Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Физическая культура, Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Торунова Э. Л.

Методика формирования у студентов физкультурного вуза системно-целостного подхода к профессиональной деятельности в процессе практики

Методика формирования у студентов физкультурного вуза системно-целостного подхода к профессиональной деятельности в процессе практики

Методика формирования у студентов физкультурного вуза системно-целостного подхода к профессиональной деятельности в процессе практики

Ключевые слова: специалист, вузовский компонент, профессиональное самосовершенствование.

Государственным образовательным стандартом (ГОС-2000) [2] определен нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 022301 - «Физическая культура и спорт» при очной форме обучения 5 лет.

Устанавливается, что за этот период времени специалист по физической культуре и спорту подготовлен:

  • к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;
  • к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;
  • к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности» (ГОС).

Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Определены требования к организации практик. «Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста по физической культуре и спорту, должно обеспечить студентам возможность эффективного прохождения практик, предусмотренных настоящим образовательным стандартом: педагогической, профессионально ориентированной и по специализации.

Конкретное содержание практики зависит от специализации и определяется вузом. По каждому виду практики студенты-практиканты разрабатывают учебно-методическую документацию, предусмотренную программой практики» (п. 6.5 ГОС).

Реализация права вуза определять конкретное содержание практики это сложная учебно-методическая задача, требующая от вузовских специалистов разноплановых знаний, конструктивных методических умений, наличия современных профессиональных представлений и взглядов, знания специфики перечисленных видов деятельности, к которым должны быть подготовлены студенты.

В Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) в течение трех лет два вида практики проводятся по специально разработанным программам с формами отчетных материалов студентов для профессионально ориентированной практики (4-й курс) и практики по специализации (5-й курс) [11,13]. К этим программам составлены информационно-методические материалы «В помощь студенту-практиканту» для каждого вида практики [12, 14].

В процессе разработки программно-методических материалов учитывалось, что для повышения эффективности практики как учебной формы требуется методически обеспечить преемственность задач и должную степень усложнения и содержания, и структуры каждого вида практики по мере приобретения студентами образования.

Предполагается, что концептуальной основой современной конструкции практик могут быть следующие характеристики.

«Школьная практика» (3-й курс) обеспечивает профессиональную адаптацию на уровне «нормоло-гии» и на большом контингенте (Ю. В. Менхин, 2003). Программно и организационно жестко регламентированный педагогический процесс, достаточно хорошо методически обеспеченный, определяет целесообразность предпочтения репродуктивного уровня в профессионально-практической деятельности студентов. Данный вид практики может рассматриваться как модель профессиональной деятельности специалиста по физической культуре в учебных заведениях разного уровня.

Профессионально ориентированная практика в спортивной школе (СШ) или других учреждениях дополнительного образования спортивной направленности (4-й курс) предполагает знакомство студентов с системой современной организации работы СШ, обеспечивает их практическое включение в реальный педагогический процесс учебно-тренировочной деятельности в избранном виде спорта. Выявляются недостатки профессиональной подготовленности практикантов, намечаются способы их устранения.

На этом этапе целесообразно нацелить студентов на системно-целостный подход к профессиональной деятельности.

Модель такого подхода универсальна для осуществления профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту в самом широком диапазоне организационных форм.

Практика по специализации студентов-выпускников (5-й курс) должна ставить задачу закрепления системных представлений и системно-целостного подхода к профессиональной деятельности, акцентировать их внимание на особенностях профессиональной деятельности в спорте высших достижений, способствовать формированию необходимых практических умений.

Следует нацелить студентов на профессиональное самосовершенствование как значимый фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечить нужными для этого ориентирами.

Конкретная деятельность практиканта должна вписаться в целостный педагогический процесс, осуществляемый в той или иной организационной форме в конкретный период времени.

В профессиональной сфере специалисты в области физической культуры и спорта широко используют такие понятия, как система физического воспитания, система многолетней подготовки спортсменов, система соревнований, педагогическая система, система образования, система управления и т.п.

Очерчивая объект как систему, следует определить, насколько успешно удается в процессе обучения преподнести студентам ту или иную систему как целостную конструкцию и обеспечить подход к профессиональной деятельности с учетом её системного характера.

Каждая из включенных в ГОС дисциплин вносит свой вклад в профессиональное образование. Проблема в том, как научить студента воспользоваться этим богатством при решении конкретных профессиональных задач. Практика показывает, что знание современных научно-теоретических достижений не гарантирует их применимости в профессиональной деятельности. Проблема перевода студентов с уровня хорошего знания отдельных дисциплин на уровень развитой способности интегрировать знания и применять в соответствующих системных конструкциях требует специального методического внимания вузовских специалистов.

Методологической основой при разработке программно-методических материалов для практик студентов 4-го и 5-го курсов послужили фундаментальные работы отечественных ученых 80 - 90-х гг. прошлого века [1-3, 5-7, 9 и др.].

Они являются платформой для создания программно-методических материалов, нацеленных на

формирование у студентов системно-целостного подхода к профессиональной деятельности в период практик двух видов (профессионально ориентированной и по специализации).

В содержание заданий и формы отчетных методических материалов студентов заложена такая конструкция, которая предусматривает включение практиканта в многолетний процесс подготовки занимающихся спортом на конкретном этапе с учетом целей и логики этого процесса.

Обеспечивается это требованием к формулированию последовательной цепочки задач - от задач СШ, задач этапа обучения конкретного контингента в многолетнем аспекте, затем - в конкретном периоде годичного цикла, совпадающего с периодом практики, и до задач конкретного учебно-тренировочного занятия (в плане-конспекте). Формами отчетных материалов студентов предусмотрено обязательное перечисление средств и методов, выбранных для решения поставленных задач.

Ориентиром для конструирования студентами такой системной последовательности задач являются выдержки из современных теоретических, научных, методических источников и нормативно-правовых документов, на основе которых составлены отчетные методические материалы для студентов и методические разработки «В помощь студенту-практиканту».

Указанные методические разработки составлены как справочник, содержащий необходимые студенту материалы в форме таблиц, цитат, рисунков со ссылкой на современные источники информации.

Важно, что специально не предусмотрена привязка информации к тому или иному заданию отчетных материалов студента. Отобрать необходимую для выполнения того или иного задания информацию студент должен самостоятельно. Его задача - структурировать предложенную теоретическую информацию в конкретном практически прикладном интегрированном виде.

Относительно новым с методической точки зрения стало нацеливание студентов-практикантов на интегрированный целостный подход к педагогическому процессу путем уравновешивания требований к учету и проектированию (планированию) разных составляющих моделируемого педагогического процесса. В частности, требование обеспечивать постановку и решение задач обучения, развития и воспитания занимающихся и предусматривать соответствующие каждой задаче средства, методы, организационные формы.

В заданиях для практикантов выделено требование более четкого определения этапа обучения (ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование) в каждом конкретном случае.

Студентов нацеливают на необходимость обеспечивать педагогические воздействия в направлении не только физического, но и интеллектуального, и психического развития занимающихся.

Одной из задач практики является обогащение студентов знаниями перечня основных умений, определяющих их профессиональную подготовленность, и соответствующими умениями и приемами самодиагностики профессиональной компетентности.

В программы практик впервые включено задание студентам осуществить самоанализ и самооценку уровня своей профессиональной подготовленности и отразить результаты в отчетной документации.

В процессе профессионально ориентированной практики это предлагается сделать в ее конце с использованием анкеты контроля и самооценки профессионально значимых качеств, заимствованной из учебника «Психология физического воспитания» [4] и незначительно переработанной составителем программы практики.

Студентам-практикантам 5-го курса предлагается использовать «Квалификационную характеристику выпускника системы высшего физкультурного образования», научно разработанную современными учеными, занимающимися совершенствованием высшего физкультурного образования [5]. Она составлена на основе перспективных требований к выпускнику и требований ГОС. В данную конструкцию составителем программы практики внесены незначительные изменения и ей придана форма 1, позволяющая фиксировать уровни профессиональной компетентности по пятизначной шкале.

Данный методический подход к практике студентов ориентирован на повышение их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, на развитие потребности в самообразовании, в самосовершенствовании и после окончания учебы в вузе.

В практике по специализации выполнение студентами задания такой направленности предусмотрено дважды - в ее начале и в конце.

Выполнение этого задания решает целый ряд задач впервые:

  1. Студенты знакомятся с достаточно полным объемом требований к своей профессиональной компетентности, которые в той или иной форме будут иметь место и при оценивании их профессионализма в процессе будущей работы [6, 7 и др.].
  2. Методически обеспечивается возможность критической самооценки студентами конкретных профессиональных умений. Расширяются границы их представлений о характере и сложности профессиональной деятельности.
  3. Двукратное выполнение такого задания - до начала практики по специализации и в конце - позволяет в начале практики сориентировать практикантов на многоаспектность профессиональной деятельности и в той или иной степени обеспечивает возможность самоконтроля и самосовершенствования в приобретении конкретных (недостающих или недостаточных) умений.

В конце практики такой самоанализ позволяет выпускникам еще раз оценить уровень своей профессиональной подготовленности и определить степень эффективности проделанной на практике работы.

Предусмотрен краткий комментарий практиканта по результатам самодиагностики.

Данное задание с целью достижения наибольшего для каждого студента конкретного практического эффекта не предусматривает балльной оценки методиста, которая влияла бы на итоговую оценку и тем самым снижала объективность самооценки. Методистом контролируется лишь процесс своевременного выполнения задания.

Методисты-практики могут использовать данную форму для самостоятельной диагностики и оценивания уровня подготовленности каждого студента и делать это вне зависимости от результатов самодиагностики студентов-практикантов, что позволяет методистам конкретнее определиться в уровне подготовленности выпускников и отразить это в характеристике деятельности практиканта по итогам практики по специализации.

Перечисленными заданиями не ограничивается методическое обеспечение профессионально ориентированной практики и практики по специализации.

Не менее важным моментом для личностно-профессионального развития и формирования творческого, продуктивного отношения к профессиональной деятельности [10] является содействие в приобретении и совершенствовании студентами исследовательских диагностических и оценочных умений в изучении состояния и проблем профессиональной деятельности. Именно с учетом состояний, характера изменений, тенденций развития профессиональной деятельности возможно конструктивно и практически эффективно осуществлять ее [10]. 

Форма 1. Самооценка уровня профессиональных умений Фамилия И. О. специализация

Умения

Уровни

(в начале практики отметить знаком «+» и в конце знаком - «v»)

высокий

достаточный

затрудняюсь оценить

малый

минимальный

 

В программе практики по специализации предусмотрен целый ряд заданий такой направленности. При этом даются ориентиры: диагностику и анализ каких позиций следует осуществлять. 

Одновременно с этим при организации практики методистам следует предвидеть и методически предусматривать преодоление трудностей, связанных с объективными причинами. 

Так, следует учитывать, что реальный учебно-тренировочный процесс в СШ (на базах практики) редко протекает в полном соответствии с современными теоретическими конструкциями. Это объясняется тем, что в большинстве случаев внедрение современной теории и новых научных данных в реальную практику существенно запаздывает. Несоответствие практических реалий и освоенной студентами учебной информации неблагоприятно влияет на формирование их профессиональных взглядов. 

Бывает также, что передовой практический опыт в избранной сфере деятельности существенно опережает развитие теории. Методисты практики должны быть готовы к возможному расхождению теории и реальной практики и предусматривать формирование у студентов соответствующего отношения к таким вариантам. 

Обращая внимание студентов на диалектическую связь теории и практики, следует ориентировать их на выявленную ситуацию как на проблемное поле для будущей профессионально!преобразующей деятельности. Помочь студентам правильно сориентироваться в соотношениях современной теории и реальной практики – задача методистов. Принципиально важно учитывать, что процесс профессионального творчества в определенной степени ограничен рамками существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности в разных аспектах. 

В процессе практики студенты должны привыкнуть и при моделировании (планировании) и в реальной практической деятельности учитывать нормативно-правовые рамки. Для ориентации практикантов на решение этих вопросов предусмотрено выполнение заданий, оформление которых требует соответствующей информации. При этом студенты обеспечиваются информационно-методическим материалом, представляющим собой выдержки из нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность [6, 9].

Сформировать у студентов умение логически использовать современные методические материалы и нормативно-правовые документы, умение на практическом материале смоделировать системно-целостный подход к педагогическому процессу на базе полученной информации – такая задача была поставлена при написании программно-методических материалов (отчетных форм для студентов и информационно-методических материалов «В помощь студенту-практиканту»).

В частности, в информационно-методических материалах с первых страниц практикантам дается установка на необходимость обеспечивать поступательное развитие не только физических, но и духовных качеств занимающихся, развитие их познавательных способностей и интеллекта. Такая направленность подкрепляется мнениями ведущих ученых в сфере физической культуры и спорта (Л. П. Матвеева, Ю. В. Менхина, Ю. Ф. Курамшина и др.), высказываниями известных педагогов и психологов (В. В. Давыдова, Е. Н. Гогунова, Б. И. Мартьянова, Е. П. Ильина, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернер). Большая часть информации представлена в краткой форме: в виде схем, таблиц, определений и классификаций, удобных для практического использования.

Основная задача – оживить в памяти студентов теоретические позиции разных учебных дисциплин, освоенных ранее, и помочь интегрировать разнохарактерные знания для решения профессиональных задач.

Студентам предлагается список современных литературных источников, которыми они могут воспользоваться для углубленного теоретического осмысления практических проблем. В него входит литература по теории и методике физической культуры и спорта, психолого-педагогическая, информационно-справочная литература и документы, регламентирующие как процесс подготовки специалистов, так и деятельность спортивных школ и училищ олимпийского резерва.

Информационно-методические материалы составлены так, чтобы помочь студентам более свободно и уверенно оперировать формулировками, понятиями и категориями в профессиональной сфере деятельности.

Трехлетний период практического использования сконструированной методической системы обеспечивает поступательный характер личностно-профессионального развития студентов, но потенциал данной конструкции в полном объеме не исчерпан: требуется дальнейшая организационно!управленческая работа как с методистами, так и методистов со студентами. Осуществляться она должна не только в период практики, но и преподавателями специализации при подготовке к ней в рамках курса специализации

Такая работа организована отделом практики МГАФК в форме консультативных совещаний с методистами – преподавателями специализаций, специально оформленных заданий для выполнения в курсе специализации. Сконструированы такие задания по итогам анализа и выявленных систематических затруднений студентов в ходе проведенной практики.

Предложенные методические материалы – результат поиска таких методических подходов, при которых был бы возможен переход от фрагментарного разнообразия в практической деятельности практикантов к системно-целостному моделированию профессиональной деятельности и уже на этой основе – осуществление объективно ограниченной временем фрагментарной практической деятельности. Конкретная деятельность практиканта должна вписаться в целостный педагогический процесс, осуществляемый в той или иной организационной форме. Следует пояснить, что практика и 4-го, и 5-го курсов, организованная по новой методической системе, укладывается в определенные ГОС нормы времени.

Литература

  1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект)/ Ю. К. Бабанский. - М. Педагогика, 1982. - 192 с.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 022300 - «Физическая культура и спорт Квалификация - специалист по физической культуре и спорту». Министерство высшего образования РФ. - М. - 2000.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдов. - М. ИНТОР, 1996 - 544 с.
  4. ИльинЕ. П. Психология физического воспитания: учеб. для институтов и факультетов физической культуры/Е. П. Ильин. 2-е изд. - СПб. Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2000. - 486 с.
  5. «Квалификационная характеристика выпускника системы высшего физкультурного образования» /В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М Корнилов и др./Вестник учебных заведений физической культуры!. 2004 - № 1 (2). - С. 2 - 13.
  6. Нормативно-правовые и программные основы деятельности спортивных школ и училищ олимпийского резерва (информационный сборник) /Под общ. ред. Л. Б. Кофмана, составитель - В. Б. Бауэр// Комитет физ. культ и спорта Правительства Москвы. - М., 2002. - 160 с
  7. Паршиков А. Т Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование: монография. - М.: «Советский спорт», 2003. - 352 с.
  8. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /под ред. Ю. К Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
  9. Типовой план-проспект учебной программы! для ДЮСШ и СДЮШОР сб. официальных документов и материалов Госкомитета по ФКиС. -М., 2001. - №5. - С. 27 - 42.
  10. Торунова Э. Л. Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя: автореф. ...канд пед. наук. - Малаховка: МОГИФК, 1987. - 23 с.
  11. Торунова Э. Л. Профессионально-ориентированная практика сад дентов, обучающихся по специальности 022300 - «Физическая культура и спорт», специализации «Теория и методика избранного вида спорта». Ч. 1, Программа и отчетный материал студента. - Малаховка 2004. - 31 с.
  12. Торунова Э. Л. Профессионально-ориентированная практика сад дентов, обучающихся по специальности 022300 - «Физическая культура и спорт», специализации «Теория и методика избранного вида спорта». Ч. 2. Информационно-методические материалы. - Малаховка, 2004. - 35 с.
  13. Торунова Э.Л. Практика по специализации студентов, обучающихся по специальности 022300 - «Физическая культура и спорт», специализации «Теория и методика избранного вида спорта». Ч 1. Программа и отчетный материал студента. - Малаховка, 2004. - 31с.
  14. Торунова Э.Л. Практика по специализации студентов, обучающихся по специальности 022300 - «Физическая культура и спорт», специализации «Теория и методика избранного вида спорта». Ч. 2. Информационно-методические материалы. - Малаховка, 2004. - 31с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle