Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

21 Февраля 2017 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: К.Е. Лукичев

Место статистического инструментария в механизме государственного управления организациями, осуществляющими спортивную подготовку

Аннотация

В статье приведен анализ действующих на сегодняшний день в Российской Федерации механизмов сбора и обработки статистических данных в системе Минспорта России, внедренных для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации об общественных процессах в Российской Федерации.

Ключевые слова: статистика, Минспорт России, государственное управление, физическая культура, спорт, нормативы, анализ, статистические данные, спортивные организации.

Abstract

The article presents the analysis of existing today in the Russian Federation of mechanisms of collection and processing of statistical data in the system of the Ministry of sport, introduced to implement a unified state policy in the sphere of official statistical accounting aimed to meet the information needs of the state and society in complete, authentic, scientifically based and timely official statistical information about social processes in the Russian Federation.

Keywords: statistics, Ministry of Sport, public administration, physical culture, sports, standards, analysis, statistics, and sports organizations.

Сегодня изучение и анализ количественной стороны общественных отношений неразрывно связано с их качественным содержанием, т.е. количественная размерность не существует без качественной определенности. Теория статистических методов нацелена на решение реальных задач, поэтому в ней постоянно возникают новые постановки задач анализа статистических данных, развиваются и обосновываются новые методы, также отмечается и все возрастающая роль современных информационных технологий, в частности, компьютерный эксперимент [1].

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» в свою очередь раскрывает термин «система государственной статистики». Так под данным понятием законодатель закрепил государственную федеральную информационную статистическую систему, представляющую собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических и административных данных, формируемую на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающую формирование из такой информации информационных технологий и технических средств [2].

Необходимо отметить, что указанный закон был принят 29 ноября 2007 г. и за время его действия в него лишь один раз вносились незначительные изменения, связанные с уточнением понятий. Закон был разработан в соответствии с п. 31 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2005 год, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.04.2005 № 355-р, и Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р [3].

Также особую роль для развития международной статистики и статистической науки в целом играл и играет до настоящего времени Международный статистический институт. Развитие международной статистики осуществлялось в рамках статистического органа Лиги Наций - Секции экономики и финансов. Ею были разработаны практические основы системы показателей международной статистики, сформулированы принципы и рекомендации для единообразного исчисления национальными статистическими органами таких показателей. На основе рекомендаций Лиги Наций и других международных организаций в 30-е годы прошлого века начали издаваться международные статистические ежегодники и бюллетени с информацией по странам с выведением в ряде случаев мировых итогов, что стало основой реальной международной статистики [4].

В целях реализации Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р (ред. от 16.08.2016) [5] утвержден Федеральный план статистических работ. Этим же распоряжением федеральным органам исполнительной власти (в том числе и Мин-спорту России) вменялось в обязанность обеспечить выполнение работ по формированию официальной статистической информации.

Во исполнение Федерального плана статистических работ Росстатом 30 декабря 2015 г. выпускается приказ № 674 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку» [6].

В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, Росстат утвердил представленную Министерством спорта Российской Федерации годовую форму федерального статистического наблюдения № 5-ФК (сводную) «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Минспорта России, и ввел её в действие с отчета за 2015 год.

С введением указанного приказа по статистическому инструментарию был признан утратившим силу действовавший ранее приказ Росстата от 26 декабря 2013 г. № 500 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку».

Структура сведений по организациям, осуществляющим спортивную подготовку, представлена в следующем виде:

Раздел I. Число организаций.

Раздел II. Численность занимающихся.

Раздел III. Численность занимающихся по программам спортивной подготовки.

Раздел IV. Спортивные разряды, спортивные звания.

Раздел V. Занимающиеся - кандидаты в спортивные сборные команды России.

Раздел VI. Всероссийские спортивные соревнования.

Раздел VII. Международные спортивные соревнования.

Раздел VIII. Тренерский состав. Раздел IX. Административные работники и специалисты.

Раздел X. Спортивные сооружения. Раздел XI. Сведения о численности и оплате труда работников.

Раздел XII. Финансовая деятельность организаций.

Также приказом от 30 декабря 2015 г. № 674 утверждаются и указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-ФК (сводной). Так, годовую форму федерального статистического наблюдения № 5-ФК (сводную) «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку» заполняют юридические лица, осуществляющие спортивную подготовку, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности:

  • образовательные организации дополнительного образования - «Детско-юношеские спортивные школы» (ДЮСШ);
  • образовательные организации дополнительного образования - «Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва» (СДЮШОР), входящие в Перечень физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) слово «Олимпийский»;
  • организации профессионального образования -«Училища (колледжи, колледжи-интернаты, техникумы) олимпийского резерва» (УОР), входящие в Перечень физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) слово «Олимпийский»;
  • физкультурно-спортивные организации, в том числе «Центры спортивной подготовки» (ЦСП), Центры подготовки спортивного резерва (ЦПСР), Центры олимпийской подготовки (ЦОП), Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), Центры физической культуры и спорта (ЦФКС), Академии спорта, Академии физической культуры и спорта и прочие организации, не являющиеся образовательными, одной из задач которых является осуществление спортивной подготовки на этапах высшего спортивного мастерства и совершенствования спортивного мастерства;
  • другие организации (помимо ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ЦОП, ЦСП), которые могут быть представлены в федеральном статистическом наблюдении по форме № 5-ФК (сводной) и должны обладать следующими признаками: подготовкой кандидатов в члены спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и сборных команд Российской Федерации (основные цели и задачи таких организаций); регулярным участием в соревнованиях различного уровня для достижения вышеуказанных целей; осуществлением своей деятельности при наличии соответствующей лицензии на образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта; дополнительным предпрофессиональным программам дополнительной общеобразовательной программы; программам спортивной подготовки по виду спорта в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки.

Следует отметить, что для организаций, осуществляющих работу исключительно с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями, подача статистической информации осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Росстата от 03.11.2015 № 524 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по адаптивной физической культуре и спорту», утвердившего форму федерального статистического наблюдения № 3-АФК [7].

Форма предусматривает направление информации по следующим разделам:

Раздел I. Физкультурно-оздоровительная работа.

Раздел II. Спортивные сооружения, приспособленные к занятиям инвалидов.

Раздел III. Финансирование адаптивной физической культуры и спорта.

Раздел IV. Развитие видов спорта.

Раздел V. Спортивное мастерство среди инвалидов.

Годовую форму федерального статистического наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» заполняют юридические лица, осуществляющие деятельность по адаптивной физической культуре и спорту (объединения, учреждения, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; образовательные учреждения дошкольного, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования; дома, дворцы молодежи и школьников; дома и дворцы культуры; спортивные сооружения, имеющие статус юридического лица; физкультурно-спортивные клубы инвалидов; организации и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и другие организации и объединения, проводящие физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с инвалидами).

Форма № 3-АФК составляется за прошедший календарный год по данным на конец года. При составлении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта представляют заполненную форму № 3-АФК в Министерство спорта Российской Федерации до 10 февраля в отпечатанном виде, подписанную руководителем, заверенную печатью соответствующего органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации.

В организациях, в которых инвалиды и лица с ограниченными возможностями составляют часть контингента, контингент инвалидов и лиц с ограниченными возможностями учитывается в форме федерального статистического наблюдения № 3-АФК, остальной контингент показывается в форме федерального статистического наблюдения № 5-ФК (сводной).

Приказом Росстата от 08.12.2014 № 687 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту» утверждена представленная Министерством спорта Российской Федерации годовая форма федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Минспорта России [8]. Форма введена в действие с отчета по состоянию на 31 декабря 2015 года.

В свою очередь форма № 1-ФК (годовая) включает в себя следующие разделы:

Раздел I. Кадры.

Раздел II. Физкультурно-оздоровительная работа.

Раздел III. Спортивные сооружения.

Раздел IV. Финансирование физической культуры и спорта.

Раздел V. Развитие видов спорта.

Раздел VI. Спортивное мастерство.

Также приказом от 08.12.2014 № 687 утверждены два приложения: «Методика расчета единовременной (нормативной) пропускной способности (ЕПС)» и «Методика расчета фактической загруженности и мощность спортивных сооружений».

Следует отметить, что 10 октября 2014 г. выходит еще один приказ Росстата за № 606 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку». Данным приказом утверждается еще одна представленная Министерством спорта Российской Федерации годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Минспорта России [9].

Форма № 2-ГТО (годовая) наполняется информацией в соответствии со следующей структурой: Раздел I. Кадры.

Раздел II. Организационная работа.

Раздел III. Численность населения, принявшего участие в выполнении нормативов комплекса ГТО.

Как мы видим, на сегодняшний день в системе Мин-спорта России сбор статистических данных по отрасли происходит на основании требований четырех самостоятельных нормативных правовых источников:

  • Приказ Росстата от 30.12.2015 № 674 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку»;
  • Приказ Росстата от 03.11.2015 № 524 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по адаптивной физической культуре и спорту»;
  • Приказ Росстата от 08.12.2014 № 687 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту»;
  • Приказ Росстата от 10.10.2014 № 606 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку».

Обращает на себя внимание и тот факт, что издание всех четырех актов состоялось во временной промежуток чуть больше года. При этом представляется, что разработка и утверждение единой формы отчетности для субъектов спортивной отрасли позволила бы сократить административную нагрузку при подготовке отчетов. Также необходимо отметить, что информационный портал http://gov.sportsovetnik.ru/ содержит информацию, пополняемую исключительно данными из форм № 5-ФК, что делает ее неполной для конечного пользователя.

Во исполнение пункта 12 «Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» от 27.10.2014 г. № Пр-2508 Министерством спорта Российской Федерации были разработаны рекомендации по организации статистического наблюдения и получения достоверных статистических данных, используемых при формировании федеральной статистической отчетности в сфере физической культуры и спорта. Целью разработки рекомендаций стало оказание практической помощи работникам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; специалистам органов местного самоуправления, а также юридическим лицам, в том числе общественным организациям, осуществляющим деятельность по физической культуре и спорту, при осуществлении первичного учета сведений, используемых при формировании федеральной статистической отчетности в области физической культуры и спорта.

Согласно указанным рекомендациям, сводные отчеты по формам федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта по субъекту Российской Федерации формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта по представлению органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований.

Также рекомендации дают ссылку на Закон Российской Федерации от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» [10] и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, которыми установлены меры ответственности за нарушение правил подачи статистической информации.

В заключение следует отметить, что роль статистики в управленческих процессах неоценима, прежде всего из-за того, что статистика всегда выступает необходимым и эффективным инструментом управления конкретной сферой общественных отношений.

На любом уровне управления - от общегосударственного и регионального вплоть до уровня отдельных муниципальных образований - для принятия объективно обусловленных управленческих решений необходима полная и достоверная статистическая информация. Статистика, реализуя свой функционал через сбор, систематизацию и анализ сведений, характеризующих состояние развития спортивной отрасли, играет роль главного поставщика точных и бесспорных фактов для управленцев, принимающих решения.

Благодаря статистическим данным идет накопление всесторонней характеристики объектов управления в динамике, сбор характеристик сложившейся экономической конъюнктуры, состояния спортивной и социальной сфер. Именно статданные позволяют оценить уровень и качество внедрения программных мероприятий в жизнь, определить проблемные и недоработанные направления, выявить основные тенденции развития отрасли, что позволит правильно и оперативно скорректировать и перегруппировать финансовые и иные ресурсы, выявить внутренние резервы и достигнуть заявленных целей.

Литература

  1. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., ИНФРА-М, 2011.
  2. Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6043.
  3. Собрание законодательства РФ, 14.11.2005, № 46, ст. 4720.
  4. Новикова, Н.А., Тарасова, М.А. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (постатейный). Подготовлен для системы «Консультант Плюс», 2012.
  5. Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, № 20, ст. 2383.
  6. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192247/
  7. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188912/
  8. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172006/
  9. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129646/
  10. Ведомости СНД и ВС РФ, 09.07.1992, № 27, ст. 1556.

References

  1. Raizberg, B.A., Lozovskiy, L.Sh, Starodubtseva, E.B. Modern dictionary of Economics. - 6th ed., rev. and extra. -M., INFRA-M, 2011.
  2. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 03.12.2007, no. 49, article 6043.
  3. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 14.11.2005, no. 46, article 4720.
  4. Novikova, N.A. Tarasova, M.A. Commentary to the Federal law of 29.11.2007 no. 282-FZ "On official statistical accounting and state statistics system in the Russian Federation" (itemized). Prepared for the system "Consul'tant Plus", 2012.
  5. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 19.05.2008, no. 20, article 2383.
  6. Electronic resource: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192247/
  7. Electronic resource: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188912/
  8. Electronic resource: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172006/
  9. Electronic resource: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129646/
  10. Vedomosti SND and VS RF, 09.07.1992, no. 27, article 1556.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle