Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Баскетбол

Рубрики: Спортивная наука

Методика совершенствования координационных способностей баскетболистов на основе моделирования условий соревновательной деятельности

Алексей Александрович Бондарь, соискатель, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
 
Аннотация
 
В статье рассматриваются вопросы организации и построения тренировочного процесса на основе моделирования условий соревновательной деятельности баскетболистов.
 
Ключевые слова: спортивная тренировка, специальная физическая подготовка, соревновательная деятельность.
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Методика тренировки в баскетболе, преследуя, прежде всего, цель тщательной отработки определенных технических приемов и тактических действий, концентрированного развития специальных физических качеств, не создает нужных условий для совершенствования психофизиологических характеристик, лежащих в основе формирования координационных способностей.
 
Общепринятые формы организации занятий, безусловно, включают и деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности, однако эти условия, как правило, бывают однотипными и в скором времени становятся привычными для занимающихся. В вероятностных ситуациях адаптация к условиям деятельности наступает довольно быстро, поэтому эффект спортивной тренировки определяется не только сложностью решаемых психомоторных задач, но и их новизной [!,2,З].
 
В современной теории спортивной тренировки методика совершенствования двигательных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание их природы, разноречивы данные о структуре и возрастных особенностях проявления, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены технологические особенности развития данного физического качества применительно к конкретным видам спорта.
 
Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у баскетболистов обусловливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
 
Для реализации поставленных задач в экспериментальной группе акцентировано моделировались условия соревновательной деятельности с использованием учебно-игровых компьютерных программ, и изучался опыт игры ведущих баскетбольных команд мира, применялся широкий комплекс разнообразных тренировочных средств в изменяющихся условиях. Спортсменам давались задания, способствующие совершенствованию их технико-тактической подготовки:
 
  • определить продолжение комбинации;
  • выявить приоритетность броска по кольцу или передачи партнеру;
  • прогнозировать перемещение игрока после передачи;
  • выбрать оптимальный вариант для броска;
  • найти наилучшее место для завершения атаки;
  • определить лучший вариант защиты при данной атаке;
  • выявить оптимальное расположение игроков для перехвата мяча;
  • оценить действия каждого игрока (конкретная ситуация) в защите;
  • оценить действий игроков в нападении.
Причем время, отведенное на выполнение задания, постепенно сокращалось.
 
Нами применялись «игры со свободой действий», предоставляющие баскетболистам право вести себя так, как они действовали бы в реальной обстановке. Предполагалось, что такое использование компьютерных игр стимулирует творческое начало, способствует совершенствованию тактического мышления на основе моделирования отдельных моментов в ситуациях, когда спортсмен выбирает продолжение игры в зависимости от знания им закономерностей развития взаимодействий игроков.
 
Каждая игровая ситуация, представляемая на экране монитора, описывалась в следующей последовательности: 1) ситуация; 2) действия игроков нападения; 3) действия игроков защиты; 4) сюжет игры; 5) задача.
 
Спортсмены должны были проанализировать и перечислить все возможные варианты с выделением наиболее оптимального варианта в данной ситуации. Тренер объявлял возможные варианты, обосновывал целесообразность их применения. Спорные мнения обсуждались со всеми спортсменами, разбирались лучшие варианты решений и ошибки.
 
За период исследования прослеживается рост преимущества испытуемых экспериментальной группы по уровням развития физических способностей, который мы связываем, в первую очередь, с существенным повышением координационных способностей, обусловливающих быстрые и точные двигательные действия.
 
В этой группе наиболее существенно (однопроцентный уровень значимости) изменились следующие показатели, которые наблюдались в вероятностных условиях: реакция выбора в условиях временной и альтернативной неопределенности - 11,0%, реакция выбора в неожиданных условиях - 10,2%, центральная задержка зрительно-моторной реакции - 11,7%, РДО - 12,3%. В контрольной группе изменение данных показателей менее выражено.
 
Предлагаемая нами методика существенно (однопроцентный уровень значимости) улучшила показатели дифференцирования мышечных усилий, пространственных и временных характеристик движений. В контрольной группе достоверно (пятипроцентный уровень значимости) изменились только показатели дифференцирования пространственных характеристик.
 
За период исследования у баскетболистов экспериментальной группы достоверно увеличилось (22,7%, р<0,05) количество атак, быстрых прорывов (94,1%, р<0,01), бросков по кольцу с различных позиций. В контрольной группе существенно увеличилось количество дальних бросков (12,6%, р<0,05).
 
У игроков экспериментальной группы существенно повысились показатели эффективности различных бросков по кольцу: дальние - 42,2% (р<0,01), с края - 28,6% (р<0,05), с линии - 27,6% (р<0,05), семиметровые - 13,4% (р<0,05). В этой группе достоверно повысилась эффективность позиционных атак (38,4%, р<0,01) и быстрых прорывов (29,6%, р<0,05).
 
В контрольной группе эффективность бросков по кольцу и результативность атак также несколько улучшилась, но эти изменения несущественны.
 
За период исследования баскетболисты экспериментальной группы достоверно улучшили показатели объема зрительного восприятия (18,0%, р<0,01), кратковременной зрительной памяти (46,4%, р<0,05), восприятия пространства (37,2%, р<0,05). Они существенно (29,0%, р<0,05) снизили порог мышечных ощущений. Показатели объема внимания и его переключения изменились достоверно: в экспериментальной группе -при однопроцентном уровне значимости, в контрольной группе - при пятипроцентном уровне.
 
Только у баскетболистов экспериментальной группы существенно улучшился (34,4%, р<0,01) показатель, характеризующий способность к поисковым действиям в условиях дефицита времени. Аналогичная закономерность выявлена и при анализе показателей оперативного мышления (9,0%, р<0,01).
 
ВЫВОДЫ
 
  1. Большинство показателей координационных способностей, особенно в локомоторных действиях, мало изменяются под влиянием традиционных средств и методов спортивной тренировки. Наиболее сложно формируется способность рационально действовать в вероятностных условиях.
  2. Ведущими чертами координационных способностей, обеспечивающих формирование «двигательного интеллекта», являются экстравертивность и экспромт-ность, во многом определяющие соревновательную результативность баскетболистов и предрасположенность к игровому взаимодействию.
  3. Экспериментальная методика развития координационных способностей с помощью учебно-игровых компьютерных программ отличается координационной сложностью, элементами новизны, характеризуется многообразием форм выполнения движений, включала задания по активизации работы отдельных анализаторов и регулированию контроля и самооценки различных параметров движений.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : науч.-метод. пособие / С.М. Гордон. - М. : Физическая культура, 2008. - 256 с.
  2. Елевич, С. Н. Динамика специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Елевич ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2004. - 27 с.
  3. Костикова, Л.В. Инновационная деятельность Российской Федерации баскетбола по повышению квалификации / Л.В. Костикова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 33-35.
Контактная информация: nina4588@rambler.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle