Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Аслаханов Саид-Али Махмудович

Методы воспитания этнофоров средствами этнологической физической культуры

Аннотация

Формирование личности молодого человека - это важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий, когда молодой человек, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, самосознание и свой психофизический ресурс, строит свои планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях. В статье рассматриваются педагогические подходы к использованию методов формирования духовно-нравственных ценностей этнофоров.

Ключевые слова: обучение, духовно-нравственное воспитание, физическая культура, этнопедагогика, этнофоры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p12-16

METHODS OF ETHNOPHORS' EDUCATION BY THE MEANS OF ETHNOLOGICAL PHYSICAL EDUCATION

Said-Ali Makhmudovich Aslahanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical Institute, the Chechen Republic, Grozny

Annotation

The formation of the young person - is the most important period of searching for meaning and value of life, professional career, and self-determination of the vector of life strategies, when a young man leaning on his value ideas, perception of the surrounding reality, self-awareness and psycho-physical resources, builds the plans, determines the level of claims in his life goals. The article discusses the pedagogical approaches to the use of methods of formation of spiritual and moral values of ethnophors.

Keywords: education, spiritual and moral education, physical education, pedagogy, ethnophors.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе этнопедагогического физического воспитания этнофоров развиваются разнообразные способности, формируются черты характера, формируется система взглядов на природу, общество и межличностные отношения между людьми [1-3]. Поэтому каждому педагогу необходимо отчетливо представлять, каким должен быть выпускник вуза, школы, знать и уметь находить пути, которые приведут к воспитанию позитивных межличностных отношений.

Данное влияние необходимо направлять на сознание, волю, эмоции воспитываемого, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний о товариществе, умений строить взаимоотношения, способствовать развитию навыков межличностного взаимодействия. Педагогическое воздействие должно быть направлено в необходимых случаях и на нейтрализацию, и на преодоление отрицательных сторон в поведении и характере личности.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной работе использовались методы, предложенные Г.И. Щукиной которая выделяет:

а) методы воздействия на сознание, чувства и волю воспитываемого (убеждение, информации, этические беседы, диспуты, пример);

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, общественное мнение, повышение интенсивности при выполнении упражнений коллективного характера и т.д.);

в) методы педагогического стимулирования и коррекции поведения (соревнования, поощрения, наказания) [8].

В исследовании были использованы специально подобранные методы этнопедагогического физического воспитания - это те виды деятельности преподавателя, которые используются для решения задач не только воспитания, но и укрепления межличностных отношений [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходные положения, в которых выражены основные требования к направлению, содержанию, методам и организации воспитательной работы, отношениям между участниками воспитательного процесса, способствовали выбору способов воспитательного воздействия на личность и коллектив в процессе этнологической физической культуры.

При выборе методов воспитания учитывалось, что нельзя к ним подходить однозначно. Один и тот же метод может принести и пользу, и вред. В одних случаях необходимо суровое наказание, в других - достаточно неодобрительного взгляда или простого замечания. Поэтому при выборе методов воспитатель должен исходить из целого ряда условий. Выбор методов обусловлен задачами и содержанием воспитательной деятельности, уровнем воспитанности этнофора и коллектива, индивидуальными способностями этнофора, особенностью сложившейся ситуации и степенью педагогического мастерства преподавателя.

При использовании методов воспитания учитывались следующие требования к воспитательному процессу:

  1. Основой всей воспитательной работы являлось формирование у этнофоров нужной мотивации. Это значит, что, прежде чем воспитывать у этнофоров какие-то качества, свойства и отношения, надо вызвать потребность в этих качествах, свойствах и отношениях, сформировать у них стойкие внутренние побуждения (мотивы) к приобретению этих качеств, свойств и отношений.
  2. Необходимо настойчиво формировать у этнофоров положительные привычки поведения и бороться против имеющихся у них отрицательных привычек [5].
  3. Воспитание качеств личности этнофоров возможно лишь в процессе их совместной деятельности. С.Л. Рубинштейн указывал, что «педагогический процесс формирует развивающуюся личность в меру того, как педагог руководит деятельностью личности, а не подменяет ее. Только через деятельность и в процессе этой деятельности возможно воспитание. Воспитание с помощью одних слов, рассуждений, объяснений и тем более нотаций невозможно» [6].
  4. Воспитательное воздействие педагог должен адресовать не только уму этнофоров, но их чувствам. Только пройдя через чувства этнофоров, воздействия педагога могут приобрести подлинную действенность.

При выборе методов и отдельных приемов воспитания необходимо, во-первых, ориентироваться на положительные качества и особенности личности этнофора, а во-вторых, строго соблюдать уважение его личности. Никакое воспитательное воздействие не должно оскорблять, унижать личность. Поощрение и порицание должны быть четко регламентированы с тем, чтобы они были понятны и приняты не только теми этнофора-ми, к которым они относятся, но и всем учебным коллективом.

Методы воспитания тесно связаны со средствами воспитания, то есть с теми народными видами физкультурно-спортивной деятельности, которые организуются с целью воспитания.

Цели воспитания реализовывались в наших исследованиях в двух формах воспитательной деятельности:

  • в форме обучения, т.е. в совокупности последовательных и взаимосвязанных действий педагога и этнофоров, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков этнопедагогики физического воспитания. В этой совокупности различаются три элемента. Содержание обучения, т. е. предмет совместной деятельности преподавателя и этнофоров. Методы и организационные формы их деятельности, которые предусматривают определенные изменения в личности каждого этнофора и в учебном коллективе. Если эти изменения были запрограммированы преподавателем, их можно считать результатом обучения:
  • в форме привлечений этнофоров к другим видам деятельности и общению для развития тех качеств целостной личности, которые невозможно в достаточной мере развить в процессе обучения [6].

Иными словами, использование средств воспитания всегда требует применения соответствующих методов и приемов воспитания.

Физкультурно-спортивная деятельность в определенной степени моделирует сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения этнофоров, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Коллективный характер народных упражнений, разнообразие их положительных мотивов, постоянное стремление к физическому и духовному совершенствованию, максимальная реализация положительных возможностей, направленные на формирование межличностных отношений - все это нам давало право рассматривать этнологическую физкультурно-спортивную деятельность как важное направление воспитания этнофоров.

При этом в процессе занятий этнологической физической культурой необходимо учитывать, что все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т. е. человеком, обладающим индивидуальностью, именно такой человек выполняет определенную работу, играет определенную роль и именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач этнопедагогики физического воспитания. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени. И именно благодаря этому можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, т. к. индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенные отношения друг к другу. В то же время, следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное.

Коллективизм ярко проявляется при формировании коллективной обученности, в готовности каждого этнофора помочь друг другу, а если необходимо, то и заменить товарища. Коллективный подход к обучению требует от педагогов понимания психологии коллектива, активизации познавательной и практической совместной деятельности этнофоров. Реализация данного подхода нацеливает педагогов на постановку в ходе занятий коллективных физкультурных задач, совместное обсуждение и выбор оптимальных решений, выводов, предложений.

Коллективный подход к обучению неразрывно связан с индивидуальным подходом. В итоге, успешное овладение спортивным мастерством возможно при соблюдении ряда педагогических условий, характеризующих взаимодействие обучающих и обучаемых в процессе обучения.

К ним относятся:

  • формирование у этнофоров действенной положительной мотивации к коллективной физкультурно-спортивной деятельности;
  • обучение этнофоров на высоком уровне интеллектуальных, волевых и физических трудностей;
  • обеспечение высокой степени активности обучаемых;
  • насыщение всех форм занятий положительными эмоциональными переживаниями; осознание обучаемыми характера своего затраченного труда, сочетаемое с умением учиться.

Все это свидетельствует о том, что в современных условиях в процессе обучения значительно возросла роль социально-психологического фактора, в т. ч. обеспечения взаимодействия обучающего и обучаемого, придания ему активного характера при руководящей и направляющей роли со стороны педагога.

ВЫВОДЫ

  1. Процесс воспитания требует следить за результатами воздействия, тщательно учитывать их, создавая объективную основу для внесения корректив в последующие педагогические действия, обеспечивая благоприятные условия для дальнейшего развития личности.
  2. Процесса воспитания духовных ценностей, позитивных межличностных отношений должен быть ориентирован на: комплексное планирование и решение воспитательных задач; учет индивидуальных особенностей этнофоров; обоснованный выбор методов воспитательных воздействий; единство и координация действий всех участников воспитательного процесса; создание благоприятной, доверительной морально-психологической атмосферы в общении между этнофорами; постановка на каждом конкретном этапе становления коллектива новых, более высоких воспитательных задач.
  3. Воспитательное воздействие педагога должно влиять не только на сознание этнофоров, но и на их чувства. Только пройдя через чувства, воздействия педагога могут приобрести подлинную действенность.
  4. Методы, организационные формы, содержание обучения, т.е. предмет совместной деятельности преподавателя и этнофоров должен предусматривать достижение определенных изменений в личности каждого этнофора и в учебном коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аслаханов, С.-А. М Система ценностей этнологической физической культуры этнофоров / С.-А. М. Аслаханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. - № 7 (89). - С. 17-20.
  2. Аслаханов, С.-А. М. Народные игры и физические упражнения как средства оптимизации морфофункционального состояния школьников / С.-А. М. Аслаханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. - № 10 (92). - С. 24-30.
  3. Аслаханов, С.-А. М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания / С.-А. М. Аслаханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. - № 7 (101). - С. 22-26.
  4. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 116 с.
  5. Волков, И.П. Регуляция психологических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям : метод. рекомендации / И.П. Волков, Л.Н. Фридман ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б. и.], 1985. - 23 с.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
  7. Филонов Г.И. Актуальные проблемы социальной работы в России / Г.И. Филонов // Педагогика. - 1993. - № 6. -С. 29-34.
  8. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : уч. пособие / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

REFERENCES

  1. Aslahanov S.-A. M. (2012), "System of values of etnofors ethnological physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 17-20.
  2. Aslahanov S.-A. M. (2012), "Traditional games and exercises as means of optimization of morphofunctional condition of pupils", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 22-26.
  3. Aslahanov S.-A. M. (2013), "Teaching principles of transformation of the ethnological physical culture into modern practice of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 24-30.
  4. Belorusova, V.V. (1974), Education in sport, publishing house "F&S", Moscow.
  5. Volkov, I.P. and Fridman, L.N. (1985), Regulation of psychological conditions of athletes during preparation for competitions: methodical recommendations, publishing house Lesgaft University, Leningrad.
  6. Rubenstein, S.L. (2002), Bases of the general of psychology, publishing house "Peter", St.-Petersburg, Russian Federation.
  7. Filonov, G.I. (1993), "Actual problems of social work in Russia", Pedagogika, No. 6, pp. 29-34.
  8. Schukina, G.I. (1984), Topical issues offormation of interest in training, publishing house "Prosveschenie", Moscow.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.08.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle