Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

19 Июня 2018 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Штуккерт Алиса Львовна

Исследование групп проблем, возникающих у тренеров и спортсменов при взаимодействии со СМИ

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, тренер, спортсмен, спортивный журналист, интервью, проблемное взаимодействие.

Аннотация. Коммуникативная компетентность является одним из важных факторов профессионализма специалиста отрасли «Физическая культура и спорт». Личностные особенности тренера и/ или спортсмена, несогласованность информации и внешние неблагоприятные факторы могут создавать проблемы в ситуации интервьюирования. Затруднять коммуникации могут и сами спортивные журналисты, проявляя свой непрофессионализм и поверхностный подход к своей работе, а также в погоне за скандальным материалом.

Keywords: communicative competence, coach, athlete, sports journalist, interview, problem interaction.

Abstract. Communicative competence is one of the important factors of professionalism of a specialist in the field of «Physical culture and sport». Personal characteristics of the coach and / or athlete, inconsistency of information and external adverse factors can create problems in the interviewing situation. Sports journalists themselves can also complicate communication, showing their unprofessionalism and superficial approach to their work, as well as in the pursuit of scandalous material.

Актуальность исследования. Значение коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта обусловлено содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который содержит требования к профессионально-педагогическому общению и речевой подготовке, обозначенных в блоке общепрофессиональных и специальных дисциплин. При этом, не стоит забывать, что коммуникативный потенциал личности является ведущей внутренней силой, питающей мотивацию достижения успеха в избранной деятельности не только тренеров, капитанов и руководителей команд, но и каждого спортсмена в отдельности, так как реализация всех компонентов спортивной деятельности осуществляется в процессе общения и соревновательного взаимодействия спортсменов [3, С. 84].

Следовательно, актуальность изучения возможности формирования коммуникативной компетентности специалистов физической культуры и спорта определяется несколькими аспектами: спецификой самой деятельности специалистов физической культуры и спорта; и тем, что тренер, спортсмен, спортивный журналист работают в системе «человек-человек», где общение является одной из значимых категорий.

Результаты исследования и их обсуждение.

Целью нашего исследования было выделение тех проблем, которые возникают или могут возникнуть в ситуации взаимодействия со СМИ у спортсменов и/или тренеров.

Используя метод «мозгового штурма» с двумя группами респондентов (1 группа респондентов состояла из квалифицированных спортсменов различных видов спорта, обучающихся в НГУ физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, n = 227; 2 группа состояла из студентов - журналистов, обучающихся в НГУ физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, n = 57), была составлена эмпирическая классификация групп проблем, с которыми может столкнуться спортсмен или тренер во время взаимодействия с представителями СМИ, например: при участии в пресс - конференции, телевизионной / радио / интернет встрече, интервьюировании и пр. Данные были обобщены, разделены на группы по смыслу и сведены в табличную форму для систематизации полученного материала и наглядности (Таблица 1). За счет значительно расширенной выборки были внесены уточнения и добавлены ещё 2 группы проблем в ранее составленную автором эмпирическую классификацию [2, С. 35- 40.].

Таблица 1 - Эмпирическая классификация групп проблем, с которыми могут столкнуться тренеры и спортсмены в ситуации взаимодействия со СМИ (n=284)

Группы проблем, которые могут возникать при взаимодействии со СМИ:

Содержание:

Эмоции, которые испытывает спортсмен

Злость; раздражение; нежелание давать интервью; смущение; эйфория; неспособность себя контролировать; агрессия; боязнь не ответить на вопрос; боязнь толпы и камер; чрезмерная эмоциональность; неуверенность в себе; нервозность; волнение; растерянность и т.д.

Особенности задаваемых журналистами вопросов

Вопросы личного характера; некорректные вопросы; вопросы, касающиеся взаимоотношении с тренером; большое количество вопросов одновременно; ординарные вопросы; вопросы об организации тренировок и условий подготовки к соревнованиям; неоднозначные вопросы; цензура; незнание ФИО спортсмена; навязчивость и др.

Экспрессивные характеристики устной речи спортсмена

Использование нецензурной лексики; проблемы с дикцией; заикание; использование слов - «паразитов»; сбивчивая речь; спутанность речи; мышечный спазм голосовых связок (психологический момент) и т.п.

Культура речевого общения спортсменов

Неумение правильно и четко сформулировать свою мысль; нарушение последовательности изложения; некомпетентность в ответах; незнание поднятой темы; отсутствие красноречия; незнание спортивной терминологии; потеря нити разговора; много ненужных слов; забывчивость; живое воображение; неточность в ответах; соблюдение этических норм поведения; откровенная глупость; языковой барьер и др.

Психофизиологические состояния спортсмена

Жажда; усталость; полученная травма; ступор; спазм голосовых связок; покраснение; кашель или сухость во рту; потоотделение; скованность в телодвижениях и т.д.

Условия пресс - конференции, телевизионной / радио встречи или интервью

Нет возможности полно отвечать на вопросы; проблемы с аппаратурой; отсутствие времени на интервью; размытые временные рамки; травмы, полученные в процессе интервьюирования; отвлекающие сторонние факторы; грубые действия охранников; организационные правила и др.

Непрофессионализм спортивного журналиста

Незнание спортивной терминологии; не знает особенностей интервьюирование; неумение создавать благоприятную обстановку, устанавливать контакт; неумение поддерживать беседу; не разбирается в виде спорта; непонимание ответа спортсмена; нарушение Конституцию РФ и пр.

Разногласие во мнениях тренера и спортсмена

Разногласия между тренером и спортсменом во взглядах; разногласия в спортивной команде; несогласованность информации и пр.

Таблица 2 - Результаты исследования групп проблем, возникающих при взаимодействии со СМИ, с помощью контент-анализа ответов респондентов (n=284)

Группы проблем, которые могут возникать при взаимодействии со СМИ

1 группа

2 группа

Ж (n=111)

М

(n=116)

Общие средние значения по группе

Ж (n=37)

М (n=20)

Общие средние значения по группе

Эмоции, которые испытывает спортсмен

52,3 %

41,4 %

46,7 %

64,9 %

60 %

63,2 %

Культура речевого общения спортсменов

50,5 %

40,5 %

45,4 %

67,6 %

50 %

61,4 %

Психофизиологические состояния спортсмена

4,5 %

3,4 %

4 %

2,7 %

15 %

7 %

Экспрессивные характеристики устной речи спортсмена

9,9 %

6 %

7,9 %

8,1 %

5 %

7 %

Разногласие во мнениях тренера и спортсмена

0 %

3,5 %

4 %

0 %

0 %

0 %

Особенности задаваемых журналистами вопросов

34,2 %

34,5 %

34,4 %

43,2 %

45 %

43,9 %

Непрофессионализм журналиста

25,2 %

17,2 %

21,1 %

32,4 %

55 %

40,4 %

Условия пресс - конференции, телевизионной / радио встречи или интервью

9 %

9,5 %

9,3 %

10,8 %

5 %

8,8 %

*условные обозначения: Ж - женщины, М - мужчины

При обработке ответов респондентов с помощью метода контент-анализа были выделены 8 групп проблем, которые могут возникнуть в ситуации взаимодействия тренеров и спортсменов со СМИ:

Блок А - личностные особенности спортсмена

1. Культура речевого общения спортсменов;

2. Экспрессивные характеристики устной речи спортсмена;

3. Эмоции, которые испытывает спортсмен;

4. Психофизиологические состояния спортсмена;

Блок Б - качество межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом

5. Разногласие во мнениях тренера и спортсмена; Блок В - профессиональная подготовка спортивного журналиста

6. Особенности задаваемых журналистами вопросов;

7. Непрофессионализм спортивного журналиста;

8. Условия, в которых проводят интервьюирование.

Мы можем констатировать, что блок А, в который вошли первые четыре группы проблем, могут создаваться самим спортсменом в связи со сложившимися психическим складом личности, обеспечивающий определенный уровень деятельности и его поведение. Блок Б «Разногласие во мнениях тренера и спортсмена» затрагивают внутренние взаимоотношения в спортивных командах, между тренером и спортсменом. Данные проблемы могут быть свидетельством неэффективного общения и низкого уровня коммуникативных умений у всех участников общения. Блок В, в который вошли такие группы проблем как «Особенности задаваемых журналистов вопросов», «Непрофессионализм спортивного журналиста» и отчасти 8-я группа «Условия, в которых проводят интервьюирование», зависят от профессионального опыта и предварительной подготовленности спортивных журналистов, их уровня осведомленности в данном виде спорта и продуманной подстраховки на случай если, что-то пойдет не так, как было первоначально запланировано. Досадные случайности, непредвиденные обстоятельства техногенного характера и технические проблемы вошли в 8-ю группу проблем, так как этот тип проблем самый трудно прогнозируемый и может полностью не зависеть ни от самого спортсмена, ни от журналиста.

При обработке эмпирического материала выявлены значимые отличия в содержании ответов спортсменов и студентов - журналистов при ответе на вопросы авторской анкеты (Таблица 2).

Респонденты 1 группы, состоящей из квалифицированных спортсменов, в подавляющем большинстве указали проблемы, связанные с неэффективным управлением своих эмоциональных состояний (46,7 %), с недостаточностью знаний процесса интервьюирования (45,4 %). По результатам опроса и для девушек - спортсменок и для юношей - спортсменов важен положительный личный контакт с представителями СМИ, возможность обмена мнениями по каким - либо вопросам или событиям и пр., поэтому треть ответов респондентов содержали в себе указание на проблемы, которые возникают по причине некачественной или провокационной работы спортивных журналистов (34,4 %).

Только в группе мужчин - спортсменов несколько респондентов назвали такую проблему как «Разногласия между тренером и спортсменом». Что говорит о стремлении доминирования у мужчин спортивном коллективе, отстаивании собственной точки зрения. Этот факт говорит о наличии сформированных гендерных стереотипов в отношении поведения мужчин в современном обществе [1].

При этом, было мало высказываний относительно факторов, связанных с внешними затруднениями (привычка эффективно действовать в нестандартных, зачастую экстремальных ситуациях - чем является любое спортивное соревнование), с психофизиологическими процессами (привычка управлять своим телом как само собой разумеющийся естественный процесс), с экспрессивными характеристиками устной речи (что говорит о нормальном восприятии себя, наличии самоиронии и адекватной самооценке у респондентов). То есть, фактически спортсмены рассчитывают только на себя и в себе ищут средства для преодоления возникающих препятствий. Это соответствует преобладанию одной из «пространств» личности как «АРЕНА», за счёт уменьшения «НЕИЗВЕСТНОЙ ЗОНЫ» и «СЛЕПОГО ПЯТНА» согласно концепции личностного пространства Джозефа Лафта и Гарри Инграма [4, С. 47-50].

Третий вывод касается того факта, что мы можем видеть отсутствие существенной разницы в ответах спортсменов - мужчин и спортсменов - женщин почти по всем категориям, что подтверждает наличие процесса сглаживания гендерных отличий по некоторым личностным характеристикам между мужчинами и женщинами в ходе занятий спортом (Ворожбитова А.Л., 2011).

Во второй группе испытуемые также чаще всего указывали такие проблемы как: неадекватность спортсмена, его излишняя эмоциональность (63,2 %), неумение отвечать на заданные вопросы, спутанность речи и пр. (61,4 %). Что, по их мнению, может осложнить процесс интервьюирования. То есть, в основном проблемы, по мнению будущих спортивных журналистов, возникают из-за психических свойств спортсменов. Каверзные и провокационные вопросы, ставящие спортсменов в тупик, признаются неэффективным механизмом получения ценной информации (43,9 %). Но при этом остаются одним из ведущих механизмов создания сенсаций и формирования собственной популярности в журналистике. Больше трети назвали непрофессионализм спортивного журналиста как благотворную почву для снижения эффективности или полного прекращения взаимодействия со спортсменами. Это было ожидаемо, так как любая хорошо выполняемая деятельность в разы снижает возможность выйти рабочему процессу из-под контроля специалиста. Большие значения данного показателя (40,4 %) говорят о том, что опрошенные студенты - журналисты чаще оправдывают свои неудачи своим непрофессионализмом, безграмотностью или отсутствием опыта, больше рассчитывают на помощь окружающих (то есть, надеются на снисходительность спортсменов и тренеров), не знают всех своих возможностей (что может свидетельствовать о низкой самооценке у респондентов и отсутствии должного опыта). Всё сказанное указывает на то, что у студентов-журналистов преобладают такие «пространства» личности как «НЕИЗВЕСТНАЯ ЗОНА» и «СЛЕПОЕ ПЯТНО» по представленной модели личностного пространства Джозефа Лафта и Гарри Инграма [4, С.47-50].

Выводы:

  1. В ситуации интервьюирования обе стороны взаимодействия могут создавать проблемные ситуации. И только опыт, положительный настрой и готовность идти на контакт помогают преодолевать трудности в коммуникации.
  2. Нами был подтвержден факт сглаживания гендерных особенностей у спортсменов, за счет вовлечения их в спортивную деятельность.
  3. Была обнаружена разница в принятии ответственности за ситуацию на себя между двумя группами респондентов. Если спортсмены рассчитывают в основном на свои силы, то четверть респондентов второй группы, к которой мы отнесли студентов-журналистов, склонны снимать с себя ответственности и переносить её на окружающих.

Литература

  1. Ворожбитова, А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие / А.Л. Ворожбитова // Изд-е 1-е. - М.: ФЛИНТА: Наука. - 2011. - 216 с.
  2. Штуккерт, А.Л. Психологическая подготовка элитных спортсменов к интервью с представителями СМИ / А.Л. Штуккерт // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - Вып. 109. - 2013. - С. 35-40.
  3. Серова, Л.К. Профессионально важные качества личности спортсменов / Л.К. Серова, А.С. Мартынов. - СПб.: СПбГАУ. - 2010. - 137 с.
  4. Luft, J. Group processes: An introduction to group dynamics / J. Luft. Palo Alto, Calif.: National Press. - 1970. - P. 47-50.

Literature

  1. Vorozhbitova, A.L. Gender in sports activity: study guide / A.L. Vorozhbitova // Izd-e 1-e. - M.: FLINTA: Nauka. - 2011. - 216 p.
  2. Shtukkert, A.L. Psychological preparation of elite athletes for interviews with representatives of the mass media / A.L. SHtukkert // Vestnik Baltijskoj Pedagogicheskoj Akademii. - Vyp. 109. - 2013. - P. 35-40.
  3. Serova, L.K. Professionally important qualities of personality of athletes / L.K. Serova, A.S. Martynov. - SPb.: SPbGAU. - 2010. - 137 p.
  4. Luft, J. Group processes: An introduction to group dynamics / J. Luft. Palo Alto, Calif.: National Press. - 1970. - P. 47-50.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle