Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука, Детско-юношеский спорт

Автор: Помещикова И.П.

Изменение показателей скоростных способностей учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата под влиянием специально подобранных упражнений и игр с мячом

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация: Рассмотрены показатели скоростных способностей учащихся-инвалидов. В исследовании приняли участие 63 учащихся (16-19 лет). Разработаны практические рекомендации для преподавателей по внедрению в процесс физического воспитания специальных упражнений и игр с мячом. Установлено, что применение системы упражнений и игр с мячом увеличило показатели частоты движений в теппинг-тесте у юношей на 12,2 %, у девушек -на 12,9 %. Определено, что уменьшение времени простой реакции у юношей составило на звук 20,2 %, на зрительный сигнал - 22,0 %, сложной реакции с выбором -20,8 %; у девушек - 22,4; 27,0; 23,5 %; в группе с парезами - 18,6; 23,2; 23,2 %; в группе с ограничениями в движениях - 25,2; 25,5; 20,6 %.

Ключевые слова: скоростные способности, быстрота реакции, теппинг-тест, мяч, упражнения, игры, опорно-двигательный аппарат.

Введение.

Сегодня все больший интерес вызывает физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность мероприятий по профилактике инвалидности органично связана с приспособленностью инвалидов к жизни в обществе [14]. Активное участие в спортивных и физкультурных мероприятиях, занятия различными видами спорта восстанавливают психическое равновесие людей с ограниченными возможностями здоровья и дают им возможность вернуться к активной жизни, несмотря на нарушения в физическом развитии.

По мнению специалистов в области физического воспитания, немаловажное значение в процессе координации движений имеет реагирующая способность, так как она является пусковым механизмом начала всех координирующих влияний [9]. Даже при высоком уровне развития остальных координационных способностей, погрешности функционирования реагирующей способности могут привести к запаздыванию управляющих влияний и рассогласованию между актом координации и конкретной динамической ситуацией, на которую он был направлен. Целостное время двигательной реакции, по мнению специалистов физического воспитания, отражает двигательные возможности человека. В. М. Зациорский [4] сделал вывод о независимости составляющих времени реакции от других характеристик быстроты: максимальной частоты циклических движений и длительности одиночного движения. Л. Г. Харитонова, Л. А. Суянгулова, Л. В. Харченко, Н. П. Филатова, И. Ю. Горская [11] считают, что реагирующая способность оценивается по времени: 1) простой моторной реакции; 2) сложной моторной реакции (реакции выбора из двух альтернатив); 3) реакции на движущийся объект.

Н. Н. Данилова [3] указывает на то, что длительность реакции во многом определяется центральным нервным звеном структуры движения. В соответствии с современными представлениями центральное звено не только согласует движение с чувствованием, но и формирует моторную программу и пусковой сигнал. По данным В. И. Ляха и В. А. Соколкиной [6], между простыми и сложными реакциями связи относительно незначительны. По мнению автора, причина этого в том, что простые реакции обусловлены врожденными факторами и относительно стабильны от окружающих (внешних) воздействий, а сложные реакции значительно сильней обусловлены социальными факторами (тренировкой) и существенное влияние на них оказывают процессы развития двигательной памяти и двигательного опыта.

Перед физической культурой стоит задача научного обоснования системы физического воспитания инвалидов, способной обеспечить их профессиональную и социальную реабилитацию в комплексе с другими методами. Проблему развития скоростных способностей у лиц с задержкой психического развития изучали О. М. Лесько [5], С. В. Гвоздецкая [2], Л. Л. Харченко [12], В. Д. Шептицкий [13], у слабослышащих - С. М. Федорчак, Л. К. Кожевникова, М. Ю. Коржевский [10], у детей с нарушениями зрения -А. И. Погребной [7], у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) - Н. Валеев с соавт. [1]. Все авторы отмечали повышение показателей скоростных способностей под воздействием системы физических упражнений.

Игровая деятельность позволяет выполнять физические упражнения с высокой вариативностью их исполнения, как по точности выполнения, так и по продолжительности сохранения доступной интенсивности. При этом высокая эмоциональность и вовлеченность в игру способствует более эффективному влиянию используемых физических упражнений. Учащиеся, немного освоившись с владением мяча, всегда с удовольствием и большой пользой для себя занимаются с ним. Однако, следует отметить, что в доступной литературе не обнаружено исследований применения упражнений и игр с мячом в процессе физического воспитания учащихся 16-19 лет с нарушениями ОДА специальных учебных заведений с целью повышения их скоростных способностей.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью нашего исследования явилось изучение степени изменения показателей скоростных способностей, под воздействием специально направленных упражнений и игр с мячом у учащихся-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В рамках реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить показатели скоростных способностей учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Проанализировать изменения скоростных способностей под влиянием специально направленных упражнений и игр с мячом у учащихся-инвалидов данного профиля.

3. Разработать практические рекомендации для преподавателей специальных учебных заведений по внедрению в процесс физического воспитания специальных упражнений и игр с мячом, направленных на повышение скоростных способностей.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе учетно-экономического техникума для инвалидов им. Ф. Г. Ананченко г. Харькова, где приняли участие 63 учащихся (16-19 лет), которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата. Из них по академическому признаку были составлены 3 основные и 3 контрольные группы. При изучении показателей с учетом полового аспекта, учитывая, что учащиеся одного возраста все юноши основных групп были объединены в одну основную группу юношей, все девушки - в основную группу девушек, аналогично были распределены юноши и девушки контрольных групп. Для анализа полученных результатов с учетом диагноза и характера нарушения опорно-двигательного аппарата учащиеся инвалиды были сгруппированы в две группы: первая - с нарушениями в виде парезов, вторая - с нарушениями в виде ограничения движений, которые возникли вследствие заболеваний, нарушений суставов мышц и связок.

Результаты исследований.

Тестирование скоростных способностей проводилось при помощи компьютерной программы научно-исследовательской лаборатории Харьковской государственной академии физической культуры. Об уровне развития скоростных способностей судили по показателям частоты движений в теппинг-тесте, и по показателям быстроты реакции на звуковой, зрительный раздражитель и реакции с выбором.

Анализ полученных результатов при тестировании скоростных способностей, представленных в табл. 1, свидетельствует о достаточно низких показателях учащихся по сравнению с нормативными требованиями [8].

Сравнительный анализ результатов тестирования скоростных способностей юношей и девушек достоверных различий в показателях между ними не выявил (p>0,05).

Анализируя полученные данные, с учетом характера нарушений ОДА учащихся (табл. 2), следует отметить более высокие показатели во всех видах изучаемых реакций у учащихся с ограничениями в движениях. Однако наблюдаемые отличия не носили достоверный характер (p>0,05).

В течение учебного года учащиеся контрольных групп занимались по программе «Физическая культура для учебных заведений Министерства социального обеспечения». А в содержание занятий по физическому воспитанию учащихся основных групп наряду с программным учебным материалом включались упражнения и игры с мячами, которые были направлены на развитие скоростных способностей. Это упражнения с передачами мяча в различных исходных положениях (стоя, сидя, стоя на колене) в парах или тройках, ведение мяча, упражнениями с перехватом и ловлей внезапно появляющегося мяча, остановка катящегося мяча, с необходимостью увернуться от мяча. Двигательные действия выполнялись в максимально быстром темпе, при появлении признаков утомления упражнения прекращалось. Расстояния, на которые выполнялись передачи варьировались от 1 до 3,5 м.

Упражнения выполнялись либо на время до 20 с, либо на количество раз от 3-4 до 6-8 раз, с использованием от 1 до 3 серий, паузы отдыха при этом длились 60-120 с. В упражнениях учитывались индивидуальные особенности состояния здоровья учащихся. Упражнения с мячами включались в содержание подвижных игр таких как «Гонка мячей», «Срочный груз», «Ножной мяч», эстафеты с передачами, ведением и др. При этом условия игры менялись.

После применения специально подобранных упражнений и игр с мячом в экспериментальных группах, как у юношей, так и девушек, показатели скоростных способностей значительно улучшились, и эти различия носят достоверный характер (p<0,05) (таб. 1). При этом менее значимые изменения наблюдались в показателях частоты движений, где динамика результатов в группе юношей составила 0,66 (12,2 %); в группе девушек - 0,69 (12,9 %) движения за 1 с. Более значимое улучшение результатов было выявлено в показателях реакций. Так, рост результатов простой реакции на звуковой сигнал в среднем составил у юношей - 0,049 с (20,2 %); у девушек - 0,054 с (22,4 %); простой реакции на зрительный сигнал - у юношей на 0,07 с (22,0 %); у девушек - на 0,083 с (27,0 %); результата реакции с выбором - у юношей в среднем на 0,095 с (20,8 %); у девушек - на 0,107 с (23,5 %);

Таблица.1 Показатели скоростных способностей учащихся основных и контрольных групп до и после эксперимента

Группы

Экспериментальные группы

Контрольные группы

Ю Д

Ю Д

Показатели X ±m

n

19

21
10
3

Показатели частоты движений (кол-во раз за 1 с)

До эксперимента

5,42±0,18

5,32±0,15

5,68±0,25

5,50±0,14

После эксперимента

6,08±0,17

6,01±0,11

5,52±0,24

5,51±0,14

t

2,71

3,76

0,43

0,06

p

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

Быстрота простой реакции на звуковой сигнал (с)

До эксперимента

0,242±0,010

0,241±0,010

0,232±0,013

0,235±0,007

После эксперимента

0,193±0,010

0,187±0,010

0,262±0,035

0,401±0,178

t

6,32

5,18

0,82

0,93

p

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

Быстрота простой на зрительный сигнал (с)

До эксперимента

0,318±0,010

0,307±0,010

0,319±0,019

0,289±0,014

После эксперимента

0,248±0,010

0,224±0,010

0,554±0,239

0,301±0,014

t

5,19

5,08

0,98

0,60

p

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

Быстрота сложной зрительной реакции с выбором (с)

До эксперимента

0,457±0,010

0,455±0,020

0,458±0,012

0,455±0,011

После эксперимента

0,362±0,010

0,348±0,010

0,479±0,026

0,464±0,014

t

5,86

4,82

0,73

0,44

p

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

Таблица 2 Сравнение средних параметров скоростных способностей учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата экспериментальных групп до и после эксперимента

Группы учащихся

Быстрота реакции (с)

Частота движений (кол-во раз 1с)

На звуковой сигнал

На зрительный сигнал

Сложная зрительная реакция с выбором

 

Показатели X ±m

С парезами (n=24)

До эксперимента

0,246±0

0,320±0,010

0,470±0,020

5,30±0,15

После эксперимента

0,200±0,010

0,245±0,010

0,358±0,10

5,98±0,17

t

6,81

6,27

5,41

2,98

p

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

С ограничениями в движениях

(n=16)

До эксперимента

6,81

6,27

5,41

5,51±0,11

После эксперимента

0,175±0,010

0,222±0,010

0,350±0,010

6,13±0,10

t

5,05

3,95

5,09

4,19

p

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

Изучение результатов скоростных способностей с учетом характера нарушений ОДА учащихся показало достоверный прирост результата во всех тестируемых показателях скоростных способностей, независимо от характера нарушения (p<0,05) (табл. 2). Рост показателей составил: в результатах частоты движений за 1 с - в группе с парезами 0,68 (12,8 %); в группе с ограничениями в движениях 0,62 (11,3 %); результатов простой реакции на звуковой сигнал - в группе с парезами 0,046 с (18,6 %), в группе с ограничениями в движениях 0,054 с (25,2 %); простой реакции на зрительный сигнал у учащихся с парезами - на 0,074 с (23,2 %), у учащихся с ограничениями в движениях - на 0,076 с (25,5 %); реакции с выбором у учащихся с парезами - на 0,108 с (23,2 %); у учащихся с ограничениями в движениях - на 0,091 с (20,6 %).

Рассматривая показатели с точки зрения характера нарушений ОДА учащихся, следует отметить, что после эксперимента были выявлены достоверные различия в реакции на звук (p<0,05). У учащихся с ограничениями в движениях фиксировались более высокие результаты. В реакции на зрительный раздражитель и реакции с выбором и теппинг-тесте достоверные различия между группами учащихся не наблюдались (p>0,05).

Сравнивая показатели, полученные после эксперимента, в половом аспекте, необходимо отметить отсутствие достоверных различий в результатах юношей и девушек (p>0,05).

Сопоставление данных первичного и повторного тестирования у учащихся контрольных групп показало изменение показателей скоростных способностей, однако эти изменения незначительны и недостоверны (p>0,05) (табл.1).

Выводы:

Таким образом, на основании проведенных нами исследований, можно сделать следующие выводы:

Показатели составили у юношей 5,42±0,18; у девушек -5,32±0,15 движений за 1 с; реакция на звук у юношей - 0,242±0,010; у девушек - 0,241±0,010 с; зрительно-моторная реакция 0,318±0,010 и 0,307±0,010 с, соответственно; реакция с выбором -0,457±0,010 и 0,455±0,020 с, соответственно.

Сравнительный анализ результатов юношей и девушек как основных, так и контрольных групп в скоростных способностях достоверных различий не обнаружил (p>0,05).

Изучение результатов скоростных способностей с учетом характера нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся, при первичном тестировании достоверных различий не выявил (p>0,05).

Применение в процессе физического воспитания системы упражнений и игр с мячом увеличило показатели частоты движений в теппинг-тесте у юношей на 12,2 %, у девушек - на 12,9 %, в группе с парезами

- на 12,8 %, в группе с ограничениями в движениях

- на 11,3 %. Уменьшение времени простой реакции у юношей составило на звук 20,2 %, на зрительный сигнал - 22,0 %, сложной реакции с выбором -20,8 %; у девушек - 22,4; 27,0; 23,5 %; в группе с парезами -18,6; 23,2; 23,2 %; в группе с ограничениями в движениях - 25,2; 25,5; 20,6 %, соответственно.

Полученные нами данные позволяет рекомендовать к использованию преподавателям специальных учебных заведений систему наших упражнений и игр с мячом.

Перспективы дальнейших исследований связаны с расширением целенаправленной системы упражнений и игр с мячом, учитывая точную специфику физических нарушений в состоянии здоровья учащихся, с целью улучшения у них тонкой координации движений, лучшей приспособленности к условиям повседневной жизни, приобретения специальности и готовности к профессиональной деятельности.

Литература:

1. Валеев Н. Поиск новых форм физкультурно-рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича / Н. Валеев, Л. Захарова, Н. Ганзина // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. междунар. конгр. - М. : 1998. - Т. 2. -С. 524-525.

2. Гвоздецька С. В. Корекційна спрямованість занять з фізичного виховання старших дошкільників із затримкою фізичного розвитку: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фізичного виховання і спорту: спец. 24.00.02 «фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / С. В. Гвоздецька. – Харків, 2005. – 20 с.

3. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. / Н. Н. Данилова. – М. : АспектПресс, 2000. – 373 с.

4. Зациорский В. Ф. Физические качества спортсмена / В. Ф. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

5. Лесько О. М. Організаційно–методичні основи використання рухливих ігор у фізичному вихованні молодших школярів із затримкою психічного розвитку: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фізичного виховання і спорту: спец. 24.00.02«фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / О. М. Лесько. – Львів, 2004. – 20 с.

6. Лях В. И. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7–9 лет / В. И. Лях, В. А. Соколкина // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 2. – С. 62–67.

7. Погребной А. И. Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии / А. И. Погребной // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 8. – С. 55–57.

8. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей: Учебное пособие / В. А. Романенко. – Донецк : ДонНу. – 2005. – 290 с.

9. Скалій Т. В. Педагогічний контроль розвитку координаційних здібностей дітей і підлітків: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фізичного виховання і спорту: спец. 24.00.02 «фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / Т. В. Скалій. – Херсон, 2006. – 34 с.

10. Федорчак С. М. Фізичне виховання дітей шкільного віку з вадами слуху / С. М. Федорчак, Л. М. Кожевнікова, М. Ю. Коржевський // Слобожанський науково-спортивний вісник. – Харків. – 2009. – № 2. – С. 25–27.

11. Харитонова Л. Г. Возрастные особенности развития отдельных проявлений координационной способности рук у школьников 7–15 лет / Л. Г. Харитонова, Л. А. Суянгулова, Л. В. Харченко, Н. П. Филатова, И. Ю. Горский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1999. – № 3–4. – С. 16–20.

12. Харченко Л. Л. Теоретико–методичні аспекти застосування ігрового методу фізичного виховання у розвитку психомоторики розумово відсталих дітей молодшого шкільного віку: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фізичного виховання і спорту: спец. 4.00.02 «фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / Л. Л. Харченко. – Львів, 2004. – 21 с.

13. Шептицький Д. В. Пропедевтична підготовка розумово відсталих дітей до оволодіння спортивними іграми: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фізичного виховання і спорту: спец. 24.00.02 «фізична культура, фізичне виховання різних груп населення» / Д. В. Шептицький . – Харків, 2006. – 19 с.

14. Ярмская С. В. Социальная работа с инвалидами / С. В. Ярмская, К. Р. Смирнова, Э. К. Наберушкина. – Спб. : „Питер”, 2004. – 376 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle