Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

30 марта 2018 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Гандбол

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Амир Буссаха, М.В. Жийяр

Конфликтометрический анализ межличностных отношений в команде гандболисток высокой квалификации

Ключевые слова: уровень межличностной конфликтности, коэффициент групповой и индивидуальной конфликтности, межличностные конфликты, гандболистки высокой квалификации.

Аннотация. Сплочённость и благоприятный социально-психологический климат способствуют повышению спортивного результата в команде. В данной работе был изучен уровень конфликтности в межличностных отношениях спортсменок для адекватного анализа психосоциального климата в женской команде по гандболу.

Keywords: the level of interpersonal conflicts, the coefficient of group and individual conflict, interpersonal conflict, handballers of high qualification.

Abstract. Cohesion and a favorable socio-psychological climate is conducive to the growth of sports in the team. In this work, we have looked levels of conflict in interpersonal relations of handballers for an adequate analysis of the psychosocial climate and in the woman's team.

Актуальность исследования. В связи с тем, что конфликты являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, необходимо уделять им столь же всеобъемлющее внимание, как и другим психологическим аспектам повседневности. Осознавая то, что конфликт может привести к нежелательным последствиям, следует минимизировать возможный ущерб, причиненный этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу [5].

Согласно общепринятому для социологии спорта определению понятия, спорт представляет собой социальное явление, включающее собственно соревновательную деятельность, подготовку к ней, а также специфические межличностные отношения и поведенческие нормы, возникающие в процессе этой деятельности. Соответственно, по сути своей, спортивная деятельность неизбежно связана с особыми отношениями, в том числе с конфликтами. Современный спорт предъявляет высокие требования к физическим и психическим возможностям человека. Тренировочный и соревновательный процесс нередко сопровождается возникновением конфликтных ситуаций, переходящих либо в непосредственное, открытое, конфликтное взаимодействие, либо в скрытый или внутриличностный конфликт [2].

Тесное и эффективное взаимодействие партнёров по команде в спортивно-игровой деятельности невозможно в условиях деструктивно выраженного конфликтного взаимодействия [3, 4]. Острые длительные конфликты между спортсменами разрушают систему деловых и личных связей, негативно окрашивают взаимодействия между членами группы, и в конечном итоге приводят к снижению спортивного результата.

Объектом исследования явились неформальные и межличностные отношения в команде гандболисток высокой квалификации.

Предметом исследования явился характер неформальных и межличностных отношений в уровне сплочённости и благополучия взаимоотношений в женской команде по гандболу.

Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что диагностика и анализ неформальных и межличностных отношений гандболисток высокой квалификации позволит выявить уровень сплочённости и благополучия в команде как основание для формирования оптимального психологического климата.

Таблица 1 - Показатели группового уровня конфликтности

Частота проявления конфликтности в группе

J ( И.К.)

Очень часто

Часто

Редко

Не бывает

Σ

Р1 (%)

Σ

Р2 (%)

Σ

Р3 (%)

Σ

Р4 (%)

0

0,00

3

16,67

9

50,00

0

0,00

0,28


Примечание: Ди.к) - индекс частоты конфликтов; P, Py Р3, Р4 - проценты ответов соответственно по первому, второму, третьему и четвёртому вариантам ответа.

Таблица 2 - Показатели индивидуальной конфликтности гандболисток

№ п/п

Частота проявления конфликтности игрока по мнению группы

Подгр. по уров. конфл. (К)

Очень часто

Часто

Редко

J ( И.К.)

Σ

Р1 (%)

Σ

Р2 (%)

Σ

Р3 (%)

Σ

Р4 (%)

Σ

1.

5

27,78

8

44,44

5

27,78

0

0,00

-0,66

К1

2.

1

5,56

7

38,89

10

55,56

0

0,00

-0,50

3.

0

0,00

9

50,00

7

38,89

2

11,11

-0,35

4.

0

0,00

0

0,00

16

88,89

2

11,11

-0,18

К2

5.

0

0,00

2

11,11

13

72,22

3

16,67

-0,15

6.

0

0,00

5

27,78

8

44,44

5

27,78

-0,05

7.

0

0,00

4

22,22

9

50,00

5

27,78

-0,03

8.

0

0,00

3

16,67

9

50,00

6

33,33

0,06

9.

0

0,00

1

5,56

10

55,56

7

38,89

0,17

10.

0

0,00

0

0,00

11

61,11

7

38,89

0,19

11.

0

0,00

0

0,00

10

55,56

8

44,44

0,26

12.

0

0,00

0

0,00

8

44,44

10

55,56

0,41

13.

0

0,00

1

5,56

5

27,78

12

66,67

0,54

14.

0

0,00

0

0,00

4

22,22

14

77,78

0,70

К3

15.

0

0,00

1

5,56

2

11,11

15

83,33

0,76

16.

0

0,00

0

0,00

3

16,67

15

83,33

0,78

17.

0

0,00

0

0,00

2

11,11

16

88,89

0,85

18.

0

0,00

0

0,00

2

11,11

16

88,89

0,85

Таблица 3 - Конфликтоматрица

tab.jpg

Цель работы состояла в выявлении характерных особенностей уровня сплоченности и благополучия взаимоотношений, а также характера межличностных и неформальных отношений в женской команде по гандболу.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень межличностной конфликтности в команде гандболисток высокой квалификации;
  2. Выявить характер и особенности межличностных и неформальных отношений в женской команде по гандболу;
  3. Определить уровень сплочённости и благополучия взаимоотношений в женской команде по гандболу.

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

  • Анализ и обобщение литературных источников
  • Педагогическое наблюдение
  • Анкетирование
  • Социально-психологические методики определения межличностной конфликтности (в частности: «Методика определения уровня межличностной конфликтности» (Б. А. Бабаян),
  • Методы математической статистики (конфлик-тометрические индексы, медиана (Ме), размах вариации (R); индекс частоты конфликтов (J И.К) для команды в целом и для каждого игрока отдельно).

Результаты исследования и их обсуждение. Одной из важнейших характеристик взаимоотношений в спортивной команде является уровень (или степень) конфликтности, как отдельного спортсмена, так и в спортивной группе в целом.

Показатель групповой конфликтности (J И.К) женской команды по гандболу (вычисленный по методике Б. А. Бабаяна) составил -0,42 (при диапазоне J И.К от -1,0 до 1,0), что свидетельствует уровню групповой конфликтности выше среднего. Средней Показатель конфликтности каждого игрока группы Ме ЦИ.К.) = 0,2, свидетельствует, что значения коэффициента индивидуальной конфликтности игроков в целом находятся на уровне среднего значения (что не совпадает со значением группового коэффициента (-0,42) конфликтности приведённого выше).

Однако у игроков команды коэффициент индивидуальной конфликтности (Таблица 2) колеблется в пределах от -0,66 до 0,85, следовательно - конфликтность игроков значительно различается в пределах одной группы.

В связи с этим мы разделили игроков по уровню индивидуальной конфликтности на 3 подгруппы: первая (спортсменки с конфликтностью несколько выше среднего значения) - 3 спортсменки (16,66% от всех членов группы); вторая (спортсменки с конфликтностью значительно среднего уровня) - 10 игроков (55,55% от членов всей группы); третья (спортсменки с низкой конфликтностью) - 5 игроков (27,77%) от членов всей группы.

Для определения характера межличностных отношений в женской команде по гандболу мы использовали метод конфликтометрии, разработанный И.И.Сулеймановым и А.П.Дмитриевым.

В соответствии с требованиями к осуществлению данной методики, нами были разработаны конфликтометрические критерии выбора (вопросы) для спортсменов группы:

1) «С кем Вы предпочитаете жить в одной комнате на сборах?

2) «С кем Вы не хотите жить в одной комнате на сборах?

На основе представленных критериев выбора были составлены конфликтоматрицы (Таблица 3).

На конфликтоматрице ярко выражены две группировки. Первая является устойчивой (отмечена на конфликтограмме различными цветами, игроки №№ 8,9,11,13,14,15,16,17 и 18) и опережает по уровню сформированности вторую группировку (отмечена на конфликтограмме жёлтым цветом, игроки №№ 1,2,3,4,5,6,7,10 и 12), так как в первой группировке есть десять взаимных выборов, а во второй их нет.

На основе конфликтоматрицы были составлены конфликтограммы, отражающие эти две группировки и их межличностные и неформальные отношения гандболисток в команде.

12.png

Таблица 4 - Групповые конфликтометрические индексы

К1

К2

К3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

ИГКЭ

1

2,1

6,6

3,17

ИВ

0,00

0,055

0,045

0,036

ИКГ

0,00

0,00

0,00

0,00

Таблица 5 - Персональные конфликтометрические индексы

К1

К2

К3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

ОКС

0,29

0,12

0,18

0,24

0,18

0,24

0,12

0,12

0,29

0,18

0,24

0,06

0,24

0,18

0,18

0,24

0,18

0,12

ПКС

0,00

0,00

0,06

0,18

0,12

0,12

0,06

0,12

0,29

0,18

0,24

0,00

0,24

0,18

0,18

0,24

0,18

0,12

ОтКС

0,29

0,12

0,12

0,06

0,06

0,12

0,06

0,00

0,00

0,00

0,00

0,06

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

ИКЭ

0,18

0,00

0,00

0,00

0,18

0,00

0,00

0,24

0,24

0,00

0,24

0,00

0,35

0,24

0,41

0,47

0,41

0,41

ИПКЭ

0,18

0,00

0,00

0,00

0,18

0,00

0,00

0,24

0,24

0,00

0,24

0,00

0,24

0,24

0,24

0,24

0,24

0,24

ИОКЭ

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,12

0,00

0,18

0,24

0,18

0,18

ИОКВ

0,47

0,12

0,18

0,24

0,35

0,24

0,12

0,35

0,53

0,18

0,47

0,06

0,59

0,41

0,59

0,71

0,59

0,53

Мы наблюдаем столкновение между этими двумя группировками; где игроки первой группировки принадлежали раньше к другим командам, а игроки второй группировки принадлежали к этой команде. Это объясняется количеством отрицательных однонаправленных выборов со стороны спортсменок первой группировки к спортсменкам второй группировки.

Вторая группировка переживает стадию формирования между ветеранами и молодыми, и в данный момент в ней не наблюдается стремления к установлению новых неформальных связей.

В первой группировке мы наблюдаем взаимные и положительные однонаправленные выборы между ее членами.

Далее на основе конфликтоматрицы были рассчитаны групповые (Таблица 4) и индивидуальные (Таблица 5) конфликтометрические индексы.

Индекс взаимности (ИВ) для всей команды, отражающий уровень сплочённости в неформальной сфере отношений, составил 0,036 - это низкий показатель. Индекс групповой конфликтности (ИГК) - «обратный» индексу взаимности. По всей группе он равен 0, это позволяет утверждать, что стремление членов группы к установлению неформальных отношений с друг с другом низкое.

Индекс взаимности в первой группировке составил 0,14, а индекс взаимности во второй группировке равен 0.

Полученные данные свидетельствуют о том, что неформальная сплочённость первой группировки в три раза выше общегрупповой и существенно выше сплочённости второй группировки.

Индекс групповой конфликтной экспансивности (ИГКЭ) характеризует стремление членов группы к установлению неформальных отношений с другими членами группы. ИГКЭ первой группировки составил 5,7, а второй группировки - 0,75. Это свидетельствует о том, что спортсменки первой группировки больше стремятся к установлению неформальных отношений, чем второй группировки.

ИГКЭ для группы в целом равен 3,17, для первой подгруппы он составляет 1, для второй - 2,1, для третьей - 6,6 (подгруппы по уровню индивидуальной конфликтности). Данные результаты показывают также, что наиболее конфликтные члены группы в меньшей степени, чем менее конфликтные спортсменки, стремятся к установлению новых неформальных связей. Такие связи наиболее важны для третьей, наименее конфликтной подгруппы по уровню индивидуальной конфликтности.

Индекс конфликтной экспансивности (ИКЭ), характеризующий отношение члена группы к ее остальным членам показывает, что наиболее конфликтные члены группы в меньшей степени, чем менее конфликтные спортсменки, стремятся к установлению новых неформальных связей.

Индекс положительной конфликтной экспансивности (ИПКЭ), характеризует положительное отношение члена группы к ее остальным членам. Он также подтверждает, что спортсменки в первой группировке более склонны к поддержке положительных неформальных отношений, чем спортсменки во второй группировке.

Также можно заметить, что показатель ИПКЭ у всех игроков первой подгруппы равен 0,24, что выше показателя второй подгруппы, равного 0. Таким образом, наблюдается высокий уровень групповой сплочённости в первой подгруппе и низкий - во второй подгруппе.

Необходимо отметить, что у гандболисток с низкими уровням конфликтности самые высокие показатели индекса отрицательной конфликтной экспансивности (ИОКЭ). И в тоже время, у гандболисток с высоким уровням конфликтности самые высокие показателя отрицательного конфликто-метрического статуса (ОтКС), определяющегося по данным «отрицательного» конфликтологического критерия. Следовательно, мы можем говорить о существования низкой сплочённости в команде.

Положительный конфликтометрический статус (ПКС), который определяется по данным конфликтометрического критерия с положительной ориентацией, позволяет выявить определенные статусные позиции (конфликтометрический статус) членов группы: «звезды», предпочитаемые, принятые, изолированные и пренебрегаемые.

Выявленные статус-группы позволяют определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Это понятие было введено Я.Л. Коломинским, который предложил выделить три градации УБВ: высокий, средний, низкий.

I градация - «звезды» (Таблица 6), II градация - «предпочитаемые», III градация - «принятые», IV градация - «изолированные», и V градация - «пренебрегаемые».

Таким образом, численность спортсменов в статус - группах, где индекс (ПКС) ниже, превышает численность спортсменов в статус-группах с относительно высоким индексом.

I + II < III + IV + V

Следовательно, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в команде является низким.

Выводы.

Конфликтометрический анализ межличностных отношений в команде гандболисток высокой квалификации позволяет утверждать следующее:

  • уровень групповой конфликтности - выше среднего (умеренный), что характеризуется наличием конфликтной ситуации среди отдельных гандболисток;
  • средний показатель индивидуальной конфликтности гандболисток в целом находится на уровне ниже среднего значения, что говорит об уровне конфликтности ниже среднего;
  • сплочённость группы (по показателям индекса ИВ) - низкая;
  • спортсменки команды разделены на две слабо взаимодействующие группировки, при этом одна из них является доминирующей, более сплочённой;
  • спортсменки первой группировки более стремятся к установлению неформальных отношений, чем второй группировки (по показателям индекса ИГКЭ);
  • наиболее конфликтные члены группы в меньшей степени, чем менее конфликтные спортсмены, стремятся к установлению новых неформальных связей (по показателям индекса ИКЭ);
  • спортсменки первой группировки более склонны в поддержке положительных неформальных отношений, чем спортсменки во второй группировке;
  • уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в команде на исследуемый период является низким.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости педагогической коррекции межличностных отношений спортсменок и разработке системы психолого-педагогических мероприятий по повышению сплоченности группы и предупреждению возникновения острых конфликтных ситуаций.

Таблица 6 - Конфликтометрический статус членов команды

Название группы

Число выборов

№ игроков

Звезды

ПКС > m + 2σ = 0,31

Предпочитаемые

ПКС > m + 1σ = 0,22

16,13,11,9

Принятые

ПКС = m - 1σ = 0,052

18,17,15,14,12,6,5,4,3

Изолированные (непринятые)

ПКС < m - 1σ = 0,052

1,2,12

Пренебрегаемые

ПКС < m - 2σ = -0,03

Литература

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.: ил.
  2. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта. - 3-е изд., испр. / Г.Д. Горбунов - М.: Советский спорт, 2007. - 296 с.
  3. Сулейманов, И.И. Основы спортивной конфликтологии: Монография. / И.И. Сулейманов. - Омск: СибГАФК, 1997. - 344 с.
  4. Киселева, Е.В. Управление межличностными конфликтами в спортивно - педагогическом взаимодействии / Е.В. Киселева // Материалы V Межд. науч. - практ. конф. психологов физ. культ. и спорта «Рудиковские чтения» (2-5 июня 2009 г.). - М.: «Анита Пресс», 2009. - С.116-122
  5. Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2009. - 544 с.
  6. Скворцова, М.Ю. Пути разрешения конфликтных ситуаций в спортивной практике / М.Ю. Скворцова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3836-3839.
  7. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2013. - 282 с.

Literature

  1. Antsupov, A.Y. Conflict in the diagrams and comments: tutorial. 2nd ed. / A.Y. Antsupov, S.V. Baklanovskij. - SPb.: Peter, 2009. - 304 p.: ill.
  2. Gorbunov, G.D. Psychopedagogy sports. 3rd ed., Spanish. / G.D. Gorbunov. - M.: Soviet sport, 2007. - 296 p.
  3. Suleymanov, I.I. Fundamentals of sports conflict resolution: a Monograph. / I.I.Suleymanov. - Omsk: Sibgafk's, 1997. - 344 p.
  4. Kiseleva, E.V. Management of interpersonal conflicts in sports and pedagogical interaction / E.V. Kiseleva // Materialy V Mezhd. nauch. - prakt. konf. psihologov fiz. kul't. i sporta «Rudikovskie chteniya» (2-5 June 2009). - Moscow: «Anita Press», 2009. - P. 116-122
  5. Platonov, J.P. Psychology of conflict behavior / J.P. Platonov. - SPb.: Speech, 2009. - 544 p.
  6. Skvortsova, M.Y. Solutions to conflict situations in sports practice / M.Y. Skvortsov // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 2-17. - P. 3836-3839.
  7. Sorokina, E.G. Conlict management in social work: textbook for students / E.G. Sorokina, V.M. Vdovin. - M.: Dashkov and K, 2013. - 282 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle