Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Бег, Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Инновационная методика построения годичного цикла тренировки у спринтеров 15-17 лет на этапе углубленной специализации

Игорь Евгеньевич Анпилогов, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСиТ)
 
Аннотация
 
В статье представлены результаты экспериментальной оценки альтернативной методики организации годичного цикла тренировки спринтеров 15-17 лет.
 
Ключевые слова: инновационная методика, годичный цикл, юные спринтеры, этап углубленной специализации.
 
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально оценить методику построения годичного цикла подготовки спринтеров 15-17 лет, на основе применения однонаправленных тренирующих воздействий.
 
Вопросы эффективности методики организации тренировочного процесса спринтеров являются одними из наиболее важных аспектов современной подготовки спортсменов [1,3,4].
 
Анализ научно-методической литературы и результаты собственных исследований по вопросам построения макроцикла у спринтеров различной квалификации позволили выявить диаметрально различные подходы к построению годичного цикла у спринтеров высокого класса (КМС-МСМК) и юношей 15-17 лет II-III спортивного разряда [2].
 
Так, спортсмены уровня КМС-МСМК используют метод концентрации нагрузок одной преимущественной направленности, и на специально-подготовительных этапах тренировка строится по принципу сопряжено-последовательного применения средств подготовки.
 
У спринтеров младших разрядов годичный цикл характеризуется выполнением хаотично расположенных и логически не взаимосвязанных средств специальной подготовки. Этот факт, возможно, связан с недостаточностью разработки системы тренировки спринтеров на данном этапе многолетней подготовки. Были получены объективные данные о динамике спортивного результата в беге на 60 м, как интегрального показателя эффективности применяемой методики при подготовке к зимнему соревновательному сезону. Так, спринтеры 15-17 лет, в ноябре, показали результаты равные 7,38с. (n=15), однако в декабре результат снизился на 2,1% и составил в среднем 7,54с (p<0,05). В зимнем соревновательном сезоне (январь) средний результат составил 7,62с (p<0,05), что объективно показывает существенное снижение спортивного результата на 3,2% к исходному показателю.
 
МЕТОДИКА
 
Построение тренировки юношей-спринтеров предусматривало разработку принципиальной (качественной) модификации специальной подготовки в годичном цикле и конкретной (количественной) программы построения макроцикла для спринтеров III - II спортивных разрядов.
 
Анализ тренировочного процесса спортсменов высокого класса и рекомендаций специалистов о допустимых величинах нагрузки для спринтеров 15-17 лет на этапе углубленной специализации [5] была разработана должная динамика показателей взрывной силы мышц разгибателей бедра и скоростно-силовой подготовленности юношей спринтеров оцениваемой результатом в прыжках на одной ноге 20 м (Рисунок). Данное упражнение наиболее полно характеризует специфическое для спринтерского бега проявление реактивности нервно-мышечного аппарата спортсменов и служит ориентиром для контроля и коррекции тренировочного процесса.
 
Рис. Должная динамика взрывной (J) сипы мышц разгибателей бедра и результатов прыжков па 20 м у сирннтсрон 15-17 .пет
 
Рис. Должная динамика взрывной (J) сипы мышц разгибателей бедра и результатов прыжков па 20 м у сирннтсрон 15-17 .пет
 
Разработанная программа основана на двухцикловой периодизации годичного цикла и предполагает наличие двух этапов специальной (базовой) подготовки, содержание и объем средств которых, ориентирован на достижение запланированного уровня подготовленности к началу каждого соревновательного периода. В первом подготовительном периоде такой этап приходится на ноябрь-декабрь, а во втором - март-апрель.
 
Распределение тренировочной нагрузки, конкретизированной в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов важно соблюдать в мезоциклах направленных на решение задачи создания технических и функциональных предпосылок, необходимых для комплексного развития различных сторон подготовленности и достижение планируемого спортивного результата. В частности в восстановительных и втягивающих микроциклах использовались имитационные и специальные упражнения технического характера, выполняемые в 1/2 силы и в облегченных условиях. В базовых микроциклах нагрузка была комплексной и предусматривала преимущественное решение задач скоростно-силовой и скоростной направленности.
 
Для снижения отрицательных воздействий от применения однонаправленных тренировочных нагрузок и для соблюдения комплексности в развитии ведущих физических качеств период воздействия средств одной преимущественной направленности в осенне-зимнем подготовительном периоде был сокращен с 12 недель до 8, а в весенне-летнем - с 11 до 7 недель.
 
В течение 4 недель после специально-подготовительного периода использовались средства «технико-восстановительного блока». Его цель - плавный переход от средств силовой и скоростно-силовой направленности к средствам скоростной подготовки. В данном блоке использовались средства технического характера чередующиеся со средствами беговой направленности, применяемыми в аэробном и смешанном режиме энергообеспечения (Табл. 1).
 
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
 
По результатам педагогического эксперимента установлено, что у спортсменов произошли изменения во всех контрольно-педагогических тестах (Табл.2).
 
Наиболее высокие сдвиги выявлены у юношей экспериментальной группы. Эти данные дают возможность полагать, что у спринтеров 15-17 лет возможно увеличение специальной подготовленности без форсирования тренировочного процесса, а высокий прирост результатов в тестах характеризующих уровень специальной силовой подготовленности, в среднем на 22,3%, убедительно говорит о наличии чувствительных периодов в развитии специальных силовых способностей в этом возрасте у юношей.
 
Это свидетельствует о том, что методика построения тренировочного процесса, применяемая в экспериментальной группе, приносит существенное преимущество в росте уровня специальной подготовленности по сравнению с традиционной методикой тренировки.
 
Таблица 1
Схема применения средств технико-восстановительного блока для спринтеров 15-17 лет

 

Недели Комплекс упр. с блоками Кол-во тренировок Нагрузка Комплекс упр. с эластичным жгу­том
Кол-во тренировок Нагрузка
Интенсивность бега на отрезках 250-300 м,%
1 6 1(40% / 15)  - 65%
2 5 2(35% / 15)  - 70%
3   4 2х20 75%
4   3 3х20 80-85%
 

Таблица 2
Прирост показателей в контрольно-педагогических тестах за время формирующего эксперимента

 
   Контрольная группа Экспериментальная группа
Контрольно-педагогические тесты Относит. Достовер. Относит. при- Достовер.
  прирост,% различий, р рост,% различий, р
Прыжок в длину с места, см 1,6 >0,05 6,4 <0,05
Тройной прыжок с места, см 3,8 <0,05 6,8 <0,05
Прыжки с ноги на ногу на дистанцию 30 м, усл. ед. 2,7 >0,05 6,6 <0,05
Бег 20 м с ходу, с 4,3 >0,05 8,2 <0,05
Бег 20 м с н/ст 10,9 <0,05 8,2 <0,05
Максимальная сила мышц разгибате­лей бедра, кг 12,5 <0,05 20,3 <0,01
Проявление силы мышц- разгибателей бедра за 0,1 с, кг 10,8 <0,05 25,5 <0,01
Прыжок на правой ноге 20 м, с 0,5 >0,05 10,6 <0,01
Прыжок на левой ноге 20 м, с 0,5 >0,05 10,1 <0,01
1-градиент мышц разгибателей бедра, кг/с 9,6 <0,05 21,0 <0,01
Спортивный результат (100 м), с 1,9 >0,05 7,2 <0,05
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Используемая в педагогическом эксперименте методика тренировки спринтеров 15-17 лет дала возможность спортсменам, участвующим в исследовании, улучшить свои результаты в среднем на 7,2% (0,9 с) по сравнению с предыдущим годом (р<0,05).
 
Таким образом, можно полагать, что инновационная методика построения годичного цикла тренировки у спринтеров 15-17 лет позволяет без повышения объемов основных средств улучшить спортивные результаты на этапе углубленной специализации.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук - М. : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.
  2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
  3. Платонов, В.Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течении года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В.Н. Платонов // Теория и практика физической культуры - 2009. - № 9. - С. 18-34.
  4. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд / И.А. Тер-Ованесян. - М. : Терра - Спорт, 2000. - 128 с.
  5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой . - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
Контактная информация: professor.sport@gmail.com

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle