесь винить?

Между тем, единоборства -это мужской вид спорта. Опираясь на двадцатилетний стаж работы, могу с уверенностью сказать, что заниматься непосредственно с малышами всё-таки удобнее тренеру-женщине. Но когда ребята проходят пубертатный период, им становится необходим авторитет в мужском лице. И их наставник должен быть для них таким авторитетом.

3. ОБДУМЫВАЙ ТЩАТЕЛЬНО, А ДЕЙСТВУЙ РЕШИТЕЛЬНО.

- Сколько тренеров работает сегодня в вашем отделении?

- Нас трое: Ольга Владимировна Бакурская, я и мой ученик, молодой педагог Андрей Сергеевич Трухин. Загруженность педагогов очень большая: у каждого из нас в среднем по пять групп.

- Какое количество детей вмещают эти группы?

- В группах занимается до двадцати пяти человек. Это при том, что небольшой зал позволяет комфортно работать группе в 12-15 человек. Потому в дни, когда у нас проходят «Открытые ковры», мы боремся в несколько смен.

Я ратую за массовость, мне хочется охватить как можно большее количество ребят. Но для этого необходима достойная база. Если бы на КСК построили хороший игровой зал, проблема была бы решена. Так, мы могли бы не ездить на сборы, а приглашать команды из Иркутска или Улан-Удэ к себе.

- Не тяжело работать в условиях столь ограниченного пространства?

- Конечно, возникают трудности. Но что делать? Работа идет. Уходит одно поколение, подрастает второе, за ним приходит третье, и тебе просто некогда думать о трудностях.

- В других городах положение лучше?

- Двое суток на поезде - и ты уже дивишься изменениям. Недавно мы вернулись из Красноярского края. Поселок Солнечный - это окраина. Вроде нашего КСК. В этом поселке стоят два спортивных комплекса. Строится третий. Там нам организовали бесплатное проживание и питание.

- Спонсоры?

-ДЮСШ!

- Откуда у них такая возможность?

- Красноярский край сейчас вообще лидирует по многим показателям в стране. У них работают предприятия и заводы. Хороший местный бюджет плюс заинтересованность чиновников в развитии единоборств -отсюда и соответствующий результат.

Но наши ребята борются. Смотришь в их глаза и удивляешься: такой заряд, такая спортивная злость! Но мы вынуждены их отпускать в другие города, чтобы они выступали за другие клубы. Это нормальная практика. Отток перспективной молодежи из Забайкалья огромен, и наше правительство об этом знает. Но никто не бьет тревогу. Значит, это кому-то нужно?..

С выездов маленькие детки возвращаются с восторгом, словно посмотрев на другой мир. Когда смотришь на них в такие моменты, осознаешь всю суть своей работы. Мы должны трудиться для них здесь. Даже «вырывая» в спорт с улиц небольшое количество таких ребят, ты уже делаешь великое дело.

Понимаешь это и тогда, когда видишь результат своего труда в своих учениках, продолжающих твой путь и занявшихся педагогической деятельностью. Во многих городах нашей страны востребованы забайкальские тренеры-преподаватели!

4. ОДЕРЖАВ ПОБЕДУ, НЕ ЗАНОСИСЬ; ПОТЕРПЕВ ПОРАЖЕНИЕ, НЕ СГИБАЙСЯ, БЛАГОДЕНСТВУЯ, НЕ ТЕРЯЙ БДИТЕЛЬНОСТИ; ПОПАВ В ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, НЕ ПУГАЙСЯ И ИДИ ВПЕРЁД ИЗБРАННЫМ ПУТЁМ.

*В тексте упоминаются наставления Кано Дзигиро («Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания»).

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle