Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Другое

Концепция ОЦП

ОДОБРЕНА
 
решением консультативного совета
по инвестиционной политике при
Правительстве Кировской области
от 08.06.2010 № 3
 
УТВЕРЖДЕНА
 
распоряжением Правительства
Кировской области
от                             №     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
«Развитие физической культуры и спорта в Кировской области» на 2011-2013 годы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области

 
Основным направлением государственной политики в сфере развития спорта согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является создание условий для повышения качества жизни населения, включая развитие человеческого потенциала через системные преобразования, улучшающие качество социальной среды и условия жизни людей.
Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта – создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.
Данная цель будет достигнута благодаря развитию системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания и повышению конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Стратегической целью развития Кировской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее – Стратегия), одобренной постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 «О принятии Стратегии социально – экономического развития Кировской области на период до 2020 года» (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432), является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.
Приоритетными целями Стратегии являются развитие физической культуры и спорта для обеспечения жителям области гарантий доступности к развитой спортивной инфраструктуре, развитие новых видов спорта, направленных на формирование гармоничной личности, физически и духовно здорового молодого поколения, а также повышение конкурентоспособности спортсменов Кировской области на всероссийском и международном уровне.
При этом реализация государственной политики в сфере спорта должна осуществляться с учетом задач, закрепленных в Стратегии, - формирования зон опережающего развития и опорного каркаса социальной сети. Инфраструктура физической культуры и спорта должна формироваться на основе опорного каркаса социальной сферы Кировской области.
В настоящее время в сфере физической культуры и спорта Кировской области сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом проблем, в том числе системных, которые составляют основу для разработки задач и мероприятий.
Общее количество спортивных сооружений с 2002 по 2009 год сократилось на 1,7% (до 2511 единиц). При этом высочайшая степень морального и физического износа спортивных сооружений статистикой не учитывается. По оценкам специалистов управления по физической культуре и спорту Кировской области, до 90% спортивных сооружений на сегодняшний день значительно изношены и не соответствуют современным требованиям к оснащенности объектов спортивным инвентарем и проведению соревнований.
Поэтому, несмотря на возросшие к 2009 году на 9,6% относительно уровня 2002 года общие цифры пропускной способности (65185 человек), реальный уровень оказания социальных услуг в сфере физической культуры и спорта постоянно снижается.
Эти проблемы вызваны, в первую очередь, недостаточным финансированием сферы физической культуры и спорта. Несмотря на тенденцию к увеличению бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем бюджетных расходов на сегодняшний день далеки от оптимальных.
 Средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на одного жителя Кировской области в год, за последние два года возросла более чем в четыре раза и составила в 2009 году 297,0 рублей. Однако эти показатели минимум в три раза ниже, чем у регионов-лидеров Приволжского федерального округа (далее – ПФО) и более чем в 2,5 раза ниже среднероссийского уровня.
Так, согласно информационно-аналитическому бюллетеню состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации на 01.01.2009 расходы в Республике Татарстан на физическую культуру и спорт составляли 970,7 рубля на человека, в Нижегородской области - 910,9 рубля на человека, а в Республике Марий Эл – 1721,7 рубля на человека. В среднем по России финансирование физической культуры и спорта на одного жителя составляет 820,6 рубля.
Важным является вопрос повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта. С учетом снижения численности населения Кировской области снижение показателей обеспеченности населения кадрами некритично. Так, количество штатных физкультурных работников снизилось с 2592 до 2404 человек с 2002 по 2009 год (снижение на 7,2%). При этом на сегодняшний день системная работа по развитию методологии спорта и кадрового потенциала практически не осуществляется, а существующий размер оплаты труда не мотивирует работников на достижение высоких результатов.
81,9% физкультурных работников имеют высшее и среднее специальное физкультурное образование. Свою квалификацию они повышают в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и на курсах повышения квалификации в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет». В связи с недостаточным финансированием учреждений физкультурные работники не имеют возможности повышать свою квалификацию на факультетах подготовки и переподготовки кадров высших учебных заведений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (далее – Минспорттуризм России), что не позволяет своевременно изучать, осваивать современные спортивные методики подготовки спортсменов на разных этапах спортивной подготовки.
Во многом проблема развития кадрового потенциала связана с несовершенством существующей системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта и низким размером заработной платы.
Указанные проблемы приводят к неудовлетворительным результатам подготовки спортсменов в Кировской области. В частности, с 2002 по 2005 год в среднем в области нормативы мастера спорта сдавали по 50 человек в год. В 2009 году их количество сократилось почти в три раза (18 человек).
Соответствующее количество мастеров спорта международного класса за аналогичный период сократилось ещё значительней – в пять раз. В 2009 году мастером спорта международного класса стал лишь один спортсмен.
Одной из наиболее серьезных проблем, препятствующей развитию спорта в Кировской области, является несовершенство действующей системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта.
Реализация единой государственной политики невозможна в связи с разорванностью вертикальных и горизонтальных связей между управлением по физической культуре и спорту Кировской области, общественными организациями в сфере спорта, учебными заведениями, подведомственными департаменту образования Кировской области, а также органами власти на местном уровне.
На начало 2010 года в Кировской области спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми, подростками и молодежью осуществляют 57 спортивных школ и детско-юношеских клубов по физической подготовке, при этом 52 учреждения подведомственны департаменту образования Кировской области, и лишь 5 – управлению по физической культуре и спорту Кировской области, что создает сложности в реализации единой политики в сфере спорта.
Не разработаны нормативы обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем для объектов спортивной инфраструктуры.
Не ведется системная работа по сотрудничеству с общественными организациями, политическими партиями в вопросах развития физической культуры и спорта.
На сегодняшний день не внедрена необходимая для управления отраслью система мониторинга и контроля деятельности муниципалитетов и подведомственных учреждений в сфере физической культуры и спорта. Финансирование видов спорта на сегодняшний день не находится в строгом соответствии с массовостью и результативностью проводимых мероприятий.
Работа по привлечению частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта, так же как и работа по взаимодействию с бизнесом для популяризации спорта, на сегодняшний день осуществляется несистемно.
Одним из ключевых моментов решения указанных проблем должно стать внедрение системы показателей для оценки эффективности деятельности ведомственных и других спортивных организаций, а также спортивных федераций по развитию физической культуры и спорта и использованию спортивных объектов.
Остро стоит проблема низкой информатизации сферы физической культуры и спорта. На сегодняшний день практически не используются компьютерные базы данных для изучения динамики развития спортсменов, отсутствует система электронного документооборота, нет компьютеров и модемов для работы с электронной почтой, мессенджерами и voip-телефонией (Скайп). Степень использования информационных технологий близка к нулю, что отрицательно влияет на оперативность управления.
Другой важной проблемой является низкое число занимающихся спортом в области. Статистика свидетельствует, что в настоящее время Кировская область значительно отстает даже от менее развитых субъектов Российской Федерации. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в области, не превосходит 17%, тогда как в Республике Башкортостан этот показатель равен 30,6%, в Республике Марий Эл – 28,8%, в Чувашской Республике – 23,9%.
При этом рост показателя в последние годы не должен вводить в заблуждение, он достигается исключительно за счет сильной убыли населения и уменьшения общего количества жителей в Кировской области.
В 2009 году лишь половина (51,6%) учащихся общеобразовательных школ были охвачены спортивными секциями и группами оздоровительной направленности, созданными в школах и клубах по месту жительства.
В высших учебных заведениях ситуация аналогична: всего треть (33,9%) студентов высших учебных заведений занимается в спортивных секциях и группах. Постоянно сокращается число занимающихся в клубах по месту жительства, с 2004 по 2009 год их количество уменьшилось на 32,6% (до 17852 человек).
Одной из причин малого количества занимающихся является то, что традиционные виды спорта (лыжные гонки, легкая атлетика) не являются привлекательными для молодежи в силу моды на более современные виды спорта: сноуборд, скейтинг, би-эм-икс, артистик-слалом, спидскейтинг. Однако в области полностью отсутствует соответствующая инфраструктура.
Популяризация занятий физической культурой и спортом также сегодня сталкивается с инфраструктурными ограничениями: в области практически нет спортивных сооружений современного уровня, отсутствуют спортивные залы, оборудованные для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в большинстве сооружений отсутствует возможность размещения зрителей.
На сегодняшний день в Кировской области есть муниципальные районы, в которых отсутствуют современные плоскостные спортивные сооружения для организации занятий физической культурой. Пожилые люди, дети-сироты и дети из малообеспеченных семей не имеют возможности посещать платные спортивные секции и частные спортивные сооружения, что в отсутствие бесплатной альтернативы фактически лишает их возможности заниматься физической культурой и спортом.
Среди проблем развития спорта высших достижений сегодня можно выделить уже обозначенную ранее проблему нехватки спортивной инфраструктуры соответствующего уровня, отсутствие современной методологической базы и современного медицинского обслуживания, неразвитость системы отбора и подготовки спортивного резерва, а также несовершенство системы проведения областных соревнований, которые сегодня, как правило, проводятся не в виде регулярных чемпионатов, а в виде разовых мероприятий.
Развитие массового спорта, в свою очередь, требует решения проблемы низкого количества занимающихся спортом, отсутствия массовых программ физкультурно-оздоровительных занятий для граждан старшего возраста, недостаточной популярности среди молодежи идеи о необходимости занятий физической культурой и спортом и ведения здорового образа жизни, а также отстраненности государственной политики от современных популярных у молодежи экстремальных видов спорта.
Так, в 2009 году было проведено 220 спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе 165 чемпионатов и первенств области по 49 видам спорта, однако количество зрителей и болельщиков было недостаточным для решения задачи популяризации. Необходимо значительно повышать уровень и зрелищность проводимых мероприятий, чтобы они стали инструментом пропаганды спорта.
Отсутствие для большинства граждан возможности систематически заниматься физической культурой и спортом стало одной из причин серьезного ухудшения здоровья населения, когда не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. В Кировской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом привлечены лишь 16,8% от населения области.
Состояние здоровья населения Кировской области на сегодняшний день является серьезным сдерживающим фактором регионального развития и развития человеческого потенциала, снижает возможности самореализации человека и конкурентоспособность области в межрегиональном пространстве.
Согласно стратегическому видению к 2020 году сфера физической культуры и спорта области будет представлять территориально распределенный комплекс качественных оздоровительных услуг, позволяющих каждому жителю области реализовать свои интересы и выбрать наиболее удобную ему форму физического развития и поддержания активного долголетия.
Развитие инфраструктуры вместе с доступностью услуг в сфере физической культуры и спорта безусловно отразится на повышении качества жизни населения области и окажет значительный социальный эффект.


2.Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 
Проблемы развития спорта и физической культуры носят крупномасштабный характер, затрагивают всё население Кировской области. Решение указанных проблем является приоритетом государственной политики, оказывает существенное влияние на социальное благополучие общества, позволит значительно повысить качество жизни населения и предотвратить дальнейшую деградацию здоровья.
Решение этих проблем в связи с их комплексным характером не может заключаться в одностороннем развитии, например, инфраструктуры спорта без соответствующих изменений в системе государственного управления, системе подготовки спортсменов. Эти изменения должны быть логичны, последовательны, взаимоувязаны и согласованы по времени.
Человеческий капитал – главный ресурс социально-экономического развития региона. Решение задачи повышения качества человеческого капитала на территории Кировской области имеет межотраслевое значение, охватывая практически все сферы деятельности населения.
Проблемы развития спортивной инфраструктуры носят межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра. Решение ряда проблем будет осуществляться через механизм взаимодействия с Минспорттуризмом России в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы».
Очевидно, что эти проблемы не могут быть устранены в краткосрочной перспективе, для их решения требуется четкая последовательность действий, увязывающая в единую систему цели, задачи, мероприятия, ресурсы, а также предусматривающая систему контроля за достижением поставленных целей и задач.
В рамках указанных требований и ограничений наиболее подходящим способом является программно-целевой метод, позволяющий максимально учесть все установленные требования. Целесообразность применения программно-целевого метода определяется также высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов развития инфраструктуры спорта, определяющими их часто низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного финансового участия государства в их реализации.
Без использования программно-целевого метода будет крайне затруднительно обеспечение прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования в соответствии с выявленными проблемами, препятствующими дальнейшему развитию физической культуры и спорта.


3.Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

 
Для достижения генеральной цели Стратегии необходимо концептуальное изменение подхода к развитию отрасли.
Без использования программно-целевого метода будет крайне затруднительно обеспечение прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования в соответствии с выявленными проблемами, препятствующими дальнейшему развитию физической культуры и спорта, что приведет к усугублению проблем, обозначенных в разделе 1 настоящей Концепции.
Отказ от использования программно-целевого метода бюджетного планирования отрасли приведет к ухудшению ситуации в сфере физической культуры и спорта, к дальнейшему ухудшению общего состояния здоровья населения, к снижению качества жизни населения Кировской области.
 


4.Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

 
Выделяются три варианта решения существующих проблем в сфере физической культуры и спорта Кировской области: инновационный, консервативный и инерционный.
Первый вариант (инновационный) – целевой сценарий, предусмотренный Стратегией. Согласно Стратегии особое внимание при реализации инновационного сценария должно уделяться качеству жизни, так как для развития инновационной экономики необходим соответствующий человеческий ресурс. Развитие комфортной и безопасной среды проживания, обеспечение высокого качества оказания социальных услуг становятся приоритетными.
Развитие сферы физической культуры и спортав рамках инновационного сценария будет осуществляться сразу по четырем направлениям: «Модернизация системы государственного управления», «Развитие инфраструктуры», «Развитие массового спорта» и «Развитие спорта высших достижений». Общий объем финансирования максимальный из всех вариантов и составляет 1916,29 млн. рублей.
Устойчивая конструкция развития, основанная на согласованной работе по указанным выше направлениям, обеспечит долгосрочную положительную динамику показателей здоровья, повышение качества жизни населения. В долгосрочной перспективе Кировская область становится одним из лидеров ПФО по основному показателю, характеризующему развитие в сфере физической культуры и спорта. Показатель, отражающий долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, догоняет лидеров по показателю финансирования на одного жителя области.
В результате модернизации системы государственного управления повышается управляемость, появляется возможность проведения единой политики в сфере спорта, увеличивается скорость и обоснованность принимаемых решений, повышается эффективность бюджетных расходов, качество обслуживания населения.
Происходит концентрация ресурсов в потенциальных точках роста Кировской области. Создаются благоприятные условия для развития малого бизнеса, работающего в направлении физической культуры и спорта, за счет государственной пропаганды здорового образа жизни.
Улучшаются результаты в спорте высших достижений, при подготовке спортсменов используются современные методики обучения. Тренерский состав проходит переподготовку с привлечением ведущих методистов страны. Останавливается процесс миграции талантливых спортсменов в другие регионы Российской Федерации.
Достигаются требуемые Стратегией показатели в сфере спорта, Кировская область полностью ликвидирует отставание от регионов-лидеров в ПФО в сфере физической культуры и спорта по показателю «доля занимающихся физической культурой и спортом», улучшаются спортивные результаты спортсменов.
Второй вариант (консервативный) характеризуется концентрацией усилий органов исполнительной власти области только на реализации в Кировской области нескольких крупных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, - строительстве крытого катка для занятий фигурным катанием, 50-метрового плавательного бассейна, физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях без изменений в системе государственного управления отраслью. Объемы финансирования отрасли при реализации этого варианта составляют 1915,2 млн. рублей, или 99,9% от первого варианта.
Все средства, предусмотренные на поддержку спорта, направляются на реализацию данных проектов, происходит обновление основных фондов в сфере физической культуры и спорта, концентрация ресурсов и спортивной инфраструктуры в опорных точках социальной сети Кировской области. Процессы оптимизации в сфере спорта тем не менее будут тормозиться неэффективностью сложившейся управленческой системы.
Увеличится общее количество занимающихся физической культурой и спортом. Достичь показателей регионов-лидеров ПФО не удастся вследствие низкой эффективности государственного управления отраслью. Доступность занятий физической культурой и спортом для большей части населения повысится, однако качество подготовки спортсменов останется неизменным.
Произойдет незначительное улучшение результатов в спорте высших достижений в тех видах спорта, инфраструктура которых получит наибольшее развитие. Однако серьезное отставание в методологии физической культуры и спорта, спортивной медицине не позволит занять планируемых Стратегией позиций.
Третий вариант (инерционный) предусматривает дальнейшее продолжение существовавших ранее трендов в сфере физической культуры и спорта без активного создания новой инфраструктуры.
Не выделяются приоритетные виды спорта, поддержка спортивных федераций осуществляется в рамках сложившихся трендов. Объемы финансирования в рамках этого варианта минимальны и составляют около 180 млн. рублей за все время реализации Программы.
Не происходит изменений в системе государственного управления спортом, инвестиции бизнеса в сферу физической культуры и спорта незначительны. Физический и моральный износ инфраструктуры в лучшем случае фиксируется на сегодняшнем уровне, основной задачей станет противодействие дальнейшей деградации. Не осуществляется оптимизация работы сети учреждений сферы физической культуры и спорта.
При реализации инерционного сценария доля населения, регулярно занимающегося спортом, уменьшается, что связано с сокращением естественной убыли населения и одновременным сокращением числа занимающихся спортом из-за дальнейшей деградации инфраструктуры. Показатели развития отрасли остаются ниже среднероссийских значений.
При выборе этого сценария усугубляются процессы старения кадров, снижения уровня подготовки спортсменов, усугубляется ситуация с недостаточной конкурентоспособностью кировских спортсменов на российском и международном уровнях и увеличивается миграция талантливых спортсменов в другие субъекты Российской Федерации.
Показатели эффективности реализации Программы по данному сценарию не будут достигнуты.
В зависимости от выбранного сценария развития сфера физической культуры и спорта может быть описана целевыми показателями, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
Целевые показатели по сценариям развития
 


п/п
Показатель Сценарий 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2016 год 2020 год
4.1 Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % инновационный 16,8 17,2 17,6 18 20 24 30
консервативный 16,8 17,2 17,2 17,3 17,4 18 19
инерционный 16,8 16,5 16,3 16,2 16,1 16 15
4.2 Количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта, не менее инновационный 18 18 19 19 20 25 30
консервативный 18 18 18 18 18 19 20
инерционный 18 18 18 17,5 17 15 15
   
 
               

п/п
Показатель Сценарий 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2016 год 2020 год
4.3 Количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса, не менее инновационный 1 1 1 2 2 5 8
консервативный 1 1 1 2 2 2 3
инерционный 1 1 1 0 0 0 1
4.4 Обеспеченность спортивными залами, тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения инновационный 1,65 1,67 1,69 1,70 1,75 1,8 1,9
консервативный 1,65 1,67 1,69 1,70 1,72 1,75 1,8
инерционный 1,62 1,67 1,69 1,69 1,68 1,65 1,60
4.5 Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями, тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения инновационный 11,06 11,07 11,08 11,1 11,1 11,3 11,6
консервативный 11,06 11,07 11,08 11,1 11,1 11,1 11,1
инерционный 11,06 11,07 11,07 11,0 10,9 10,5 10,0
4.6 Обеспеченность плавательными бассейнами, кв. метров зеркала воды на 10,0 тыс. населения инновационный 23,54 23,7 23,85 24 28,11 32 35
консервативный 23,54 23,7 23,85 24 28,11 30 30
инерционный 23,54 23,7 23,85 24 24,2 24,5 24,6
 
Источниками получения информации по показателям являются формы федерального государственного статистического наблюдения 5-ФК и 1-ФК.
 

 
 
 
 
 

 
Значительная разница между целевыми показателями консервативного и инновационного сценария развития связана с тем, что в первом случае бюджетные средства вкладываются лишь в инфраструктуру. Системные проблемы управления в сфере физической культуры и спорта не позволят использовать вновь построенные объекты с максимальной эффективностью.
Строительство спортивных объектов само по себе не решает ни проблему отсутствия современной методологической базы, ни проблему низкой эффективности, не гарантирует повышение качества государственных услуг в отрасли, не закладывает фундамент для достижения генеральной цели Стратегии. При этом объемы финансирования инновационного и консервативного сценариев практически совпадают.
Инерционный сценарий требует наименьшего финансирования, но закрепляет негативные тенденции и станет тормозом главной стратегической цели Кировской области – повышения качества жизни населения.
Снижение показателей обеспеченности при инерционном сценарии в сравнении с другими объясняется оптимизацией сети образовательных учреждений, их закрытием. При этом выбывают и спортивные сооружения при школах, которые сегодня учитываются при расчете показателей обеспеченности. Дальнейшее сокращение школ может привести к глубокому падению показателей обеспеченности населения спортивными сооружениями.
При этом поддержка достигнутого уровня обеспеченности за счет ввода новых спортивных объектов необходима не только для развития отрасли физической культуры и спорта, но и для поддержки сферы образования, чтобы учащиеся могли получать полноценное образование с хорошим уровнем подготовки в сфере физической культуры.
Таким образом, только первый вариант позволит наиболее эффективно использовать значительные объемы бюджетных средств и обеспечить решение поставленных задач. В связи с этим основным сценарием развития сферы физической культуры и спорта Кировской области выбирается инновационный.
 


5.Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы про- граммно-целевым методом

 
Программа будет реализована с 2011 по 2013 год. Разбивка программных мероприятий на этапы не предусматривается.
 


6.Предложенияпо целям и задачам Программы, целевым показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы

 
Основными целями развития Программы являются развитие физической культуры и спорта для обеспечения гарантий доступности жителям области  развитой спортивной инфраструктуры, развитие видов спорта, направленных на формирование гармоничной личности, физически и духовно здорового молодого поколения, а также повышение конкурентоспособности спортсменов Кировской области на всероссийском и международном уровне.
Для достижения указанных целей Программы должны быть решены следующие задачи:
модернизация системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта;
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;
создание условий для развития массового спорта;
совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса.
          Целевые показатели, позволяющие оценить ход Программы:
удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %;
количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта, человек;
количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса, человек;
обеспеченность спортивными залами, тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения;
обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями, тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения;
обеспеченность плавательными бассейнами, кв. метров зеркала воды на 10,0 тыс. населения.
Основным результатом при решении задачи модернизации системы управления в сфере физической культуры и спорта должно стать улучшение качества управления в данной отрасли. Оценка показателя «качество управления» количественной мерой затруднительна. Тем не менее возросшее качество управления может быть оценено опосредованно: возросшей отдачей от вложения бюджетных средств. Так, объемы финансирования инновационного и консервативного сценариев практически одинаковы, однако достигаемые результаты значительно отличаются.
 


7.Предложения по объемам и источникам финансирования, основным направлениям финансирования и основным мероприятиям Программы

 
Предложения по финансированию мероприятий, направленных на решение поставленных задач в Программе, приведены в приложениях № 1 и № 2. Общий объем финансирования по предварительным оценкам составляет 1 916 290 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета – 1 005 000 тыс. рублей;
средства областного бюджета – 814 290 тыс. рублей;
средства местных бюджетов – 97 000 тыс. рублей (по согласованию).
Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования приведен в таблице 2.
 
Таблица 2
Объем финансирования Программы
по основным направлениям финансирования
 

Направление
финансирования
Объем финансирования в 2011-2013 годах
(тыс. рублей)
всего в том числе
2011 год 2012 год 2013 год
Капитальные вложения 1 915 200,0 452 500,0 782 200,0 680 500,0
Прочие расходы 1090,0 430,0 330,0 330,0
Итого 1 916 290,0 452 930,0 782 530,0 680 830,0
 
Средства федерального бюджета привлекаются в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы», которая предполагает выделение субсидий Кировской области на мероприятия по строительству спортивных объектов в размере 1 005 000 тыс. рублей до 2013 года.
Средства местных бюджетов в размере 97 млн. рублей привлекаются на софинансирование соответствующих мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях по согласованию.
Объемы финансирования, предусматриваемые на реализацию Программы за счет средств областного бюджета, рассчитаны исходя из требований по софинансированию в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» мероприятий по строительству и реконструкции спортивных объектов.
Объем финансирования рассчитан исходя из того, что за период 2011-2013 годов в Кировской области будет построено десять спортивных комплексов, три плавательных бассейна, один каток с искусственным льдом, два лыжных стадиона, две лыжероллерные трассы, один скейт-парк, пятнадцать универсальных спортивных площадок. Будет проведена реконструкция спортивных сооружений двух спортивных школ и реконструкция стадиона «Родина».
В качестве оценки стоимости каждого из объектов взяты рекомендованные Минспорттуризмом России значения необходимых объемов финансирования. При этом объемы финансирования могут уточняться после разработки проектно-сметной документации и привязки объектов к местности.
Обоснование финансирования других мероприятий Программы приведено в приложении № 2.
 


8.Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

 
В результате реализации Программы ожидается увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, значительное повышение доступности спортивной инфраструктуры и обеспеченность плоскостными сооружениями, бассейнами и спортивными залами. Систематические занятия физической культурой приведут к улучшению качества жизни населения.
Улучшатся спортивные результаты, достигаемые спортсменами Кировской области, развитие спорта на территории Кировской области приобретет системный характер. Значительно повысится эффективность системы государственного управления спортом. Будет создана современная методологическая база.
Выполнение Программы в полном объеме позволит достичь результатов, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Предварительная оценка результатов реализации Программы
 


п/п
Наименование показателя 2009 год (факт) 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
8.1 Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % 16,8 17,2 17,6 18 20
8.2 Количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта, человек 18 18 19 19 20
8.3 Количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса, человек 1 1 1 2 2
8.4 Обеспеченность спортивными залами, тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения 1,65 1,67 1,69 1,70 1,75
8.5 Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями, тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения 11,06 11,07 11,08 11,1 11,1
8.6 Обеспеченность плавательными бассейнами, кв. метров зеркала воды на 10,0 тыс. населения 23,54 23,70 23,85 24 28,11
Предварительная оценка ожидаемой эффективности свидетельствует, что полученные результаты позволяют выполнить требования, определенные Стратегией, и заложат фундамент для дальнейшего развития сферы физической культуры и спорта в области.
 


9.Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

Государственным заказчиком – координатором Программы предлагается управление по физической культуре и спорту Кировской области, основными разработчиками Программы – общество с ограниченной ответственностью «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ» и управление по физической культуре и спорту Кировской области.
 


10.Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

 
Механизм реализации Программы определяется ее областным статусом и комплексным характером.
Контроль над ходом реализации Программы будет осуществляться государственным заказчиком-координатором Программы – управлением по физической культуре и спорту Кировской области.
Текущее управление и исполнение программных мероприятий осуществляется государственным заказчиком Программы - департаментом строительства и архитектуры Кировской области. Государственный заказчик Программы ежеквартально и по итогам года в установленном порядке отчитывается перед государственным заказчиком-координатором Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы представляет отчетность об эффективности реализации Программы, финансировании и выполнении основных мероприятий Программы в департамент экономического развития при Правительстве области и другие заинтересованные структуры.
По итогам года, помимо указанной выше информации, государственный заказчик-координатор Программы представляет информацию о достижении показателей эффективности, предусмотренных Программой, для её оценки, обобщения и представления итоговой информации в Правительство области и другие заинтересованные структуры.
Средства областного бюджета на строительство или реконструкцию муниципальных спортивных объектов направляются в муниципальные образования в виде субсидий. Государственный заказчик Программы заключает с органами местного самоуправления соглашения о предоставлении субсидий.
Обязательными условиями предоставления межбюджетных субсидий бюджетам муниципальных образований Кировской области на строительство и реконструкцию физкультурно-оздоровительных объектов на территории муниципального образования будут:
наличие муниципальных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, реализуемых за счет бюджетов муниципальных образований;
заключение соглашения о предоставлении субсидий между управлением по физической культуре и спорту Кировской области и органами местного самоуправления;
софинансирование строительства объектов из местного бюджета, объем которого определяется соглашением о предоставлении субсидий.
Порядок предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий будут определены Программой.
По завершении срока реализации Программы государственный заказчик-координатор Программы до 31.03.2014 представляет в Правительство области доклад о её выполнении, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области, а также заместителем Председателя Правительства области, курирующим работу государственного заказчика-координатора Программы.
 
 
_________
 
 


Приложение № 1
                                                                                           к Концепции


Предложения по финансированию мероприятий, направленных на решение задач, поставленных в Программе

 



п/п
Наименование мероприятий Источник
финансирования
Объем финансирования по годам, тыс. рублей Ответственный исполнитель
в том числе
всего 2011 год 2012 год 2013 год
1 Комплекс мероприятий по модернизации системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта не требуется         управление по физической культуре и спорту Кировской области
2 Комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры физической культуры и спорта всего 1 915 200,0 452500,0 782200,0 680500,0 управление по физической культуре и спорту Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (по согласованию)
федеральный бюджет 1005000,0 202 000,0 434 000,0 369 000,0
областной бюджет 813200,0 223 500,0 332 200,0 257 500,0
местный бюджет 97000,0 27 000,0 16 000,0 54 000,0
3 Комплекс мероприятий по созданию условий для развития массового спорта областной бюджет 490,0 230,0 130,0 130,0 управление по физической культуре и спорту Кировской области
4 Комплекс мероприятий по совершенствованию системы подготовки спортсменов высокого класса областной бюджет
 
600,0 200,0 200,0 200,0 управление по физической культуре и спорту Кировской области
  Итого расходов по Программе   1 916 290,0 452 930,0 782 530,0 680 830,0  
  в том числе:            
  средства федерального бюджета   1 005 000,0 202 000,0 434 000,0 369 000,0  
  средства областного бюджета   814 290,0 223 930,0 332 530,0 257 830,0  
  средства местных бюджетов   97 000,0 27 000,0 16 000,0 54 000,0  
 

 
___________

Приложение № 2
                                                                                                      к Концепции


 

Обоснование финансирования мероприятий Программы

 
По задаче «Модернизация системы государственного управления» выделение финансирования из областного бюджета не требуется.
По задаче «Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта» планируется выделение финансирования из областного бюджета для мероприятий:
«Разработка проектно-сметной документации для объектов строительства» - в размере 10 000 тыс. рублей. На эту сумму будет приобретена проектно-сметная документация для будущего строительства спортивных комплексов, плавательных бассейнов, катка с искусственным льдом, лыжного стадиона, скейт-парка, а также для универсальных спортивных площадок. Оценка стоимости произведена исходя из средней стоимости разработки проектной документации для аналогичных объектов. Полученная оценка подтверждается федеральным государственным унитарным предприятием «Спорт-Инжиниринг», дирекцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;
«Строительство и реконструкция спортивных объектов» - в размере 803 200 тыс. рублей.Объем финансирования рассчитан исходя из того, что за период с 2011 по 2013 год в Кировской области будет построено десять спортивных комплексов, три плавательных бассейна, один каток с искусственным льдом, два лыжных стадиона, одна лыжероллерная трасса, один скейт-парк, пятнадцать универсальных спортивных площадок. Будет проведена реконструкция спортивных сооружений двух спортивных школ и реконструкция стадиона «Родина». В качестве оценки стоимости каждого из объектов взяты рекомендованные Мин-спорттуризмом России значения необходимых объемов финансирования. При этом объемы финансирования могут уточняться после разработки проектно-сметной документации и привязки объектов к местности.
По задаче «Создание условий для развития массового спорта» планируется выделение финансирования из областного бюджета для мероприятий:
«Создание информационного сайта «Спорт в Кировской области» - в размере 100 тыс. рублей на разработку сайта и 30 тыс. рублей ежегодно на поддержку сайта;
«Организация серии публикаций и видеоматериалов, направленных на пропаганду здорового образа жизни» - в размере 100 тыс. рублей ежегодно. Средства выделяются для компенсации небольшой части затрат на инструкторов фитнес-клубов и услуги телеканалов. В целях экономии средств областного бюджета перед управлением по физической культуре и спорту Кировской области стоит задача договориться с одним из телеканалов и фитнес-клубов о безвозмездном оказании этих услуг с учетом большой социальной значимости проекта.
По задаче  «Совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса» планируется реализация мероприятия «Создание методологической мультимедийной библиотеки в Центре спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства», требующего финансирования в размере 600 тыс. рублей. Данная сумма получена исходя из средней стоимости оборудования, необходимого для создания мультимедийной библиотеки (персональный компьютер - 25 000 рублей, средства связи - 10 000 рублей, проектор и сопутствующее оборудование - 65 000 рублей). Оставшиеся 500 тыс. рублей будут направлены на покупку программного обеспечения, мультимедийных обучающих курсов, покрытие затрат на участие в  обучающих онлайн-семинарах (30 000 рублей ежегодно), на периодическую литературу (отечественную и зарубежную) и лучшие книги мировых специалистов в области методологии спорта (70 000 рублей в первый год, 170 000 рублей во второй и третий год) для формирования библиотеки.
 
 
_________
 

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle