Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Спортивный туризм

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Алексеева Ольга Владимировна

Методика формирования компетенций с помощью проблемных ситуаций профессиональной сферы спортивно-оздоровительного туризма

Ольга Владимировна Алексеева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Спортивно-оздоровительный туризм как вид профессиональной деятельности имеет ряд особенностей, и характеризуется проблемными ситуациями. В связи с этим цель данной работы - обобщить методику применения проблемных ситуаций профессиональной деятельности при формировании у студентов компетенций на теоретических занятиях по дисциплине «Основы спортивно-оздоровительного туризма». В работе характеризуются типы проблемных ситуаций применяемых в учебном процессе при обучении студентов. В статье представлена методика формирования профессиональных компетенций в рамках проведения теоретических занятий по дисциплине «Основы спортивно-оздоровительный туризм». Раскрывается последовательное планирование содержания теоретического материала, и обосновывается взаимосвязь профессиональных компетенций с видами профессиональной деятельности сферы спортивно-оздоровительного туризма.

Ключевые слова: профессиональная компетенций, проблемная ситуация, спортивно-оздоровительный туризм, теоретическая подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p10-16

METHODS FOR DEVELOPMENT OF COMPETENCIES USING THE PROBLEM SITUATIONS IN THE PROFESSIONAL FIELD OF SPORTS AND HEALTH TOURISM

Olga Vladimirovna Alexeeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Sports tourism as has an appearance of professional activity a number of features, and is characterized by problem situations. In this, regard the purpose of this work - to generalize a technique of application of problem situations of professional activity when forming at students of competences on theoretical classes in discipline of "A basis of sports tourism". The paper presents types of problem situations used in a learning process of teaching students. The article explains a technique to make professional competencies in a framework of theory classes in subject "Fundamentals of sports and health tourism." The author grounds succession planning of the content for a theoretical material and describes relationship between developed professional competencies and professional activities in sports and health tourism.

Keywords: professional competence, problem situation, sports and health tourism, academic training.

При организации процесса обучения студентов с помощью проблемных ситуаций на теоретических занятиях использовались следующие подходы: применение жизненных фактов и примеров по спортивно-оздоровительному туризму, требующих теоретического объяснения (например, почему необходимо использовать определенные виды снаряжения и учитывать его особенности в туристских походах и другое); побуждение студентов к анализу (наглядный пример изучения различных модификаций рюкзаков позволяет проанализировать студентам их выбор и лучшие качественные характеристики для профессиональной деятельности); формулирование предположений и постановка задач учит студентов исследовать, анализировать, сравнивать и формулировать выводы [1].

Одной из форм проявления теоретической составляющей подготовки в сфере спортивно-оздоровительного туризма, на наш взгляд, является наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных способностей. Например, владение аналитическими умениями позволяет получать знания на практике, как в спортивной подготовке, так и туристской деятельности. Прогностические умения позволяют студенту ставить конкретные цели и овладевать умениями целеполагания. Проективные умения выражаются в конкретном планировании действий по самовоспитанию и саморазвитию в будущей профессиональной деятельности. Рефлексивные действия важны при осуществлении контрольно-оценочной деятельности, в первую очередь направлены на себя и свою деятельность, необходимую в будущей профессии [5].

В связи с этим овладение на теоретических занятиях по курсу обеспечивалось через:

1) знания-знакомства - на занятиях предлагалось уточнить свойства туристских ресурсов для проектирования тура;

2) знания-копии - для построения трассы маршрута студенты должны знать физико-географическую характеристику территории;

3) знания-умения при составлении меню знать нормы продуктов на человека в день;

4) знания-трансформации - развивается способность решать практические задания при проектировании, дискуссии, составлении и конструирования тренировочного процесса.

В ходе этого ставилась задача сформировать у студентов систему необходимых профессиональных компетенций, и воспитать у них потребности к систематической познавательной деятельности. В связи с этим при организации занятий ставилась задача планирования профессиональных задач [2].

Разрабатывая методику формирования, исходили из того, что она должна обеспечивать развитие и саморазвитие студента и осуществляться с учетом индивидуальных особенностей личности. Методом корреляционного анализа у 30 студентов, выбранных случайным образом, выявлялась взаимосвязь между формируемой профессиональной мотивацией и изучаемой дисциплиной на стадии обучения. В таблице 1 отражены результаты опроса, где Pa<0,05 достоверное различие. Опрос проводился по шкале от 0 до 5 баллов.

Таблица 1

Результаты выявления взаимосвязи между формируемой профессиональной мотивацией и дисциплиной «Основы спортивно-оздоровительного туризма» (n=30)

п/п

Ответы студентов на вопросы по выявлению профессиональной мотивации во время обучения

х ± Sx

Pa

1

Данный предмет должен быть таким, чтобы его изучение имело отношение к получаемой профессии

4,9±0,1

>0,05

2

Изучение данного предмета дает мне возможности узнать много важного, ценного для получаемой мною профессии

4,7±0,1

<0,05

3

На занятиях по данному предмету иногда жалею о том, что выбрал данный факультет и пришел сюда учиться

2,6±0,1

>0,05

4

Благодаря данному предмету стал лучше разбираться в тонкостях моей будущей профессии

4,6±0,1

<0,05

5

Задания по предмету развивают способности, черты характера, необходимые в получаемой профессии

4,3±0,1

<0,05

6

Примеры, приводимые преподавателем на занятиях, не вызывают у меня желания применять их в получаемой профессии

2,6±0,2

>0,05

7

Многое из того, что требуется на занятиях по предмету, не пригодится в получаемой профессии

2,7±0,2

>0,05

8

На занятиях по данному предмету начинаю лучше понимать значимость получаемой профессии в жизни общества и для меня лично

4,5±0,2

<0,05

9

Если бы данный предмет исключили из учебного плана, то моя профессиональная подготовка не стала бы хуже

2,3±0,1

>0,05

10

Задания по предмету не делают получаемую профессию более привлекательной для меня

2,6±0,2

>0,05

11

Данный предмет является одним из главных для успешной подготовки к будущей профессии

4,9±0,1

<0,05

12

С трудом представляю использование знаний по данному предмету в получаемой профессии

2,5±0,2

<0,05

13

На занятиях по данному предмету у меня иногда возникают мысли о том, что вряд ли смогу овладеть получаемой профессии

2,8±0,1

<0,05

14

На занятиях по данному предмету имею возможность представить и проявить себя в роли будущего специалиста

4,2±0,2

>0,05

15

Занятия по данному предмету значительно повысили мой интерес к получаемой мной профессии

4,0±0,1

>0,05

16

Задания, выполняемые по предмету, приводимые преподавателем примеры не имеют отношения к получаемой профессии

2,5±0,1

>0,05

17

Изучение данного предмета дает мне возможность в будущем достичь значительных успехов в работе по получаемой профессии

4,7±0,1

<0,05

Как следует из таблицы, студенты считают, что данная дисциплина является важной для успешной подготовки к будущей профессии.

Методика формирования профессиональной мотивации включала составление теоретических заданий, предусматривающих самостоятельную поисковую работу студентов. На основании этого, в содержании лекций, осуществлялся подбор и формулировка вопросов для диспутов и разбора «профессиональных ситуаций», направленных на решение проблемных ситуаций сферы спортивно-оздоровительного туризма [2]. При этом к числу функций управления познавательным процессом студентов были отнесены информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая.

В технологии формирования репродуктивного опыта деятельности кроме лекций и письменных работ были включены тестовые задания для самостоятельной работы, учитывающие направление специализации и индивидуальные способности студентов [4]. На наш взгляд, это позволяло в полной мере оценить качество усвоенного учебного материала. За критерий формирования опыта репродуктивной деятельности была принята способность студента воспроизводить полученные знания, использовать способы и приемы, которые оценивались при выполнении зачетных работ.

При организации опроса на теоретических занятиях от студентов требовалось:

  • знание пройденной темы;
  • приобретенные умения по структурированию изученного материала;
  • умение выделять главное и давать обоснованное заключение по пройденному материалу;
  • правильная постановка вопросов;
  • умение связывать учебный материал дисциплины с будущей профессионально-практической деятельностью, трудовыми операциями и проблемными ситуациями [3].

Для развития способности к доказательственному мышлению использовались следующие формы работы со студентами: проводилась защита рефератов с презентацией, организовывались дискуссии по различным проблемам со специалистами профессиональной деятельности, в написании курсового проекта «Туристская услуга «поход»».

Методически обоснованные способы создания проблемных ситуаций могут быть найдены только в том случае, если преподавателю известны закономерности их возникновения, которые сформулированы в психолого-педагогических исследованиях в виде типов проблемных ситуаций. В связи с этим при отборе содержания темы курса необходимо учитывать обозначенные профессиональные компетенции в ФГОС ВПО по направлению подготовки в структуре видов профессиональной деятельности и функциональных обязанностей (таблица 2).

Таблица 2

Пример распределения обозначенных профессиональных компетенций ФГОС ВПО

и видов профессиональной деятельности Тема «Питание в туристском походе»

КомпетенцииЗнатьуметь, владеть
Педагогическая деятельность

ПК - 4 способность определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям индивида в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности

Нормативные требования к составлению меню для туристов

Уметь составлять меню для туристов, владеть навыками разработки цикличного питания на маршруте и в различных климатогеографических условиях

организационно-управленческая

ПК - 26 способность конструировать и продвигать комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия

Требования к предоставлению питания

при обслуживании

туристов на маршруте

Уметь составлять циклы обслуживания питания на

маршруте, владеть навыками предоставления питания на маршруте, владеть навыками планирования раскладки питания туристов на маршруте

научно-исследовательская
ПК -31 способность использовать современные методы исследования проблем сферы рекреации и туризма;Методы исследования по изучению проблем питания на маршруте в спортивно-оздоровительном туризмеУметь проводить исследования питания в походах, владеть навыками изучения происходящих процессов при предоставлении или организации питания на маршруте

В таблице 3 представлен пример разработки решения задач профессиональной деятельности, применяемых на теоретических занятиях в аудитории.

Таблица 3

Пример составления проблемных задач по теме дисциплины «Спортивно-оздоровительный туризм»

Тема (направления содержания профессиональной деятельности)

Проблемные задачи

Компетенции

Тема 1. Питание в туристском походе

З 1 - зная о том, что в поход необходимо комплектовать продукты питания, определите, какое количество необходимо взять для обслуживания 8-ми человек в походе на 3 дня;

З 2 - самостоятельно изучив литературу, обосновать значимость питания для туриста в походе и дайте характеристику его с позиции категорийности маршрутов;

З 3 - в чем различия составления меню для групп сложного похода на 10 дней и некатегорийного похода для группы детей.

З 4 - составьте меню для группы студентов, отправляющихся в поход на 10 дней по маршруту 1-й категории сложности в Восточные Саяны в сентябре;

З 5 - оформите решение задач, используя информационные технологии, представьте в виде устного доклада и презентации

ПК 4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 19, 26, 27, 28, 29, 31, 34

Тема 2



Тема 3



Таблица 4

Конструирование профессионально-операционального компонента

На примере: Тема 1. Питание в туристском походе

Компетенции

Задача

Примерное содержание профессиональных функций

ПК - 4 - способность определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям

индивида в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности

З 1

1. используя таблицу суточных норм питания для туристов, должны составить меню на 8 человек на 3 дня;

2. учитывая, что неизвестно какого возраста туристы, планировать среднесуточное потребление взрослого человека;

3. оформить письменно и обосновать меню, количество продуктов питания на поход/

ПК - 5 - способность на практике внедрять инновационные технологии туристских и рекреационнооздоровительных услуг во всех типах учебных заведений, в туристско-рекреационных и санаторнокурортных учреждениях

З 1

1. разработать меню для различных типов туристско-рекреационных и санаторно-курортных учреждений;

2. составлять на компьютере меню;

3. разработка меню с использованием программного продукта сферы туризма (выполнить расчет).

ПК -11 - способность использовать мультимедийные технологииЗ 1

1. использовать компьютерные программы для расчета калорийности при составлении меню;

2. оформить разработанное меню, выполнив расчет на компьютере

ПК 26 - способностью разрабатывать туристский продуктЗ 1

1. выполнять планирование услуги питания при разработке туристского продукта «Поход»;

2. разработка программу обслуживания с обоснованием разработанной услуги питания;

3. обосновать презентацию услуги питания на маршруте с использованием мультимедийного оборудования.

и другие выделенные компетенции в решении задач

Педагогическая цель состоит не столько в закреплении знаний, сколько в моделировании составляющих особенностей профессиональной деятельности, для осуществления которой нужно развивать способности обучающихся [5]. Для достижения различных педагогических целей необходимы и различные варианты учебно-практических задач на занятиях. Будущий выпускник должен быть готов выполнять нетиповые задачи профессиональной деятельности. Как показал анализ литературы, недостаточно изучено применение задачного подхода при подготовке студентов в сфере спортивно-оздоровительного туризма. Поэтому выбор задач, которые будут использоваться при обучении, должен определяться преподавателями (таблица 4).

Как следует из таблицы, при конструировании таких задач необходимо компетенции интегрировать c будущими функциональными обязанностями профессиональной деятельности и выполнять подбор методов направленных на их формирование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева, О.В. Содержание и требования к профессиональной подготовке студентов в сфере спортивно-оздоровительного туризма / О.В. Алексеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 7-12.
  2. Алексеева, О.В. Анализ содержания высшего профессионального образования для туристско-спортивной сферы услуг / О.В. Алексеева // Европейский журнал социальных наук. -2012. - № 8 (24). - С. 65-83.
  3. Росенко, С.И. Спортивно-оздоровительный сервис: от специализации к магистерской программе / С.И. Росенко, В.Г. Велединский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 91-97.
  4. Соломин, В.П. Социально-исторические предпосылки применения гуманитарных технологий в области физической культуры / В.П. Соломин, А.Е. Митин, В.В. Ермилова // Ученые записки университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 137-143.
  5. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 5 (87). - С. 160-163.

REFERENCE

  1. Alekseeva, O.V. (2013), “Content and requirements for professional training of students in sports and health tourism”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2013, No. 6, Vol. 100, pp. 712.
  2. Alekseeva, O.V. (2013), “Analysis of higher education content for tourist and sports service industry”. European Social Science Journal. Riga-Moscow, 2012, No. 8 (24), pp. 65-83.
  3. Rosenko, S.I., and Veledinsky, V.G. (2010), “Sports and health services: from a specialist field to a master's program”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2010, No. 1 (59), pp. 9197.
  4. Solomin, V.P., Mitin, A.E. and Yermilova, V.V. (2012), “Socio-historical preconditions of applications of humanitarian technologies in the field of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 137-143.
  5. Chistyakov, V.A., and Rudenko. G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 160-163.

Контактная информация: o_vtor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle