Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Автор: Тшанов Амалбек Казыбаевич

Инновационная система подготовки спортивного резерва в училищах олимпийского резерва

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблеме в системе подготовки спортивного резерва на базе училищ олимпийского резерва. Сформулированы основные направления их деятельности.

Ключевые слова: училище олимпийского резерва, система подготовки.

Анализ состояния и перспективы развития спорта высших достижений, с учетом усиления борьбы с допингом, а также реальных возможностей российского и казахского спорта дает основание предположить, что достижение стратегической цели победы спортивной сборной России и Республики Казахстан в летних и зимних Олимпийских играх в период с 2012 по 2020 годы - будет зависеть главным обратом от качества спортивного резерва и превосходства над соперниками в технологии подготовки.

Наиболее ощутимые потери молодых перспективных спортсменов происходят на этапе перехода из юношеского спорта в спорт высших достижений. Укрепление позиций России и Республики Казахстан на международной спортивной арене может быть достигнуто при условии создания в этот период эффективной системы формирования спортивного потенциала и освоения социально-ориентированных образовательных программ.

Целенаправленное решение комплекса задач по созданию условий для эффективной подготовки ближайшего резерва спортивных сборных команд возможно при развитии системы УОР призванных обеспечить оптимальные условии роста спортивного мастерства и социальную защиту спортсменов юношеских и молодежных спортивных сборных команд.

Одним из таких нововведений является концептуальная модель по полиструктурной функциональной педагогической системы (ТТСФПС) разработанная в 2002 году Холодовым Ж.К. и Карнауховым Г.З. и апробированная па базе УОР [1,2]. Как показало время она является базовой основой в решении задач спортивной и образовательной подготовки юных спортсменов и может быть рекомендована к внедрению, как по всей России, так и в Республике Казахстан.

Системообразующим компонентом в этом образовании является УОР. Именно училище олимпийского резерва, призванное готовить спортивные резервы в спортивные сборные команды страны, является тем ядром, вокруг которого создаются структурные образования, которые решают свои специфические цели и задачи на каждом из этапов возрастного развития и формирования спортсмена.

Тема подготовки спортсмена в УОР уникальна тем, что функционирует на стыке двух законов - «Закона о физической культуре и спорта» и Закона «Об образовании».

Основной задачей УОР является подготовка спортивного резерва для пополнения спортивных сборных команд страны по различным видам спорта и подготовка квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием.

Так как более 50% обучающихся в УОР входят в сборные команды, проблема оптимизации круглогодичного учебно-тренировочного и учебного процессов является доминирующим аспектом. Для оптимизации учебно-тренировочного процесса все обучение построено на индивидуальном подходе с использованием средств учебно-методического комплекса: дистанционное обучение, индивидуальные консультации, тестирование, проектные виды деятельности и др. одновременно осуществляется деятельность по максимальному совершенствованию в избранном виде спорта. Знания, получаемые спортсменами по специальным предметам, непосредственно влияют на спортивный результат, так как сам спортсмен становится активным участником построения учебно-тренировочного процесса.

Переход от подросткового возраста к юношескому возрасту характеризуется неустойчивостью психических процессов, изменением антропометрических и физиологических показателей. Это предусматривает дифференцированный подход к каждому обучающемуся, учет психических свойств и качеств личности, индивидуализацию системы подготовки перспективных спортсменов. В ином случае большие физические и умственные нагрузки могут привести к срыву в психической и физической сфере молодых спортсменов.

В основном нахождение молодых спортсменов в УОР охватывает период от 5 до 7 лет. Училище берет на себя всестороннюю заботу о спортсмене. Создаются нормальные бытовые условия, обеспечивается полноценное питание, проживание в общежитии, постоянный медицинский контроль и психологическая поддержка, налажен учебно-тренировочный и учебно-воспитательный процессы, спортсмен круглосуточно находится пол контролем, что способствует достижению им высшего спортивного результата.

Большое значение имеет то, что отбор перспективных спортсменов осуществляется со всей стране. При поступлении в УОР проводится тщательный анализ их предыдущей деятельности, % попадания в «модель» по избранному виду спорта, собираются все данные о состоянии здоровья спортсмена с самого рождения. Все результаты сводятся в таблицу. С ее помощью можно прогнозировать возможности организма н достижении максимальных результатов в спорте.

Система управления совершенствованием подготовки спортсмена в училище носит комплексный характер и охватывает все уровни, начиная от административного до непосредственной подготовки спортсмена,

Эффективность подготовки спортсменов в системе УОР обеспечивается высоким уровнем творческих талантливых тренерских и педагогических кадров, профессиональной работой медицинского, психологического и научно-методического центров, способных создать инновационные технологии и использовать их в учебно-тренировочном процессе.

Такой подход позволяет до минимума свести процент отсева молодых перспективных спортсменов.

Показатели подготовки резерва олимпийских спортивных сборных команд страны свидетельствуют о возрастающей роли УОР.

На Играх XXIX Олимпиады 2008 г. в Пекине принимали участие 143 выпускника и студента из 29 УОР России. Было завоевано 45 медалей, из них 22 золотых, 12 серебряных и 11 бронзовых, из 73 медалей, завоеванных сборной России.

На XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в Ванкувере участвовало 57 спортсменов из 15 УОР и было завоевано 7 медалей, из них 1 золотая, 2 серебряные и 4 бронзовые, из 15 медалей, завоеванных сборной России. На XIII летних Паралимпий-ских играх 2008 года в Пекине принимал участие 21 спортсмен из 6 УОР и было завоевано 8 медалей (2 золотые, 3 серебряные и 3 бронзовые).

В этом году в России утвержден новый Государственный стандарт для училищ олимпийского резерва по специальности 050141 физическая культура, что позволит унифицировать учебно-педагогическую деятельность в УОР России.

За время обучения в училище многие спортсмены уже входят в молодежные спортивные сборные команды РФ, выполняют норматив МС и MCMK Постепенно учебно-тренировочный процесс приобретает все признаки профессионального спорта. Для достижения преемственности в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов, организации круглогодичной специализированной подготовки, при УОР необходимо открытие центра олимпийской подготовки по опорным видам спорта с получением дополнительного профессионального образования по курсам, например «спортивного менеджера» и т. д.

Несмотря на хорошую эффективность работы УОР по подготовке резерва спортивной сборной России, современное состояние системы училищ не соответствует требованиям времени.

Для дальнейшего повышения эффективности работы необходимо:

- создание многоуровневой системы подготовки высококвалифицированных спортсменов: школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП), училища олимпийского резерва (УОР) - центра олимпийской подготовки (ЦОП). Эта модель сможет четко выполнять заказы Минспортуризма России, федераций и являться базой для отработки нано технологий на уровне спортивного резерва;

- утверждение типового положения и концепции об училищах (техникумах) олимпийского резерва;

- формирование планового задания по подготовке спортивного резерва по опорным видам спорта:

- увеличение контингента федеральных УОР до 200-300 человек в каждом;

- укрепление материально-технической базы на современном уровне. Основным препятствием в развитии системы подготовки спортивного резерва  для спортивных сборных команд России является несовершенство нормативно-правового обеспечения деятельности УОР, этим надо срочно заниматься.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карнаухов, Г. З. Подготовка профессиональных кадров и высококвалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе // Физическая культура. - 2003. - № 2. - С. 61-63.

2. Холодов, Ж. К. Методологическое обоснование сущности совмещенной деятельности учащихся УОР / Ж.К. Холодов, Г.З. Карнаухов // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 7 Междунар. науч. конгр. : материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2003. - Т. 2. - С. 405-406.

Контактная информация: kronverk-mr@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle