Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Зимина Е. В., Колотов Виктор Яковлевич

Методы развития непрерывного профессионального образования в процессе обучения иностранному языку курсантов ВИФК


Изучение и анализ любого методического направления в обучении иностранным языкам, любой методической или авторской школы иноязычного обучения наглядно показывают, что методика обучения иностранным языкам определяется методами обучения, т.е. совокупностью способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся в сфере иноязычной грамотности.

Одним из императивов современного военно-профессионального образования выступает непрерывность. Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципам «образование через всю жизнь», «образование как способ жизни» - важнейшая проблема XXI века.

Образование и фактически должно стать таким социальным институтом, который способен предъявлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться и профессионально совершенствоваться непрерывно и обеспечивать курсантам и выпускникам ВИФК возможность получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Одной из важных проблем организации и построения продуктивного непрерывного профессионального образования при обучении иностранным языкам в военном вузе становится непрерывность, преемственность, взаимосвязанность этапов обучения.

В качестве основополагающих теоретических положений для рассмотрения, изучения, апробации идей непрерывного образования при обучении иностранному языку были взяты следующие теоретические положения:

  • Меморандум непрерывного образования Европейского Союза 2000 г. [6];
  • монографии, труды, публикации лингводидактов по вопросам непрерывного профессионального образования средствами иностранного языка [3, 5, 7, 9].

Учение длиною в жизнь и учение через всю жизнь в данных источниках рассматривается как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции [1, 2, 4, 7, 8, 10, 11].

Ключевыми факторами при апробации данных положений для нас стали: личная мотивация к учению и разнообразные образовательные ресурсы, типичные для современного вуза и традиционного продуктивного обучения иностранному языку (многофункциональность и специфика иностранного языка как учебного предмета, интерактивные и проектные методики обучения иностранному языку, деление учебного процесса на модули и использование потенциала современной обучающей техники).

Приведенные базовые теоретические положения и ключевые факторы организации непрерывного иноязычного образовательного процесса дали нам основание для выработки критериев оценки эффективности организации учебно-воспитательного процесса в рамках трихотомии «школа - вуз - служба в ВС РФ» (табл. 1).


 

Из таблицы видно, что относительно выделенных критериев в контексте нашего исследования предлагаемая методика иноязычного обучения корректно дополняет существующие приемы и способы обучения иностранным языкам, реально вписываясь в традиционный алгоритм обучения в военном вузе.

Проведенный нами анализ педагогической литературы по изучаемой проблеме выявил необходимость взаимосвязи специфики непрерывного профессионального образования с учетом возрастных и личностных характеристик обучаемых применительно к различным ступеням образования, дозирования знаний, раскрытия творческого потенциала в процессе личностного и профессионального роста при поэтапном овладении иностранным языком.

Следовательно, способами взаимосвязи деятельности преподавателя и курсантов, направленными на достижение целей непрерывного профессионального образования, или методами развития непрерывного профессионального образования являются как традиционные, так и частично видоизмененные авторами исследования следующие виды деятельности:

а) методы, обеспечивающие овладение иностранным языком;

б) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность курсантов (в основном акцентированные авторами исследования по сравнению с каноническими методами обучения и развития): познавательные игры, учебные дискуссии, проблемные ситуации совместно с выпускниками ВИФК, участниками соревнований, спортивных турниров, чемпионатов;

в) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: опрос, зачет, экзамен. Инновационной здесь стала взаимосвязь видов и форм контроля на разных ступенях обучения (ЕГЭ по иностранному языку в средней школе; тестирование при поступлении в вузы и при делении языковых групп на подгруппы, зачеты и экзамены по иностранному языку в ВИФК с учетом будущей профессиональной деятельности выпускников, сдача экзаменов по спецкурсам «Военный перевод» и «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»).

Уточнение и определенная коррекция методов обучения потребовали от авторов статьи собственной типологии в контексте проводимого исследования:

  • по источнику получения знаний: слово преподавателя; рассказ; беседа; работа с учебником, тренажером, ПК; встреча с офицерами ВИФК, спортсменами (в том числе с носителями языка);
  • по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе: доминирование активных форм обучения;
  • по характеру работы курсантов: наличие устных, письменных, аудиторных, внеаудиторных, индивидуальных, коллективных форм и видов работы.

Исследованные и апробированные методы обучения и развития непрерывного профессионального образования потребовали оснащения учебного процесса соответствующим комплексом учебных пособий и технических средств, с помощью которых в рамках проведенного исследования осуществлялось управление деятельностью преподавателя по обучению иностранному языку и деятельностью курсантов по овладению иностранным языком, т.е. средствами обучения и развития.

Ныне настоящий профессионализм немыслим без постоянного обновления «багажа» специальных и общепрофессиональных знаний, навыков, умений, а также, что особенно важно, без овладения научными методами, методиками и технологиями добывания и обработки профессионально значимой информации.

Сопоставление эффективности предлагаемой методики обучения иностранным языкам относительно канонического иноязычного обучения наглядно показывает преимущества и достоинства поэтапного непрерывного преемственного обучения иностранным языкам в рассматриваемой педагогической системе (табл. 2).

 

Таблица 2 наглядно демонстрирует перспективность предлагаемых способов обучения аспектам языка или видам речевой деятельности. Для нас в данном случае совокупностью методов развития непрерывного профессионального образования на соответствующем этапе обучения курсантов при совершенствовании уровня их иноязычной грамотности становится предлагаемое направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения языку и определяющее пути и способы их достижения.

ВЫВОДЫ:

Рассматривая основные положения методов развития непрерывного профессионального образования в процессе обучения иностранному языку курсантов Военного института физической культуры, мы пришли к заключению, что каждому методу присущи: а) наличие ведущей идеи, определяющей пути и способы достижения цели обучения, дающей представление об общей стратегии обучения в рамках избранного для работы метода; б) направленность метода на достижение определенной цели; в) использование в качестве теоретической базы метода / методов лингвистической, психологической, дидактической концепции; г) определенная независимость метода от условий и этапа обучения, т.к. метод определяет стратегию обучения, а не его тактику.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых : стимулы и мотивы / С.Г. Вершловский. - М. : [б.и.], 1987. - 96 с.
  2. Виноградов, И.А. Непрерывное образование - важное условие всестороннего развития личности / И.А. Виноградов. - М. : [б.и.], 1979. - 69 с.
  3. Ерахтина, Т.А. Формирование и развитие компетентности специалиста в системе непрерывного профессионального образования : монография / Т.А. Ерахтина, И.В. Суколенов ; Курганский гос. ун-т. - Курган: [б.и.], 2005. -191 с.
  4. Лефрансуа, Г. Психология для учителя / Г. Лефрансуа ; Ун-т Альберты. - 11-е международ. изд. - СПб., М. : Изд-во «Прайм-Еврознак», Олма-Пресс, 2003. - 429 с. - (Серия «Прикладная педагогическая психология»).
  5. Ломакина, Т.Ю. Развитие системы непрерывного профессионального образования : метод. рекомендации / Т.Ю. Ломакина. - М. : Педагогика, 2005. - 63 с.
  6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза : (изложение) // Новые знания : журнал по проблемам образования взрослых. -2001. - № 2. - С. 4-8.
  7. Новиков, А.М. Построение системы непрерывного профессионального образования / А.М. Новиков. - М. : [б.и.], 2000. - 223 с.
  8. Шарый, Л.Д. Непрерывное профессиональное образование императив высшей военной школы России // Сб. материалов конференции. Серия "Symposium". Вып. 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 375-377.
  9. Cropley, A. Lifelong Education and the training of Teachers / A. Cropley, R. Dave. - Humburg : VIE ; Oxford, etc. : Pergamon, 1978.
  10. Dave, R. Lifelong Education and School Curriculum / R. Dave. - Humburg : VIE, 1973. - 67 p.
  11. Shulka, P. Life-long Education / P. Shulka. - New Delhi : Orient Longman, 1971.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle