Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Физическая культура, Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: ЧЕЛНОКОВ В.А.

Модульная технология применения физических упражнений при профилактике остеохондроза позвоночника у населения России

Модульная технология применения физических упражнений при профилактике остеохондроза позвоночника у населения России

Модульная технология применения физических упражнений при профилактике остеохондроза позвоночника у населения России

Ключевые слова: остеохондроз позвоночника, профилактика.

Впервые нами было заявлено о принципиальной возможности и необходимости эффективного использования ограниченного числа мелкоамплитудных общеразвивающих физических упражнений (в виде модуля) с целью профилактики остеохондроза позвоночника на Всесоюзной научно-практической конференции в г. Сочи (3-7 ноября 1991 г.). Конференция по профилактике остеохондроза позвоночника проводилась под эгидой Государственного комитета по физической культуре и спорту. Она так и остается единственной в истории нашей страны сугубо профилактической, посвященной остеохондрозу позвоночника и превентивным возможностям физических упражнений. На конференции мы прежде всего обратили внимание аудитории научных работников, врачей, методистов, педагогов на то, что предлагаемая нами модульная технология применения физических упражнений при профилактике - как раз тот редкий случай в ортодоксальной медицине, когда сама по себе организационная форма, сама организационная основа методики применения физических упражнений может очень мощно и конструктивно повлиять на результат целенаправленного, патогенетически обоснованного превентивного процесса, и это при весьма незначительных усилиях со стороны как медицинского персонала, так и пациента. Модуль физических упражнений, служащий для профилактики остеохондроза позвоночника, должен был появиться и появился, во-первых, в результате настоятельной практической необходимости и, во-вторых, под воздействием оригинальной теоретической базы, привнесённой в ортодоксальную медицину благодаря «мануальной терапии» [3]. Приказ Минздрава СССР №330 от 05.08.88 г. «О внедрении методов мануальной терапии в практическое здравоохранение» способствовал значительной коррекции взглядов в вертебрологии, неврологии и ортопедии, а также генерировал новые возможности в профилактической физкультуре [4]. Стало ясным, возможным, необходимым, а главное, официально разрешенным одномоментное воздействие на биомеханику позвоночника не только с помощью рук при манипуляциях, но и благодаря целенаправленным физическим упражнениям. Юридическая сторона редрессационных [5] и оптимизирующих функцию краткосрочных воздействий на позвоночник была защищена, как оказалось, не только в мануальной терапии [6], но и в оздоровительной физкультуре. Оказалось понятным и правомерным, что даже одно физическое упражнение может значительно изменить функциональное состояние позвоночника. Эта фраза, которая до выхода вышеупомянутого приказа могла приравниваться в ортодоксальной медицине к крамольной, была сформулирована, произнесена и узаконена. Именно в этот момент и проявилась необходимость теоретически и экспериментально обосновать новую организационную основу методики превентивной физкультуры и обозначить её как модуль. С понятийной точки зрения «модуль» характеризуется как отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства, необходимая для приведения в гармоническое соответствие размеров и сущности целого и его частей [7]. Мы полагаем, что модуль, состоящий из физических упражнений, направленных на предупреждение остеохондроза и его синдромов, является относительно самостоятельной частью специальной физической тренировки, гармонизирующей программу лечебной и оздоровительной физкультуры, ориентирующей её, с одной стороны, на прицельное торможение механизмов патогенеза, а с другой – на вариативную стимуляцию компенсаторных и восстановительных реакций, преимущественно относящихся к саногенезу. Следует особо подчеркнуть, что «модуль», рекомендуемый к применению в физкультуре оздоровительной, в значительной степени отличается по своей сути, по назначению и содержанию от «комплекса» физических упражнений, хорошо известного и широко распространенного в физкультуре лечебной – клиническом методе применения физических упражнений. Комплекс (от латинского слова «complexus») – сочетание, совокупность, составляющая единое целое, – несёт оттенок законченности, завершенности; он является основой процедуры лечебной гимнастики. По мере выхода из болезни комплексность воздействия, заложенная в конкретном комплексе лечебной физкультуры, зачастую теряет для самого больного свою актуальность, становится менее необходимой. Выздоравливающий пациент (реконвалесцент) не может, не хочет и не будет долго выполнять комплекс лечебной физкультуры, во-первых, психологически связанный с тяжелым периодом жизни – острой фазой заболевания, и, во-вторых, из-за потери интереса к однообразным, неэмоциональным в подавляющем большинстве случаев, выполняемым самостоятельно со значительными техническими ошибками упражнениям. Комплекс физических упражнений должен изменяться в соответствии с ростом тренированности или, наоборот, с ухудшением состояния занимающегося физкультурой. Техника движений и содержание комплекса непременно должны корректироваться. К сожалению, постоянная коррекция данного комплекса лечебной физкультуры при современном положении вещей в России реальна только теоретически. На практике подавляющее число реконвалесцентов и реабилитантов прекращают занятия лечебной физкультурой сразу же после закрытия больничного листа и выхода на работу. Выдающийся российский клиницист В.А. Епифанов подчеркивает (2003), что «закрыв больничный лист и выйдя на работу, больной вовсе не излечился от остеохондроза – хронического заболевания. В период ремиссии многие больные испытывают ощущения дискомфорта в опорно!двигательном аппарате, зачастую остаются нарушенными общее самочувствие и тонкая координация. Это неизбежно сказывается на производительности умственного и физического труда». Недостаточная мотивация недавнего пациента к выполнению комплекса лечебной гимнастики, отсутствие у него элементарных знаний о значении физической культуры в лечении и профилактике остеохондроза позвоночника, а также равнодушие к своему физическому состоянию не дают пациенту возможности сконцентрировать волевые усилия и пролонгировать этап занятий физическими упражнениями (комплексом, состоящим иногда из 40-50 и
более физических упражнений и требующим для выполнения около 60 мин). Следует особо отметить, что прекращение занятий физической культурой в подавляющем большинстве случаев ведет к прогрессированию патоморфологии, новой манифестации синдромов остеохондроза позвоночника, а в дальнейшем, как правило, к значительному ограничению бытовой и производственной двигательной активности. В соответствии с нашими экспериментальными данными минимизация требований к числу физических упражнений и продолжительности одного занятия физической культурой в модульном варианте позволяет больному остеохондрозом продолжить занятия физическими упражнениями и даже сделать их перманентными. Кроме того, физические упражнения, рекомендуемые для применения в модуле, должны быть максимально просты по техническому исполнению. Особенно важным выдвигаемым нами положением является то, что минимизация продолжительности занятий возможна именно при профилактике такой нозологической формы, как остеохондроз позвоночника. При специфической физической тренировке, ведущей к профилактике артериальной гипертонии или, например, стенокардии, подобный подход невозможен – тренировка аэробных функций сердечно-сосудистой системы требует применения совершенно других принципов и других физических нагрузок.

В данном же случае принцип минимальной физиологической тренирующей достаточности (минимального оптимума) физических упражнений при профилактике конкретной нозологической формы – «остеохондроза позвоночника» заключается в том, что определенный, сравнительно небольшой объем простых общеразвивающих физических упражнений должен, может и призван оказывать эффективное реабилитационное, рекреационное или профилактическое воздействие при минимуме затрат времени, энергии и волевых усилий. Так же, как одна удачно совершенная манипуляция врача мануальной медицины, остеопата и хиропракта, может изменить в лучшую сторону функциональное состояние позвоночника, точно так же небольшая группа физических упражнений способна ликвидировать обратимые двигательные расстройства позвоночника, пораженного остеохондрозом, однако безо всякого риска. Следует отметить, что при относительно длительном (лонгитудинальном) применении эта небольшая группа физических упражнений способна, кроме всего прочего, сохранить и пролонгировать оптимизированное состояние позвоночника (чего мануальная медицина иногда сделать не может). Необходимо особо подчеркнуть, что модуль физических упражнений не является по своей сути тупой экстраполяцией теории мануальной медицины в области физической культуры. Модуль, прежде всего выступающий как организационная форма физической культуры, безусловно, наполнен своим оригинальным содержанием и подкреплен ортодоксальным теоретическим обоснованием, что дает ему право позиционироваться в ранге новой, оригинальной технологии. Причем мы не торопились бы придавать модульной структуре значение малой формы, как это принято в теории физической культуры. Модуль является тем серьезным дополнением, который скрепляет всю ортодоксальную медицинскую конструкцию в единый мощный блок при реституции, регенерации и рекомпенсации и в то же время дает возможность вариативности распределения физической нагрузки. (Вспомните, что крепости и вариативности не хватило только одной (малой) несущей колонне в восстановительном центре «Трансвааль-парк», и вся махина трагедийно рухнула.)

Современная трактовка лечебного и профилактического эффекта модульного воздействия базируется прежде всего на достижениях клинической вер-тебрологии, ортопедии, неврологии и нейрофизиологии, мануальной медицины, биомеханики человека, теории и практики физической культуры. В наиболее общем виде нашу концепцию применения модуля физических упражнений можно назвать теорией минимизации обратимых двигательных расстройств позвоночника и его тканей-сателлитов и теорией трофической достаточности межпозвонкового диска. В основу нашей разработки положена теория функциональных расстройств двигательной системы (J. Wolf J., 1946; G. D. Lewit, 1968; В. С. Гайденко, 1991; А. Б. Ситель; 1995; Г. А. Иваничев, 1997; С. М. Бубновский, 2001) [7-9]. Однако мы не можем согласиться с аспектом абсолютной самостоятельности возникновения двигательных расстройств в этой теории, в которой первичной дисфункции нейромоторного аппарата двигательной системы позвоночника отводится главенствующее место. По нашему мнению, львиная доля функциональных изменений двигательной системы позвоночника связана в первую очередь с первичным изменением скорости реагирования на физические нагрузки гликозо-амино-гликановых гидравлических систем межпозвонкового диска, а значит, с теорией остеохондроза.

В модуле физических упражнений мы предлагаем выделять базовую и вариативную части. Базовая часть данного модуля обязательна для выполнения; вариативная часть дает и врачу, и методисту возможность выбора исходя из особенностей, выявленных при обследовании позвоночника занимающихся физической культурой. По нашему мнению, именно такая структура модуля наиболее рациональна и эффективна. При теоретической и экспериментальной работе над модулем нами были выделены два главных патогенетических направления воздействия модульных физических упражнений, из которых строится базовая часть. Именно эти два направления и являются основой возможного, необходимого и эффективного профилактического и лечебного модульного воздействия на патогенез остеохондроза. Первым главным практическим направлением применения модуля является профилактика возможных и ликвидация имеющихся обратимых двигательных расстройств, биомеханическая коррекция функционального состояния позвоночника, придание позвоночно-двига-тельным сегментам оптимизированной подвижности, максимально возможная редукция постнагрузочных трансформаций, оздоровление двигательного стереотипа.

Второе главное направление воздействия модуля - улучшение метаболизма трофических систем межпозвонкового диска. Оптимизация деятельности трофических систем позвоночника при занятиях физической культурой достигается прежде всего мелкоамплитудными общеразвивающими физическими упражнениями, которые можно условно обозначить как трофические. Мелкоамплитудные сгибания и разгибания, а также мелкоамплитудные одноплоскостные скручивания на всех уровнях шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника представляются основными упражнениями, способствующими диффузионному прокачиванию питательной жидкости через межпозвонковый диск, лишенный по определению кровяного питания после 20-25 лет. Интенсификация обмена питательной жидкости и есть то направление профилактики остеохондроза у пациентов, которое в значительной степени предупреждает склероз замыкательных пластинок (важнейшей трофической крупномембранной структуры в нормальной анатомии и физиологии человека), обеспечивает оптимальное поступление питательных веществ и вывод продуктов метаболизма и тем самым в значительной степени профилактирует дегидратацию, дистрофию и дегенерацию межпозвонкового диска. Кроме основных направлений построения модуля существуют не менее важные, однако в модульной структуре рассматриваемые как дополнительные (вариативные). В данном случае мы видим необходимость в создании специальной классификации физических упражнений для их применения в структуре модуля. Классифицировать физические упражнения - значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. Научно-практическое значение классификации физических упражнений в сугубо медицинском направлении определяется тем, какой именно признак (или признаки) положен в основу, насколько он важен для оценки существа упражнений и их применения. Если в основу классификации положен признак, значимый в лечебном или профилактическом отношении, она помогает ориентироваться в чрезвычайном многообразии физических упражнений, рационально подбирать и использовать их в превентивных и лечебных целях. По нашему мнению, модуль следует формировать, опираясь прежде всего на патогенез остеохондроза позвоночника. Каждому этапу патогенеза можно противостоять с профилактической целью. Каждый этап патогенеза следует блокировать лечением. Патогенетическими направлениями воздействия физических упражнений у физкультурников, спортсменов и людей, не занимающихся физической культурой, являются следующие, сведённые в единую классификацию.

  1. Мобилизация межпозвонкового диска корригирующая - мелко- и среднеамплитудные медленные и рывковые (очень ограниченно) движения с целью оптимального биомеханического размещения межпозвонковых дисков (оптимизация расположения менискоидов, воспринимающих осевое давление). Данные мобилизационные движения выполняют функцию разблокирования обездвиженных суставов позвоночника и профилактируют обратимые двигательные расстройства.
  2. Мобилизация межпозвонкового диска трофическая - мелкоамплитудные (именно мелкоамплитудные) раскачивающие и скручивающие движения по всем основным осям с целью равномерной диффузионной транспортировки питательных веществ внутрь межпозвонкового диска.
  3. Мобилизация мышечной сателлитной позвоночнику ткани, апоневрозов и связок, производимая при помощи различных динамических и статических физических упражнений на гибкость, стретчинга или с помощью пассивных движений массажистом или методистом для функциональной оптимизации мышечного аппарата.
  4. Декомпрессия позвонков и межпозвонковых дисков - упражнения на растягивание позвоночника (различные висы, стретчинг и т. д.), что снижает интенсивность процессов склерозирования костной ткани тела позвонка, ведет к нормализации трофики соединительной ткани межпозвонкового диска, оказывает стимулирующее влияние на процессы саморегуляции биомеханики позвоночника, уменьшает интенсивность отека нервного корешка, снижает вероятность дискорадикулярного конфликта.
  5. Восстановление оптимального взаимодействия всех двигательных сегментов позвоночника как целостной кинематической системы, выполняющей опорную, рессорную и футлярную функции (плавание, упражнения в воде).
  6. Восстановление адекватных нейродинамичес-ких взаимоотношений между сегментарными и супрасегментарными уровнями центральной нервной системы, между спинным мозгом и вегетативными ганглиями, между афферентным и эфферентным звеньями спинальных и вегетативных рефлексов (силовые упражнения в сочетании с координационными).
  7. Укрепление связок и суставов позвоночника, стабилизация отдельных позвонков относительно друг друга. Упражнения брюшного дыхания. Дыхательная стабилизация поясничного отдела позвоночника.
  8. Развитие силы различных групп мышц, берущих на себя функции дополнительных амортизаторов, а также выполняющих трофическую функцию через активизацию кровотока, в том числе и в анатомическом теле позвонка.
  9. Нормализация гибкости позвоночника, достижение большей гибкости (речь не идет о максимуме).
  10. Оптимизация мышечного тонуса, ликвидация мышечных асимметрий, ликвидация очагов гипертонуса, рассматриваемых как курковые зоны (миогелозы).
  11. Целенаправленное восстановление и сохранение подвижности суставов позвоночника и грудной клетки.

Выводы

  1. Модуль целенаправленной патогенетической двигательной деятельности при санации и профилактике остеохондроза позвоночника позиционируется как новая технология применения физических упражнений в лечебной и оздоровительной физической культуре.
  2. Концепция применения модуля зиждется на так называемой теории обратимых двигательных расстройств, предложенной и развиваемой профессором Г. А. Иваничевым, а также на теории трофической достаточности межпозвонкового диска.
  3. Современная трактовка профилактического и лечебного эффекта применения модуля физических упражнений базируется на достижениях клинической вертебрологии, ортопедии, неврологии, нейрофизиологии, теории и методики физической культуры.
  4. Модуль физических упражнений может применяться как с лечебной, так и с профилактической целью. В цепи профилактических мероприятий модуль может рассматриваться как важное самостоятельное звено. При лечебных и реабилитационных мероприятиях модуль следует рассматривать как важное дополнительное мероприятие, оптимизирующее воздействие на патогенез всех других методов лечения.
  5. Классификация физических упражнений, из которых строится модуль, основывается на патогенетическом признаке.
  6. Модуль состоит из базовой и вариативной частей.
  7. Подбором содержания модуля, не включающего физических упражнений риска для позвоночника и крупных суставов, может заниматься врач ЛФК, лечащий врач, терапевт, невролог, ортопед, в спорте высших достижений - спортивный врач и методист физической культуры - квалифицированный специалист. Однако следует подчеркнуть, что лица с медицинским образованием без теоретической и практической подготовки в области физкультуры и спорта могут недопонимать значение применения физических упражнений в виде модуля, так как в медицинском институте не изучают предмета «Теория и методика физической культуры», что значительно обедняет представления и возможности врача, не ориентируют его на метод активного лечения и самостоятельной ежедневной профилактики, в значительной степени как бы запирают его представления в пределах ортодоксальной клиники, приучают только к клиническому, госпитальному мышлению, не распространяя представления на клинику здорового человека.
  8. При лечении модуль рекомендован для применения там, где нет специальных условий для занятий - зала лечебной физкультуры, отделения физической реабилитации.
  9. Модуль рекомендуется также для применения при мышечных асимметриях различной локализации, торсии и первой стадии сколиоза для перманентной коррекции силового мышечного поля (например, неравномерная тяга мышц левой и правой стороны туловища [3].

В заключение следует сказать, что, по нашему мнению, при разработке новых программ физической активности модульный принцип может стать важным фактором, влияющим на повышение эффективности оздоровительной тренировки. Еще очень важно то, что модуль бесплатен. Его применение ничего не стоит пациенту, а результат порой превышает все ожидания. Следует особо отметить, что, мягко говоря, не все коммерческие структуры заинтересованы в бесплатном оздоровлении индивидуума. В фитнес-центрах, в платных залах реабилитационного лечения, в коммерческих поликлиниках модуль может и не прижиться; приходится уповать на совесть медиков, тренеров и методистов.

Литература

  1. Веселовский В.П. Практическая вертебрология и мануальная терапия /В.П. Веселовский. -Рига, 1991. - 344 с.
  2. Гойденко В.С. Мануальная терапия неврологических проявлений остеохондроза позвоночника / В.С. Гойденко, А.Б. Ситель, В.П. Галанов и др.. - М.: Медицина 1988. - 240 с.
  3. Епифанов В.А. . Остеохондроз позвоночника. - М.: Академический печатный дом /В.А. Епифанов, И.С. Ролик, А.В.Епифанов 2000. - 344 с.
  4. Жарков П.Л. . Поясничные боли. -М.: ООО Юниарпринт /П.Л. Жарков, АЛ. Жарков, СМ. Бубновский 2001. - 143 с.
  5. Иваничев ГА. Мануальная терапия: руководство. Атлас /ГА Иваничев. - Казань: Татарское газетно-журнальное издательство 1997. - 448 с.
  6. Новиков Ю.О. Дорсальгии /Ю.О. Новиков. - М.: Медицина, 2001. -159 с
  7. ПопелянскийЯ.Ю. Болезни периферической нервной системы /Я.Ю. Попелянский. -М.: Медицина, 1989. - 462 с.
  8. Ситель А. Б. Мануальная медицина /А.Б. Ситель. - М.: Медицина 1993. - 224 с.
  9. Юмашев Г.С., Фурман. Остеохондрозы позвоночника /Г.С Юмашев, Н.Е. Фурман. - М.: Медицина, 1984. - 382 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle