Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

24 Июня 2014 Журнал "Наука в олимпийском спорте"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Виктор Костюкевич

Модельно-целевой подход при построении тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта в годичном макроцикле

АННОТАЦИЯ

Цель. Обосновать построение тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта в годичном макроцикле с учетом положений модельно-целевого подхода.

Методы. теоретический анализ и обобщение литературных данных; педагогическое наблюдение, тестирование; видеосъемка; методы функциональной диагностики, моделирования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты. Экспериментально обосновано построение тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта в годичном макроцикле на основе теории периодизации и с учетом положений модельно-целевого подхода. разработаны модели подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов и структурных образований тренировочного процесса.

Заключение. разработана модель двухциклового построения тренировочного процесса игровой команды в течение годичного цикла. Представлены основные параметры тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Ключевые слова: модельно-целевой подход, теория периодизации спортивной тренировки, модели подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов.

ABSTRACT

Objective. Substantiation of training process design for athletes of team playing sports events during annual macrocycle with account for provisions of model and target-oriented approach.

Меthods. Theoretical analysis and generalization of literature data; pedagogical observation, testing; video recording; methods of functional diagnostics, modelling; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics.

Results. Training process design for athletes of team playing sports events during annual macro-cycle on the basis of periodization theory and with account for provisions of model and target-oriented approach has been experimentally substantiated. Models of fitness and competitive activity of athletes and structural units of training process have been developed.

Conclusion. The model of two-cycle training process design for the team within annual cycle has been developed. Major parameters of athlete training and competitive activity have been presented.

Key words: model and target-oriented approach, theory of sports training periodization, models of fitness and competitive activity of athletes.

Постановка проблемы. Общие основы построения спортивной подготовки с позиции модельно-целевого подхода заложены Л. П. Матвеевым [13-15]. Автор подробно характеризует сущность и особенности модельно-целевого подхода к спортивной подготовке в макроциклах, описывает проектное моделирование целевой соревновательной деятельности, осуществляет расчет целевого спортивного результата, делает системой проектирование динамики процесса спортивной подготовки по периодам и тренировочных воздействий в аспекте модельно-целевого подхода [13].

Построение спортивной подготовки на основе модельно-целевого подхода предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: проектировочной и практической, которая включает моделирование целевой соревновательной деятельности, необходимых для целевого результата сдвигов подготовлености спортсменов (включая проектирование морфофункциональных изменений, обеспечивающих достижение прогнозируемого спортивно-технического результата), содержания и структуры тренировочного процесса (в том числе средств, методов и динамики нагрузок) [14, 15].

Практическая часть основана на использовании модельно-целевых упражнений; соблюдении структуры тренировочного процесса в системе соревнований; соотношении процедур контроля за процессом реализации спроектированной подготовительно-соревновательной деятельности и его коррекции [1, 8, 15].

К настоящему времени практически разработаны теоретические основы построения тренировочного процесса спортсменов с учетом положений модельно-целевого подхода [1, 4, 15, 17, 27]. В то же время практическая реализация этих положений остается весьма актуальной для подготовки спортсменов командных игровых видов спорта.

Связь исследования с научными планами, темами. Исследование выполнено согласно Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 гг. Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта по теме 2.1.11.4п «Оптимизация учебно-тренировочного процесса спортсменов в игровых видах спорта в годичном цикле подготовки», номер государственной регистрации 0107U002270, а также Сводного плана научно-исследовательской работы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины на 2011-2015 гг. по теме «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте», номер госрегистрации 0112U002001.

Цель исследования - обосновать построение тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта в годичном макроцикле с учетом положений модельно-целевого подхода.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных; педагогическое наблюдение в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов; видеосъемка соревновательной деятельности команд и отдельных игроков; экспертный анализ технико-тактического мастерства игроков; педагогическое тестирование; методы функциональной диагностики, моделирования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование было проведено в олимпийском виде спорта - хоккее на траве. В нем приняли участие спортсмены высокой квалификации, которые входили в основные составы ведущих клубов страны и национальной сборной команды Украины.

Построение годичного тренировочного цикла в хоккее на траве на основе модельно-целевого подхода предусматривало логически последовательное осуществление управленческих воздействий в тренировочном процессе с учетом проектировочных и практических операций. Схема управленческих воздействий реализовывалась по следующему алгоритму (рис. 1):

  • прогнозирование спортивных результатов (для хоккейной команды такой прогноз касается не только занятого места в определенных соревнованиях, но и достижения модельных показателей соревновательной деятельности);
  • реализация цели прогнозирования (избирается определенный методологический принцип построения тренировочного процесса, в данном исследовании - модельно-целевой подход);
  • построение базовых моделей высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в хоккее на траве, отражающих морфофункциональный уровень, а также уровни подготовленности и соревновательной деятельности хоккеистов разных игровых амплуа (рис. 2);
  • разработка моделей тренировочных программ для этапов и периодов подготовки, которые состоят из модельных комплексов разминки (табл.1), тренировочных программ (табл. 2) и модельных тренировочных заданий (табл. 3);
  • планирование тренировочного процесса на основе моделирования (осуществляется путем использования моделей тренировочных программ для каждого этапа подготовки) (табл. 4);
  • реализация плана тренировочного процесса и коррекция управленческих воздействий (непосредственное проведение тренировочного процесса с внесением корректировок относительно использования тех или иных модельных комплексов разминки, тренировочных программ, тренировочных заданий);
  • поэтапное сравнение показателей подготовленности и соревновательной деятельности игроков с модельными (происходит на каждом из этапов годично-тренировочного цикла);
  • сравнение показателей подготовленности и соревновательной деятельности отдельных игроков и команды в целом с прогнозированными модельно-целевыми показателями (осуществляется на этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям; показатели соревновательной деятельности определяются в спортивных турнирах; сравнивается также результат соревнований с прогнозированным результатом).

1.png

РИСУНОК 1 - Схема построения тренировочного процесса высококвалифицированных хоккеистов на траве на основе модельно-целевого подхода

2.png

РИСУНОК 2 - Базовая модель хоккеиста высокой квалификации: крайний защитник

Примечания. 1. Уровень подготовленности: н - низкий, нс - ниже среднего; с - средний, вс - выше среднего, в - высокий. 2. КИ - коэффициент интенсивности, КМ - коэффициент мобильности, КА - коэффициент агрессивности, КЭ - коэффициент эффективности, КЭЕ - коэффициент эффективности единоборств, КС - коэффициент созидания, ИО - интегральная оценка


ТАБЛИЦА 1 - Модельный комплекс разминки (МКР)

т1.png

ТАБЛИЦА 2 - Тренировочная программа ТП совершенствования общей выносливости хоккеистов на траве (фрагмент)

т2.png

ТАБЛИЦА 3 - Модельное тренировочное задание (МТЗ) для совершенствования взаимодействий игроков при позиционном контроле мяча

т3.png

Анализ перечисленных операций свидетельствует о том, что построение тренировочного процесса с использованием модельно-целевого подхода позволяет более целенаправленно осуществлять подготовку спортсменов в рамках годичных циклов. Основными особенностями такого подхода являются учет закономерностей постепенного «вхождения» игроков в спортивную форму и варьирование процесса их адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам в зависимости от календаря соревнований. Кроме того, разработанные МКР, ТП и МТЗ позволяют изменить программу подготовки (особенно в подготовительном периоде) согласно срокам проведения основных и главных соревнований.*

* К основным относят чемпионат и кубок страны; к главным - официальные международные соревнования.

ТАБЛИЦА 4 - Модель тренировочной программы совершенствования общей выносливости хоккеистов на траве в годичном цикле подготовки

т4.png

3.png

РИСУНОК 3 - Структура сдвоенного годичного цикла построения тренировочного процесса высококвалифицированных хоккеистов на траве

Целенаправленное, строго последовательное хронометрирование тренировочного процесса и анализ планов подготовки команд позволили разработать структуру и содержание сдвоенного цикла построения годичного тренировочного процесса в течение года (рис. 3).

На протяжении всех этапов годичного тренировочного цикла осуществлялось тестирование уровня подготовленности хоккеистов. Результаты свидетельствуют о том, что сдвоенный цикл годичной подготовки в системе проведения соревнований по схеме «осень весна» является оптимальным по отношению к теории периодизации спортивной тренировки и тенденций развития хоккея на траве на современном этапе.

Поскольку подобные исследования по построению годичного цикла подготовки спортсменов проведены практически впервые, можно сделать вывод, что одна из целей исследования достигнута.

Разработанные годичные тренировочные циклы для клубных и сборных команд позволяют более целенаправленно осуществлять тренировочный процесс хоккеистов на траве.

Теоретико-методологической базой для построения тренировочного процесса высококвалифицированных хоккеистов на траве на основе модельно-целевого подхода послужили общетеоретические принципы и закономерности управления подготовкой спортсменов, изложенные в фундаментальных трудах А. П. Бондарчука [2]; И. И. Булатовой [3]; Ю. В. Верхошанского [4]; Н. И. Волкова [5]; Л. П. Матвеева [12-15]; Н. Г. Озолина [16]; В. Н. Платонова [18-20]; Л. Я.-Г. Шахлиной [23]; Б. Н. Шустина [24]; T. O. Bompa [26], W. J. Kraemer [28], D. Harre [29], M. N. Stone [30], J. H. Wilmor, D. L. Costill [31].

Изучалась также проблема построения тренировочного процесса в годичном цикле подготовки спортсменов в командных игровых видах спорта [7, 9-11, 21, 22, 25].

На основании перечисленных трудов и практического опыта работы были обозначены основные положения построения тренировочного процесса хоккеистов на разных этапах годичного тренировочного цикла.

1. Адаптационные изменения в организме спортсменов возможны только при целенаправленном воздействии тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому необходимо планировать серию срочных и отставленных тренировочных эффектов в определенные временные промежутки (микроциклы, мезо-циклы и этапы). В результате суммирования этих эффектов организм приходит в новое состояние: возникает стойкая долговременная адаптация. Для хоккеистов на траве такое состояние характеризуется оптимальным уровнем тренированности и подготовленности, что позволяет эффективно участвовать в соревнованиях.

Такое состояние (фаза стабилизации спортивной формы) наблюдается в конце предсоревновательного мезоцикла, длится в течение 30-40 дней, а далее может наступить снижение уровня подготовленности. Поэтому в соревновательном периоде необходимо планировать высокоинтенсивные нагрузки, в том числе аэробного и анаэробоного характера [5, 7, 11, 21].

Планирование тренировочных нагрузок должно осуществляться с учетом таких принципов [2, 5, 6, 12,18]:

  • сверхотягощения - «доза-эффект»;
  • специфичности - в процессе адаптации нагружаются в основном доминирующие органы, в результате чего они достигают своей гиперфункции, которая обеспечивает развитие адаптации;
  • обратимости действия - основан на непостоянстве адаптационных изменений в организме, вызванных тренировкой определенными нагрузками, поскольку после прекращения действия физической нагрузки либо при перерыве в тренировке положительные структурные и функциональные сдвиги в доминирующей системе постепенно снижаются;
  • последовательной адаптации - основан на разновременности биохимических изменений в организме, возникающих во время тренировки: наиболее быстрые адаптационные изменения в отдельных энергетических системах обнаруживаются со стороны алактатной анаэробной системы, затем в системе анаэробного гликолиза;
  • цикличности - исходит из фазового характера адаптационных процессов в организме при тренировке, а наблюдаемые изменения в скорости развития адаптации со стороны ведущих функций имеют разную амплитуду и длину волны; для развития адаптации тренировочные эффекты разных нагрузок должны суммироваться по определенным правилам, создавая некоторый завершенный цикл воздействия на ведущие функции.

2. Основным фактором, определяющим структуру годичного тренировочного цикла, является фазовость развития спортивной формы. При этом длительность подготовительного периода определяется временем, необходимым для приобретения спортивной формы; длительность соревновательного периода - временем, в течение которого игрокам необходимо поддерживать состояние оптимальной готовности; длительность переходного периода - временем, необходимым для активного отдыха и восстановления физического и психологического потенциала [2, 12, 20].

В фазе приобретения спортивной формы происходят улучшение функциональных возможностей, совершенствование основных двигательных качеств, необходимых хоккеистам, а также повышение объема их технико-тактического арсенала.

На этапах подготовительного периода целесообразным является сочетание микроциклов развивающего (шесть-семь дней) и восстановительно-поддерживающего (три-пять дней) характера.

В фазе становления спортивной формы нежелательны коренные перестройки в выполнении специфических двигательных действий. Целесообразно уделять внимание совершенствованию основных компонентов подготовленности хоккеистов.

Для фазы временной утраты спортивной формы планировалось понижение определенных сторон тренированности и функциональных возможностей хоккеистов. В связи с тем что в переходном периоде хоккеисты принимают участие в соревнованиях по индор-хоккею, тренировочные нагрузки, особенно анаэробные, необходимо планировать значительно меньшими по интенсивности и направленности*.

* В данном исследовании модельно-целевой подход при построении тренировочного процесса на этапе соревнований по индорхоккею не применяли.

3. Для формирования величины и направленности специального тренировочного эффекта в отдельном занятии и его взаимодействия с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятий необходимо придерживаться оптимального сочетания тренировочных нагрузок разной физиологической направленности.

Для формирования тренировочных эффектов с преимущественной мобилизацией энергетических ресурсов придерживались следующей последовательности нагрузок в тренировочном занятии [5, 6, 19, 29, 31]:

  • анаэробные механизмы - нагрузки: аэробно-анаэробные;
  • анаэробные алактатные механизмы-нагрузки: аэробно-анаэробные (алактатные);
  • анаэробные гликолитические механизмы - нагрузки: аэробно-анаэробные (гликолитические; аэробно-алактатно-гликолитические; алактатно-гликолитические);
  • анаэробно-аэробные механизмы-нагрузки: аэробно-гликолитические;
  • аэробные механизмы - нагрузки: алактатно-аэробные; гликолитическо-аэробные; алактатно-гликолитическо-аэробные.

4. Методологический подход к построению нагрузочных микроциклов должен основываться на следующих положениях [6, 12, 16, 18]:

  • нагрузка в микроциклах должна быть разной направленности, т.е. необходимо сочетать ее как по механизмам физиологического воздействия, так и по специализированности применяемых средств.* Однотипные нагрузки не только отрицательно влияют на эмоциональное состояние хоккеистов, но и могут привести к перенапряжению отдельных систем и функций организма и, как следствие - к перетренированности;
  • при двухразовом проведении тренировочных занятий в течение дня одно из них должно рассматриваться как основное, а второе - как вспомогательное;
  • при проведении подряд двух занятий одинаковой направленности второе не должно проводиться на фоне значительного утомления от предыдущей тренировки;
  • после занятий с большими нагрузками необходимо планировать занятия с малыми и средними, позволяющими ускорить процессы восстановления. Кроме этого, в этих занятиях должны применяться нагрузки другой направленности.

* По механизмам физиологического воздействия нагрузка подразделяется на аэробную, аэробно-анаэробную и анаэробную (алактатную и гликолитическую). Упражнения с мячом относятся к специфическим, без мяча - к неспецифическим нагрузкам.

5. При планировании годичного тренировочного цикла высококвалифицированных хоккеистов на траве на основании модельно-целевого подхода должны учитываться обобщенные показатели нагрузки, полученные на этапе констатирующего эксперимента.

Таблица 5 - Модель сдвоенного цикла построения тренировочного процесса хоккейной команды в течение года

т5.png

В переходном периоде модельно-целевой подход при построении тренировочного процесса не применяли.

Перечисленные теоретико-методологические положения и принципы позволили разработать модель построения годичного цикла подготовки команды на основе модельно-целевого подхода (табл. 5).

Выводы.

  1. Главной особенностью модельно-целевого подхода к построению тренировочного процесса является не только учет основных закономерностей постепенного «вхождения» игроков в спортивную форму, но и возможность варьировать процесс их адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам в зависимости от календаря соревнований.
  2. Построение годичного тренировочного цикла в командных игровых видах спорта на основе модельно-целевого подхода предполагает логически последовательное осуществление управленческих воздействий на тренировочный процесс команды по следующему алгоритму:

  • прогнозирование спортивных результатов;
  • реализация цели прогнозирования;
  • построение базовых моделей подготовленности и соревновательной деятельности;
  • разработка моделей тренировочных программ для этапов и периодов подготовки;
  • планирование тренировочного процесса на основе моделирования;
  • реализация плана тренировочного процесса;
  • поэтапное сравнение показателей подготовленности и соревновательной деятельности игроков и команды с прогнозированными модельно-целевыми показателями.

В дальнейшем перспективным является исследование проблемы построения тренировочного процесса спортсменов командных игровых видов спорта с учетом положений модельно-целевого подхода на этапах многолетней подготовки.

Литература

  1. Баталов А. Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в зимних циклических видах спорта / А. Г. Баталов // Теория и практика физ. культуры. - 2000.- № 11.- С. 46-52.
  2. Бондарчук А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - К., 2000. -568 с.
  3. Булатова М. М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук : спец. 24.00.01 «Олимпийский и профессиональный спорт»/ М. М. Булатова. - К., 1996.- 50 с.
  4. Верхошанский Ю. В. Основы программирования тренировочных нагрузок высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле / Ю. В. Верхошанский [и др.] // Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на этапах годичной подготовки. - М., 1988. - С. 41-54.
  5. Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун. - К. : Олимп. лит., 2000. - 502 с.
  6. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М. : Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
  7. Игнатьева В. Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства. / В. Я. Игнатьева, В. М. Тхорев, И. В. Петрачева; под общ. ред. В. Я.Игнатьевой. - М.: Физ. культура, 2005. - 276 с.
  8. Иссурин В. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса / В. Иссурин, В. Шкляр // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 5.
  9. Костюкевич В. М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки: монография / В. М. Костюкевич. - Винница: Планер, 2006. - 683 с.
  10. Костюкевич В. М. Моделирование соревновательной деятельности в хоккее на траве: монография / В. М. Костюкевич. - К.: Освіта України, 2010. - 564 с.
  11. Костюкевич В. М. Моделирование тренировочного процесса в хоккее на траве: монография / В. М. Костюкевич. - Вінниця: ООО «Планер», 2011. - 736 с.
  12. Матвеев Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 246 с.
  13. Матвеев Л. П. Модельно-целевой поход к построению спортивной подготовки (статья первая) / Л. П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 2. - С. 28-31.
  14. Матвеев Л. П. Модельно-целевой поход к построению спортивной подготовки (статья вторая). / Л. П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры - 2000. - № 3. - С. 28-37.
  15. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - [5-е изд., испр. и доп.]. - М.: Сов. спорт, 2010. - 340 с.
  16. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 863 с.
  17. Платонов В. Н. Моделирование в спорте / В. Н. Платонов // Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К. : Олимп. лит., 1997. - С. 459-470.
  18. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В. Н. Платонов. - К.: Олимп. лит., 2004. — 808 с.
  19. Платонов В. Теория периодизации подготовки спортсменов высокой квалификации в течение года : предпосылки, формирование, критика / В. Платонов // Наука в олимп. спорте. - 2008. - № 1.- С. 3-23.
  20. Платонов В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В. Н. Платонов. — К.: Олимп. лит., 2013. - 624 с.
  21. Тюленьков С. Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации : монография / С. Ю. Тюленьков. - М.: Физ. культура, 2007. - 352 с.
  22. Чернов С. В. Инновационные технологии подготовки профессиональных спортсменов и команд игровых видов спорта : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / С. В. Чернов. -М., 2006. - 46 с.
  23. Шахлина Л. Я.-Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин / Л. Я.-Г. Шахлина. - К.: Наук. думка, 2001. - 325 с.
  24. Шустин Б. Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация) : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» / Б. Н. Шустин. - М., 1995. - 82 с.
  25. Anders Elisabet. Field Hokey / E. Anders. - New Zealand: Human, Kinetics, PO. Box 105231, Aurlend Central, 1999. - 193 p.
  26. Bompa T. O. Periogizacao teoria e metodologia do treinamento / T. O. Bompa. - Sao Paulo: Phorte Editora Ltd., 2002. - 424 p.
  27. Issurin V. B. Block periodization: breakthrough in sports training / V. B. Issurin; ed M. Yes-sis. - Michigan: Ultimate athlete concepts, 2008. - 213 p.
  28. Kraemer W. J. Optimizing strength training: Designing nonlinear periodization workouts / W. J. Kraemer, S. J. Fleck. - Champaign, IL: Human Kinetics, 2007. - 245 p.
  29. Harre D. Principles of Sports Training. / D. Harre. - Berlin: Sportverlag, 1982. - 231 p.
  30. Stone M. N. Principles and practice of resistance training / M. N. Stone, W. A. Sounds. -Champaign, IL: Human Kinetics, 2007. - P 259-276.
  31. Wilmore I.H. Physiology of sport and exercise / I. H. Wilmore, D. L. Costill. - Champaign, Illinois: Human Kinetics, 2004. - 726 p.

References

  1. Batalov А. G. Model and target-oriented way of designing sports preparation of highly skilled athletes of winter cyclic sports events / А. G. Batalov // Теоria i praktika fizkultury. -2000.- N 11.- P 46-52.
  2. Bondarchuk А. P. Periodization of sports training / А. P. Bondarchuk. - Kiev, 2000. - 568 p.
  3. Bulatova М. М. Theoretical and methodical bases for realization of athletes'functional reserves during training and competitive activity: author's abstract for Doctoral degree in Pedagogics: speciality: 24.00.01 «0lympic and professional sport»/ М. М. Bulatova. - Kiev, 1996. - 50 p.
  4. Verkhoshansky Y. V. Bases of programing training loads of highly skilled hockey players within annual cycle / Y. V. Verkhoshansky [et al.] // Organization and content of training process of highly skilled athletes at annual preparation stages. - Мoscow, 1988. - P. 41-54.
  5. Volkov N. I. Biochemistry of muscular activity / N. I. Volkov, E. N. Nesen, А. А. Osipenko, S. N. tasun. - Kiev: Olimpiyskaya literatura, 2000. - 502 p.
  6. Godik М. А. Physical preparation of footballers / М. А. Godik. - Мoscow : Теrra-Sport; Olimpiya Press, 2006. - 272 p.
  7. Ignatieva V. Y. Preparation of handball players at the stage of the highest sports mastery / V. Y. Ignatieva, V. М. Тkhorev, I. V. Petracheva; edited by V. Y.Ignatieva. - Мoscow: Fizkultura, 2005. - 276 p.
  8. Issurin V. Concept of block composition in preparation of top level athletes / V. Issurin, V. Shkliar // Теога i praktika fizkultury. - 2002. - N 5.
  9. Kоstyukevich V. М. Managing training process of footballers during annual preparation cycle: monograph / V. М. Kоstyukevich. - Vinnitsa: Planer, 2006. - 683 p.
  10. Kоstyukevich V. М. Моdelling competitive activity in field hockey: monograph / V. М. Коstyukevich. - Kyiv.: Osvita Ukrainy, 2010. - 564 p.
  11. Kоstyukevich V. М. Моdelling training process in field hockey: monograph / V. М. Коstyukevich. - Vinnytsia: ООО «Planer», 2011. - 736 p.
  12. Маtveyev L. P Problem of sports training periodization / L. P Маtveyev. - Мoscow: Fizkultura i sport, 1964. - 246 p.
  13. Маtveyev L. P. Моdel and target-oriented approach to sports preparation organization (first article) / L. P Маtveyev // Теога i praktika fizkultury. - 2000. - N 2. - P 28-31.
  14. Маtveyev L. P Моdel and target-oriented approach to sports preparation organization (second article) / L. P. Маtveyev // Теога i praktika fizkultury. - 2000. - N 3. - P. 28-37.
  15. Маtveyev L. P General theory of sport and its applied aspects: textbook for physical culture institutions / L. P Маtveyev - [5th revised edition]. - Мoscow : Sov. sport, 2010. - 340 p.
  16. Оzolin N. G. Bible for coach : science of winning / N. G. 0zolin. - Мoscow: Аstrel»; АSТ, 2003. - 863 p.
  17. Platonov V.N. Моdelling in sport / V. N. Platonov // General theory of athletes' preparation in the Olympic sport. - Kiev : Olimpiyskaya literatura, 1997. - P 459-470.
  18. Platonov V.N. System of athletes'preparation in the Olympic sport. General theory and its practical application / V. N. Platonov. - Kiev: Olimpiyskaya literatura, 2004. - 808 p.
  19. Platonov V.N. Theory of periodization of highly skilled athlete preparation during a year: prerequisites, formation, criticism / V. Platonov // Nauka v olimpiyskom sporte. - 2008. - N 1.- P 3-23.
  20. Platonov V.N. Periodization of sports training. General theory and its practical application / V. N. Platonov. - Kiev: Оlimpiyskaya literatura, 2013. - 624 p.
  21. Тyulenkov S. Y. Theoretical and methodical approaches in the system of managing preparation of highly skilled footballers: monograph / S. Y. Тyulenkov. -  Мoscow: Fizkultura, 2007. - 352 p.
  22. Chernov S. V. Innovation technologies in preparation of professional athletes and teams of playing sports events : author's abstract for Doctoral degree in Pedagogics: speciality 13.00.04 «Тhеоry and methods of physical education, athletic training, health-related and adaptive physical culture» / S. V. Chernov. -  Мoscow, 2006. - 46 p.
  23. Shakhlina L.J.-G. Medico-biological bases of female athletic training / L. J.-G. Shakhlina. - Kiev: Naukova dumka, 2001. - 325 p.
  24. Shustin B. N. Моdelling in sport (theoretical bases and practical realization) : author's abstract for Doctoral degree in Pedagogics: speciality 13.00.04 «Тhеоry and methods of physical education, athletic training and health-related physical culture» / B. N. Shustin. - Мoscow, 1995. - 82 p.
  25. Anders Elisabet. Field Hokey / E. Anders. - New Zealand: Human, Kinetics, PO. Box 105231, Aurlend Central, 1999. - 193 p.
  26. Bompa T. O. Periogizacao teoria e metodologia do treinamento / T. O. Bompa. - Sao Paulo: Phorte Editora Ltd., 2002. - 424 p.
  27. Issurin V. B. Block periodization: breakthrough in sports training / V. B. Issurin; ed M. Yessis. - Michigan: Ultimate athlete concepts, 2008. - 213 p.
  28. Kraemer W. J. Optimizing strength training: Designing nonlinear periodization workouts / W. J. Kraemer, S. J. Fleck. - Champaign, IL: Human Kinetics, 2007. -  245 p.
  29. Harre D. Principles of Sports Training. / D. Harre. - Berlin: Sportverlag, 1982. - 231 p.
  30. Stone M. N. Principles and practice of resistance training / M. N. Stone, W. A. Sounds. - Champaign, IL: Human Kinetics, 2007. - P 259-276.
  31. Wilmore I.H. Physiology of sport and exercise / I. H. Wilmore, D. L. Costill. - Champaign, Illinois: Human Kinetics, 2004. - 726 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle