Академическая гребля относится к циклическим видам спорта, для которых характерно значительное проявление выносливости и скоростно-силовых способностей. Комплексное развитие этих способностей требует применения широкого круга средств и методов подготовки. При этом большинство вопросов по методике развития основных физических способностей у юных гребцов с применением гребного тренажера практически не изучены.
В последние годы в подготовке гребцов академистов, в том числе у юных спортсменов возникла необходимость включать в тренировочные нагрузки специальный тренажер «Concept -2». Такая необходимость связана с тем, что уже в возрасте 15 лет спортсмены должны выполнять контрольные нормативы и выступать в соревнованиях на гребных тренажерах - эргометрах на различных дистанциях от 500 до 4000 метров. Поскольку в настоящее время не существует данных по применению гребных тренажеров в круглогодичной подготовке юных гребцов, целью нашего исследования явилось определение допустимых объемов нагрузки в использовании тренажера «Concept -2» в подготовке юношей новичков (12-13 лет) и младших юношей (14-15 лет).
В проведении исследования участвовали спортсмены двух групп: первая группа -первый год обучения, юноши 12-13 лет, вторая - юноши 14-15 лет второго года обучения.
В первой группе задачами нашей работы были:
- ознакомить занимающихся с тренажером «Concept -2» в целом;
- разучить основы техники гребли на тренажере;
- подготовить занимающихся к контрольным испытаниям на дистанции 500 метров.
Во второй группе решались следующие задачи:
- развитие скоростно-силовых способностей;
- развитие специальной выносливости;
- отработка темпа гребли и мощности гребка;
- подготовка занимающихся к соревнованиям на гребных тренажерах на дистанции 1000 метров.
Исследования проводились в период с 1 сентября 2005 года по 30 декабря 2005 года. Состав первой группы: количество - 8 человек, средний возраст - 13 лет, средний рост - 173 см, средний вес 55,7 кг. Состав второй группы: количество - 6 человек, средний возраст - 15 лет, средний рост - 182 см, средний вес - 68 кг. У испытуемых первой группы ЧСС составила в среднем 80 ударов в минуту в покое, а во второй - 62-70 ударов в минуту в покое, что в целом соответствует данным физиологов (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2004).
До начала занятий все спортсмены прошли диспансеризацию. В процессе занятий осуществлялись наблюдения за частотой сердечных сокращений в период работы и восстановления. В период исследования со всеми занимающимися проводились функциональные пробы в динамике: измерялись ЧСС в покое, артериальное давление в покое, выполнялись 20 приседаний и измерялись ЧСС и артериальное давление сразу после нагрузки, на второй и третьей минутах восстановления.
В группе новичков первого года обучения в течение первых четырех микроциклов занимающиеся ознакомились с гребным тренажером и разучили основы техники гребли на нем. В следующих двух микроциклах тренажер для этих занимающихся применялся в комплексных тренировках, которые включали в себя упражнения на растягивания и различные упражнения с собственным весом и поэтому гребля на «Concept -2» не являлась утомительной нагрузкой.
В последующих микроциклах юноши преодолевали отрезки от 150 до 250 метров, которые занимали время на прохождение их от 30-35 сек. на дистанции 150 метров и до 60 сек. на дистанции 250 метров, что соответствует рекомендациям В.Г. Никитушкина и И.С. Епищева ( 2004). По мере подготовленности спортсмены первой группы проходили четыре-пять повторений по 150 метров с интервалом отдыха 5-7 минут или 3-4 повторения по 250 метров с интервалом отдыха 7-10 минут. При этом после пассивного отдыха в течение 3-4 минут в остальное время занимающиеся выполняли упражнения на расслабления и растягивание.
График № 1
Анализ полученных данных показал, что большинство юношей демонстрируют стабильную скорость на коротких отрезках, средняя скорость постоянно повышается. После нагрузки пульс составлял в среднем 174 удара в минуту, а в период восстановления - через 2-3 минуты снижался до 126-132 ударов в минуту, что свидетельствует о переносимости данной нагрузки. Однако, учитывая значительное воздействие таких нагрузок на организм юных спортсменов, они применялись нечасто, через два микроцикла.
На основании педагогических наблюдений, анализа дневников и планов тренировки, было установлено, что в сумме за период с начала сентября по конец декабря юноши новички, выполняя греблю на отрезках разной длины на гребном тренажере, прошли в сумме от 3,5 км до 5 км.
Результаты контрольных испытаний - гребля на дистанции 500 метров на гребном тренажере «Concept -2» показали рост подготовленности занимающихся, что дает основание полагать, что такие нагрузки для начинающих юношей приемлемы. Средняя скорость на дистанции 500 метров выросла с 2.01.0 мин до 1.48.9 мин. Полученные данные приведены на графике № 1.
В группе второго года обучения, начиная с первого тренировочного микроцикла, последовательно решались все задачи, поставленные на этом этапе подготовки. Микроциклы с 1 по 4 номера были направлены на развитие общей и специальной выносливости посредством гребли на гребном тренажере. Для чего использовалось прохождение дистанции 3-4 км с ЧСС во время работы до 160 ударов в минуту. Начиналось прохождение с одного отрезка, затем, по мере роста тренированности спортсменов количество отрезков увеличивалось до 2-3 прохождений с интервалом активного отдыха в 15-20 минут, который заполнялся спокойной греблей в бассейне или выполнением упражнений для мышц брюшного пресса, упражнениями на расслабление и растягивание. Частота сердечных сокращений во время работы и восстановления фиксировалась с помощью пульсометра «Sigma Sport». Восстановление пульса происходило на 3-5 минуте после прохождения отрезка. При таких тренировках происходило параллельно с развитием выносливости отработка темпа гребли, который соответствовал гоночному темпу гребли в основной лодке на длинную дистанцию.
График № 2
Для отработки мощности проводки и развития скоростно-силовых способностей применялись отрезки от 250 метров до 750 метров, после прохождения которых ЧСС достигала до 172-186 ударов в минуту, но через 2-3 минуты отдыха снижалась до 114-120 ударов в минуту. За период тренировок с сентября по конец декабря юноши второй группы в сумме выполнили греблю на коротких отрезках от10 до12 км.
Анализ полученных данных показал, что в повторных тренировках стабильная скорость на коротких отрезках при гребле на «Concept -2» сохранялась при суммарном их прохождении 1500-2000 метров.
Самочувствие спортсменов по окончанию занятий было удовлетворительное. Об этом свидетельствует достигнутое полное восстановление работоспособности и функционального состояния через сутки. Нам представляется, что гребцы 14-15 лет успешно справляются с подобными нагрузками при гребле на гребном тренажере. Показатели изменения средней скорости на отрезке 500 метров в группе второго года обучения возросли с 1.41.1 мин. до 1.35.9 мин. Данные представлены в графике № 2.
После нагрузки скоростно-силовой направленности на следующей тренировке юноши выполняли аэробную работу восстановительного характера (бег, гребля, лыжи). Гребля на отрезках проводилась один раз в недельном микроцикле.
Педагогические наблюдения показали, что при повторном прохождении отрезков 250-500 метров стабильность результатов сохраняется при прохождении юношами суммарного объема 1500 -2000 метров. Адекватность подобной нагрузки, подготовленность организма занимающегося подтверждают характер изменений и продолжительность функциональных сдвигов. При прохождении суммарного объема более 2000 метров с максимальной интенсивностью юноши показывают результаты с тенденцией к снижению скорости гребли и мощности гребка, у них нарушается координация движений в технике гребли. При этом с падением скорости гребли у юношей появляются признаки резкого утомления: повышается артериальное давление до значительных величин, возникает чувство подташнивания, головокружение. Все это свидетельствует о недостаточной подготовленности юношей 14-15 лет к подобной нагрузке. Характер изменений и продолжительность функциональных сдвигов также указывает на неадекватность тренировочных нагрузок к большим объемам скоростно-силовой работы максимальной интенсивности. Поэтому допустимый объем скоростно-силовой работы на гребном тренажере «Concept -2» для указанного возраста следует считать порядка 2000 метров в суммарном объеме.
Положительным моментом использования гребных тренажеров в подготовке юношей является «динамическое соответствие», которое включает основные принципы: амплитуда и направление движения, величина динамического усилия, быстрота проявления максимума усилий, режим работы мышц соответствуют основному двигательному действию (В. Г. Никитушкин, И. С. Епищев, 2004).
Литература
- Александров, И.И. Исследование особенности адаптации организма юных спортсменов к напряженной мышечной деятельности на основе показателей энергетического обмена / И.И. Александров, Ю.К. Лукашук, Э.Г. Усо-скин, Н.Н. Шишкин, Л.А. Егоренко, С.Л. Кузнецова, Н.Н Литвинова / «Механизмы адаптации спортсменов к специфической мышечной деятельности» //Сборник трудов сектора физиологии - Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1976. - С. 16-24.
- Алексеенко, Э.М. Сила, техника, скорость / Э.М. Алексеенко // Гребной спорт в России -М.: 1998.- N 1.- С. 22-23.
- Беленков, А.Г. Выносливость / А.Г. Беленков // Гребной спорт в России -М.: 1998. - N 1. - С. 18-20.
- Дунаев, А.Ф. Анализ и оценка тренировочных нагрузок в академической гребле /А.Ф. Дунаев: Сб. науч. тр. / ЛНИИФК Методика и техника подготовки гребцов. - Л.: 1978. - С.123.
- Егоренко, Л.А. Исследования переносимости тренировочных нагрузок юношами 15-17 лет в академической гребле / Л.А. Егоренко Л.А. Е.С. Уль-рих / Сборник научных трудов. Методика и техника подготовки гребцов. -Л.: Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры, 1978. - С. 10-16.
- Егоренко, Л.А. Исследование подготовки юношей гребцов в условиях общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля / Л.А. Его-ренко Автореферат. дисс. канд. пед. наук. - Л.: 1978. - 24 с.
- Кирсанов, В.А. Техника и биомеханика академической гребли / В.А. Кирсанов, В. В. Клешнев - Спб: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - 45 с.
- Прогнозирование изменения состояния гребцов // Гребной спорт. Ежегодник, 1986. - с. 41.