Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

06 Июня 2017 Журнал "Наука в олимпийском спорте"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Галина Горская

Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов: анализ зарубежных исследований

АННОТАЦИЯ

В статье приведен анализ зарубежных исследований мотивационного климата как долговременного регулятора деятельности и психических состояний спортсменов разного возраста и пола, различающихся по спортивной квалификации.

Под мотивационным климатом понимается задаваемая социальным окружением спортсменов система ожиданий, ценностей, поощрений и порицаний, оказывающая влияние на становление их собственной мотивации. В исследованиях главным образом сравниваются два типа мотивационного климата: климат, ориентирующий спортсменов на самосовершенствование и достижение поставленных целей, обозначаемый как ориентация на задачу, и климат, ориентирующий на самоутверждение, названный ориентацией на себя. Приведены доказательства положительного влияния на активность спортсменов в тренировках, готовность к самосовершенствованию, устойчивость к стрессу и психическому выгоранию, сотрудничество с партнерами по подготовке мотивационного климата, ориентированного на задачу.

Рассмотрены перспективные направления исследований мотивационного климата как существенного регулятора деятельности спортсменов.

Ключевые слова: мотивационный климат, ориентация на задачу, ориентация на себя, теория целей достижения, теория самодетерминации, устойчивость к стрессу, устойчивость к выгоранию, сотрудничество, соперничество.

ABCTRACT

The article presents an analysis of foreign studies on the motivational climate as a long-term regulator of activity and mental states of athletes of different ages and gender with different sports qualification.

The motivational climate is understood as the system of expectations, values, rewards and reproaches set by the social environment of athletes, which influences the development of their own motivation. In studies, two types of motivational climate are mainly compared: a climate that focus athlete on self-improvement and attainment of set goals, known as task-oriented climate, and a climate that focus athlete on self-assertion, called ego-oriented climate. Evidence are provided for a positive impact on the activity of athletes in training, readiness for self-improvement, resistance to stress and mental burnout, and cooperation with partners in preparing task-oriented motivational climate.

Promising directions of researches on the motivational climate as an essential regulator of athletes' activities are discussed.

Keywords: motivational climate, task-involving climate, ego-involving climate, achievement goal theory, self-determination theory, resistance to stress, resistance to burnout, cooperation, rivalry.

Постановка проблемы. Современный спорт характеризуется настолько высоким уровнем спортивных результатов, что одной из первостепенных научных и прикладных проблем становится проблема поиска новых путей выведения спортсменов на пик их возможностей. Как источник повышения конкурентоспособности спортсменов рассматриваются психологические ресурсы их личности, а также факторы среды, способствующие раскрытию этих ресурсов. Это направление все более привлекает к себе внимание в связи возрастанием вклада психологических факторов в достижения спортсменов по мере роста их квалификации [3].

Высокие физические и психические нагрузки, которые должен переносить спортсмен в процессе подготовки, необходимость многолетних упорных тренировок для выхода на уровень высоких достижений делают очевидным факт зависимости готовности спортсменов к включению в спортивную подготовку со всеми присущими ей трудностями от их мотивации. Именно поэтому проблема мотивации в течение многих лет является одной из центральных в мировой и отечественной психологии спорта. По мере накопления научных данных об особенностях и регуляторах мотивации спортивной деятельности в поле зрения исследователей попадают феномены, открывающие новые направления ее регуляции, что способствует раскрытию спортсменами своих потенциальных возможностей.

К активно исследуемым, правда, преимущественно в зарубежной психологии спорта, мотивационным регуляторам деятельности спортсменов относится мотивационный климат - задаваемая социальным окружением спортсменов система ожиданий, ценностей, поощрений и порицаний, оказывающая влияние на становление их собственной мотивации [5, 10, 19, 21, 23].

Исследования мотивационного климата, как и введение в научный оборот этого понятия, связаны с теорией мотивации, которая получила название «теория целей достижения» [21, 23]. Проведение исследований мотивации спортивной деятельности на основе данной теории связано с задачей установления механизмов активного вовлечения спортсменов в спортивную деятельность либо снижения их активности [10]. Основополагающим положением теории целей достижения является утверждение, что личность включается в ситуации достижения под влиянием стремления продемонстрировать свою компетентность. Компетентность же может пониматься либо как успешное достижение поставленной цели, либо как достижение превосходства над другими.

Целевая установка на достижение поставленной цели получила название «ориентация на задачу», а установка на превосходство над другими - «ориентация на себя», или «эго-ориентация».

Согласно теории целей достижения, целевые установки личности формируются под влиянием мотивационного климата, сложившегося на основе влияния значимых лиц из социального окружения.

В исследованиях мотивационного климата в спорте долгое время основное внимание уделялось мотивационному климату, задаваемому тренером. Эти исследования обнаружили существенные различия в основных признаках мотивационного климата, ориентированного на задачу или на самоутверждение, а также в особенностях влияния каждого вида мотивационного климата на деятельность спортсменов [4, 8, 12, 17].

Для мотивационного климата, ориентированного на задачу, характерно акцентирование внимания спортсменов на совершенствовании мастерства, готовности прилагать для этого усилия, на необходимости постоянно учиться, приобретать новые знания и умения, на сотрудничестве с другими спортсменами, на оценке компетентности по внутренним критериям, задаваемым себе спортсменом. Тренеры, ориентирующие своих учеников на достижение поставленных целей, склонны уделять внимание всем спортсменам независимо от их успехов.

Мотивационный климат, ориентированный на себя, побуждает спортсменов к межличностному сравнению, внутрикомандному соперничеству, оценке компетентности на основе социально установленных критериев успеха. Ему присуща критика за ошибки и недостаточные усилия. Тренеры, ориентирующие учеников на самоутверждение, дифференцируют свое отношение к ним в зависимости от демонстрируемых успехов [10, 16].

Исследования показали, что мотивационный климат, ориентированный на задачу либо на самоутверждение, различным образом отражается на деятельности спортсменов.

Мотивационный климат, ориентированный на задачу, способствует полной и устойчивой вовлеченности спортсменов в спортивную деятельность. Она проявляется в уверенности в достижимости целей, в удовольствии от занятий, готовности прилагать усилия для повышения мастерства, в настойчивости в достижении целей и преодолении трудностей. У спортсменов, ориентированных на задачу, редко возникает желание прекратить занятия спортом, их интерес к тренировкам и соревнованиям устойчив, несмотря на возникающие в процессе подготовки трудности.

Показатели мотивационного климата, ориентированного на себя, коррелируют с показателями вовлеченности в спортивную деятельность незначительно, а показатели готовности прилагать усилия для совершенствования мастерства коррелируют с показателем мотивационного климата, ориентированного на себя, - отрицательно. Спортсменам, ориентированным на самоутверждение, свойственна низкая устойчивость интереса к занятиям спортом, и более высокая, чем у спортсменов, ориентированных на задачу, вероятность прекращения занятий [8, 10, 13].

Различия мотивационного климата проявляются в характерных эмоциональных состояниях. Мотивационный климат, ориентированный на задачу, с большей вероятностью вызывает у спортсменов удовольствие от занятий спортом, оптимальный уровень эмоционального напряжения. Мотивационный климат, ориентированный на себя, сопряжен с возникновением у спортсменов чувства напряжения, тревоги, давления извне [6, 7, 14, 18, 20].

Спортсмены, ориентированные на задачу, предпочитают такие задания, которые воспринимаются как вызов, требующий мобилизации усилий. Ориентация спортсменов на самоутверждение побуждает к предпочтению заданий, дающих возможность продемонстрировать свое превосходство при минимуме усилий, т. е. явно оказывающихся ниже их возможностей.

Мотивационный климат, ориентированный на задачу, способствует поддержанию у спортсменов уверенности в своих силах, сохранению уверенности после единичных неудач. Мотивационный климат, ориентированный на себя, может стать причиной снижения уверенности спортсменов в себе под влиянием неудачи и ослабления настойчивости в преодолении трудностей [15, 23].

Спортсмены, ориентированные на задачу, более устойчивы к стрессу и меньше подвержены эмоциональному выгоранию по сравнению со спортсменами, ориентированными на себя [7, 18, 25, 30].

Исследование гендерных различий в восприятии мотивационного климата показали, что спортсмены-мужчины чаще воспринимают мотивационный климат как ориентированный на самоутверждение, а спортсменки с большей вероятностью оценивают мотивационный климат как ориентированный на задачу. Такое различие вполне объяснимо существующими гендерными стереотипами, в частности, тем, что стереотип мужественности включает как существенную характеристику личностную успешность [20].

Заслуживающим внимания является факт усиления ориентации спортсменов на самоутверждение при приближении соревнований и восприятие мотивационного климата как более ориентированного на себя по сравнению с оценками мотивационного климата в период тренировок [14].

В прикладном плане значимой является детализация сущности целей достижения, которые по мере накопления эмпирических данных были подразделены на цели приближения и отдаления. Это подразделение коснулось первоначально целей самоутверждения, поведенческим проявлением которых, по данным исследований, было как стремление к включению в ситуации, дающие спортсменам проявить себя и самоутвердиться, так и избегание таких ситуаций из опасения потерять престиж. Затем цели, отражающие ориентацию на задачу, также были подразделены на цели приближения и избегания [11]. Таким образом, появилась модель целей достижения, названная «модель 2 х 2». С практической точки зрения она означает, что задача поддержки мотивации, способствующей успешности решения задач подготовки спортсменов, включает в себя установление условий, активизирующих спортсменов, с одной стороны, и создающих мотивационные барьеры, с другой.

Многочисленность и значимость проявлений мотивационного климата в деятельности спортсменов привели к появлению новых направлений его исследований. Одним из них явилось изучение специфики мотивационного климата, формируемого не только тренером, но и другими значимыми людьми из социального окружения спортсменов, прежде всего родителями и сверстниками, с которыми тренируются спортсмены [15, 16, 25, 31]. В связи с исследованиями данного направления перед исследователями встал вопрос о взаимном влиянии на мотивационный климат спортивной деятельности различных значимых лиц из ближайшего социального окружения, а также «результирующей» этих влияний [29].

Обращение к исследованию мотивационного климата, формируемого юными спортсменами подросткового возраста, показало, что для них важны такие аспекты, как понимание значимости постоянного совершенствования умений, проявляющееся во взаимной поддержке активности данного направления. Подростки ценят равноправное общение с товарищами по подготовке, когда каждый юный спортсмен осознает себя значимым для команды, и когда спортсмены-подростки ориентируются на мнение друг друга. Для спортсменов-подростков в силу возрастных особенностей значима принадлежность к команде. С возрастными особенностями подростков связана значимость для них реакции сверстников на ошибки, которые могут проявляться как в подбадривании и психологической поддержке сверстника, допустившего ошибки, так и в иногда достаточно жестких порицаниях за промахи. Важными для подростков элементами мотивационного климата являются внутрикомандное соперничество, различия в отношениях к спортсменам в зависимости от их успехов и связанные с ними конфликты [16, 25, 28, 29]. Ценным регулятором мотивации юных спортсменов выступает поддержка их автономии, воспринимаемая подростками как возможность принимать участие в принятии важных для спортсменов решений, связанных с их подготовкой [16].

Анализ выделяемых спортсменами-подростками компонентов мотивационного климата, складывающегося в группе, в которой они занимаются, показывает, что в них просматриваются составляющие как ориентации на задачу, так и ориентации на самоутверждение. Следовательно, регулирующее влияние мотивационного климата на деятельность юных спортсменов зависит от соотношения этих составляющих.

Для спортсменов высокой квалификации основными компонентами мотивационного климата, создаваемого сверстниками-коллегами по подготовке, являются внутригрупповое соперничество и сотрудничество, отношение к необходимости прилагать усилия для достижения высоких результатов [15].

Особые черты имеют компоненты мотивационного климата, создаваемого родителями спортсменов. Независимо от возраста спортсмены видят в родителях источник психологической поддержки и безоговорочного принятия, не зависящего от успехов или неудач. Однако исследования показывают, что роль родителей в формировании мотивации спортсменов состоит еще и в том, что именно в семье закладывается важная для них система нравственных ценностей. В исследованиях отмечается, что роль родителей в формировании мотивационного климата уменьшается по мере взросления спортсменов и роста их квалификации. Для взрослых спортсменов высокой квалификации характерно повышение значимости тренера и товарищей по команде как источников мотивирующих влияний [16].

Основным результатом исследований особенностей мотивационного климата, формируемого различными значимыми лицами из социального окружения спортсменов, является то, что в них прослеживается как сходство, так и элементы разнонаправленности влияний на мотивацию спортсменов, а также изменения значимости различных источников формирования мотивационного климата с возрастом. Вместе с тем эти исследования способствовали расширению представлений о факторах, формирующих мотивационный климат, рассмотрением в качестве таковых факторов социальных, связанных с социальным благополучием спортсменов, социальной ответственностью, принятием спортсменов социальным окружением, с их социальным статусом [15, 16]. Это тем более важно, что оценка своей компетентности, уверенности в своих силах, согласно результатам исследований, взаимосвязана с характером взаимоотношений между спортсменами [16].

Новые аспекты в понимании мотивационного климата связаны с дополнением теоретических оснований его исследований теорией самодетерминации [24]. С точки зрения понимания мотивационного климата существенны несколько положений этой теории. Это, прежде всего, положение о том, что человек проявляет максимальную готовность к приложению усилий для достижения значимых целей, если включается в этот процесс по собственному выбору, т. е. под влиянием внутренней мотивации. Вероятность усиления внутренней мотивации обусловлена степенью удовлетворенности базовых потребностей, к которым сторонники теории самодетерминации относят потребности в автономии, компетентности и принадлежности к значимой для личности социальной группе. Исследования мотивационного климата на основе этих положений привели к выделению разновидностей мотивационного климата, отражающих степень удовлетворенности базовых потребностей. Наибольшую роль авторы исследований данного направления отводили удовлетворенности потребности в автономии. Поэтому были выделены такие разновидности мотивационного климата, как климат, основанный на контроле, и климат, поддерживающий автономию.

Исследования спортсменов показали, что проявления мотивационного климата, ориентированного на контроль, сходны с проявлениями мотивационного климата, ориентированного на самоутверждение. Мотивационный климат, поддерживающий автономию, сходен по проявлениям в поведении спортсменов с мотивационным климатом, ориентированным на решение поставленной задачи [16]. Но исследования, проведенные с позиции теории самодетерминации, привлекли внимание к обусловленности мотивационного климата характером взаимоотношений тренера со спортсменами, в зависимости от которых спортсмены в большей или меньшей степени осознают себя субъектами своей деятельности. Иными словами, эти исследования показали те грани отношений спортсмена и тренера, от которых зависит уровень проявления внутренней мотивации, способствующей максимальной самоотдаче спортсмена в процессе подготовки.

Положения иерархической теории мотивации Р. Валлеранда, сформулированные в развитие основополагающих идей теории самодетерминации, оказались плодотворными с точки зрения расширения представлений о регуляторах мотивационного климата, формирующегося в группах спортсменов [27]. Указание на существование трех уровней регуляции мотивации (глобального, контекстного, ситуационного) явилось импульсом для исследования не всегда очевидных влияний регуляторов глобального уровня. К ним относится описанный выше вклад родителей спортсменов в формирование у них нравственных ориентиров, проявляющихся в разных сторонах их жизни, в том числе и в спорте. Предпочтение спортсменами ориентации на решение поставленных задач или на самоутверждение может быть отражением обусловленного социокультурными факторами соотношения дефицитарных и бытийных потребностей. Исследования подтверждают наличие такой обусловленности [2].

Интерес к исследованиям мотивационного климата спортивной деятельности активизировал работу по разработке диагностических инструментов для установления его особенностей. К настоящему времени в зарубежной психологии спорта применяются разработанные для этого опросники, схемы структурированного наблюдения, интервью [9, 15, 25, 26]. Психологами спорта ведется активная работа по адаптации англоязычных опросных методик диагностики мотивационного климата для использования в разных странах. Она связана с получением эмпирических данных, позволяющих выявить степень универсальности закономерностей, установленных в исследованиях мотивационного климата. Результаты исследований данного направления, проведенные в разных странах со спортсменами разных видов спорта, свидетельствуют в пользу сходства механизмов регулирующего влияния мотивационного климата на деятельность спортсменов в разных странах [1, 13, 14, 17, 22].

Анализ исследований мотивационного климата, проведенных в зарубежной психологии спорта, приводит к следующим выводам:

  • материалы зарубежных исследований указывают на целесообразность с научной и прикладной точек зрения исследований мотивационного климата в отечественном спорте как ресурса повышения конкурентоспособности спортсменов;
  • значимость мотивационного климата как регулятора деятельности спортсменов обоснована теоретически, подтверждена многочисленными данными эмпирических исследований;
  • разработка диагностических инструментов для оценки мотивационного климата дает возможность его оценки в спортивных группах для решения прикладных задач, связанных с поддержанием конструктивной мотивации деятельности спортсменов. Решению прикладных задач подготовки спортсменов способствует и накопление научной информации о симптоматике проявлений различных типов мотивационного климата, выявленного в группах спортсменов различного возраста и квалификации.

Литература

  1. Горская Г.Б. Адаптации методики «Шкала восприятия успеха (POSQ)» / Г. Б. Горская, Ю. М. Босенко, Р. Н. Старостенко // Физ. культура, спорт - наука и практика. - 2015. -№ 4. - С. 101-106.
  2. Федоренко А. Б. Мотивационные факторы включения высоко-квалифицированных гимнасток в занятия эстетической гимнастикой: автореф. на соискание канд. дис. / А. Б. Федоренко. - Краснодар, 2010. - 23 с.
  3. Квашук П. В. Факторы, определяющие спортивную результативность квалифицированных и юных спортсменов в группах видов спорта / П. В. Квашук // Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию ВНИИФК «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России». - М., 2003. - С. 89 - 90.
  4. Alvarez M. S. The coach created motivational climate, youth athletes well-being, and intension to continue participation / M. S. Alvarez, I. Balaguer, I. Castello, J. L. Duda // J. clinical sport psychology. – 2012. – Vol. 6. – P. 166–179.
  5. Ames G. Classroom: goals, structures and student motivation / G. Ames //J. 0f educational psychology. – 1992. – Vol. 84. – P. 261–271.
  6. Baric R. Psychological pressure and athletes’ motivational climate in team sport / R. Baric // Review of psychology. 2011. – Vol.18. – P. 45–49.
  7. Bortoli L. Dispositional goal orientations, motivational climate, and psychobiological states in youth sport / L. Bortoli, M. Bertollo, C. Robazza // Personality and individual diff erences. 2009. – Vol. 47. – P.18–24.
  8. Curran T. Relationship between the coach-created motivational climate and athlete engagement in youth sport / T. Curran, A. Hill, H. K. Hall, G. E. Jowett // J. of sport and exercise psychology. – 2015. – Vol. 37. – P. 193–198.
  9. Davis M. E. An examination of motivational climate, goal orientation and sport commitment diff erences in youth team and individual tennis populations / M. E. Davis //A thesis submitted to faculty of the Graduate School at the University of North Carolina at Greensboro in partial fulfi llment of requirement for the Degree Master of Science. Greensboro: 2012. – 86 p.
  10. Duda J. L. Achievement goal research in sport: pushing the boundaries and clarifying some misunderstanding / J. L. Duda //Advances in Motivation in Sport and Exercise (ed. by G. C. Roberts). – Champaign, Ill.: Human Kinetics. – 2001. – P. 129–182.
  11. Elliot A. J. 2x2 achievement goal framework / A. J. Elliot, H. A. McGregor // J. of personality and social psychology. – 2001. – Vol. 80. – P. 501–509.
  12. Eys M. A. Coach-initiated motivational climate and cohesion in youth sport / M. A. Eys, E. Jewitt, M. B. Evans et al. // Research quarterly for exercise and sport. – 2013. – Vol. 84. – P. 373–383.
  13. Farahani A. Perceives motivational climate’s relationship with competitive anxiety and selfdetermination among Iranian pro league handball players / A. Farahani, F. Torabi, G. Aghaei // International J. of sport psychology. – 2013. – Vol. 3(8). – P. 822–827.
  14. Gumeno E. C. Goal orientation s, contextual and situational motivation climate and competition goal involvement in Spanish athletes with cerebral palsy / E. C. Gumeno, Y. Hutzler, R. R. Vaillo, D. S. Rivas, J.A.M. Murcia // Psycothema, 2005. – Vol. 17, N 4. – P. 633–638.
  15. Keegan R.J. A qualitative investigation of motivational climate in elite sport / R. J. Keegan, C. G. Harwood, C. M. Spray, D. Lavallee // Psychology of sport and exercise, 2014. – Vol. 15. – P. 97–107.
  16. Keegan R. J. A qualitative investigation exploring the motivational climate in early career sport participants: coach, parent and peer infl uence on sport motivation / R. J. Keegan, C. G. Harwood, C. M. Spray, D. F. Lavallee // Psychology of sport and exercise. – 2009. – Vol. 10. – P. 361–372.
  17. Leo F. V. Infl uence of the motivational climate created by coach in the sport commitment in youth basketball players / F. V. Leo, P. A. Sanchez, D. Sanchez et al. // Revista de psicologia del sporte. – 2009. – Vol. 18, suppl. – P. 375–378.
  18. Martinez-Alvarado J. R. Athletes motivational needs regarding burnout and engagement / J. R. Martinez-Alvarado, F. Guillen, D. Feltz // Revista de psicologia del deporte. – 2016. – Vol. 24. – N 1. – P. 65–71.
  19. Miuli M. Motivational climates: what they are, and why they matter / M. Miuli, S. M Nordin- Bates //The IADMS bulletin for teachers. – 2011. – Vol. 3, N 2. – P. 5–7.
  20. Murcia J.A.M. Relationship among goal orientation and fl ow in adolescent athletes: diff erences by gender / J.A.M. Murcia, E. C. Gimeno, D.G.-C. Coll // The Spanish j. of psychology. – 2008. – Vol. 11, N 1. – P. 181–191.
  21. Nicholls J. G. The general and specifi c in the development and expression of achievement motivation // Motivation in Sport and Exercise / Ed. G. C. Roberts. – Champaign, Ill.: Human Kinetics, 1992. – P. 31–37.
  22. Ommundsen Y. Perceived motivational climate and cognitive and aff ective correlates among Norwegian athletes / Y. Ommundsen, G. C. Roberts, M. Kavussanu // J. of sport sci. – 1998. – Vol. 16. – P. 153–164.
  23. Roberts G. C. Understanding the dynamics of motivation in physical activity: an infl uence of achievement goals on motivation processes // Advances in Motivation in Sport and Exercise / ed. by G. C. Roberts). – Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2001. – P. 1–50.
  24. Ryan R. M. Active human nature: self-determination theory and the promotion and maintenance of sport, exercise and health / R. M. Ryan, E. L. Deci // Intrinsic Motivation and Self-Determination in Exercise and Sport. (ed. by M. S. Hagger, n.l.d. Chatzisarantis). Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2007. – P. 1–20.
  25. Smith A. L. Peer motivational climate and burnout perception of adolescent athletes / A. L. Smith, H. Gustafsson, P. Hassmen // Psychology of sport and exercise. – 2010. – Vol. 11, issue 6. – P. 453–460.
  26. Smith N. Development and validation of multidemensional motivational climate observation system / N. Smith, D. Tessler, Y. Tzioumakis et al. // J. of sport and exercise psychology. – 2015. – Vol. 37. – P. 4–22.
  27. Vallerand R. J. Hierarchical Model of Intrinsic and Extrinsic Motivation in sport and Exercise / R. J. Vallerand // Advances in Motivation in Sport and Exercise / ed. by G. C. Roberts. – Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2001. – P. 263–319.
  28. Vazou S. Peer motivational climate in youth sport: a qualitative inquiry / S. Vazou, N. Ntoumanis, Duda //Psychology of sport and exercise. – 2005. – Vol. 6. – P. 497–516.
  29. Vazou S. Prediction young athletes’ motivational indices as auction of their perception of coach - and peer - created climate / S. Vazou, N. Ntoumanis, L. Duda // Psychology of sport and exercise. – 2006. – Vol. 7. – P. 215–223.
  30. Vitali F. Motivational climate, resilience, and burnout in youth sport / F. Vitali, L. Bortoli, L. Bertinato et al. // Sport sci. for health. – 2015. – Vol. 11, issue 1. – P. 103–108.Weigand D. Motivational climate in sport and exercise: the role of signifi cant others / D. Weigand, S. Carr, C. Pewtherick, A. H. Taylor // European j.of sport sci., 2001. – Vol. 1(4). – P. 1–13.

References

  1. Gorskaia GB, Bosenko YM, Starostenko RN. Adaptation of ≪perception of success questionnaire (POSQ)≫ method. Physical Educational, Sports - Science and Practice. 2015;4:101–106.
  2. Fedorenko АB. Motivational factors of selection of highly qualifi ed female-gymnasts for aesthetic gymnastics [аvtoref. of diss.]. Krasnodar; 2010. 23 p.
  3. Kvashuk PV. Factors determining the athletic performance of qualifi ed and young athletes in groups of sports. In: Anniversary scientifi c-practical conference dedicated to the 70th anniversary of VNIIFK Physical culture and sport in conditions of modern social-economic transformations in Russia. Moscow; 2003. p. 89-90.
  4. Alvarez M, Balaguer I, Castillo I, Duda J. The Coach-Created Motivational Climate, Young Athletes’ Well-Being, and Intentions to Continue Participation. Journal of Clinical Sport Psychology. 2012;6(2):166-179.
  5. Ames C. Classrooms: Goals, structures, and student motivation. Journal of Educational Psychology. 1992;84(3):261-271.
  6. Baric R. Psychological pressure and athletes’ motivational climate in team sport. Review of Psychology. 2011;18:45–49.
  7. Bortoli L, Bertollo M, Robazza C. Dispositional goal orientations, motivational climate, and psychobiosocial states in youth sport. Personality and Individual Diff erences. 2009;47(1):18-24.
  8. Curran T, Hill A, Hall H, Jowett G. Relationships between the Coach-Created Motivational Climate and Athlete Engagement in Youth Sport. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2015;37(2):193-198.
  9. Davis ME. An examination of motivational climate, goal orientation and sport commitment diff erences in youth team and individual tennis populations. A thesis submitted to faculty of the Graduate School at the University of North Carolina at Greensboro in partial fulfi llment of requirement for the Degree Master of Science. Greensboro; 2012. 86 p.
  10. Duda JL. Achievement goal research in sport: pushing the boundaries and clarifying some misunderstanding. In: Roberts GC, editor. Advances in Motivation in Sport and Exercise. Champaign, Ill.: Human Kinetics; 2001. p. 129–182.
  11. Elliot AJ, McGregor HA. 2x2 achievement goal framework. J. of Personality and Social Psychology. 2001;80:501–509.
  12. Eys M, Jewitt E, Evans M, Wolf S, Bruner M, Loughead T. Coach-Initiated Motivational Climate and Cohesion in Youth Sport. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2013;84(3):373-383.
  13. Farahani A, Torabi F, Aghaei G. Perceives motivational climate’s relationship with competitive anxiety and self-determination among Iranian pro league handball players. International J. of Sport Psychology. 2013;3(8):822–827.
  14. Gumeno EC, Hutzler Y, Vaillo RR, Rivas DS, Murcia JAM. Goal orientations, contextual and situational motivation climate and competition goal involvement in Spanish athletes with cerebral palsy. Psycothema. 2005;17(4):633–638.
  15. Keegan R, Harwood C, Spray C, Lavallee D. A qualitative investigation of the motivational climate in elite sport. Psychology of Sport and Exercise. 2014;15(1):97-107.
  16. Keegan R, Harwood C, Spray C, Lavallee D. A qualitative investigation exploring the motivational climate in early career sports participants: Coach, parent and peer infl uences on sport motivation. Psychology of Sport and Exercise. 2009;10(3):361-372.
  17. Leo FV, Sanchez PA, Sanchez D, et al. Infl uence of the motivational climate created by coach in the sport commitment in youth basketball players. Revista de psicologia del sporte. 2009;18:375–378.
  18. Martinez-Alvarado JR, Guillen F, Feltz D. Athletes motivational needs regarding burnout and engagement. Revista de psicologia del deporte. 2016;24(1):65–71.
  19. Miuli M, Nordin-Bates SM. Motivational climates: what they are, and why they matter. The IADMS bulletin for teachers. 2011;3(2):5–7.
  20. Murcia J, Gimeno E, Coll D. Relationships among Goal Orientations, Motivational Climate and Flow in Adolescent Athletes: Diff erences by Gender. The Spanish journal of psychology. 2008;11(01):181-191.
  21. Nicholls JG. The general and specifi c in the development and expression of achievement motivation. In: Roberts GC, editor. Motivation in sport and exercise. Champaign, Ill.: Human Kinetics; 1992. p. 31–37.
  22. Ommundsen Y, Roberts G, Kavussanu M. Perceived motivational climate and cognitive and aff ective correlates among Norwegian athletes. Journal of Sports Sciences. 1998;16(2):153-164.
  23. Roberts GC. Understanding the dynamics of motivation in physical activity: an infl uence of achievement goals on motivation processes. In: Roberts GC, editor. Advances in Motivation in Sport and Exercise. Champaign, Ill.: Human Kinetics; 2001. p. 1–50.
  24. Ryan RM, Deci EL. Active human nature: self-determination theory and the promotion and maintenance of sport, exercise and health. In: Hagger MS, Chatzisarantis NLD, editors. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Exercise and Sport. Champaign, Ill.: Human Kinetics; 2007. p. 1–20.
  25. Smith A, Gustafsson H, Hassmen P. Peer motivational climate and burnout perceptions of adolescent athletes. Psychology of Sport and Exercise. 2010;11(6):453-460.
  26. Smith N, Tessier D, Tzioumakis Y, Quested E, Appleton P, Sarrazin P et al. Development and Validation of the Multidimensional Motivational Climate Observation System. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2015;37(1):4-22.
  27. Vallerand RJ. Hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation in sport and exercise. In: Roberts GC, editor. Advances in Motivation in Sport and Exercise. Champaign, Ill.: Human Kinetics; 2001. p. 263–319.
  28. Vazou S, Ntoumanis N, Duda J. Peer motivational climate in youth sport: a qualitative inquiry. Psychology of Sport and Exercise. 2005;6(5):497-516.
  29. Vazou S, Ntoumanis N, Duda J. Predicting young athletes' motivational indices as a function of their perceptions of the coach- and peer-created climate. Psychology of Sport and Exercise. 2006;7(2):215-233.
  30. Vitali F, Bortoli L, Bertinato L, Robazza C, Schena F. Motivational climate, resilience, and burnout in youth sport. Sport Sciences for Health. 2014;11(1):103-108.
  31. Weigand D, Carr S, Petherick C, Taylor A. Motivational climate in sport and physical education: The role of signifi cant others. European Journal of Sport Science. 2001;1(4):1-13.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle