Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

21 Февраля 2017 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Куренцов В.А., Э.А. Зюрин, Е.М. Видро

Исследование динамики физической подготовленности студентов среднего профессионального образования как критерия, определяющего готовность к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО

Аннотация

В работе проведено тестирование студентов средних учебных заведений (1-3 курсы, средний возраст 16-18 лет) на готовность к сдаче нормативов ГТО. Результаты тестирования студентов, поступивших на первый курс образовательного учреждения СПО, свидетельствуют о низкой физической подготовленности первокурсников. Наиболее трудными видами испытаний являются нормативы, характеризующие быстроту, общую выносливость, силовую и скоростно-силовую подготовленность. Физическая подготовленность студентов СПО имеет положительную динамику, достоверно улучшаясь по большинству показателей к окончанию второго и несущественно ухудшаясь к окончанию третьего курса. Оценка физического потенциала молодежи к выполнению нормативов комплекса ГТО VI ступени к окончанию третьего курса находится на уровне «ниже среднего» и «низком». Рекомендуется начинать подготовку к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО с первого курса. Эффективность средств и методов физической подготовки может быть достигнута при условии доведения режима двигательной активности до 9-10 часов в неделю. В каникулярное время двигательный режим должен составлять не менее 4 часов в неделю.

Ключевые слова: комплекс ГТО, физическая подготовка, тесты, физические качества.

Abstract

Testing of students of secondary schools (1-3 courses, the average age of 16-18 years old) in readiness for delivery of GTO standards has been carried out. The results of testing of students admitted to the first year of the educational institutions indicate low physical fitness of first-year students. The most difficult test species are regulations that characterize the speed, overall endurance, power and speed-power readiness. Physical readiness of students has a positive trend, significantly improved for most indicators by the end of the second and deteriorating immaterial to the end of the third year. Evaluation of the physical potential of young people to the fulfillment of standards set by the GTO VI step to the end of the third year at the level of "below average" and "low". It is recommended to start preparing for the implementation of the test (test) set by the GTO from the first year. Effectiveness of physical preparation methods can be achieved by adjusting the condition of the mode motor activity 9-10 hours a week. In vacation time driving mode must be at least 4 hours per week.

Keywords: GTO complex, physical training, testing, physical qualities.

Введение

Вопрос сохранения и укрепления физического здоровья подрастающего поколения - сложная проблема, включающая в себя множество факторов. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состояния здоровья и снижении уровня физической подготовленности учащейся молодежи. Наиболее значительные негативные изменения произошли в последние несколько десятилетий. Уже к моменту окончания общеобразовательного учреждения лишь 10% выпускников школы могут быть отнесены к I группе состояния здоровья; соответственно прослеживается ухудшение здоровья и среди студенческой молодежи. В целом по России от 59,3 до 68,4% юношей и девушек 18-24-летнего возраста без предварительной подготовки не в состоянии выполнить требования программы по физической культуре. Наиболее трудными видами испытаний являются тесты, требующие проявления общей выносливости (бег на 3000 и 2000 м) и силы (подтягивание на перекладине), а для девушек еще и бег на 100 м. Это свидетельствует о том, что почти две трети молодых людей по своему физическому состоянию находятся в группе «риска» [2, 5, 8].

В сложившейся ситуации решение данной проблемы представляется возможным путем создания на общероссийском уровне единой системы наблюдений, контроля физического состояния подрастающего поколения и на этой основе разработки личностно-ориентированных педагогических технологий, базирующихся на индивидуальных возможностях и способностях обучающихся с оценкой их деятельности в системе физкультурного образования. Основой этой прогрессивной технологии может стать внедрение в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО как программной и нормативной основы системы физического воспитания учащейся молодежи [1, 5].

Целью нашего исследования является оценка динамики физической подготовленности как критерия, определяющего готовность студентов среднего профессионального образования к выполнению программных нормативов в процессе реализации физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Организация и методы

Исследование проводилось на базе ГБПОУ «Образовательный комплекс Юго-запад» г. Москвы в течение 2015-2016 учебного года. В исследовании приняли участие 180 студентов, обучающихся на 1-3 курсе, средний возраст испытуемых 16-18 лет. В качестве видов испытаний использовались тесты, представленные в программе физической культуры для студентов СПО и ВФСК ГТО (бег на 100 и 3000 м, подтягивание на высокой перекладине, прыжок в длину с места; тест на гибкость - наклон вперед из положения «стоя на гимнастической скамейке» с прямыми ногами).

Тестирование физической подготовленности испытуемых и их готовность к выполнению нормативов ВФСК ГТО V и VI ступени проводилось на различных этапах профессионального обучения: при поступлении в учебное заведение, после окончания 1-го, 2-го и 3-го курса. Учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию проводился в соответствии с программой физической культуры для студентов средних специальных образовательных учреждений с общим объемом 6 часов в неделю. Все результаты тестирования обработаны методами математической статистики.

Оценка физической подготовленности проводилась по методике, разработанной сотрудниками ВНИИФК [3, 4, 6, 8], позволяющей определить уровень физического состояния каждого испытуемого, как в качественной оценке, так и в баллах и в процентах от его должного возрастно-полового уровня, принимаемого за 100%.

В таблице 1 представлена структура оценочной шкалы, а в табл. 2 и 3 - оценка уровня физической подготовленности юношей 16-17 и 18 лет с учетом требований программы физической культуры СПО и нормативных требований ВФСК ГТО V и VI ступени.

Таблица 1

Структура оценочной шкалы

Учебная группа (класс)

Уровень физической подготовленности

Базовый (оптимальный) уровень (тест выполнен)

Дефицит развития качеств (тест не выполнен)

Оценка уровня

Высокий уровень (золотой значок)

Выше среднего (серебряный значок)

Средний (бронзовый значок)

Ниже среднего

Низкий уровень

Качественная

100%

85-99%

70-84%

51-69%

50%

Процентная

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Балльная

Таблица 2

Оценочная таблица уровня физической подготовленности учащихся 16 лет с учетом требований программы физической культуры СПО и нормативных требований ВФСК ГТО V ступени

Золотой значок

Серебряный значок

Бронзовый значок

Незачёт

Высокий результат

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

100%

85-90%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Бег на 100 м (с)

13,4 и ниже

13,5-14,3

14,4-14,6

14,7-15,0

15,1 и выше

Бег на 3000 м (мин, с)

13,40 и ниже

13,39-14,30

14, 29-15,00

15,01-15,40

15,45 и выше

Прыжок в длину с места (см)

230 и выше

229-220

219-210

209-199

198 и ниже

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

13 и больше

12-10

9-8

7-6

5 и меньше

Прыжок в длину с разбега (см)

440 и больше

439-385

380-375

370-320

319 и ниже

Гибкость (наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке) (см)

13 и больше

12-8

7-6

5-4

3 и меньше

Подъем туловища из положения «лежа на спине» в сед за 1 мин (кол-во раз)

50 и больше

49-40

39-30

29-20

19 и меньше

Таблица 3

Оценочная таблица уровня физической подготовленности учащихся 17-18 лет с учетом требований программы физической культуры СПО и нормативных требований ВФСК ГТО VI ступень

Золотой значок

Серебряный значок

Бронзовый значок

Незачёт

Высокий результат

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

100%

85-90%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Бег на 100 м (с)

13,1 и ниже

13,2-14,1

14,2-14,4

14,5-15,0

15,1 и выше

Бег на 3000 м (мин, с)

12,00 и ниже

12,01-13,10

13,11-14,30

14,31-14,49

14,50 и выше

Прыжок в длину с места (см)

240 и выше

239-230

229-215

214-200

199 и ниже

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

14 и больше

13-10

9

8-7

6 и меньше

Прыжок в длину с разбега (см)

430 и больше

429-390

389-380

379-320

319 и ниже

Гибкость (наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке) (см)

13 и больше

8-12

6-7

5-6

4 и меньше

Подъем туловища в сед из положения «лежа на спине» за 1 минуту (кол-во раз)

50 и больше

49-40

39-30

29-20

19 и меньше

Оценка результатов тестирования проводится следующим образом:

1) оценивается результат, показанный в каждом тесте с помощью оценочных таблиц 2 и 3. Например, результаты участника тестирования по уровням: в 1-м тесте – «выше среднего» (4 балла), во 2-м – «низкий» (1 балл) и в 3-м – «средний» (3 балла);

2) определяется индекс физической готовности (ИФГ) каждого участника путем вычисления средне-арифметического значения суммы полученных баллов: (4 + 1 + 3) ÷ 3 = 3 балла;

3) определяется качественная оценка ИФГ: результат (3 балла) попадает в диапазон уровня «средний». Результат ниже 3 баллов оценивается как «ниже среднего» и «низкий». Результаты в 4 балла оцениваются как уровень подготовленности «выше среднего», а в 5 баллов – «высокий».

Результаты исследований динамики физической подготовленности студентов 16–18 лет представлены в табл. 4, а оценка уровня подготовленности – в табл. 5.

Таблица 4

Показатели физической подготовленности студентов среднего общеобразовательного колледжа в динамике профессионального обучения (n = 60 в каждой учебной группе)

Программа тестирования

Показатели физической подготовленности

Р*

Этапы

Начало 1 курса

Конец 1 курса

Конец 2 курса

Конец 3 курса

Бег на 100 м (с)

14,8 ± 0,2

14,7 ± 0,2

14,4 ± 0,3

14,8 ± 0,2

Р 1,3 < 0,05 Р 3,4 > 0,05

Бег на 3000 м (мин, с)

15,47 ± 0,6

15,33 ± 0,3

14,23 ± 0,4

15,14 ± 0,5

Р 1,3 < 0,05 Р 3,4 < 0,05

Прыжки в длину с места (см)

200,8 ± 4,9

214,4 ± 4,7

220,0 ± 4,9

216,1 ±4,1

Р 1,3 < 0,05 Р 3,4 > 0,05

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)

6,3 ± 0,8

7,3 ± 1,1

9,6 ± 1,3

8,1 ± 1,2

Р 1,3 < 0,05 Р 3,4 < 0,05

Наклон вперед (м)

7,0 ± 1,3

7,3 ± 1,2

7,8 ± 1,2

7,6 ± 1 ,3

Р 1,3 > 0,05 Р 3,4 > 0,05

* Рх, х достоверность различий между двумя измерениями, т.е данными для студентов разных курсов, например, Р1, 3 – для студентов 1 и 3 курса.

Таблица 5

Оценка уровня физической подготовленности студентов среднего специального общеобразовательного колледжа в динамике 1-6 семестров (n = 60 в каждой учебной группе)

Уровень физической подготовленности

Этапы

Начало 1 курса

Конец 1 курса

Конец 2 курса

Конец 3 курса

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Высокий

7

11,7

11

18,3

12

20

10

16,7

Средний

24

40,0

23

38,4

31

51,6

31

51,7

Низкий

29

48,3

26

43,3

17

28,3

19

31,7

При рассмотрении результативности выполнения программных тестов физической подготовленности студентами первого курса на начальном этапе обучения следует отметить, что учащиеся средней школы при поступлении в среднее профессиональное учебное заведение характеризуются низким уровнем двигательной подготовленности. После поступления у вчерашних школьников происходят значительные структурные изменения в системе социальных и межличностных отношений, ценностно-мотивационной сфере и психофизическом состоянии. Эти изменения связаны с резким увеличением объема различных по характеру и интенсивности нагрузок, прежде всего, учебной, что способствует быстрому снижению функциональных возможностей организма и является одним из факторов, обуславливающих низкую адаптацию первокурсников к изменившимся условиям жизнедеятельности. Проблема усугубляется еще и кризисом социальной мотивации, слабостью профессиональных ориентаций учащихся, что свидетельствует о неготовности большинства выпускников трудиться в соответствии с выбранной специальностью. Эти изменения способствуют увеличению заболеваемости, снижению самооценки, мотивации к ведению здорового образа жизни и, как следствие, негативно сказываются на физическом состоянии первокурсников.

Анализ данных таблиц 2, 4 и 5 позволяет говорить о том, что на первом этапе исследований физическая подготовленность первокурсников находится на уровне «среднем» только в тесте, определяющем уровень развития физического качества - гибкость. В остальных видах испытаний - быстроте, силе, скоростно-силовой подготовке уровень подготовленности испытуемых соответствует уровню «ниже среднего», а в беге на 3000 м - «низкий». В среднем до 48,3% юношей при поступлении в образовательное учреждение СПО не в состоянии справиться с нормативными требованиями программы физического воспитания. В целом индекс физической готовности (ИФГ) юношей 16-17 лет находится ниже 70% гигиенического уровня, уровень подготовленности оценивается как «ниже среднего», а в показателях общей выносливости и скоростно-силовой подготовки - «низкая». Эти данные представлены в табл. 6.

Таблица 6

Интегральная оценка уровня физической подготовленности студентов 1-3 курса ГБОПУ г. Москвы при поступлении и после окончания первого, второго и третьего курса

Студенты 1-3 курса

Физические качества

ИФГ (суммарный балл)

Уровень подготовленности

1

2

3

4

5

Начало 1 курса

2 - ниже среднего

1 - низкий

1 - низкий

2 - ниже среднего

3 - средний

9

Ниже среднего

Конец 1 курса

2 - ниже среднего

1 - низкий

2 - ниже среднего

2 - ниже среднего

3 - средний

10

Ниже среднего

Конец 2 курса

3 - средний

2 - ниже среднего

3 - средний

3 - средний

4 - выше среднего

15

Средний

Конец 3 курса

2 - ниже среднего

1 - низкий

2 - ниже среднего

2 - ниже среднего

3 - выше среднего

10

Ниже среднего

Пояснение к названиям колонок в таблице: 1 - быстрота, 2 - общая выносливость, 3 - скоростно-силовая подготовка, 4 - сила, 5 - гибкость.

Таблица 7

Результаты выполнения нормативов ВФСК ГТО V и VI ступени студентами СПО в динамике первого - третьего курса (по пяти тестам)

Уровень

Этап

Количество испытуемых

Студенты

Количество выполнивших нормы ГТО-2014

Количество не выполнивших нормы

Золотой значок

Серебряный значок

Бронзовый значок

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

V и VI ступени

Конец 1 курса

60

5

8,3

10

16,7

21

35,0

24

40,0

Конец 2 курса

60

6

10,0

16

26,7

18

30,0

20

33,3

Конец 3 курса

60

4

6,7

12

20,0

21

35,0

23

38,3

Итого

180

15

8,3

38

21,1

60

33,3

67

37,2

Таблица 8

Результативность выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО V и VI ступени студентами СПО г. Москвы в динамике профессионального обучения

Вид испытаний

Количество испытуемых

Этап

Студенты 1-3 курса ССУЗ г. Москвы

Золотой значок

Серебряный значок

Бронзовый значок

Не выполнили

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Абс. ед.

%

Бег на 100 м

60

1 курс

8

13,3

8

13,3

9

15,0

35

58,4

2 курс

13

21,7

18

30,0

16

26,7

13

21,6

3 курс

6

10,0

14

23,3

12

20,0

28

46,7

Бег на 3000 м

60

1 курс

4

6,7

10

16,7

12

20,0

34

56,7

2 курс

8

13,3

17

28,3

16

26,7

19

31,7

3 курс

3

5,0

16

26,7

17

28,3

24

40,0

Подтягивание на перекладине

60

1 курс

8

13,3

16

26,7

6

10,0

30

50,0

2 курс

12

20,0

17

28,3

9

15,0

22

36,7

3 курс

11

18,3

12

20,0

8

13,3

29

48,3

Прыжок в длину с места

60

1 курс

7

11,7

21

35,0

13

21,7

19

31,6

2 курс

16

26,7

28

46,7

7

11,6

9

15,0

3 курс

14

23,3

20

33,3

16

26,7

10

16,7

Гибкость(см)

60

1 курс

5

8,3

22

36,7

20

33,3

13

21,7

2 курс

7

11,7

24

40,0

23

38,3

6

10,0

3 курс

7

11,7

21

35,0

19

31,6

13

21,7

Физическая подготовленность студентов колледжа в процессе обучения имеет положительную динамику, улучшаясь к окончанию первого курса в тестах, характеризующих быстроту, общую выносливость, силу и скоростно-силовую подготовку, но эти изменения не существенны (Р > 0,05). По показателям интегрального индекса уровень подготовленности испытуемых в этих видах испытаний в конце первого курса находится в границах диапазона «ниже среднего», а в беге на 3000 м - «низком».

С нормативными требованиями программы физического воспитания в конце первого курса в состоянии справиться 56,7% студентов. Эти данные представлены в табл. 4, 5 и 6.

Наиболее существенные положительные изменения в показателях физической подготовленности, по сравнению с исходными данными, произошли к окончанию 2 курса. Средние результаты улучшились достоверно с высоким уровнем значимости (Р < 0,01) во всех видах испытаний. Количество студентов, не справившихся с требованиями программы физического воспитания в этих видах испытаний, составило 28,3%; интегральный показатель уровня физической подготовленности испытуемых оценивается как «средний», а в показателях теста на гибкость - «выше среднего» (табл. 5 и 6).

К окончанию третьего курса, в связи с сокращением количества часов, отводимых на предмет «физическая культура», отмечается ухудшение всех показателей, характеризующих физическое состояние студенческой молодежи [5]. Средние результаты существенно ухудшились по сравнению с результатами тестирования, проведенного в конце второго курса. Наибольшие трудности вызывают такие виды испытаний, как бег на 3000 м и подтягивание на высокой перекладине. Основной причиной этого, по нашему мнению, является не столько слабая физическая подготовка молодежи, сколько низкая мотивация к систематическим занятиям физическими упражнениями и отсутствие желания проявлять волевые усилия в трудных ситуациях.

В целом проведенные исследования свидетельствуют об улучшении физического состояния студентов СПО по сравнению с ранее выполненными исследованиями [2, 5, 7], что является положительным фактором. По интегральному индексу физической готовности испытуемые к окончанию третьего курса почти достигают 70% гигиенического уровня, но двигательная подготовленность молодежи по основным показателям оценивается как «ниже среднего» (табл. 6).

Определенный интерес представляет сравнительный анализ результатов проведенных исследований с готовностью молодежи 16-18 лет к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО V и VI ступени. В таблице 7 представлена результативность выполнения нормативных требований комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый значок по пяти тестам.

Анализ результатов свидетельствует о положительной динамике выполнения тестовых заданий комплекса ГТО как на золотой, так и серебряный значок. К окончанию 2 курса увеличилось количество студентов, выполнивших нормативы на золотой - с 8,3 до 10%, серебряный - с 16,7 до 26,7%, с одновременным снижением на 15,0% количества юношей, выполнивших нормы бронзового значка. К окончанию 3 курса отмечается сокращение числа испытуемых, выполнивших нормы золотого и серебряного значка, но увеличилось с 30 до 35% число студентов, выполнивших нормы бронзового значка. В целом из общего числа обследованных (180 юношей в возрасте 16-18 лет) при соответствующей целенаправленной подготовке выполнить нормативы комплекса ГТО V и VI ступени на золотой, серебряный и бронзовый значок в состоянии 62,8% испытуемых.

В таблице 8 представлена результативность выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО V и VI ступени студентами СПО в динамике профессионального обучения.

Как видно из данных табл. 8, в целом результативность выполнения отдельных нормативов комплекса ГТО V и VI ступени имеет положительную динамику, достоверно улучшаясь к окончанию 2 и ухудшаясь к окончанию 3 курса. Наиболее доступными видами испытаний для второкурсников являются тесты, характеризующие уровень развития быстроты движений, скоростно-силовые способности и гибкость. Выполнить нормативы комплекса ГТО V и VI ступени на золотой, серебряный и бронзовый значок к окончанию 2 курса в состоянии выполнить: в беге на 100 м - от 21,7 до 30%, в прыжках в длину с места - от 26,7 до 46,7%, а в тесте на гибкость -от 11,7 до 40% испытуемых. В целом количество студентов, не выполнивших нормативы на золотой, серебряный и бронзовый значок в этих видах испытаний (по сравнению с исходными данными) уменьшилось достоверно: с 58,4 до 21,6% - в беге на 100 м; с 31,6 до 15% - в прыжках в длину с места; с 21,7 до 10% - в тесте на гибкость.

Наиболее трудными для большинства первокурсников являются тесты комплекса ГТО, требующие проявления общей выносливости и силы. Анализ исходных данных свидетельствует о том, что 56,7 и 50% студентов 1 курса не в состоянии выполнить нормативные требования комплекса ГТО V ступени в беге на 3000 м и в подтягивании на перекладине. Результаты тестирования, проведенные в конце 2 курса, свидетельствуют об улучшении показателей, характеризующих уровень развития общей выносливости. Из общего числа студентов 2 курса выполнить нормативные требования комплекса ГТО VI ступени на золотой, серебряный и бронзовый значок в состоянии 13,3; 28,3 и 26,7% 17-18-летних юношей. Уровень физической подготовленности у 41,6% испытуемых в этом виде испытаний оценивается как «выше среднего», а у 26,7% - как «средний». И только 31,7% не в состоянии выполнить норматив комплекса ГТО VI ступени в беге на 3000 м, а их подготовленность оценивается как «низкая».

В силовом тесте у первокурсников результаты на уровне золотого, серебряного и бронзового значка зарегистрированы в среднем у 13,3; 26,7 и 10,0% студентов, а уровень физической готовности испытуемых в этом виде испытаний оценивается как «ниже среднего». К окончанию 2 курса силовые показатели достоверно улучшились < 0,05), а число испытуемых, не выполнивших нормативы VI ступени комплекса ГТО, сократилось с 50 до 36,7%. Уровень подготовленности у 20,0; 28,3 и 15,0% второкурсников в этом виде испытаний оценивается соответственно как «высокий», «выше среднего» и «средний».

К окончанию 3 курса в связи с сокращением количества часов, отводимых на предмет «физическая культура», существенно увеличилось число испытуемых, не выполнивших нормы золотого и серебряного значка: в беге на 100 м - с 21,6 до 46,7%; в беге на 3000 м -с 31,7 до 40%; в подтягивании на перекладине - с 36,7 до 48,3%; в прыжках в длину с места - с 15,0 до 16,7%; в тесте на гибкость - с 10,0 до 21,7%. Наибольшие трудности для студентов 3 курса представляют нормативы, требующие высокого уровня развития физических качеств - быстроты, общей выносливости, силы. Более 37,9% студентов 3 курса в этих видах испытаний вообще не в состоянии выполнить предложенные нормативы ВФСК ГТО VI ступени.

Выводы

  1. Результаты тестирования студентов, поступивших на 1 курс образовательного учреждения СПО, свидетельствуют о низкой физической подготовленности первокурсников. Наиболее трудными видами испытаний являются нормативы, характеризующие быстроту, общую выносливость, силовую и скоростно-силовую подготовленность. По своим физическим способностям в среднем до 58,4; 56,7; 50,0 и 31,6% студентов без предварительной подготовки не в состоянии выполнить нормативные требования программы физической культуры и комплекса ВФСК ГТО V ступени.
  2. Физическая подготовленность студентов СПО имеет положительную динамику, достоверно улучшаясь по большинству показателей к окончанию 2-го и несущественно ухудшаясь к окончанию 3-го курса в показателях, характеризующих быстроту движений, общую выносливость и силовую подготовку. Наиболее существенные изменения в этих видах испытаний с высоким уровнем значимости < 0,01) произошли к окончанию 2 курса. С нормативными требованиями комплекса ГТО V и VI ступени в состоянии справиться 41,6; 43,3; 50,0 и 68,4% второкурсников.
  3. Оценка физического потенциала молодежи к выполнению нормативов комплекса ГТО VI ступени к окончанию 3 курса находится на уровне «ниже среднего» и «низком». Высокий уровень подготовленности (уровень золотого значка) зарегистрирован только у 13,3% студентов, выше среднего (серебряный значок) -у 26,7% молодых людей. Физическая подготовленность 23,3% испытуемых, выполнивших нормативы на бронзовый значок, находится на уровне «среднем» и «ниже среднего», что указывает на дефицит в развитии физических качеств у значительной части испытуемых, а их уровень может быть оценен как «ниже среднего». Более 37,7% студентов 3 курса вообще не в состоянии выполнить предложенные нормативы, а их физическая готовность оценивается как «низкая».

Практические рекомендации

Учитывая результаты проведенных исследований, можно констатировать, что подготовку к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО необходимо начинать с первого курса. Целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса будет способствовать достижению должного уровня физической подготовленности, необходимой для успешного выполнения нормативных требований ВФСК ГТО. Эффективность средств и методов физической подготовки может быть достигнута при условии доведения режима двигательной активности до 9-10 часов в неделю за счет введения в учебно-воспитательный процесс утренней гимнастики, организованных занятий в спортивных секциях, участия в различных соревнованиях, самостоятельных занятиях физической культурой и спортом по месту жительства. В каникулярное время двигательный режим должен составлять не менее 4 часов в неделю. Это позволит компенсировать негативное воздействие факторов учебной среды, оказать позитивное воздействие на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, сохранить и укрепить здоровье занимающихся.

Литература

  1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО I-VI): Сборник материалов для образовательных организаций города Москвы. - М., 2015. - 67 с.
  2. Зюрин, Э.А. Профилактика и коррекция негативных поведенческих рисков студенческой молодежи при подготовке к предстоящей профессиональной деятельности средствами физического воспитания / Э.А. Зюрин, В.А. Кабачков, В.А. Куренцов // Наука-2020. - 2016. -№ 2. - С. 171-179.
  3. Зюрин, Э.А. Отношение населения к физической культуре в рамках реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Э.А. Зюрин, П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: материалы XIX Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета г. Екатеринбурга, 12-13 апреля 2016 года. Том 2. Екатеринбург, 2016. - С. 530-535.
  4. Кабачков, В.А. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ / В.А. Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - № 5. - С. 56-65.
  5. Куренцов, В.А. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / В.А. Куренцов, Е.И. Перова, В.П. Голубев, Э.В. Егорычева // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 55-60.
  6. Куренцов, В.А. Организационно-методические подходы в физическом воспитании студенческой молодежи при подготовке к предстоящей профессиональной деятельности / В.А. Куренцов, И.Г. Зюзько // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. -№ 1. - С. 34-43.
  7. Кабачков, В.А. Формирование здорового образа жизни на основе диагностики индивидуальных показателей физической подготовленности, отношения к здоровью и избранной профессиональной деятельности учащейся молодежи / В.А. Кабачков, В.А. Куренцов // Проблемы совершенствования физического воспитания студентов. - М., 2015. - С. 66-69.
  8. Пузырь, Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния / автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 21 с.

References

  1. All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO I-VI): The collection of materials for educational institutions of Moscow. - M., 2015 - 67 p.
  2. Zyurin, E.A. Prevention and correction of negative behavioral risk students in preparation for the forthcoming professional work by means of physical education / E.A. Zyurin, V.A. Kabachkov, V.A Kurentsov // Nauka-2020. -2016. - No. 2. - Pp. 171-179.
  3. Zyurin, E.A. Public attitudes towards physical education as part of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) / E.A. Zyurin, P.A. Vinogradov, Yu.V. Okun'kov // Sustainable Development of Russia: challenges, risks, strategies: materials XIX International Scientific and Practical Conference of the Humanitarian University of Yekaterinburg, 12-13 April 2016. Vol. 2. Ekaterinburg, 2016. - Pp. 530-535.
  4. Kabachkov, V.A. Improving the GTO complex in modern conditions of the educational process in educational institutions of the Russian Federation / V.A. Kabachkov, E.I. Perova, V.A. Kurentsov // Physical education and youth sport. - 2013. - No. 5. - Pp. 56-65.
  5. Kurentsov, V.A. Physical state and readiness of students to fulfill standards sports complex GTO-2014 / V.A. Kurentsov, E.I. Perova, V.P. Golubev, E.V. Ego-rycheva // Vestnik sportivnoy nauki. - 2014. - No. 2. - Pp. 55-60.
  6. Kurentsov, V.A. Organizational-methodical approaches in physical training of students in preparation for the upcoming professional activity / V.A. Kurentsov, I.G. Zyuz'-ko // Physical education and youth sport. - 2014. - No. 1. - Pp. 34-43.
  7. Kabachkov, V.A. Formation of a healthy way of life based on the diagnosis of individual indicators of physical fitness, health and relationship to the chosen professional activity of students / V.A. Kabachkov, V.A. Kurentsov // Problems of perfection of physical training of students. - M., 2015. - Pp. 66-69.
  8. Puzyr', Yu.P. Management of physical education in the educational institutions on the basis of monitoring the physical condition / abstract. Dis. ... Cand. Ped. Science / Yu.P. Puzyr'. - M., 2006. - 21 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle