Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Мая 2006 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука, Детско-юношеский спорт

Автор: Абдулаева М. А.

Исследование уровня сформированности реальных учебных возможностей и нравственных качеств личности младших школьников

Исследование уровня сформированности реальных учебных возможностей и нравственных качеств личности младших школьников

Исследование уровня сформированности реальных учебных возможностей и нравственных качеств личности младших школьников

Цель работы: изучить уровень сформированности некоторых показателей реальных учебных возможностей и нравственных качеств личности младших школьников.

Задачи исследования:

  • выявить уровень сформированности показателей реальных учебных возможностей младших школьников по литературному чтению;
  • определить уровень выраженности показателей нравственной воспитанности учащихся начальных классов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение (на уроках и внеурочных занятиях), беседа (с учащимися, родителями, классным руководителем, учителями), рейтинг (оценивание), математическая статистика.

Настоящее исследование проводилось в связи с обоснованием содержания оценочно-аналитического компонента технологии нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Решение данной задачи базируется на материалах, характеризующих уровень сформированности как реальных учебных возможностей школьников (РУВШ), так и развития у них нравственных качеств личности (НКЛ). Констатирующий эксперимент, нацеленный на сбор фактической информации по проблеме, проводился в 2001-2002 годы с охватом 173 учащихся 1-3(4) классов МОУ г. Махачкалы (муниципальная средняя общеобразовательная школа - лицей №5 А.С. Пушкина) и Казбековского района (Гунийская муниципальная пилотная средняя общеобразовательная школа ЮНЕСКО) и СДЮШОР №3 Республики Дагестан.

Гипотетически была установлена структура РУВШ и НКЛ из 44 показателей. Последние и составили программу изучения личности учащихся на уроках литературного чтения. Сюда вошли: успеваемость по литературе; восприимчивость личности к влияниям и воздействиям семьи; восприимчивость личности к влияниям и воздействиям со стороны сверстников в школе; учебно-познавательные умения (техника чтения, правильное чтение, выразительное чтение, умение слушать изложение учителя, умение работать с текстом, умение выделять существенное в изучаемом материале, умение запоминать факты из содержания текста, умение выделять главных действующих лиц, умение выделять личностные качества героев, умение сравнивать героев, умение дифференцировать героев по их нравственным позициям); интеллектуальные (умение выражать собственные суждения, память, речь, мышление, внимание, целеустремлённость, эрудиция, работоспособность); нравственные качества дифференцированы на нравственные знания, нравственные понятия, представления и требования; нравственное поведение - дисциплинированность, общественная активность, поведение в семье, помощь слабым, нравственные чувства (ответственность, сострадание, уважение, любовь к Родине, любовь к родителям, любовь к школе) и нравственное отношение (к учителю, самому себе, учению в школе, одноклассникам, родителям, старшим, природе, представителям другой национальности). Уровень выраженности изучаемых качеств личности школьника и показателей РУВШ определялся путём выделения в последних соответствующих признаков. По частоте и характеру их проявления разрабатывались оценочные суждения в баллах. Так была обоснована пятибалльная оценочная шкала, в которой предпринята попытка выразить пять уровней сформированности изучаемых качеств: высокий, достаточный, средний, слабый, низкий.

Анализ цифрового материала показывает, что младшие школьники по литературному чтению в среднем успевают на оценку «четыре». Первоклассники сельских школ опережают своих городских сверстников почти на один балл (точнее 0,8 балла). Вместе с тем во втором классе разрыв в показателях успеваемости городских и сельских учащихся сокращается до незначительных величин - 0,1 балла. Учащиеся третьих классов в городе опережают сельских на 0,8 балла (таблица №1).

Таблица №1. Средние величины показателей успеваемости учащихся 1-3(4) классов общеобразовательных школ г. Махачкалы, Казбековского района РД по разделу «Литературное чтение».

Классы

Средняя оценка успеваемости по чтению

Школа-лицей №5

Гунийская пилотная муниципальная школа

общая средняя величина М±0

Мальчики

Девочки

Общая средняя величина М±0

Мальчики

Девочки М±0

Первый

3,4±0,9

3,5±1,08

3,1±0,9

4,2±0,7

4,3±0,8

4,2±0,7

Второй

4,3±0,4

4,2±0,5

4,4±0,5

4,2±0,5

4,2±0,6

4±0,6

Третий

4,5±0,5

4,2±0,6

4,7±0,5

3,7±0,5

3,4±0,3

4±0,6

Четвертый

-

-

-

4,3±0,6

4,2±0,8

4,5±0,3

Другой аспект интереса исследования заключался в определении половозрастной обусловленности результатов учебной деятельности школьников по данной дисциплине. В этом вопросе так же не отмечены существенные различия. Общая тенденция такова, что с возрастом девочки несколько опережают мальчиков, как в селе, так и в городе.

В целях определения причин успеха или отставания учащихся в усвоении программного материала по литературному чтению была предпринята попытка исследования уровня развития некоторых показателей из структуры реальных учебных возможностей младших школьников.

Изучение показателей личности школьников в целях выявления причин отставания детей в учёбе осуществлялось ещё с середины прошлого столетия (Н.А. Менчинская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, Ю.К. Бабанский и др.). По Ю.К. Бабанскому реальные учебные возможности понимаются как единство внутренних и внешних условий, опосредуемых личностью и определяющих потенциал конкретной личности в области учебной деятельности. Отсюда, одним из аспектов исследования явилась интеллектуальная сфера, включающая память, речь, мышление, внимание и др. Для измерения данных показателей нами использовались: методика исследования памяти1, методика «определение понятий»2, методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене, методика изучения свойств внимания Б. Бурдона.

Таблица №2. Средние величины показателей развития интеллектуальной сферы учебных возможностей у учащихся начальных классов общеобразовательной школы г. Махачкалы

Классы

Средние показатели выраженности (в баллах) М±G
Школа-лицей №5 А.С.Пушкина

Память

Речь

Мышление

Внимание

Целеустремленность

Эрудиция

Работоспособность

Первый

2,8±0,4

2,8±0,9

2,2±0,7

2,4±0,7

2,6±0,7

2±0,7

2,7±0,7

Второй

3,2±0,7

3,3±0,7

2,7±0,7

3±0,4

3,2±0,7

2,4±0,7

3±0,7

Третий

3±0,5

3±1

2,7±0,5

3,4±0,5

2,5±0,7

3,4±0,5

3,2±0,5

Развитие показателей памяти учащихся 1-3 классов сосредоточены в пределах от 2,8 ± 0,4 до 3,2 ± 0,5 по пятибалльной оценочной системе. Аналогичные характеристики обнаружены с речью, вниманием, целеустремленностью, работоспособностью при относительно заниженных показателях мышления (2,2 ± 0,7 - 2,7 ± 0,5) и эрудиции (2,0 ± 0,7 - 3,4 ± 0,5) (таблица №2).

Касаясь уровня развития учебно-познавательных умений, отмечаются неравномерность характера их проявления. Уровень сформированности таких умений, как темп чтения, читать правильно, слушать изложение учителя, сравнивать героев литературных произведений, выразить собственные суждения и другие колеблются в первом классе до 2,6, во вторых и третьих классах от 3,2, до 3,7 баллов. Наименее выражено умение читать выразительно. Здесь намечена чёткая тенденция возрастной динамики всех 12 показателей структуры учебно-познавательных умений по литературному чтению (таблица №3).

Нравственные качества личности младших школьников изучались по блокам: нравственные знания (понятия, представления, требования), чувства (ответственность, сострадание, уважение, любовь к Родине, любовь к школе), поведение (дисциплинированность, общественная активность, в семье, помощь слабым) и отношения (к учителю, самому себе, учению, одноклассникам, родителям, старшим, природе, представителям другой национальности).

Таблица №3. Средние величины показателей развития учебно-познавательных умений у учащихся начальных классов (в баллах)

Классы

Средние показатели выраженности умений (в баллах) М±G
Школа-лицей №5 А.С.Пушкина

Ско-
рость чтения

Читать пра-
вильно

Читать вырази-тельно

Слу-
шать изло-

жение учи-
теля

Рабо-
тать с тек-
стом

Выде-
лять сущест-венное в изуча-
емом мате-
риале

Запоми-
нать факты из содер-
жания текста

Выде-
лять главных дейст-вующих лиц

Выделять лич-
ностные каче-
ства героев

Сравни-
вать героев

Диф-
ферен-
циро-
вать героев по их нравств. пози-
циям

Выра-
зить собст-венные суж-
дения

Первый

3,4±0,9

3±0,9

2,2±0,7

2,9±0,4

2,6±0,7

2,4±0,7

2,6±0,7

2,6±0,7

2,4±0,7

2,5±0,7

2,4±0,7

2,8±0,9

Второй

3,2±0,4

3,7±0,7

2,7±0,7

3,2±0,7

3,4±0,7

3,1±0,9

3,2±0,4

3,6±0,7

3,2±0,7

3±0,7

2±0,7

3,6±0,9

Третий

3,2±1

3,7±0,7

3,1±0,5

3,3±0,5

3,2±0,5

3,3±0,5

3±0,5

3,4±0,5

3,3±0,5

3,1±0,5

3,1±0,5

3,4±0,5

Показатели сформированности нравственных знаний сосредоточены в пределах от 2±0,7 до 3,4±0,7 по пятибалльной оценочной шкале. По сравнению с показателями нравственных понятий и требований (2,7±0,5 - 3,4±0,7) относительно заниженными являются показатели нравственных представлений (2±0,7 - 2,8±0,4) (таблица №4).

Таблица №4. Средние величины показателей нравственных знаний у учащихся начальных классов и первого года обучения в СДЮШОР (в баллах)

Классы

Средние показатели выраженности нравственных знаний (в баллах) М±G
Школа-лицей №5 А.С.Пушкина

Нравственные понятия

Нравственные представления

Нравственные требования

Первый

3±0,7

2,8±0,4

3±0,4

Второй

3,4±0,7

3,2±0,4

3,4±0,7

Третий

3,2±0,5

2±0,7

2,7±0,5

При рассмотрении показателей таких нравственных чувств как ответственность, сострадание, уважение, любовь к Родине, любовь к родителям, любовь к школе, мы выявили преобладание выраженности любви к родителям (4,2±0,2 -4,7±0,5) над другими нравственными чувствами (3±0,4 - 3,8±0,7) (таблица 5).

Таблица №5. Средние величины показателей выраженности нравственных чувств учащихся начальных классов и первого года обучения в СДЮШОР (в баллах)

Классы

Средние показатели выраженности нравственных чувств (в баллах) М±G
Школа-лицей №5 А.С.Пушкина

Ответственность

Сострадание

Уважение

Любовь к Родине

Любовь к родителям

Любовь к школе

Первый

3±0,4

3,4±0,7

3,6±0,4

3±0,4

4,2±0,2

3,2±0,7

Второй

3,3±0,9

3,4±0,7

3,8±0,7

3,4±0,7

4,3±0,4

3,2±0,4

Третий

3,5±0,5

3,5±0,5

3,6±0,2

2,8±0,7

4,7±0,5

3,3±1

Зафиксированные данные в таблице №6 свидетельствуют о том, что значимых различий в показателях выраженности нравственного поведения учащихся начальных классов не наблюдается, диапазон их выраженности составляет 3±0,4 -3,9±0,4. Однако показатели дисциплинированности в третьем классе составляют 4,1±0,7. Наименьшую выраженность у детей первого класса имеет помощь слабым 2,9±0,9.

Таблица №6. Средние величины показателей выраженности нравственного поведения учащихся начальных классов и первого года обучения в СДЮШОР (в баллах)

Классы

Средние показатели выраженности нравственного поведения (в баллах) М±G
Школа-лицей №5 А.С.Пушкина

Дисциплинированность

Общественная активность

Поведение в семье

Помощь слабым

Первый

3,6±0,7

3,2±0,7

3±0,4

2,9±0,9

Второй

3,5±0,7

3,3±0,7

3,9±0,4

3,4±0,7

Третий

4,1±0,7

3,4±1

3,9±0,7

3,3±1

Изучение цифрового материала показывает (таблица №7), что наибольшую выраженность имеют нравственные отношения к учителю и к родителям. Их значимость сосредоточена в пределах от 4,3±0,2 до 5±0,5. Относительно других показателей выраженности нравственных отношений мы можем констатировать отсутствие какой-либо существенной тенденции к уменьшению или к увеличению приведённых данных, их значения колеблются от 3,2±0,4 до 4,1±0,4.

Таблица №7. Средние величины показателей выраженности нравственных отношений учащихся начальных классов (в баллах)

Классы

Средние показатели выраженности нравственных отношений (в баллах) М±G
Школа-лицей №5 А.С.Пушкина

К учителю

К самому себе

К учению

К одноклассникам

К родителям

К представителям другой национальности

К старшим

К природе

Первый

4,6±0,2

3,5±04

3,3±0,7

3,6±0,7

4,3±0,2

3,4±0,7

3,8±0,2

3,4±0,7

Второй

4,4±0,4

4,1±0,4

3,3±0,7

3,2±0,7

4,4±0,2

3,2±0,4

4±0,4

3,4±0,2

Третий

5±0,5

3,5±0,7

3,3±0,7

3,2±0,5

4,4±0,5

3,4±0,2

3,6±0,5

3,4±0,2

Таким образом, сравнение результатов изучения уровней сформированности РУВШ и НКЛ позволяет говорить о том, что у подавляющего большинства исследуемых нами учащихся уровень выраженности реальных учебных возможностей по некоторым показателям значительно ниже уровня сформированности нравственных качеств личности, что свидетельствует о слабой взаимосвязи процессов обучения и воспитания, в частности, нравственного воспитания на уроках литературного чтения.

Литература:

  1. Битянова М.Р, Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Издательство «Совершенство», 1998. - 352 с.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 3: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Владос, 1998 - 634 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle