Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета

Галина Михайловна Бирюкова, доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор, Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург, Татьяна Венеровна Зобнина, кандидат психологических наук, доцент, Шуйский государственный педагогический университет
 

Аннотация


Рассматриваются возможности применения акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов. Цель предложенного подхода - целостная организация процесса их психологической подготовки и формирование у будущих педагогов психологических предпосылок самореализации в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психология, акмеология, педагогическая деятельность, профессиональное обучение, творчество, профессиональная самореализация

Известно, что основной целью в деятельности любого образовательного учреждения лежит такая организация учебно-воспитательного процесса, которая в наибольшей степени способствовала бы личностно-профессиональному развитию человека.

Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития человека, представляется возможным использовать понятие «ак-меологический подход» в образовании, предполагающий моделирование и развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной культуры человека и направленный на развитие внутреннего потенциала, высших достижений применительно к сфере профессионального образования. С нашей точки зрения, в данном случае это понятие отражает ориентацию процесса профессиональной подготовки на формирование у студентов предпосылок достижения своей вершины в предстоящей профессиональной деятельности. Чтобы очертить круг психологических предпосылок профессиональной самореализации применительно к тому или иному виду деятельности, необходимо построить ее модель-описание, спроецировать эту модель на структуру психических качеств человека, выделить те из них, которые в наибольшей мере соответствуют требованиям данного вида деятельности. Ориентация на развитие этих свойств у студентов и создание условий для их формирования, включая отбор и организацию содержания учебного материала, выбор форм и методов работы со студентами составляет сущность акмеологического подхода к их профессиональной подготовке.

Важной частью системы образования студентов педагогического университета является их психологическая подготовка. Сущность акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов можно определить как задачу «формирования и закрепления в самосознании студента востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самореализации» [2], что неизбежно приведет к актуализации личностного и профессионального Я.

Психологические предпосылки достижения профессионализма в сфере педагогической деятельности, выделяемые с учетом ее специфики, представляют собой совокупность психических качеств, обусловливающих возможность освоения педагогической профессии и дальнейшего самосовершенствования в ней. К ним правомерно отнести профессиональную мотивацию, психологические компоненты операционной сферы педагогической деятельности (профессионально необходимые знания, самосознание), креативные качества личности.

Система принципов, положенных в основу акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов, включает в себя:

  • принципы исследования эффективной педагогической деятельности и ее субъекта (детерминизма, взаимодействия и развития, комплексности, системности),
  • принципы развития человека на пути к достижению профессионализма (субъекта и субъектности, активности, моделирования, рефлексивности, принцип перевода потенциального в актуальное, принцип оптимальности, принцип формирования позитивной Я-концепции личности).

В применении этих принципов мы видим возможность формирования у студентов качеств, которые помогут им осуществлять в будущем поэтапное движение к высоким показателям в профессиональной деятельности.

Ознакомление студентов с принципом детерминизма, раскрывающим причинно-следственную связь явлений, и принципом взаимодействия и развития, получившим свое выражение в фундаментальной концепции эволюции, позволит им опираться на них в профессиональной деятельности при организации и проведении исследовательской работы, анализе и интерпретации полученных данных. Данные принципы были положены нами в основу исследований, проведенных со студентами-педагогами.

Методологический принцип комплексности направлен «на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность» [2]. Учет данного принципа в психологической подготовке студентов предполагает их ознакомление с основными характеристиками комплексного исследования, с сущностью комплексного подхода к изучению человека как индивида, субъекта деятельности, личности разработанного Б. Г. Ананьевым и его сотрудниками. Реализация этого принципа в рамках нашего исследования предусматривала также выявление влияния психолого-акмеологической подготовки на динамику развития разных сфер психики студентов: мотивационной сферы, психологических компонентов операционной сферы педагогической деятельности, их творческих способностей.

Опираясь на принцип системности, близкий, по сути, к принципу комплексности и выражающий системность научного знания, мы раскрываем его сущность в содержании учебного материала, а также учитываем данный принцип при организации учебного материала, отражающей генезис психического и процесса его познания. Исходя из этого, мы анализируем психические процессы, состояния и свойства личности в связи друг с другом, в их физиологических детерминантах, в контексте воздействий социальной среды. Выделяя в психическом развитии человека три плана: биологический, возрастной, культурно-исторический, - системный подход мы применяем при анализе филогенеза, онтогенеза психики. Учитывая специфику сферы образования, на системный подход мы опираемся при анализе ее функционирования, рассматривая при этом в качестве основного фактора развития психики включение человека в систему непрерывного образования. Опора на данный принцип развивает системное мышление студентов - необходимое условие реализации системного подхода в предстоящей профессиональной деятельности, поиска новых путей развития системы образования и создания авторской системы деятельности. Системный принцип был положен нами и в основу организации опытно-экспериментальной работы со студентами.

Принцип субъекта и субъектности, обозначаемый нередко в последние годы как основополагающий для акмеологии, базируется на идеях С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся в потребности и способности человека к самосовершенствованию. Идея субъектности связана с объективной закономерностью развития психики, заключающейся в том, что движущей силой этого развития является собственная активность человека. Данная идея широко разрабатывается современной психологической наукой, являясь в последние десятилетия опорной для психологии личности. Так, ВА. Петровский рассматривает субъектность как конституирующую характеристику личности, оперируя понятиями «виртуальной субъектности», соотносимой с зарождением в человеке личностного, и «отраженной субъектности» как идеальной представленности одного человека в другом. Идея «отраженной субъектности» важна для педагогической психологии, акмеологии, так как преподаватель своими знаниями, опытом «отражает» себя в них, внося вклад в формирование предпосылок достижения ими своей «вершины» в жизни.

Правомерность опоры на принцип активности личности, производный от принципа субъекта и субъектности и являющийся одним из принципов психологической теории деятельности, обусловлена рассмотрением активности как качества субъекта-деятеля, позволяющего прогнозировать будущее и управлять своим поведением на пути к намеченной цели. Необходимость учета активности студентов вытекает из ведущего принципа отечественной психологической науки - принципа единства сознания и деятельности.

Реализация принципа активности в работе со студентами предполагает стимулирование их сил в решении встающих перед ними задач, содействие проявлению ими инициативы, развитию чувства долга и ответственности, формированию у них своей жизненной позиции. Во многом активизация деятельности студентов достигается посредством применения активных методов обучения. В том случае, если студентам присуща высокая активность, можно говорить об установлении между ними и преподавателем субъектно-субъектных отношений. Принимая во внимание наметившуюся в последние годы тенденцию перехода от обучения к учению, опора на принцип активности в подготовке студентов представляется нам правомерной и целесообразной.

Принцип перевода потенциального в актуальное предполагает содействие развитию внутренних ресурсов студентов, определяющих их возможности, как актуально используемых, так и тех, которые могут быть востребованы в будущем. Реализации данного принципа способствует выполнению студентами заданий, находящихся в зоне их ближайшего развития, раскрывающих вполне достижимые ими перспективы развития (научно-исследовательские задания, проблемные задачи, разбор ситуаций из практики педагогической деятельности, дискуссии и др.). Данный принцип предусматривает также ориентацию будущих педагогов на последующее развитие своего потенциала, т.е. влияние на их мотивационную сферу как движущую силу самореализации личности. Принцип перевода потенциального в актуальное тесно связан с принципом оптимальности, заключающимся в создании благоприятных (оптимальных) условий для формирования у студентов профессионально важных качеств личности.

Основанием для опоры на принцип рефлексивности в работе с будущими учителями является рассмотрение высокого уровня развития самосознания педагога как условия его успешной трудовой деятельности. Этот принцип тесно связан с идеями психологов-гуманистов о том, что самосознание обнаруживает подлинное Я человека, способствует самоактуализации, помогает разрешению личных проблем, избавлению от психологических травм, открывает новые жизненные горизонты. Реализуется данный принцип посредством:

  • содействия осознанию студентами значимости рефлексии для труда педагога; ознакомления их с приемами самопознания, с разными трактовками и аспектами исследования рефлексии;
  • ориентации студентов на самопознание в процессе обучения в вузе и за его пределами; выполнения тренинговых, игровых упражнений, а также ряда разработанных нами заданий на рефлексию учебных действий, познавательных психических процессов.

Наряду с этим мы используем схему самоанализа личности, составленную нами в соответствии с параметрами Я-концепции, представленными в шкалах семантического дифференциала.

Рассматривая Я-концепцию личности как интерпсихический и интрапсихиче-ский феномен, а, также принимая во внимание, выявленное в ряде исследований влияние особенностей Я-концепции педагога на характер его взаимодействия с учащимися и на эффективность его деятельности в целом, мы считаем целесообразным опираться в работе со студентами-педагогами на принцип формирования позитивной Я-концепции личности. Этот принцип находит свое выражение в том, что психолого-акмеологическая подготовка дает развернутое представление о Я-концепции, обозначает ее роль в самореализации личности, формирует установку на самопринятие. Позитивная Я-концепция формируется при положительном подкреплении как самом общем условии создания ситуаций успеха. Этому может содействовать любой преподаватель, способный и стремящийся к эффективному педагогическому общению, которое всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности. Положительно оценивая себя, студенты смогут не только лучше учиться, но и успешнее выполнять профессиональную деятельность, способствуя формированию позитивной Я-концепции у их будущих воспитанников.

Развитию у студентов способности к прогнозированию как особо важного для педагогической деятельности качества, а также обеспечению преемственности вузовской подготовки студентов и их будущей профессиональной деятельности содействует опора на принцип моделирования. В соответствии с деятельностным подходом формирование у студентов профессионально необходимых качеств предусматривает создание в ходе обучения ситуаций, воспроизводящих в моделируемой форме ее отдельные фрагменты. Разрешение возникающего при этом противоречия между требованиями, предъявляемыми осваиваемой профессией, и наличным уровнем их знаний и умений правомерно рассматривать как движущую силу развития студентов. Данный принцип реализуется и при ознакомлении студентов с моделями педагогической деятельности разных уровней продуктивности, сравнение которых помогает им сформировать свой образ-цель, направляющий их движение по пути освоения профессии.

Опора на принцип моделирования сближает акмеологический подход со знако-во-контекстным подходом к обучению в вузе [3], предусматривающим формирование профессиональных знаний и умений через предметную профессиональную деятельность, ее имитацию, разбор ситуаций, т. е. через предметную и социальную активность студентов. Принцип моделирования тесно связан с принципом целевого детерминизма (одного из базисных принципов гуманистической психологии, предполагающего изучение личности в аспекте ее ориентаций на будущее).

Учитывая современный перелом в развитии общества, представляется возможным включить в число принципов «развивающей помощи» и принципы ментальности, компенсации, конструктивной роли неудач.

Принцип ментальности означает содействие сохранению в структуре терминальных ценностей студентов высокой значимости таких ценностей, как познание, продуктивная жизнь, развитие, творчество, уверенность в себе. Данный принцип реализуется посредством убеждения студентов в том, что эти ценности дают наибольшее ощущение полноты и полезности жизни, чувство удовлетворенности ею.

Принцип компенсации состоит в замещении блокированных внешними обстоятельствами путей и способов самореализации иными способами, доступными и приемлемыми для человека, в формировании у него новых целей для сохранения надежд на будущее, поиска дополнительных возможностей для осуществления своих намерений, поддержания потребности в самоактуализации на высоком уровне.

Сущность принципа конструктивной роли неудач, связанного с представлением о развитии как многонаправленном изменении объекта, включающем процессы роста (приобретения) и упадка (потерь), состоит в том, что осознание неудачи и извлечение из нее уроков может и должно становиться предпосылкой личностного роста человека, а не возникновения патологических и социально неприемлемых форм поведения. Для этого важно рассматривать неудачи не как непреодолимые кризисные ситуации в жизни, но и видеть в них возможность приобретения нового опыта, мобилизации конструктивных сил человека.

В реализации вышеотмеченных принципов мы видим возможность формирования у студентов качеств, которые помогут им осуществлять в будущем поэтапное движение к высоким показателям в профессиональной деятельности. Их формирование основывается на сформулированном Л.С.Выготским положении о ведущей роли обучения в развитии психики, на понятии зоны ближайшего развития. Данные принципы определяют методологию разработки системы психолого-акмеологической подготовки студентов, распространяющейся преимущественно на область аудиторной работы с ними. Они дополняют общие дидактические принципы, находя свое отражение в целях, содержании, формах, методах работы со студентами и подчеркивая их активную позицию как субъектов учебной деятельности, обусловливая установление между ними и преподавателями субъектно-субъектных отношений.

Реализация названных принципов предусматривает соответствующую организацию всех блоков процесса подготовки студентов: целевого, содержательного, процессуального, контрольно-регулирующего.

В качестве главных целей психолого-акмеологической подготовки студентов мы выделяем следующие:

  • приобретение студентами знаний о функционировании и развитии психики;
  • повышение уровня информированности студентов в области психологии профессионализма;
  • выработку у студентов акмеологической установки на устойчивое саморазвитие в жизни;
  • укрепление позитивного отношения к избранной профессии, к себе и окружающим людям;
  • формирование у студентов-педагогов творческого отношения к труду, развитие их творческих способностей;
  • повышение уровня рефлексивной культуры студентов;
  • формирование у студентов желания и умения нацеливать их будущих воспитанников на достижение вершин в созидательной деятельности.

Целевой блок системы психолого-акмеологической подготовки будущих педагогов предполагает ориентацию студентов на достижение высоких результатов в учебной, а затем в профессиональной деятельности, на непрерывное самосовершенствование в жизни, привнося тем самым новое качество целей в их психологическую подготовку.

Важным аспектом содержательного блока психолого-акмеологической подготовки студентов, формируемого для реализации поставленных целей и отражающего современное состояние этих областей научного знания, является расширение знаний о сущности, детерминантах, стратегиях достижения акме, об уровнях продуктивности педагогической деятельности. Определяя категорию «акме» как высший уровень развития человека в жизни и рассматривая ее в качестве системообразующей категории психолого-акмеологического знания, к акмеологической тематике мы относим многогранную проблему прогрессивной и гуманистической самореализации личности; вопросы профессионализма и профессионализации личности; проблематику творчества; вопросы самопознания и саморазвития личности.

По мнению ряда исследователей, наиболее тесной является связь акмеологии с психологией развития и психологией личности. Исходя из того, что основная сфера самореализации взрослого человека - его трудовая деятельность, мы видим возможности установления связи профессиональной акмеологии с теми отраслями психологии, которые изучают особенности психики и поведения людей в разных видах профессиональной деятельности.

Возрастающая с годами ответственность, самостоятельность личности, а также обусловленность достижений взрослого человека «историей» его развития в предыдущие годы жизни, в частности, характером тех микроакме, на которые он поднимался раньше, делает правомерным включение акмеологической тематики в содержание курса возрастной психологии. Это предусматривает наряду с характеристикой особенностей психического развития в детском, подростковом, юношеском возрасте, составляющей основное содержание психологической подготовки будущих педагогов по данному курсу, также и анализ особенностей функционирования психики в период взрослости.

Достаточно тесной нам представляется связь педагогической психологии и ак-меологии образования (педагогической акмеологии). Развитие акмеологических идей в процессе преподавания педагогической психологии предполагает раскрытие сущности акмеологического подхода к исследованию педагогической деятельности и личности педагога. Этот подход, теоретически и экспериментально обоснованный Н. В. Кузьминой, заключается в выявлении особенностей эффективной педагогической деятельности (результаты которой в значительной мере обусловливают достижения учащихся в жизни), в характеристике уровней продуктивности педагогической деятельности, в анализе динамики профессионального развития педагога.

Широкое место в системе профессиональных знаний педагога принадлежит социально-психологическим знаниям. Синтез социальной психологии и акмеологии, в основе которого лежит многоплановая проблема влияния социума на самореализацию личности, содействует расширенному освещению вопроса о системе факторов и условий профессионального развития личности, включая в их число субъективно-объективные факторы (социальное окружение человека).

Активизация умственной деятельности студентов как важнейшее условие эффективности усвоения учебного материала достигается в значительной мере посредством создания на занятиях проблемных ситуаций. В соответствии с правилами управления процессом усвоения знаний в проблемной ситуации мы предлагаем студентам ряд вопросов-заданий, при поиске ответа на которые они открывают для себя что-то новое. Это позволит студентам использовать свои знания при анализе сходных явлений и в широком диапазоне условий действия.

Исходя из того, что любые методы, приводящие к положительным изменениям в личности, способствуют её развитию, к активным методам обучения мы относим и методы саморазвития личности. Учитывая связь самопонимания и саморазвития личности, в их числе мы используем методы самопознания. Также анализируем внутренние механизмы стилеобразования, методы самовоспитания, приемы саморегуляции, соотносимой с уровнем развития личности. Совершенствование у студентов умений самоорганизации наряду с контролем и оценкой деятельности составляет сущность контрольно-регулирующего блока подготовки будущих педагогов.

Учитывая зависимость достижений человека от его способностей и условий развития, следовательно, невозможность сформировать у всех студентов профессионально важные качества личности на одинаково высоком уровне, мы говорим преимущественно об их индивидуальной ресурсной успешности, сопоставимой с социально значимыми достижениями. Очевидно, что реализация формируемых предпосылок будет зависеть и от условий жизни и от деятельности выпускников вуза.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Степанова, Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии / Е.И. Степанова. - СПб. : Изд-во СПб АА, 1995. - 168 с.
  2. Деркач, А.А. Акмеология : учеб. пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. -СПб. : Питер, 2003. - 256 с.
  3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход : метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа , 1991. - 207 с.
  4. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. - СПб. : Политехника, 2002. - 189 с.
  5. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 2008. - 126 с.


Контактная информация: my-internet@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle