Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Сентября 2010 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Детско-юношеский спорт

Автор: Рачицкая Анастасия Игоревна, Потапчук Алла Аскольдовна

Комплексирование компонентов адаптивной физической культуры в условиях коррекционного образовательного учреждения VI вида

Ключевые слова: детский церебральный паралич, методика адаптивной физической культуры, хореография для подростков с церебральным параличом

Аннотация. В работе представлена методика адаптивной физической культуры для подростков 13-16 лет с церебральным параличом, с целью улучшения физической подготовленности, социализации и привития начальных навыков в хореографии.

Контакт: Asenka_ru@mail.ru

Acquisition of components of adaptive physical training in the conditions of correctional educational institution of VI kind

Rachitskaya A. I., postgraduate student,
Dr. Potapchuk A. A., DM, Professor,

National State Lesgaft University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg

Keywords: a children's cerebral paralysis, a technique of adaptive physical training, a choreography for teenagers with a cerebral paralysis

Abstract. In work for teenagers of 13-16 years with a cerebral paralysis, for the purpose of improvement of physical readiness, socialization and inculcation of initial skills the technique of adaptive physical training is presented to a choreography.

Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате дизонтогенеза мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуются неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. И хотя термин «церебральный паралич» не отражает многообразия имеющихся при этом заболевании неврологических нарушений, но его используют в мировой литературе, поскольку другого термина не предложено [3, 7].

ДЦП не прогрессирует, напротив, по мере роста и развития ребенка может наблюдаться уменьшение клинических симптомов болезни.

Одним из важнейших показателей здоровья населения является показатель первичной инвалидности у детей. По нему можно судить о качестве и доступности медицинской помощи, эффективности профилактических мер и медико-генетического консультирования, а также о санитарно-гигиеническом состоянии окружающей среды.

По данным городского Комитета по здравоохранению в Санкт-Петербурге проживают 14316 детей-инвалидов, что соответствует 2,18% детского населения. Показатель первичной инвалидности у детей возрос с 21,5 в 2006 г. до 28,0 в 2008 году (в целом по России - 30,2). По нозологическим формам болезней преобладают: детский церебральный паралич (50,8%), остаточные явления заболеваний головного и спинного мозга, миопатия, опухоли головного и спинного мозга, спинномозговая грыжа [8].

Исходя из вышесказанного, проблема восстановительного лечения детей с органическим поражением центральной нервной системы в резидуальном периоде является актуальной. В комплексной реабилитации детей с церебральным параличом важно использовать всё многообразие восстановительного лечения - медицинскую, педагогическую, психологическую и социальную реабилитации [6].

В ходе проведенных исследований в период с октября 2007 по май 2010 года был организован и осуществлен педагогический эксперимент на базе ГОУ Центр «Динамика» Адмиралтейского района СПб в рамках уроков по адаптивному физическому воспитанию (АФВ), секционных занятий по хореографии и малогрупповых занятий по лечебной физической культуре (ЛФК), согласно школьному расписанию.

Цель - обоснование комплексирования компонентов АФК (АФВ, физическая реабилитация и двигательная рекреация) в условиях образовательного учреждения, направленного на улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата и социализацию подростков с последствием церебрального паралича.

Все подростки экспериментальной группы посещали групповые и индивидуальные занятия. Занятия по АФВ, включающие адаптированную программу по физической культуре с элементами хореографии, как и малогрупповые занятия по ЛФК, проходили два раза в неделю по 35 мин., согласно расписанию. Большое внимание на уроках ЛФК уделялось выработке тонких движений пальцев рук, кисти (были введены элементы хореографии рук).

Методы исследования

Педагогические методы:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников по вопросам теории и практики АФК.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Опрос, беседа с детьми и родителями.
  4. Оценка двигательных способностей:
    • тест 1: Опороспособность справа,
    • тест 2: Опороспособность слева,
    • тест 3: Сбор пирамиды левой рукой,
    • тест 4: Сбор пирамиды правой рукой,
    • тест 5: Метание в цель правой рукой,
    • тест 6: Метание в цель левой рукой.
  5. Оценка позиций рук в хореографии:
    • тест 7: Позиции рук в хореографии - подготовительное положение рук,
    • тест 8: Позиции рук в хореографии - первая позиция рук,
    • тест 9: Позиции рук в хореографии - вторая позиция рук,
    • тест 10: Позиции рук в хореографии - третья позиция рук.
  6. Методы оценки межличностных отношений в группе по системе «Лонгитюд»:
    • опросник оценки проявлений свойств нервной системы (СНС) [4],
    • методика диагностики уровня школьной тревожности по Филипсу [1],
    • социометрия [5].
  7. Педагогический эксперимент.
  8. Статистическая обработка данных [2].

Медико-биологические методы:

  1. Изучение медицинских карт.
  2. Антропометрия - оценка физического развития.
  3. Тестирование:
    • Ландау I,
    • Ландау II,
    • силовая выносливость мышц брюшного пресса, подвижность позвоночника.

Результаты и их обсуждение
На основе полученных результатов (см. табл.), была разработана методика проведения занятий по АФК для подростков 13-16 лет с церебральным параличом, с целью улучшения физической подготовленности, социализации и привития начальных навыков в хореографии. Занятия проводились в форме уроков по АФВ, малогрупповых занятий по ЛФК и секционных занятий по хореографии.

Систематические занятия хореографией дадут возможность подросткам с церебральным параличом познать законы движения тела, отличительные характеристики изученных танцев, стать музыкально грамотными и уметь передавать характер музыки через движение. Публичные выступления помогут подросткам преодолеть коммуникационный барьер.

Новизной данной методики является комплексный подход в использовании современных технологий реабилитации подростков с церебральным параличом.

Рис. Методика АФК

Как видно из рисунка, методика состоит из трех блоков: физического (1); креативного, он же танцевальный (2) и психологического (3). Блоки включают в себя основы теоретических знаний (А), основы практических навыков и умений (Б). Каждый блок может использоваться в процессе урока по адаптивному физическому воспитанию, в малогрупповых занятиях по лечебной физической культуре и в секционных занятиях по хореографии.

Зачастую подростки с церебральным параличом замкнуты и не активны, что говорит о сопутствующих нарушениях. Хореография помогает раскрыть внутренний творческий потенциал подростка. Танец развивает способность использовать движение для выражения полного спектра чувств, которые во многих случаях скрыты психологическими барьерами.

Задачи танцевальной терапии близки по духу задачам адаптивной физической культуры, что позволяет сделать вывод о возможности интеграции средств и методов танцевальной терапии в физкультурно-оздоровительную практику. Использование широкого спектра возможностей секционных занятий хореографией, обеспечивает разностороннее развитие личности подростка с церебральным параличом, и тонко взаимодействует с функциями компонентов АФК (АФВ, ЛФК и двигательной рекреации).

Таблица. Динамика показателей тестов в контрольной и экспериментальной группах детей до и после эксперимента

Тесты Группа n x ±Sx Уровень значимости P
до после до после
Метание в цель
(кол-во раз)
левой рукой контрольная
экспериментальная
32
27
2,3±0,2
2,5±0,2
2,3±0,1
2,7±0,2
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
правой рукой контрольная
экспериментальная
32
27
2,6±0,2
2,3±0,3
2,5±0,2
3,3±0,2
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
Сила мышц брюшного
пресса (кол-во раз)
контрольная
экспериментальная
32
27
20,3±0,8
21,2±3,0
22,8±0,8
27,1±2,3
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
Гибкость (см) контрольная
экспериментальная
32
27
3,2±0,2
3,5±0,3
3,3±0,2
2,7±0,2
>0,05
>0,05
<0,05
<0,05
Ландау (с) Ландау I контрольная
экспериментальная
  75,2±10,1
73,2±7,4
85,3±9,9
86,4±9,1
>0,05 >0,05
Ландау II контрольная
экспериментальная
42,9±5,4
43,5±4,4
53,4±5,4
55,1±5,4
>0,05 >0,05
Опороспо-
собность (с)
левая рука контрольная
экспериментальная
  50,3±4,8
54,9±5,0
51,1±4,7
64,2±5,5
>0,05 <0,05
правая рука контрольная
экспериментальная
50,5±3,8
47,3±4,6
58,8±5,8
68,3±5,1
>0,05 <0,05
Сбор пирамиды (с) левой рукой контрольная
экспериментальная
  24,2±2,0
21,8±1,8
23,8±2,0
19,7±0,7
>0,05 <0,05
правой рукой контрольная
экспериментальная
23,8±2,3
22,8±2,2
23,7±2,3
19,4±1,4
>0,05 <0,05

Выводы

Средства и методы хореографии могут быть интегрированы в физкультурно-оздоровительную практику коррекционных образовательных учреждений VI вида.

Предложенная методика АФК, реализованная в коррекционной школе VI вида для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в течение 3 лет с 2007 по 2010 г. выявила свою эффективность - улучшились показатели по двигательным тестам: опороспособность левой рукой на 17%, правой рукой на 23,3%; сбор пирамиды левой рукой на 9,4%, правой рукой на 19,4%; метание в цель правой рукой на 43,5%, левой рукой на 8%; сила мышц брюшного пресса на 27,8% и гибкость на 23%, при уровне значимости P<0,05. Положительное влияние предложенной методики АФК на физическое состояние подростков с церебральным параличом очевидно.

Литература

  1. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология/Т. П. Зинченко. - М.: МОДЭК, 2000 - 608 с.
  2. Катранов А. Г. Компьютерная обработка данных экспериментального исследования/ А. Г. Катранов, А. В. Самсонова. - СПб. ГАФК, 2004.
  3. Лильин Е. Т. Детская реабилитология: Учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования/ Е. Т. Лильин, В. А. Доскин. - М.:Медкнига, 2008. -291 с.
  4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности/ В. С. Мерлин. -Москва-Воронеж, 1996.
  5. Морено Я. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе/ Я. Л. Морено. - М.: Академический проект, 2001. - 383 с.
  6. Потапчук А. А. Адаптивная физическая культура в работе с детьми имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата/ А. А. Потапчук. - СПб., 2003. -228 с.
  7. Семенева К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича/ К. А. Семенова. - М.: Антидор, 1999. -С. 73-79.
  8. Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям, региональный центр «Семья»- http://www.homekid.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle