Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Спортивная гимнастика, Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Лалаева Елена Юрьевна

Методика повышения исполнительского мастерства гимнастов высокой квалификации

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по использованию методики повышения исполнительского мастерства гимнастов высокой квалификации.

Ключевые слова: сложные упражнения, элегантность, своеобразие, виртуозность, программа специальной двигательной подготовки.

ВВЕДЕНИЕ

Современная спортивная гимнастика характеризуется высоким уровнем сложности, оригинальности и динамичности движений. Однако сегодня можно утверждать, что больших успехов добивается тот гимнаст, у которого доминирует «эстетический» компонент исполнительского мастерства. [3]. Совершенно очевидно, что его необходимо формировать так же как и другие значимые навыки в гимнастике.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В исследовании приняло участие 20 гимнастов высокой квалификации (Мастера спорта, Мастера спорта Международного класса). Были сформированы экспериментальная и контрольная группы, по 10 человек в каждой.

Для оценки исполнительского мастерства был использован комплекс двух аспектов, разработанный в [1,2]. Первая группа аспектов, «техническое исполнение», характеризуется уровнем сформированности осанки, натянутостью ног и рук, устойчивостью, точностью движений рук и ног, законченностью движений, легкостью, слитностью движений. Вторая группа - «художественная» направленность определяет способность к выразительности, танцевальности, музыкальности. Поскольку критерии разрабатывались для девушек - гимнасток, а в наших исследованиях принимали участие юноши высокой квалификации, то вместо двух последних компонентов были использованы актуальные на сегодняшний день критерии элегантности, своеобразия и виртуозности.

В связи с этим, предполагается знание экспертами всех тонкостей не только техники упражнения, но и ощущений эстетического порядка.

Экспертная интегральная оценка предполагала оценивание комплексного применения признаков двигательной подготовки при выполнении упражнений и позволяла получить оперативную обратную связь обеих групп. Для обработки результатов использовался критерий знаков (Z).

Анализ полученной информации в ходе предварительного контроля позволил заключить, что статистически достоверных различий по показателям «художественной» направленности - элегантности, выразительности, своеобразия, виртуозности между группами не обнаружено. В частности, элегантность эксперты оценили в экспериментальной группе в пяти случаях, а в контрольной в трех случаях. Гимнасты, по мнению экспертов, выполняя упражнения, старались подражать тем, кто, по общему мнению, достиг этого, стремились усвоить их манеру исполнения. Однако выглядит это часто безвкусно и манерно. По мнению судей «элегантность» часто связана с темпераментом человека, определенными свойствами личности, характера, а также чертами внешнего облика, который иногда невозможно подражать.

Стало общепринятым, отмечая достоинство гимнастов, говорить о своеобразии, т. е. то чем запоминается один гимнаст от другого. По некоторым жестам или манерам можно узнать технику исполнения того или иного гимнаста

В общем, и в экспериментальной и в контрольной группах по сумме всех оцениваемых показателях статистические различия в исследуемых данных не существенны и не достоверны < Zst, Р > 0.05).

МЕТОДИКА

Нами была разработана методика повышения исполнительского мастерства для высококвалифицированных гимнастов. Подбор упражнений был обусловлен формой и характером движений, выполнение которых связано со сложившимися традициями в гимнастике, требованиями стиля. При разработке методики были учтены тенденции и технические требования современной стилистики выполнения сложных упражнений.

В соответствии с этим в методику включены две группы программ: первая группа - базовые упражнения: элементы классической хореографии, упражнения на середине, упражнения в партере; вторая группа - специализированные упражнения: средства на видах гимнастического многоборья.

Испытуемые экспериментальной группы использовали элементы методики ежедневно: в качестве разминки - упражнения в партере, элементы у опоры и на середине; в первом тренировочном занятии (тренировочного дня) - упражнения на видах гимнастического многоборья. Средства чередовались в соответствии с задачами тренировочного занятия.

Испытуемые контрольной группы занимались по стандартным программам совершенствования физического и технического мастерства. Педагогический эксперимент проходил в течение одного учебно-тренировочного года. Перерывы в занятиях по разработанной методике были в период соревновательных дней.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ результатов после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показал статистические различия по большинству регистрируемых показателей.

Подготовленность, определяемая по значениям критериев «технической» направленности характеризуется улучшением показателей устойчивости, законченности, легкости в экспериментальной группе (положительно изменились значения у трех гимнастов). В контрольной группе значения остались на прежнем уровне.

Что касается компонентов «точность движения ног и рук», «слитность», то результаты оценивания в обеих группах не изменились. По нашему мнению, это связано с техникой исполнением элементов вообще, так как эти признаки указывают в большей степени на биомеханическую правильность выполнения упражнения.

Показатели «художественной» направленности изменились следующим образом. Оценка «выразительности» повысилась у пяти гимнастов экспериментальной группы против одного в контрольной. У шести гимнастов экспериментальной группы положительно оценили «виртуозность», в контрольной группе показатели остались без изменения. «Элегантными» посчитали в экспериментальной и контрольной группах трех и одного гимнаста, соответственно. Гимнасты продемонстрировали высокий уровень зрелищного восприятия комбинации, что повлияло на экспертную оценку > Zst, 11>10).

В общем, в экспериментальной группе обнаружены статистически достоверные различия по показателям всех признаков исполнительского мастерства (Р<0,05).

В контрольной группе при обработке результатов фактически полученные значения меньше расчетного (Zst=10). Различия между исследуемыми показателями статистически недостоверны (Р>0.05).

ВЫВОДЫ

Формирование навыков исполнительского мастерства является частью системы в подготовке высококвалифицированных гимнастов. Считается, что хореографическими упражнениями необходимо заниматься девушкам, только потому, что у них есть такие виды многоборья как вольные упражнения и бревно, а для юношей понимание хореографии сводится лишь к «натянутым коленям и носкам». Результаты проведенных исследований убедительно показывают, что каждый гимнаст, который достиг этапа высшего спортивного мастерства и желает конкурировать на мировой арене должен использовать в учебно-тренировочном процессе разработанную методику, которая является эффективным средством повышения исполнительского мастерства при выполнении соревновательных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук / Борисенко С.И. - СПб., 2000. - 23 с.

2. Терехина, Р. Н. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко // Ученые записи университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 80-83.

Контактная информация: elena_lalaeva@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle