Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Керлинг

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Любарская Э. В., Дашинорбоев В. Д.

Концептуальные особенности проблемы формирования интереса к занятиям керлингом


Важной тенденцией в современном спорте является увеличение количества его направлений, развитие новых видов спортивной деятельности. Особым фактором развития в России новых спортивных дисциплин, в частности кёрлинга, считается включение данной спортивной игры в программу зимних Олимпийских игр.

Реализация олимпийских перспектив российского кёрлинга во многом зависит от роста числа занимающихся в результате формирования интереса к виду спорта.

В широком спектре спортивных игр, к которым может формироваться интерес современной молодежи, особое место должны занимать новые виды спорта, например, керлинг, относительно недавно включенный в программу зимних Олимпиад. Несомненно, что исследование способов формирования интереса молодежи к новым игровым видам спорта также является актуальной задачей научного познания и имеет ключевое значение для практики.

При наличии высокого интереса к кёрлингу в олимпийском движении в России о кёрлинге знают ограниченное число специалистов.

Таким образом, вышеизложенное предполагает проведение фундаментального исследования, направленного на формирование интереса к керлингу, основанного на изучении структуры интереса к данному новому для России виду спорта, теоретическую разработку и экспериментальное обоснование системы построения педагогических воздействий, теоретический и практический аспект которых до настоящего времени недостаточно разработан в спортивной педагогике.

Можно утверждать, что формирование интереса к кёрлингу проходит стадии познавательной потребности, затем склонности как внутренней предрасположенности к деятельности в кёрлинге и далее стадию устойчивого интереса-склонности к кёрлингу. При этом проблема заключается в том, что теоретической базы формирования интереса к занятиям кёрлингом, включающей в себя специфику отношения к данному новому для России олимпийскому виду спорта не существует. Организация исследования по заявленной проблеме предусматривала несколько этапов. Первый этап был посвящён изучению приоритетной направленности общего интереса к занятиям новым игровым видом спорта - кёрлингом. В анкетном опросе приняло участие 100 респондентов в возрасте от 17 до 25 лет, представляющих города: Санкт-Петербург, Москва и Вологда, занимающихся кёрлингом. Стаж их занятий кёрлингом - от 1 до 3 лет. Большинство опрашиваемых - студенты высших учебных заведений или закончившие учебу в вузе, т.е. имеющих высшее образование. Подавляющее большинство игроков пришло в кёрлинг из других спортивных игр и из легкой атлетики.

В предлагаемой анкете респондентам необходимо было отметить приоритетную направленность своего интереса к занятиям кёрлингом.

Предлагались следующие варианты приоритетной направленности интереса:

  • рекреационно-оздоровительная направленность;
  • рекреационно-спортивная направленность;
  • углублённо-спортивная направленность;
  • организационно-судейская и инструкторско-тренерская направленность;
  • профессионально-прикладная направленность;
  • зрелищно-развлекательная направленность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения данной задачи исследования изучались общие направления интереса молодежи к занятиям керлингом.

Результаты исследования структуры интереса к кёрлингу у занимающихся в возрасте 17-25 лет, полученные с использованием анкетного опроса, представлены на рисунке 1.

Анализ представленных данных обнаружил определенные различия в направленности интереса к занятиям керлингом, что позволяет сделать некоторые обобщения. Как видно из рисунка 1, в опрашиваемой группе из числа респондентов 29,5% в качестве приоритетной направленности интереса назвали рекреационно-оздоровительное направление, проявляющееся в интересе к укреплению здоровья и расширению возможностей для активного отдыха посредством включенности в данный игровой вид спортивной деятельности.

Вместе с тем, 22,7% занимающихся в качестве приоритетной назвали рекреационно-спортивную направленность интереса, проявляющуюся в интересе к занятиям видом спорта в качестве спортсмена-любителя.

18,2% респондентов в качестве приоритетной указали направленность на овладение навыками ведения организационно-управленческой, судейской, а также инструкторской и тренерско-преподавательской деятельности в сфере избранного вида спорта.

29,5% респондентов в наибольшей степени привлекает перспектива достижения высокого уровня спортивного мастерства в виде спорта с получением статуса спортсмена высшей квалификации и участием в официальных спортивных соревнованиях национального и международного уровней.

Следует отметить, что в качестве приоритетного направления интереса в овладении керлингом респондентами не были выбраны профессионально-прикладное и зрелищно-развлекательное направления. Данные направления реализации интереса занимающиеся используют только в качестве дополнительной сферы интереса к игровому виду спорта.

В ходе исследования удалось выявить, что основная часть респондентов (70,4%) в качестве приоритета в занятиях керлингом обозначили только одно направление интереса и лишь 29,6% опрошенных выделили второе, дополнительное направление. Причем 15,9% в качестве дополнительной сферы интереса при овладении игровым видом спорта видят для себя организационно-судейское и тренерско-преподавательское направления. Это является свидетельством того, что интерес к занятиям керлингом имеет ярко выраженное це-леполагание.
 


 

Рис. 1. Структура приоритетной направленности интереса к занятиям керлингом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты позволили установить, что интерес к занятиям кёрлингом у занимающихся имеет следующую приоритетную направленность: - рекреационно-оздоровительная направленность, проявляющаяся в интересе к приобщению к физкультурно-спортивной деятельности посредством занятий избранным игровым видом спорта (с целью укрепления здоровья и расширению возможностей для «активного» отдыха);

  • рекреационно-спортивная направленность, проявляющаяся в интересе к включению в сферу любительского спорта (участие в спортивной подготовке и в спортивных соревнованиях в качестве спортсмена-любителя);
  • организационно-судейская и инструкторско-тренерская направленности, проявляющиеся в интересе к овладению навыками ведения организационно-управленческой, судейской, а также инструкторской и тренерско-преподавательской деятельности в сфере избранного вида спорта;
  • углублённо-спортивная направленность, проявляющаяся в интересе к достижению высокого уровня спортивного мастерства в виде спорта (участие в специализированной спортивной подготовке и в официальных соревнованиях национального и международного уровня).
Вышеизложенное позволяет выделить группы занимающихся в соответствии с выявленной приоритетной направленностью интереса к занятиям кёрлингом



ЛИТЕРАТУРА

  1. Задворнов, К. Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта. / К. Ю. Задворнов // Теория и практика физической культуры, 1999. - № 12. - С 17-22.
  2. Задворнов, К. Ю. Структура и содержание деятельности Федерации кёрлинга России: Лекция / К. Ю. Задворнов, Е. В. Егоркина; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 38 с.
  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин. - СПб., 2000.- 512 с.
  4. Немов, Р. С. Психология. / Р. С. Немов. - М., 1995. - 576 с.
  5. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. / К.К. Платонов. -М., 1986.
  6. Пономарев, Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. / Н.И. Пономарев. - СПб., 1996 - 284 с.
  7. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001 - 2005 годы)». Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: Документы и материалы (1999 - 2002 годы). - М.: Советский спорт, 2002. - С. 188-194.
  8. Фетисов, В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации. / В. А. Фетисов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - №1. - 2003. - С. 2-4.
  9. Яхонтов, Е. Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / Е. Р. Яхонтов. - СПб., 2002 - 151 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle