Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

14 Марта 2018 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: В.В. Клинов, Тарасова Любовь Викторовна, Т.В. Долматова

Методологические подходы к формированию профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов. Раскрыто содержание понятия «профессионально-педагогическая культура спортивного педагога» и выделены ее компоненты. Определены методологические подходы и принципы ее формирования. Представлены их особенности при формировании профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов.

Ключевые слова: спортивный педагог, культура, подход, принцип, профессионально-педагогическая культура, формирование.

Abstract

The article deals with the issues of professional training of future sports teachers. The content of the concept of a professional pedagogical culture of a sports teacher is disclosed and its components are singled out. Methodological approaches and principles of its formation are defined. Their features are presented in the formation of the professional and pedagogical culture of future sports teachers.

Keywords: sports teacher, culture, approach, principle, professional-pedagogical culture, formation.

В системе профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту повышение качества подготовки спортивных педагогов является приоритетным направлением. Будущий спортивный педагог должен осознавать свою ответственность за формируемую личность спортсмена.

Высокий уровень профессионализма спортивного педагога является ведущим условием организации учебно-тренировочной деятельности по избранному виду спорта на высоком организационно-методическом и практическом уровне. Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту и степень овладения ими различными умениями [3].

Тренеру важно знать, как организовать воспитательный и учебно-тренировочный процессы, сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и обеспечивать достижение высоких спортивных результатов.

Мастерство в воспитании и обучении юных спортсменов предполагает высокую степень развития педагогических знаний, умений и навыков. В случае если какой-либо компонент в структуре педагогической деятельности тренера развит недостаточно, то педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным [2].

Однако в практике спорта деятельность тренера, как правило, рассматривается очень узко. Выделяется только внешняя часть - руководство спортивной подготовкой.

Вместе с тем одной из важных составляющих мастерства спортивного педагога является его участие в формировании и развитии личности спортсмена.

Процесс формирования личности является сложной динамической системой, взаимодействие элементов которой обусловлено ведущей ролью и авторитетом тренера, влиянием внешней среды, состоянием спортсмена [6]. В связи с этим профессиональная деятельность тренера в данном процессе следует рассматривать как целенаправленную систему регуляции отношений и свойств личности, обусловленных основными формами жизни и деятельности воспитанника, выявления изменений в становлении личности и определения оптимальных способов воздействия на нее. Всё это предъявляет определенные требования к личностным качествам самого тренера и требует неуклонного роста его профессиональных компетенций.

В свою очередь формирование профессиональных компетенций происходит под влиянием общей культуры личности, культуры труда, культуры производства, педагогической культуры [5]. Всё вышесказанное определяет необходимость высокого уровня профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов, прежде всего, с точки зрения их профессионально-педагогической культуры.

По мнению В.А. Сластенина, «результатом педагогического образования является формирование у будущего учителя профессионально-педагогической культуры, представляющей собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познаний и гуманистических технологий педагогической деятельности» [4]. Однако данный феномен, отражая интегральную сущность личности педагога, ввиду отсутствия адекватной методологии исследования является описательным, что затрудняет разработку содержания и технологии ее формирования у будущих педагогов.

На основе анализа норм и ценностей, регулирующих отношения в педагогической деятельности, различных подходов к рассмотрению сущности профессионально-педагогической культуры, а также нравственного характера взаимоотношений в профессиональной деятельности мы определили профессионально-педагогическую культуру спортивного педагога как интегративное качество личности. Оно проявляется в сформированности потребностно-мотивационной сферы, включающей владение специалистом: совокупностью базовых ценностей и норм спортивной культуры; знаниями в области организации спортивной подготовки; умениями и навыками применения этих знаний в профессиональной деятельности, сформированными личностными качествами, определяющими культуру профессионального поведения специалиста, обеспечивающего достижение высоких спортивных результатов своих воспитанников.

На основании современных теоретико-методологических исследований в области педагогической деятельности в структуре профессионально-педагогической культуры спортивного педагога принято выделять ряд компонентов, необходимых для профессиональной деятельности спортивных педагогов. Среди них:

  • Потребностно-мотивационный - раскрывает наличие у будущего тренера мотивов, целей, потребностей в профессиональном обучении, формирование интереса к профессионально-педагогической деятельности.
  • Когнитивный - характеризует наличие у будущего тренера совокупности научных знаний из области теории и методики физической культуры и спорта, спортивно-педагогической деятельности.
  • Аксиологический - представляющий собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, служащая звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
  • Деятельностный - отражает владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает: не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике; способность будущего спортивного педагога предвидеть и прогнозировать развитие учебно-тренировочного процесса; воздействие данного процесса на спортсмена и результаты своей профессиональной деятельности.
  • Творческий компонент - предполагает наличие совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих моделировать свою деятельность, совершенствовать спортивную подготовку и индивидуальную программу развития спортсмена.

Все компоненты профессионально-педагогической культуры в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность будущего спортивного педагога. Овладение профессионально-педагогической культурой дает возможность каждому будущему тренеру, реализовать свой духовный, интеллектуальный, физический и спортивный потенциал, который позволит их воспитанникам максимально высоко проявить свои способности и добиться высоких результатов в избранном виде спорта.

Профессионально-педагогическая культура не может быть передана кому-либо в форме информации, она формируется в процессе рефлексии и преобразования собственного опыта самого студента, который осознанно занимает активную позицию, проявляет субъектность и субъективность при осуществлении профессиональной деятельности. Исходя из этого, руководствуясь теоретико-методологическими положениями, следует выделять культурологический, деятельностный и личностно ориентированный подходы в организации образовательного процесса будущих спортивных педагогов.

Одним из основных подходов в построении образовательного процесса является культурологический подход.

Методология культурологического подхода позволяет рассматривать проблемы педагогического образования в общекультурном контексте как интеграцию личности будущего педагога с общей и профессионально-педагогической культурой, как активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий [1].

Под культурологическим подходом принято понимать совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность, интересы и т.д. Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и воспитания. Культурологический подход способствует реализации совокупности теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности педагога в профессиональной деятельности. Данный подход способствует развитию духовной и нравственно-этической культуры будущего спортивного педагога.

Логика культурологического подхода основывается на признании профессионально-педагогической культуры системообразующим фактором становления будущего спортивного педагога. Наличие такой культуры позволяет педагогу погружаться во внутренний мир ребенка, изучать и диагностировать его, открывать перед ним новые горизонты.

Формирование профессионально-педагогической культуры на основе реализации культурологического подхода представляет собой целостный процесс поэтапного ознакомления студентов с содержанием культуры (культуры здоровья, жизнедеятельности, творчества, общения, поведения, культуры межличностных отношений и т.д.); усвоения ими определенной суммы профессиональных знаний; развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитания культурного поведения; использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни и создания на их основе и на основе приобретенного собственного культурного опыта программы саморазвития, самосовершенствования и сознательной работы над созданием образа тренера-профессионала.

Таким образом, культурологический подход к формированию профессионально-педагогической культуры способствует подготовке информированного, компетентного, осознающего себя в общекультурном контексте специалиста, готового продолжать образование и доносить свои знания и умения до воспитанников.

Реализация культурологического подхода должна осуществляться с помощью конкретизирующих его принципов. Исходя из многочисленных исследований (Крылова Н.Б., Краевский В.В. и др.), к основным принципам в рамках культурологического подхода можно отнести: принцип культуросообразности и принцип продуктивности.

Принцип культуросообразности обучения позволяет осуществить отбор базовых естественно-научных теорий, понятий, моделей и принципов, имеющих общенаучное значение, необходимых для формирования личности как целостного феномена, а также определить содержательные и операционные связи между различными учебными предметами для формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов, их личностной установки на необходимость сохранения и развития выработанных человечеством в процессе своего развития ценностей и норм. Принцип культуросообразности является одним из ведущих принципов в процессе становления профессионально-педагогической культуры.

Принцип продуктивности обучения ориентирован прежде всего на самостоятельную учебную, научную, практическую и культурную деятельность студента, направленную на поиск «продукта», который поможет эффективно организовать свою профессиональную деятельность. В результате своей деятельности студент должен составить персональную программу саморазвития и самосовершенствования в своей профессии.

Всякое личностное новообразование, в том числе и профессионально-педагогическая культура, формируется и проявляется в процессе деятельности, поэтому в качестве методологического основания формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов мы также использовали деятельностный подход.

Деятельность - это социальный процесс, в ходе которого человек творчески преобразует внешнюю и свою собственную внутреннюю природу, делая себя тем самым деятельностным субъектом, а осваиваемые ими явления природы - объектом деятельности. В процессе деятельности человек не просто взаимодействует с окружающей средой, а постепенно включает ее в состав материальной и духовной культуры. Развитие личности осуществляется в деятельности и общении. Эффективность развития определяется активным характером деятельности, основными признаками которой называют сознательность, самостоятельность, креативность.

Педагогическая деятельность - это творческая деятельность по воспитанию подрастающих поколений, самосозиданию, преобразованию других и самопреобразованию. Она обеспечивает основу самореализации, выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения [1].

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что усвоение содержания образования осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры. Процесс деятельности одновременно является и процессом формирования человеческих способностей [4].

Суть формирования профессионально-педагогической культуры, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность студента с преподавателем, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы поведения, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместная деятельность по активизации стремлений студентов к самосовершенствованию, поиск норм и законов в процессе деятельности составляет содержание процесса формирования профессионально-педагогической культуры. В процессе деятельности происходит овладение учащимися навыками и умениями использовать элементы профессионально-педагогической культуры.

Процесс формирования профессионально-педагогической культуры в аспекте деятельностного подхода опирается на необходимость проектирования, конструирования и создания ситуаций для активизации профессиональной деятельности. В целях объединения средств обучения и воспитания ситуации объединяются в единый комплекс, стимулирующий деятельность студента, направленную на самосовершенствование. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность студента во всей ее целостности и разносторонности и тем самым создавать условия для становления профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов.

Ситуация должна содержать в себе новизну, необычность, проблемные моменты, побуждать студентов к выдвижению целей деятельности. Необходимо включать задания, которые требуют проявления творческих способностей, анализа ситуации, сравнения, обобщения, инициируют возникновение потребностей и формирование мотивов профессиональной деятельности, требующей непрерывной рефлексии, творческого решения педагогических задач в единстве учебной, исследовательской и внеучебной деятельности. Также ситуация должна быть направлена на непрерывный поиск новых средств, методов, на активизацию активной жизненной позиции, направленной на обеспечение становления общекультурного развития и профессиональной готовности будущего спортивного педагога.

Основные положения деятельностного подхода обучения при формировании профессионально-педагогической культуры позволяют: а) осуществить обучение теоретическим знаниям и практическим умениям; б) овладеть общечеловеческими ценностями на основе их органической интеграции; в) раскрыть механизм освоения учебно-познавательной деятельности; г) определить предмет, цель, средства и результат деятельности преподавателя и студента, их взаимодействие и взаимообусловленность; д) применить субъект-субъектную основу взаимодействия преподавателя и студента при организации учебно-познавательной деятельности.

В рамках деятельностного подхода к основным дидактическим принципам можно отнести: принцип рефлексивности и спортивно-деятельностный принцип.

Принцип рефлексивности требует развития у студентов рефлексивного мышления, только при наличии которого и возможно эффективное формирование у них профессионально-педагогической культуры. Принцип рефлексивности способствует формированию таких свойств отношения, как смысловая наполненность и осознанность.

Рефлексивное обеспечение профессионально-педагогической культуры позволит студентам осмыслить то, что происходит, как они себя ведут в различных жизненных ситуациях. Особенно важным моментом в формировании профессионально-педагогической культуры является использование данного принципа в методологическом аспекте, сущность которого заключается в том, что при решении проблемы обучающиеся сталкиваются с затруднением в своей деятельности. Именно рефлексия в этом случае служит механизмом, который позволяет им найти средство решения в сложившейся ситуации.

Спортивно-деятельностный принцип обеспечивает предметно практическую направленность. Использование ценностей спорта является актуальным для профессионального совершенствования. Для этого следует использовать всё богатство спортивной деятельности. У студентов должны быть сформированы способы и приемы спортивной и познавательной деятельности. Они должны уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижений. Обучение спортивной деятельности предполагает, что каждый студент, чтобы обрести себя как личность, должен научиться применять полученные знания, одновременно осуществляя самоконтроль своих достижений, осваивать творческие способы решения спортивных и жизненных задач.

Реализация данного принципа поможет сформировать у будущих спортивных педагогов человекообразующую функцию, суть которой состоит в сохранении и воспитании человека, его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы и нравственности.

Ведущей тенденцией современной педагогической науки становится ее переориентация на развитие личности, обращение к мировоззренческим основам образования, возрождение гуманистической традиции, поэтому при формировании профессионально-педагогической культуры мы также использовали и личностно ориентированный подход.

Личностно ориентированный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Использование общих идей личностно ориентированного подхода при формировании профессионально-педагогической культуры будущего спортивного педагога осуществляется через реализацию следующих положений: 

а) создание комфортных условий для самореализации и самосовершенствования личности; б) создание ситуаций успеха, свободы выбора, диалога, рефлексии, состязательности, мыследействия, творческого поиска;

в) создание образовательно-развивающей среды для самопроявления и раскрытия личностного потенциала обучаемых, творческого обогащения субъектного опыта;

г) выработка личностного смысла учения, личностной позиции, индивидуального стиля и манеры поведения;

д) организация взаимодействия равноправных партнеров, объединенных одной целью при реализации жизненных планов и проектов; е) взаимосвязь теории и практики при ориентации студентов на мышление и действия творческого характера, самостоятельность в познании; ж) развитие способности к саморегуляции и самоуправлению; з) совместное составление индивидуальных программ саморазвития и самореализации воспитанников, определяя границы ближайшей и отдаленной перспектив роста и развития каждого.

В рамках личностно ориентированного подхода к основным принципам можно отнести: принцип субъектности и принцип ценностно-смысловой направленности.

Принцип субъектности предполагает приобретение установок, способов деятельности, освоение механизмов самоизменения и саморазвития не как чего-то внешнего, а как своих собственных, «выращенных» в процессе осмысления собственной деятельности.

Реализация данного принципа предполагает осознанное, активное, мыследеятельностное и событийное включение обучающихся в профессиональную деятельность. При формировании профессионально-педагогической культуры необходимо проектировать учебные ситуации, позволяющие студентам занимать позицию субъекта учебно-познавательной деятельности. Это позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества, сотворчества, фиксацию и развитие субъект-субъектных отношений.

Принцип ценностно-смысловой направленности отражает современные достижения гуманистической философии, психологии и педагогики личности и создает условия для обретения каждым студентом смысла своего учения и жизни, обогащенного общечеловеческими ценностями (здоровье, духовность, альтруизм, милосердие, доброжелательность, нравственность, патриотизм и др.). В связи с этим необходимо включить в процесс по формированию профессионально-педагогической культуры ситуации творчества, переживания, побудить каждого учащегося занять в нем активную позицию, поддержать волю, желание, ответственность, актуализировать физическое самовоспитание.

В заключение отметим, что вышеизложенные концептуальные основания, по нашему мнению, позволяют проектировать адекватную педагогическую технологию, направленную на формирование профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов.

Литература

  1. Бенин, В.Л. Нужна ли педагогике постнеклассическая методология? / В.Л. Бенин // Образование и наука. - 2014. - № 7 (116). - С. 115-133.
  2. Корх, А.Я. Тренер: деятельность и личность: учеб. пособие / А.Я. Корх. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 120 с.
  3. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство "Астрель"». - 2003. - 863 с.
  4. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Магистр, 2007. - 576 с.
  5. Федорова, С.Н. Профессиональная культура педагога / С.Н. Федорова // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 67-72.
  6. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: учебно-методическое пособие / А.М. Якимов. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 176 с.

References

  1. Benin, V.L. Whether pedagogy needs a postnonclassical metodology? / V.L. Benin // Education and science. - 2014. - No. 7 (116). - Pp. 115-133.
  2. Korh, A.Ya. Coach: Activity and Personality: Textbook allowance / A.Ya. Korh. - M.: Terra-Sport, 2000. - 120 p.
  3. Ozolin, N.G. Handbook of the coach: Science to win / N.G. Ozolin. - М.: Open Company "Publishing house 'Astrel'". - 2003. - 863 p.
  4. Slastenin, V.A. Pedagogy. Innovative activity / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - M.: Master, 1997. - 268 p.
  5. Fedorova, S.N. Professional culture teacher / S.N. Fedorov // Pedagogika. - 2003. - No. 3. - Pp. 67-72.
  6. Yakimov, A.M. Fundamentals of coaching skills: Educational-methodical manual / А.М. Yakimov. - M.: Terra-Sport, 2003. - 176 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle