Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

13 Июня 2016 Журнал "Наука в олимпийском спорте"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Виктор Костюкевич, Наталья Щепотина

Модельные тренировочные задания как инструмент построения тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта

АННОТАЦИЯ

В статье обосновано построение тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта в годичном цикле подготовки на основе модельных тренировочных заданий. Разработаны модельные тренировочные задания, микро - и мезоциклы, периоды, годичный цикл подготовки квалифицированных волейболисток. Установлено соотношение средств подготовки и нагрузок различной направленности в периодах макроцикла. Внедрение модельных тренировочных заданий в тренировочный процесс командных игровых видов спорта позволяет рационально спланировать и оптимизировать подготовку спортсменов, а также реализовать принцип индивидуализации при подготовке целостной команды.

Ключевые слова: модель, годичный цикл подготовки, микроцикл, мезоцикл, модельное тренировочное задание.

SUMMARY

The paper substantiates the design of the training process of athletes in team sports during an annual training cycle on the basis of model training tasks. The model training tasks are developed along with micro- and mesocycles, periods, and annual cycle for preparation of elite female volleyball players. The ratio of the training means and various types of training loads in the periods of macrocycle were determined. Introduction of model training tasks into the training process in team sports allows to efficiently plan and optimize the preparation of athletes, as well as to implement the principle of individualization in the development of a coherent team.

Keywords: model, annual preparation cycle, microcycle, mesocycle, model training task.

Постановка проблемы. Тренировочный процесс в командных игровых видах спорта является достаточно сложным для изучения, что обусловлено особенностями соревновательной деятельности: постоянно меняющиеся условия, необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени [5, 13, 26 и др.]. В связи с этим актуальным остается вопрос рационального управления и построения процесса подготовки спортсменов в командных игровых видах спорта.

Одним из наиболее эффективных подходов, позволяющих оптимизировать тренировочный процесс с учетом тенденций развития определенного вида спорта, является использование методов моделирования [6, 8, 15, 17, 19 и др.]. Модели, которые используются в спорте, разделяют на две основные группы [8, 11, 13, 15, 21 и др.]: 1) модели состояния, подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов; 2) модели структурных образований тренировочного процесса. Изучению моделей первой группы посвящено достаточно большое количество как отечественных [7, 10, 16, 20 и др.], так и зарубежных трудов [24, 25, 27, 28 и др.]. Что касается второй группы, то исследователями разработаны теоретико-методические основы моделирования структурных образований тренировочного процесса [3, 11, 13, 15, 22 и др.], практическая реализация которых является актуальной проблемой в игровых видах спорта.

Среди эффективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов ряд специалистов [1-4, 12 и др.] называют использование тренировочных заданий. В частности, В. Г. Алабин, А. В. Алабин [2] рассматривают тренировочное задание как часть тренировочного занятия, состоящего из одного упражнения или их комплекса, направленных на решение определенных педагогических задач. Однако анализ публикаций показал недостаточную конкретизацию и систематизацию тренировочных заданий. Решение проблемы было предложено одним из соавторов статьи [9]. Оно предусматривало использование при подготовке высококвалифицированных футболистов и хоккеистов на траве модельных тренировочных заданий. Данный подход способствует рациональному управлению и построению тренировочного процесса в командных игровых видах спорта.

Исследование выполнено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг. по теме 2.4 «Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в игровых видах спорта» (номер госрегистрации 0112U002001).

Цель исследования: обосновать построение тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта в годичном цикле подготовки на основе модельных тренировочных заданий.

Методы и организация исследования. В данном исследовании использованы теоретический анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы; педагогическое наблюдение в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; методы функциональной диагностики; педагогический эксперимент; методы моделирования; методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе женской волейбольной команды Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского. Программа формирующего эксперимента предусматривала планирование структуры годичного цикла подготовки квалифицированных волейболисток на основании календаря соревнований, разработку и внедрение в тренировочные микроциклы модельных тренировочных заданий (МТЗ), определение содержания структурных образований тренировочного процесса, осуществление этапного контроля подготовленности квалифицированных волейболисток для определения эффективности разработанных МТЗ.

1.jpg
РИСУНОК 1 – Двухцикловая модель годичного цикла подготовки квалифицированных волейболисток на этапе формирующего эксперимента (2014–2015 гг.)

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно календарю соревнований на 2014-2015 гг. годичный цикл подготовки квалифицированных волейболисток был построен нами по двухцикловой схеме: в первом цикле планировались первый подготовительный, первый соревновательный и первый переходный периоды, во втором -второй подготовительный, второй соревновательный и второй переходный периоды (рис. 1).

Моделирование тренировочных занятий спортсменов предусматривает такое их построение, при котором каждое упражнение выполняется с учетом регламентации всех компонентов нагрузки (длительности, интенсивности, координационной сложности и т.д.) и на основании логической взаимосвязи упражнений, входящих в определенное тренировочное занятие [9].

Модельное тренировочное задание (МТЗ) - это алгоритмизированный, логически связанный комплекс упражнений, направленный на достижение поставленной цели, со строгой регламентацией компонентов нагрузки.

Анализ научно-методической литературы, передового практического опыта тренеров волейбольных команд, а также соревновательной деятельности позволил выделить факторы, которые, по нашему мнению, являются определяющими для эффективного построения тренировочного процесса квалифицированных волейболисток. Прежде всего необходимо учитывать: 1) общую систему подготовки спортсменов; 2) особенности построения тренировочного процесса в командных игровых видах спорта; 3) соблюдение принципа индивидуализации в условиях подготовки целостной команды; 4) особенности женского организма; 5) индивидуальные модельные характеристики квалифицированных волейболисток, полученные на этапе констатирующего эксперимента.

Следуя данным положениям, в своем исследовании мы стремились оптимизировать тренировочный процесс квалифицированных волейболисток на основе модельных тренировочных заданий, которые были разработаны и разделены на четыре блока.

Первый блок включал МТЗ для общей физической подготовки (аэробный бег, стретчинг, беговые упражнения, общеразвивающие упражнения, атлетизм); во втором блоке использовались МТЗ для специальной

физической подготовки (совершенствование скоростной, скоростно-силовой подготовленности, скоростно-силовой выносливости, ловкости (координационных способностей), общей выносливости) и МТЗ со специально-подготовительными упражнениями (совершенствование специальной выносливости (табл. 1), специальной скоростной, специальной скоростно-силовой, специальной координационной подготовленности); третий блок включал МТЗ для технико-тактической подготовки (подводящие упражнения в трех режимах координационной сложности); в четвертом блоке были МТЗ, ориентированные на игровую подготовку.

Нами разработаны также МТЗ, направленные не только на решение одной задачи (например, совершенствование скоростно-силовой выносливости волейболисток), но и на комплекс задач (совершенствование специальной скоростной подготовленности волейболисток во взаимосвязи с технико-тактическим мастерством и др.).

Предложенная нами система кодирования модельных тренировочных заданий обеспечивает их сокращенную запись в схеме микроцикла (табл. 2), а систематизация по блокам - оперативный поиск. Характер упражнений, их координационная сложность, объем, величина и интенсивность нагрузок в МТЗ разрабатывались с учетом периодов, этапов, мезо- и микроциклов, в которых их планировалось использовать. Учитывались также индивидуальные модельные характеристики квалифицированных волейболисток, результаты текущего и оперативного контроля.

Значительным преимуществом МТЗ является возможность их разработки и применения для индивидуальной подготовки спортсменок. Например, параллельно с общекомандным МТЗ для развития специальной выносливости волейболисток целесообразным было использование индивидуального МТЗ для развития специальной выносливости связующего игрока, так как двигательная деятельность игроков данного амплуа не предусматривает значительного количества нападающих ударов и блокирований.

Такой же подход применялся к игрокам не только разных амплуа, но и разного уровня физической и технико-тактической подготовленности. То есть, параллельно с командой, которая отрабатывала технические приемы, по индивидуальным МТЗ могли заниматься спортсменки(а) над развитием отстающих физических качеств и т.д.

Индивидуальные МТЗ применялись также к спортсменкам, которые приступили к тренировкам после болезни. В таком случае мы планировали МТЗ, которые рекомендовали использовать во втягивающих или восстановительных микроциклах, так как они характеризуются небольшим объемом и низкой интенсивностью тренировочных нагрузок. Кроме того, уменьшали также продолжительность тренировочного занятия, а среди средств планировали преимущественно беговые, стретчинговые упражнения, подводящие упражнения в 1-м РКС и исключали МТЗ со специальной физической, игровой подготовкой, технико-тактической подготовкой с подводящими упражнениями в 3-м РКС.

В соответствии с рекомендациями специалистов [15, 18, 23 и др.], в предменструальной, менструальной и овуляторной фазах овариально-менструального цикла мы планировали индивидуальные МТЗ, которые исключали прыжковые и атлетические упражнения, значительные по величине и интенсивности нагрузки. При необходимости уменьшали также продолжительность тренировочного занятия.

Эффективным было использование МТЗ во время разминки перед официальными играми, продолжительность которой регламентируется правилами соревнований. Разработанные специально для соревновательных микроциклов такие МТЗ позволяли рационально спланировать разминку и способствовать оптимальной готовности спортсменок к игре.

Целесообразно также использовать МТЗ при подготовке студенческих команд, тренировочный процесс которых ограничен одной тренировкой в день, а макроцикл подготовки неотъемлемо связан с учебным годом. В данном случае рациональное планирование тренировочного процесса с учетом как календаря соревнований, так и учебного процесса студенток, является определяющим фактором для эффективной подготовки команды.

Учитывая особенности внедрения и преимущества применения МТЗ при подготовке квалифицированных волейболисток, данный подход позволил оптимизировать тренировочный процесс студенческой команды.

Построение микроциклов подготовки квалифицированных волейболисток с помощью МТЗ являлось основанием для изучения содержания тренировочного процесса спортсменок на протяжении разных этапов годичного макроцикла.

ТАБЛИЦА 1 - Модельное тренировочное задание для специальной физической подготовки квалифицированных волейболисток

ТАБЛИЦА 1.png

ТАБЛИЦА 2 - Модель первого межигрового 5-дневного микроцикла подготовки квалифицированных волейболисток на этапе формирующего эксперимента (четвертый соревновательный мезоцикл; второй соревновательный период)

ТАБЛИЦА 2.png

В течение первого подготовительного периода, продолжительность которого составляла 70 дней, планировалось четыре мезоцикла - втягивающий, базовый развивающий, контрольно-подготовительный и предсоревновательный. Общий объем нагрузок в первом подготовительном периоде составил 4896 мин, а суммарный коэффициент величины нагрузки (КВН) - 36 377,5 баллов.

В целом в мезоциклах первого подготовительного периода прослеживалась общая тенденция к постепенному уменьшению доли неспецифических упражнений к концу периода. Так, если во втягивающем мезоцикле неспецифические упражнения составляли 84,79 %, то в предсоревновательном - 29,67 %.

С уменьшением доли неспецифических средств подготовки в мезоциклах первого подготовительного периода наблюдалось увеличение доли специфических. В частности, во втягивающем мезоцикле специфические средства составили 15,21 % (в том числе 13,97 % (113 мин) подводящих упражнений и 1,24 % (10 мин) - соревновательных); в базовом развивающем - 39,13 % (2,36 % (33 мин) - специально-подготовительные, 28,33 % (396 мин) - подводящие и 8,44 % (118 мин) - соревновательные); в контрольно-подготовительном - 59,83 % (7,79 % (101 мин) - специально-подготовительные, 33,77 % (438 мин) - подводящие и 18,27 % (237 (мин) - соревновательные); в предсоревновательном - 70,33 % (4,60 % (64 мин) - специально-подготовительные, 39,80 % (554 мин) - подводящие и 25,93 % (361 мин) - соревновательные).

2.png

Анализ соотношения нагрузок различной направленности в мезоциклах первого подготовительного периода показал постепенное уменьшение аэробных нагрузок (от 80,47 % во втягивающем мезоцикле до 37,93 % - в предсоревновательном) и увеличение доли смешанных (от 17,92 % во втягивающем до 58,33 % - в предсоревновательном). Нагрузки анаэробной направленности применялись в основном в базовом развивающем (9,08 %) и контрольно-подготовительном (9,48 %) мезоциклах; их доля во втягивающем и предсоревновательном мезоциклах была незначительна и составляла 1,61 и 3,74 % соответственно (рис. 2).

Продолжительность первого соревновательного периода составила 54 дня и, согласно с календарем соревнований, нами было запланировано два соревновательных мезоцикла, в которых чередовались соревновательные, межигровые и восстановительные микроциклы. В дни, когда не было официальных игр, использовались МТЗ, направленные на решение основных задач соревновательного периода, - сохранение достигнутого уровня подготовленности спортсменок за счет интегральной подготовки. В дни официальных соревнований в качестве разминки перед играми применялись МТЗ, разработанные с учетом правил соревнований.

Общий объем тренировочных и соревновательных нагрузок квалифицированных волейболисток в первый соревновательный период составил 4306 мин. В частности, 1561 мин (36,26 %) - неспецифические средства, в том числе, 1479 мин (34,35 %) - общей физической подготовки и 82 мин (1,91 %) - специальной физической подготовки. Доля специфических средств - 63,74 % (2745 мин), в том числе 2,04 % (88 мин) - специально-подготовительные, 37,25 % (1604 мин) - подводящие, 24,45 % (1053 мин) - соревновательные (табл. 3).

Соотношение нагрузок различной направленности: 38,69 % (1666 мин) - аэробные, 58,59 % (2523 мин) - смешанные, 1,37 % (59 мин) - анаэробные алактатные, 1,35 % (58 мин) - анаэробные гликолитические (табл. 3). Суммарный КВН за первый соревновательный период - 33 910 баллов.

С учетом календаря соревнований, между первым соревновательным и вторым подготовительным периодами был запланирован первый переходный период продолжительностью 15 дней, который предусматривал физическое и, особенно, психологическое восстановление [13, 14]. Тренировочные занятия в зале не проводили, подготовку осуществляли по месту жительства спортсменок. Она предусматривала выполнение индивидуально-самостоятельных заданий.

Предполагалось осуществление общей физической подготовки (утренней гигиенической гимнастики), теоретической подготовки, использование психологических (аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка) и медико-биологических (полноценный сон и отдых, сбалансированное питание, гидропроцедуры и т.п.) средств восстановления.

Второй цикл годичной подготовки квалифицированных волейболисток начинался вторым подготовительным периодом, длительность которого составляла 35 дней с общим объемом нагрузок 2499 мин и суммарным КВН - 18 852 балла. Структуру второго подготовительного периода составили два мезоцикла - втягивающий и предсоревновательный.

Втягивающий мезоцикл второго подготовительного периода состоял из двух втягивающих 4-дневных микроциклов. В первом втягивающем микроцикле не планировались МТЗ со специально-подготовительными и соревновательными упражнениями, нагрузки анаэробной направленности. Для решения задач втягивающего микроцикла использовались преимущественно МТЗ с неспецифическими средствами подготовки (75,91 %) аэробной направленности (70,96 %). Во втором втягивающем микроцикле проводились занятия комплексного характера: использовались МТЗ игровой направленности (6,02 %) и нагрузки анаэробной алактатной направленности (1,81 %).

В целом общий объем нагрузок во втягивающем мезоцикле составил 635 мин с суммарным КВН 3980 баллов. Доля неспецифических средств подготовки - 71,65 %, в том числе общей физической подготовки -63,46 % (403 мин) и специальной физической подготовки - 8,19 % (52 мин); специфических средств - 28,35 %, в том числе 25,20 % (160 мин) - подводящие упражнения и 3,15 % (20 мин) - соревновательные. Преимущественно использовались нагрузки аэробной направленности (68,03 %), доля смешанных и анаэробных нагрузок составила соответственно 31,02 и 0,95 %.

Предсоревновательный мезоцикл состоял из двух ударных, подводящего и восстановительного микроциклов. В ударных микроциклах планировалось снижение доли неспецифических средств и постепенное увеличение специфических, а также применение нагрузок анаэробной направленности.

ТАБЛИЦА 3 - Структура и содержание тренировочного процесса квалифицированных волейболисток в первый соревновательный период годичного цикла подготовки на этапе формирующего эксперимента

Мезо-цикл

Микро-цикл

Объем тренировочных и соревновательных нагрузок, мин, %

КВН

Средства

Направленность

Общая про-дол-жи-тель-ность

ОФП

СФП

Специ-ально-подго-тови-тель-ные

Подво-дящие

Сорев-нова-тель-ные

Аэр

См

ААА

ААГ

1-й сорев-нова-тель-ный

1-й сорев-нователь-ный

114

18,51%

-

-

243

39,45%

259

42,04%

162

26,30%

454

73,70%

-

-

616

5288,5

Меж-игровой

222

46,25%

15

3,12%

19

3,96%

175

36,46%

49

10,21%

231

48,13%

222

46,25%

17

3,54%

10

2,08%

480

3530

2-й сорев-нователь-ный

114

18,07%

-

-

243

38,51%

274

43,42%

162

25,67%

469

74,33%

-

-

631

5578,5

Восстано-витель-ный

227

76,69%

-

-

59

19,93%

10

3,38%

191

64,53%

105

35,47%

-

-

296

1805

Всего за 1-й соревновательный мезоцикл

677

33,47%

15

0,74%

19

0,94%

720

35,59%

592

29,26%

746

36,88%

1250

61,79%

17

0,84%

10

0,49%

2023

16 202

2-й сорев-нова-тель-ный

1-й меж-игровой

142

28,51%

34

6,83%

42

8,43%

185

37,15%

95

19,08%

171

34,34%

274

55,02%

24

4,82%

29

5,82%

498

4262,5

2-й меж-игровой

130

24,90%

33

6,32%

27

5,17%

225

43,10%

107

20,51%

200

38,31%

285

54,60%

18

3,45%

19

3,64%

522

4164

1-й восстано-витель-ный

147

60,25%

87

35,66%

10

4,09%

134

54,92%

110

45,08%

244

15 57,5

Сорев-нователь-ный

136

21,73%

261

41,69%

229

36,58%

186

29,71%

440

70,29%

626

5319

2-й восстано-вительный

247

62,85%

126

32,06%

20

5,09%

229

58,27%

164

41,73%

393

2405

Всего за 2-й соревновательный мезоцикл

802

35,13%

67

2,93%

69

3,02%

884

38,72%

461

20,20%

920

40,30%

1273

55,76%

42

1,84%

42

2,10%

2283

17 708

Всего за 1-й соревновательный период

1479

34,35%

82

1,91%

88

2,04%

1604

37,25%

1053

24,45%

1666

38,69%

2523

58,59%

59

1,37%

58

1,35%

4306

33 910

Подводящий микроцикл характеризовался проведением контрольных игр - на 2 и 5-й день, поэтому на 3 и 6-й дни проводились восстановительные тренировочные занятия, предусматривающие применение МТЗ с низкоинтенсивными упражнениями и небольшим КВН. Завершался предсоревновательный мезоцикл проведением восстановительного микроцикла.

Таким образом, общий объем нагрузок в предсоревновательном мезоцикле второго подготовительного периода составил 1864 мин с суммарным КВН 14 872 балла. Объем неспецифических средств - 816 мин: 706 мин (37,88 %) - упражнения общей физической подготовки, 110 мин (5,90 %) -специальной физической подготовки; 1048 мин - специфические средства: 129 мин (6,92 %) - специально-подготовительные упражнения, 615 мин (32,99 %) - подводящие, 304 мин (16,31 %) - соревновательные. Соотношение нагрузок по направленности воздействия: 42,06 % (784 мин) - аэробные, 49,52 % (923 мин) - смешанные, 4,77 % (89 мин) - анаэробные алактатные, 3,65 % (68 мин) - анаэробные гликолитические.

Во второй соревновательный период, продолжительность которого составляла 137 дней, так же, как и в первый, решались задачи сохранения достигнутого уровня подготовленности волейболисток для достижения максимального спортивного результата. Нами планировалось проведение четырех соревновательных мезоциклов, каждый из которых состоял из 7-10 микроциклов. Большая продолжительность данного периода, по сравнению с первым соревновательным (54 дня), связана со спецификой календаря соревнований.

В мезоциклах второго соревновательного периода, так же, как и первого, планировалось чередование соревновательных, межигровых и восстановительных микроциклов. В целом во второй соревновательный период прослеживалась общая тенденция: в соревновательных микроциклах обнаружена наименьшая доля неспецифических средств подготовки, которая колебалась в пределах от 12,20 до 22,99 %, в межигровых - от 35,34 до 50,76 %, в восстановительных микроциклах неспецифические средства составляли наибольшую часть - от 60,25 до 76,69 % (рис. 3).

С уменьшением неспецифических средств подготовки в микроциклах второго соревновательного периода наблюдалось увеличение доли специфических. В частности, в восстановительных микроциклах не использовались специально-подготовительные средства, соревновательные колебались в пределах от 3,38 до 5,07 %, а подводящие - от 19,93 до 35,66 %. В межигровых микроциклах больше, по сравнению с другими микроциклами второго соревновательного периода, использовались специально-подготовительные (от 3,60 до 8,43 %) и подводящие (от 34,23 до 42,38 %) средства, а доля соревновательных упражнений составляла от 11,28 до 19,08 %. В зависимости от продолжительности соревновательного микроцикла, специально-подготовительные средства или вообще не использовались, или их доля была незначительна - в пределах 1,26-4,23 %, а наиболее использовались подводящие (от 23,39 до 53,53 %) и соревновательные (от 20,02 до 64,41 %) средства.

В соотношении нагрузок различной направленности в микроциклах второго соревновательного периода также выявлены закономерности. В восстановительных микроциклах больше использовались нагрузки аэробной направленности, доля которых составляла от 54,92 до 64,53 %, смешанной -от 35,47 до 45,08 %. Анаэробные нагрузки в восстановительных микроциклах не применялись.

Соревновательные и межигровые микроциклы, наоборот, характеризовались большей долей нагрузок смешанной направленности. В частности, в соревновательных микроциклах доля смешанных нагрузок колебалась в пределах от 63,67 до 81,36 %, аэробных - от 18,64 до 36,33 %; анаэробные нагрузки или вообще не использовались, или их доля была незначительна - в пределах 1,26 -4,23 %. В межигровых микроциклах больше, по сравнению с другими микроциклами второго соревновательного периода, использовались нагрузки анаэробной направленности (от 4,52 до 15,61 %). Доля аэробных нагрузок (от 34,34 до 44,51 %) несколько меньше смешанных (от 39,94 до 56, 19 %).

Общий объем тренировочных и соревновательных нагрузок во второй соревновательный период составил 10 542 мин, а суммарный КВН - 81 954 балла.

3.png

Во второй переходный период, который начинался после второго соревновательного и продолжительность которого составляла 54 дня, решались задачи полноценного отдыха и восстановления. Поэтому волейболисткам предоставлялся отдых с рекомендациями придерживаться рационального режима дня, сбалансированного питания, использовать психологические и медико-биологические средства восстановления.

Выводы:

  1. Разработаны четыре блока модельных тренировочных заданий, которые включают упражнения для общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-подготовительные упражнения, для технико-тактической подготовки, а также игровой подготовки. Каждое МТЗ содержит алгоритм выполнения упражнений и компоненты нагрузки, а также цель, направленность, средства и т.д.
  2. Внедрение в тренировочный процесс квалифицированных волейболисток МТЗ позволяет систематизировать процесс планирования, реализовать принцип индивидуализации при подготовке команды, определить продолжительность и соотношение физических нагрузок различной направленности и средств подготовки, своевременно и оперативно вносить коррективы в тренировочный процесс.

Перспективы дальнейших исследований представляются в построении отдельных этапов многолетней подготовки спортсменов командных игровых видов спорта на основании методов моделирования.

Литература

  1. Алабин В.Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры трени­ровочного процесса в спорте / В.Г. Алабин // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – 12. – С. 30–31.
  2. Алабин В.Г. Тренировочное задание – первый «блок» в структуре тренировочного про­цесса / В.Г. Алабин, А.В. Алабин // Теория и практика физ. культуры. – 1986. – № 12. – С. 26–29.
  3. Верхошанский Ю.В. Основы программирования тренировочных нагрузок высококва­лифицированных хоккеистов в годичном цикле / Ю.В. Верхошанский и др. // Построе­ние и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на этапах годичной подготовки. – М., 1988. – С. 41–54.
  4. Германов Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР / Г.Н. Германов, В. Г. Никитушкин // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 2. – С. 8– 13.
  5. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М.Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – [2-е изд., стереотип]. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 520с.
  6. Козина Ж.Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта: монография / Ж.Л. Козина. – Х.: Точка, 2009. – 396 с.
  7. Козина Ж.Л. Факторные модели физической подготовленности волейболисток высоко­го класса разных игровых амплуа / Ж.Л. Козина // Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта. – 2007. – № 9. – С. 80–85.
  8. Костюкевич В.М. Моделирование тренировочного процесса в хоккее на траве: моно­графия / В.М. Костюкевич. – Винница: ООО «Фирма Планер», 2011. – 736 с.
  9. Костюкевич В.М. Модельно-целевой подход при построении тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта в годичном макроцикле / В.М. Костю­кевич // Наука в олимп. спорте. – 2014. – № 4. – С. 22–28.
  10. Лисянский В.К. Расчет модельных параметров волейболистов разных амплуа / В.К. Лиснянский, Е.Я. Стрельникова, Т.П. Ляхова // Слобожан. наук.-спорт. вісн. – 2007. – № 11. – С. 109–113.
  11. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – [5-е изд., испр. и доп.]. – М. : Сов. спорт, 2010. – 340 с.
  12. Пилипко В.Ф. Тренировочное задание в структуре программно-методического обеспе­чения подготовки спортсменов / В.Ф. Пилипко, Е.П. Волков // Физ. воспитание студ. творч. спец. – 2002. – № 3. – С. 50–54.
  13. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2013. – 624 с.
  14. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров] в 2 кн. / В.Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2015. – Кн. 1. – 2015. – 680 с.: ил.
  15. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров] в 2 кн. / В.Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2015. – Кн. 2. – 2015. – 752 с.
  16. Шамардин В. Н. Динамика модельных характеристик физической подготовленности футбольной команды высшей квалификации на различных этапах годичного макро­цикла / В.Н. Шамардин // Вісн. Чернігів. нац. ун-ту. Сер. Пед. науки. Фіз. виховання та спорт. – Чернігів, 2012. – Т. 6, вип. 98. – С. 232–234.
  17. Шамардин В.Н. Моделирование в футболе: учеб. пособие / В.Н. Шамардин. – Днепро­петровск, 2001. – 138 с.
  18. Шахлина Л.Я.-Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин / Л.Я.-Г. Шахлина. – К.: Наук. думка, 2001. – 326 с.
  19. Шестаков М.П. Теоретико-методическое обеспечение процессов управления техниче­ской подготовкой спортсменов на основе компьютерного моделирование: автореф. дис. на соискание степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.04 / М. П. Шестаков. – М., 1998. – 50 с.
  20. Шинкарук О. Теоретико-методичні засади розробки та використання модельних характеристик техніко-тактичних дій баскетболістів високої кваліфікації // О. Шин­карук, М. Безмилов // Теорія і методика фіз. виховання і спорту. – 2013. – № 2. – С. 35–44.
  21. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реа­лизация): автореф. дис. на соискание науч. степени док. пед. наук : спец. 13.00.04 / Б.Н.Шустин. – М., 1995. – 82 с.
  22. Bompa T. O. Periodization: Theory and Methodology of Training / T. O. Bompa, G. G. Haff. – Champaign, IL, USA: Human Kinetics, 2009. – 411 p.
  23. Bonen A. Exercise-induced menstrual cycle changes. A functional, temporary adaptation to metabolic stress / A. Bonen // Sports Medicine. – 1994. – N 17 (6). – P. 373–392.
  24. Byoung-Goo Ko. Physical Fitness Profiles of Elite Ball Game Athletes / Byoung-Goo Ko, Ju-Hak Kim // International Journal of Applied Sport Sciences. – 2005.– Vol.17, N 1. – P. 71–87.
  25. Dopsaj M. The multicentroid position of the anthropomorphological profile of female volleyball players at different competitive levels / M.Dopsaj, G.Nešić, N.Ćopić // Facta Universitatis. Series: Physical Education and Sport. – 2010. – Vol. 8, N 1. – P. 47–57.
  26. Papageorgiou A. Volleyball – A Handbook for Coaches and Players / A. Papageorgiou,W. Spitzley,R.Christ. – Oxford: Meyer und Meyer, 2002. – 360p.
  27. Sporiš G. Fitness profile of young elite basketball players (cadets) / Goran Sporiš, Vedran Naglić, Luka Milanović, Munir Talović, Eldin Jelešković // Acta Kinesiologica. – 2010. – Vol. 4 (2). – P. 62–68.
  28. Zapartidis I. Profile of Young Female Handball Players by Playing Position / I.Zapartidis, T.Toganidis, I.Vareltzis? T.Christodoulidis, P.Kororos, D.Skoufas // Serbian Journal of Sports Sciences. – 2009. – N 2. – P. 53–60.

References

  1. Alabin V.G. On the problem of training tasks as a part of the structure of the training process in sport / V.G. Alabin // Theory and practice of physical culture and sport. – 1996. – N 12. – P. 30–31.
  2. Alabin V.G. The training task is the first »block» in the structure of the training process / V.G. Alabin, A.V. Alabin // Theory and practice of physical culture and sport. – 1986. – N 12. – P. 26–29.
  3. Verkhoshanskiy Yu.V. The fundamentals of programming training loads of highly qualified hockey players in the annual cycle / Yu.V. Verkhoshanskiy et al. // Construction and content of the training process of highly qualified athletes at the stages of annual training. – Moscow, 1988. – P. 41–54.
  4. Germanov G.N. Designing training tasks in the training programs for Children and youth sport schools, Specialized children and youth sports school of the Olympic reserve, Schools of high athletic performance, and Olympic reserve academy / G.N. Germanov, V. G. Nikitushkin // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. – 2006. – N 2. – P. 8–13.
  5. Zhelezniak Yu.D. Team sports. Technique, tactics, training methods: Study guide for students of higher pedagogical educational institutions / / Y.D. Zhelezniak, Yu.M. Portnov, V.P. Savin, A.V. Leksakov. – [2nd ed., stereotype]. – Мoscow: Publishing Centre »Academy», 2004. – 520 p.
  6. Kozina G.L. Individualization of training athletes in team sports: monograph / G.L. Kozina. – Kh.: Tochka, 2009. – 396 p.
  7. Kozina G.L. Factor models of physical preparedness of high class female volleyball players with different team roles / G.L. Kozina // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2007. – N 9. – P. 80–85.
  8. Kostiukevich V.M. Simulation of the training process in field hockey: monograph / V.M. Kostiukevich. – Vinnitsa: LLC »Firma Planer», 2011. – 736 p.
  9. Kostiukevich V.M. Modelling-targeted approach in designing the training process of athletes in team sports over an annual macrocycle / V.M. Kostiukevich // Sci. in Olympic Sport. – 2014. – N 4. – P. 22–28.
  10. Lisianskii V.K. Calculation of the model parameters of volleyball players in different position / V.K. Lisnianskii, E.Ya. Strelnikova, T.P. Liakhova // Slobozhanskyi naukovo-sportyvnyi visnyk. – 2007. – N 11. – P. 109–113.
  11. Matveyev L. P. General theory of sport and its applied aspects: study guide for high educational institutions of PE / L. P. Matveyev. - 5th ed., corrected and revised]. – Moscow: Sovetskii sport, 2010. – 340 p.
  12. Pilipko V.F. Training task in the structure of the program-methodical provision for athletes preparation /V.F. Pilipko, E.P. Volkov // Physical education of the students of creative specialties. – 2002. – N 3. – P. 50–54.
  13. Platonov V.N. Periodization of sports training. General theory and its practical applications / / V.N. Platonov. – Kyiv: Olympic literature, 2013. – 624 p.
  14. Platonov V.N. The system for preparing athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications: textbook [for coaches] in 2 vols. / V. N. Platonov. – Kyiv: Olympic literature, 2015. – Vol. 1. – 2015. – 680 p.
  15. Platonov V.N. The system for preparing athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications: textbook [for coaches] in 2 vols. / V. N. Platonov. – Kyiv: Olympic literature, 2015. – Vol. 2. – 2015. – 752 p.
  16. Shamardin V. N. Dynamics of model characteristics of physical preparedness of the football team of the highest qualification at various stages of an annual macrocycle / V.N. Shamardin // Visn. of Chernigiv National University. Ser. Ped. Sci. Phys. Educat. and Sports. – Chernigiv, 2012. – Vol. 6, is. 98, P. 232–234.
  17. Shamardin V. N. Simulation in football: study guide / V.N. Shamardin – Dnepropetrovsk, 2001. – 138 p.
  18. Shakhlina L.Ya.-G. Medico-biological bases of sports training of females / L.Ya.-G. Shakhlina. – Kyiv: Nauk. dumka, 2001. – 326 p.
  19. Shestakov M.P. Theoretical-methodological provision for management processes of technical training of athletes on the basis of computer simulation: аutoref. of diss. for the competition for the acad. degree of Doctor of Sci. in pedagogy: spec. 13.00.04 / M. P. Shestakov. – Moscow, 1998. – 50 p.
  20. Shynkaruk O. Theoretical and methodological bases for the development and use of model characteristics of technical and tactical actions of highly qualified basketball players / O. Shynkaruk, M. Bezmylov // Theory and methods of physical education and sports. – 2013. – N 2. – P. 35–44.
  21. Shustin B.N. Modeling in sports (the theoretical bases and practical implementation): аutoref. of diss. for the competition for the acad. degree of Doctor of Sci. in pedagogy: spec. 13.00.04 / B.N. Shustin. – M., 1995. – 82 p.
  22. Bompa T. O. Periodization: Theory and methodology of training / T. O. Bompa, G. G. Haff. – Champaign, IL, USA: Human Kinetics, 2009. – 411 p.
  23. Bonen A. Exercise-induced menstrual cycle changes. A functional, temporary adaptation to metabolic stress / A. Bonen // Sports Medicine. – 1994. – N 17 (6). – P. 373–392.
  24. Byoung-Goo Ko. Physical fitness profiles of elite ball game athletes / Byoung-Goo Ko, Ju-Hak Kim // International Journal of Applied Sport Sciences. – 2005. – Vol.17, N 1. – P. 71–87.
  25. Dopsaj M. The multicentroid position of the anthropomorphological profile of female volleyball players at different competitive levels / M.Dopsaj, G.Nešić, N.Ćopić // Facta Universitatis. Series: Physical Education and Sport. – 2010. – Vol. 8, N 1. – P. 47–57.
  26. Papageorgiou A. Volleyball – A handbook for coaches and players / A. Papageorgiou, W.Spitzley, R.Christ. – Oxford: Meyer und Meyer, 2002. – 360p.
  27. Sporiš G. Fitness profile of young elite basketball players (cadets) / Goran Sporiš, Vedran Naglić, Luka Milanović, Munir Talović, Eldin Jelešković // Acta Kinesiologica. – 2010. – Vol. 4 (2). – P. 62–68.
  28. Zapartidis I. Profile of young female handball players by playing position / I.Zapartidis, T.Toganidis, I.Vareltzis, T.Christodoulidis, P.Kororos, D.Skoufas // Serbian J. of Sports Sci. – 2009. – N 2. – P. 53–60.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle